Известные люди
»Чарльз Буковски
Рождение: США, 16.8.1920
Американский поэт и романист, часто ошибочно причисляемый к битникам. Всю жизнь прожил в Лос-Анджелесе. Работал в жанре гиперреализма, описывая героев, находящихся в атмосфере алкогольной зависимости, распутства и насилия. Главный герой почти всех его книг (во многом автобиографических) писатель Генри Чинаски. Произведения Буковски неоднократно экранизировались.
Американский литератор, стихотворец, сценарист. Автор больше 40 книг 6 романов, 7 сборников рассказов и 32 сборников стихотворений, переведенных на многие языки; по его произведениям и с его участием сняты художественные и документальные фильмы. Сторонник эстетики прямой и грубой онтологической честности, развиваемой битниками, богемными и маргинальными кругами Америки 194060-х представителями так называемой натуралистической школы.
Родился 16 августа 1920 в Германии на берегу Рейна в Андернахе в семье служащего оккупационной армии. В 1922 семейство переезжает в США в Балтимор, потом в Пасадену, позже бесповоротно оседает в Лос-Анджелесе. Детские и школьные впечатления легли в основу известного автобиографического романа Буковски Хлеб с ветчиной (Ham on Rye, 1982). В нем он рассказывает о первых влюбленностях и бурях юношеского созревания, а кроме того методах воспитания отца, сторонника педантичной жесткости, муштры и физических наказаний.
После эпизода из школьной жизни, описанного в романе, когда преподавательница расхвалила перед классом написанный Чинаски (главным героем романа, вторым я автора), расклад о выдуманной встрече с президентом Гувером, совсем не смутившись тем обстоятельством, что это была полная липа, он сделал для себя значимый вывод: Так вот что им нужно на самом деле: неправда. Прекрасное вранье. Активное нежелание окружающих зреть неприятную правду, уход от нее в различные формы социальных игр становится для Буковски тем жизненным переживанием, которое в дальнейшем отразилось на его характере, определило судьбу и общее ориентация творчества.
После окончания средней школы в 19391941 учится в Городском колледже Лос-Анджелеса на факультете журналистики и английского языка. В начале Второй важный войны бросает колледж, отправляется в Нью-Йорк, далее в Филадельфию, где был признан психиатрами негодным к службе в армии по причине антисоциальности. Скитается по стране, перебиваясь случайными заработками. Работал на бойне, в железнодорожной ремонтной бригаде, в американском Красном Кресте больше, чем в ста местах в разных городах и штатах. Голодая и ограничивая себя одним шоколадным батончиком в день, пишет по 45 рассказов и стихотворений в неделю и, переписав их от руки печатными буквами, (печатной машинки не было), отсылает в различные журналы. Рассказы возвращались вспять, и только в 1944 два из них были напечатаны в журналах История и Портфолио.
После этого делает перерывчик в писательских опытах продолжительностью лет в десять. Эти годы были потрачены на скитания в людях и обретение личного опыта. Он ведет бродячий или, что называется, беспорядочный образ жизни непродолжительные любовные и сексуальные связи, алкоголизм, разборки со случайными знакомыми и устойчивый розыск необременительных мелких заработков. Его окружают в основном люди дна отчаявшиеся, не обнаруживающие в своем существовании сколько-нибудь достойного смысла. В представлении Буковски они, по крайней мере, не лгали по большому счету, не закрывая глаза на то, что им не хочется зреть, и в этом смысле были куда ближе к правде жизни, т.е. к ее глубинной онтологии, чем профессора и иной ученый люд. Этот отрезок времени жизни закончился для писателя в благотворительной палате окружной больницы Лос-Анджелеса, куда он попал с кровоточащей язвой желудка, ему делают переливание крови и настоятельно рекомендуют произвести операцию.
После пребывания в больнице возвращается к писательству приходя с работы, пишет вирши и рассылает по поэтическим журналам. Один из номеров журнала Арлекин был всецело составлен из его стихотворений, а поездка в Техас и знакомство с редактором журнала закончились женитьбой и рождением дочери Марины в 1955; истина, совместная существование продлилась краткосрочно. Буковски продолжает известия рядовой образ жизни, непочатый край пишет. Теперь с публикациями ему везет больше. В Вечнозеленом Ревю (Evergreen Revue) публикуются его рассказы, калифорнийское среда любителей поэзии Эврика издает на мимеографе тиражом 200 экз. его начальный 30-страничный сборник стихов Цветок, кулак и похотливый вой (Flower, Fist and Bestial Wail, 1960), далее выходят Стихи на длинную дистанцию для продувшихся игроков (Longshot Poems for Broke Players, 1962). Основные поэтические сборники, привлекшие участливость критики и читателей к его творчеству, были изданы в небольшом частном издательстве Луджон Пресс.
Первые книги Буковски сборники рассказов и стихов в основном публиковались в частных независимых издательствах, собственники которых были довольно самостоятельны, чтобы не шагать на поводу у оценок литературного истеблишмента. Произведения Буковски были полной противоположностью принятым тогда за писательский стандарт изысканным интеллектуальным пассажам.
Нью-орлеанское издательство Луджон Пресс (Loujon Press) было основано супругами Уэбб писателем Джоном Эдгаром и художницей Джипси и занималось в основном публикацией в 19541967 сочинений Буковски. Их издательская практика началась с выхода в печать двух поэтических сборников Буковски: Это держит мое сердце (It Catches my Heart in Its Hands, 1963) с предисловием профессора Луизианского университета Дж.У.Коррингтона, содержащим оценку его поэзии, и Распятие в руке смерти (Crucifix in a Deathhand, 1965). Сборники были набраны вручную на тонкой разноцветной текстурной бумаге ограниченным тиражом (сейчас библиографическая редкость). Биограф Нил Чирковски пишет о впечатлении, которое произвело явление этого сборника, он вызвал настоящую шоковую волну в поэтическом мире. Репутации Буковски произвести квантовый скачок помогало все печать, бумага, переплет, это вводное словечко Билла Коррингтона сама поэзия соответствовала любовной тщательности производства.
В начале 1960-х Луджон Пресс издает популярный леворадикальный по направленности журнал Аутсайдер (The Outsider) всего вышло 6 номеров. В оглавление первого номера (1961) не возбраняется повстречать имена без малого всех ведущих писателей-битников Дж.Керуак, Г.Миллер, У.Берроуз и др. В первом номере Аутсайдера вышла и одна из первых подборок из 11 коротких стихотворений Буковски, составивших Альбом Чарльза Буковски. К середине 1960-х его вирши уже жаждали печатать сотни небольших поэтических журналов. В 1966 по итогам опроса журнала Аутсайдер Буковски было присвоено звание аутсайдера года.
В приподнято оцененной критикой биографии Нила Чирковски Хэнк: Жизнь Чарлза Буковски (1999), автор которой в 16 лет лично познакомился со своим кумиром следом чтения Аутсайдера и его первых сборников стихов, описывалось уникальное явление того времени приятельство двух писателей из разных городов: В те аутсайдерские годы в Штатах было только два настоящих города аутсайдеров Лос-Анджелес Буковски и Нью-Орлеан Джона Уэбба. Уэббы представляли Буковски в одном ряду с битниками потому как Буковски в самом деле вышел из мироощущения 1940-х годов, дав звук безголосым. После этого Эдгар Уэбб соединил восприятие этого автора с произведениями писателей 50-х гг., а Уолтер Лоуэнфелс оформил взгляды этого леворадикального движения в литературе в своих письмах. это было мироощущением богемным и подпольным.
В это время Буковски был известен в основном как стихотворец, писавший энергичные, нервирующие вирши, исполненные остроумия и ожесточенной горечи, частично напоминающие У.Уитмена, частично автоматическое письмо сюрреалистов и битников. Прежде всего, его поэзия была чрезмерно грубой и влажный. С иной стороны, он сделал ее немудрёный и доступной. (Г.Локлин, Калифорнийский университет). Поэзия Буковски порождение философии бродяжничества 20 в., в ней сочетались розыск оснований собственного бытия, нежелание включаться в ярмарку тщеславия своего времени и бесцельный дрейф по течению жизни.
При этом безрадостные герои и героини прозы этого поэта отчуждения и писателя подлинной наполненности (К.Рэсрот) уголовники, проститутки, игроки, пьянчуги, обитатели трущоб и лос-анджелесских баров воспринимались критикой больше солидно, чем его вирши. Американский язык, каким его слышит Буковски, в самом деле достаточно несложно прибить к бумаге гвоздями, таковой он определенный и густо пригнанный (Дж.У.Коррингтон). Его манеру сравнивали с Э.Хемингуэем Буковски кроме того предпочитал простые прилагательные, слова и абзацы были короткими и по делу. Иногда Буковски называют битником, другой раз натуралистом, но писал он так, как будто был водопроводчиком (М.Немцов). Он презирал липу и претенциозность и ежился от чересчур вычурных литературных словоупотреблений. Стиль прост и прямолинеен, фразы лаконичные и целенаправленные, никаких метафор, аллюзий. Его девиз Мне нравится произнести то, что я должен проговорить, и отвалить.
В 1966 в Санта-Розе (Калифорния) Джон Мартин, ярый поклонник творчества Буковски, основывает издательство Черный Воробей (Black Sparrow Press), некогда всего для того, чтобы печатать произведения Буковски автобиографические наброски, житейские истории, наблюдения, вирши. Здесь и выходят в 1960-х его сборники На улице террора по пути агонии, Дни бегут, как дикие лошади по холмам и др. Поскольку Буковски нуждался в деньгах и всю дорогу искал заработки, Джон Мартин в 1969 предложил выплачивать ему ежемесячно по 100 долларов, чтобы он не отвлекался от писательства. Буковски был крайне рад этому предложению.
Теперь в портфеле Черного Воробья 23 названия произведений Буковски, оно одно из наиболее уважаемых независимых издательств США. Его книги позволительно изведать по характерному оформлению рыхлых разноцветных обложек аскетичные шрифтовые композиции в духе русского конструктивизма. Доходы от книг Бука до сих пор составляют возле трети 800-тысячного годового объема продаж издательства. Он помог мне создать мой издательский коммерциал, я помог ему сделаться преуспевающим писателем и зажиточным человеком. Это так умер Хэнк по-прежнему бичом, но бичом не бедным, фиксировал Джон Мартин, тот, что в родное время работал в фирме по доставке товаров, чтобы его начинающее издательство могло печатать книги негусто кому известного Чарльза Буковски.
В начале 1970 в возрасте 50 лет Буковски за 20 дней пишет роман Почтамт (Post Office, 1971), повествующий о монотонных, отупляющих буднях вкалывающего на почте Генри Чинаски по сути, постоянного главного героя его произведений. В основу положен истинный актуальный навык Буковски в 1958 он сам работал на сортировке почты. Отмечая явление Почтамта, одни критики фиксировали, что сумма описанных в нем эпизодов так и не сложилась в единое целое, другие же полагали, что такое рваное повествование отражает бесцельность жизни главного героя. По сведениям Джона Мартина, в США основополагающий роман Буковски был продан тиражом 75 тыс. экз., по всему миру 500 тыс. экз.
Между 1969 и 1972 Буковски и Чирковски выпускают три сборника Литературный хохот и дядя, вооруженный до зубов. В 1974 Буковски получает стипендию Национального Фонда Поощрения Искусств, переселяется в квартиру в Голливуде. Подрабатывает в мужских журналах, в том числе в Hustler, а ещё в андеграундных газетах Свободная печать Лос-Анджелеса, Нола Экспресс и Открытый город (Open City), где ведет колонку Заметки Старого Козла громит обожающих его хиппи.
В следующем романе Фактотум (Factotum, 1976) описаны похождения Генри Чинаски, от души пытающегося выискать себе подходящую постоянную работу (фактотум подмастерье, мастер на все руки). По сравнению с предыдущими произведениями, его образ дается больше развернуто. Высокие чаяния Чинаски обесценивает и низводит до потешный чопорности, предпочитая среда забулдыг и всяческих неустроенных людей. В своем одиночестве они поддерживают приятель друга простым пребыванием рядом. В то же время тяга к высокому присутствует и в их жизни, порой окрашивая ее в трагические тона. Она же толкает их к алкоголю: Без кира я бы давнехонько себе глотку перерезал. // пьянство это форма самоубийства, когда тебе позволено ворочаться к жизни и инициировать все заново на следующий день.
Далее выходят его романы Женщины (1978), Ветчина на хлебе (1982), сборники Африка, Париж, Греция; Конина; Все жопы мира и моя и др. В них заново же описаны вылазки в мир работяг, шабашников, шлюх и барменов. Его герою надоела политкорректность и эта пластмассовая культурка, где все лгут товарищ другу и где не дождешься простого честного слова. Одна веселье добрая выпивка, отзывчивая подружка да пара монет для тотализатора на скачках. В романе Женщины (Women, 1978) Генри Чинаски признается в любви к своим женщинам.
К концу 1970-х Буковски становится популярным. Все чаще его приглашают выступать перед читателями с чтением стихов (за 200 долларов). А его поездки в Европу визиты в Германию и Францию стали значительными культурными событиями, активно освещавшимися по ТВ и в прессе.
Анализируя вышедший в 1972 большущий сборник рассказов Эрекции, эякуляции, эксгибиции и истории обыкновенного безумия (Erections, Ejaculations, Exhibitions and General Tales of Ordinary Madness), критики пытались выделить основное ориентация новаторских поисков Буковски. Свпитывать текст ли в качестве таковых формальные нововведения как бы отсутствия заглавных букв в именах собственных или набранные курсивом диалоги? Или же новизна содержится в специфическом раблезианском юморе, высмеивающем всех и вся писателей, политиков, феминистов, гомосексуалов, посреди которых обычный чувак словно бы Хэнка чувствует себя изгоем и ископаемым.
По произведениям, вошедшим в сборник, в 1983 был снят художественный кино История обыкновенного безумия (Италия Франция, режиссер Марко Феррера, в главных ролях Бен Газарра и Орнелла Мутти) одна из лучших экранизаций Буковски. Сквозным сюжетом в фильме проходит история из его известного рассказа Самая красивая леди в городе. Удачной разрешено полагать и другую киноверсию его произведений, снятую в жанре черной комедии и психологической драмы, ленту Холодная луна (Франция, 1989, режиссер Патрик Бушите, в главных ролях Патрик Бушите и Жан-Франсуа Стивен), повествующую о приключениях двух отвязных дружков. Несмотря на всю придурковатость их юмора, герои оказываются не чужды возвышенных мыслей о сущем и красоте мира, которая может раскрыться любому, причем в самом неожиданном виде.
Кинодокументалистика кроме того не прошла мимо Буковски. В начале 1970-х Тэйлором Хэкфордом был снят о нем честный и прямой, по мнению Буковски, документальный кино. В 1983 канадский режиссер Рон Манн создал документальный кино Поэзия в движении, посвященный североамериканскому поэтическому ренессансу. Кадры полуторачасового фильма, запечатлевшего немного десятков наиболее известных поэтов Америки, читающих свои вирши под аккомпанемент любимой музыки, сопровождает авторский комментарий Чарльза Буковски.
Буковски получает приглашение поработать в Голливуде в качестве сценариста. По написанному им автобиографическому сценарию для Cannon Group Inc. был снят кино Пьянь (Barfly, режиссер Барбет Шредер, 1987), где снимались Фэй Данауэй и Микки Рурк в роли Генри Чинаски. Фильм имел у зрителей установленный фарт. Буковски же в свою очередность воспользовался случаем приложить по полной программе голливудскую кухню он пишет очередной роман Голливуд (Hollywood, 1989), живописующий порядки, царящие на знаменитой фабрике грез. На фоне изнанки жизни голливудских тусовщиков и пикировок между режиссерами он выводит образ местного гения Виктора Нормана писателя, живущего за счет продюсеров. Его прототип нью-йоркского писателя Нормана Мейлера он считал по стилю и мировоззрению родственным себе калифорнийцу Буковски.
Постепенно писательский истэблишмент стал ласково, хотя и с некоторой опаской притискивать его к своей обширной груди. Вышла жизнеописание Буковски, написанная Хью Фоксом, во Франции его поэзией восхищались Ж.П.Сартр и Ж.Жане. К концу жизни он стал моден, имел как поклонников, так и противников, все ещё не торопившихся причислять его имя к здоровущий литературе.
Сам он классическую и современную литературу по большей части считал вычурной, чопорной, уж очень уравновешенной и фальшивой. Он полагал, что пишет подпольно и не богато, т.е. не так, как положено. При этом ему нравились П.Неруда, преждевременный Хемингуэй, Дж.Сэлинджер, Селин, Кнут Гамсун, Ф.Вийон, Ф.Достоевский. В человеческом плане, несмотря на его неуживчивый, сварливый и вздорный нрав, в нем всю дорогу присутствовала полная ясность ума и надзор разума, а кроме того до такой степени покоряющее добродушие, мужество и щедрость, что его называли единственным в действительности любимым поэтом подполья. (Д.Ньюлав).
В 1993 в издательстве Черный воробей вышла последняя прижизненная антология Буковски Беги сообща с добычей. В нее вошла расположенная в хронологическом порядке большая количество поэтического и прозаического материала, опубликованного в издательстве. Его последнему роману Макулатура (Pulp, 1994), как и предыдущим, присущи ощущение юмора, раскрепощенная речь, упор на сексуальность и сленговые выражения. Роман проникнут настроениями приближающейся смерти Хочу, чтобы меня предали земле близ ипподрома где будет слышен завершающий заезд.
Чарлз Буковски умер от лейкемии 9 марта 1994 в своем доме в Сан-Педро, где жил с 1979.
Поклонников творчества Бука оказалось в особенности непочатый край в Европе, где его с радостью переводили и переводят, как раз продажи в Европе его книг, разошедшихся миллионными тиражами, сделали Буковски состоятельным человеком. В России, начиная с 1990-х, его произведения публикуют издательства Глагол (Москва) и Новое культурное пространство в серии Книги Бука (СПб). Отечественные поклонники его творчества находят совпадения в манере письма и эпизодах биографии Буковски с Сергеем Довлатовым, фиксируют воздействие Бука на творчество и жизненную позицию Эдуарда Лимонова.
Буковски остается самым талантливым и авторитетным лидером так называемой натуралистической школы (Meat School). Ее представители грубо и агрессивно, выворачивая наизнанку родное уязвленное нутро, пишут о мире люмпен-пролетариата. Как говорил Чирковски: появился прямой резкий манера, тот, что в меньшей степени походит на поэзию, а в большей смахивает на то, как словно бы в баре какой-то малый садится напротив тебя и заводит беседу. Буковски литератор, тот, что ни при каких обстоятельствах не верил в традиционные американские ценности и черпал родное вдохновение в жизни своих в доску бродяг. Опустившиеся колоритные люмпены на поверку оказываются не менее глубоки и интересны, чем представители среднего и высшего класса. У них также есть свой комплект человеческих ценностей и, свой кодекс чести. Поскольку они следуют заповеди: Смотри открыто правде в глаза, и тебе безотлагательно станет легче, у них хватает мужества величать вещи их паршивыми именами, не приукрашивая правду и не пряча голову в песок.
Творчество Буковски своего рода анархистская сатира и провокация: он бросает вызов. Он всегда выплескивает стакан холодной воды прямо вам в лик человеческий и требует, чтобы вы подумали о том, кто вы и что есть ваша бытие. (Чирковски).
Его интересовала неприкрытая и откровенная истина жизни, грубые, фундаментальные истины, лежащие в ее основе. Он ориентировался на основы бытия, которые нередко оказываются скрыты под спудом, но аккурат они держат всю конструкцию человеческого существования. Буковски интересует в человеке его онтологический фундамент, потому как джентльмен по своей сути един, несмотря на все различия в воспитании, образовании и культуре.
ПрозаРоманы:
* Почтамт / Post Office (1971, рус. перевод 2002)
* Фактотум / Factotum (1975, рус. перевод 2000)
* Женщины / Women (1978, рус. перевод 1994)
* Хлеб с ветчиной / Ham On Rye (1982, рус. перевод 2000)
* Hollywood / Hollywood (1989, рус. перевод 1994)
* Макулатура / Pulp (1994, рус. перевод 1996)
Сборники рассказов:
* Заметки старого козла / Notes of a Dirty Old Man (1969)
* Истории обыкновенного безумия / Erections, Ejaculations, Exhibitions and General Tales of Ordinary Madness (1972, рус. перевод 1997)
* Юг без признаков севера / South of No North (1973, рус. перевод 1999)
* Самая красивая дама в городе / The Most Beautiful Woman in Town (1978, рус. перевод 2001)
* Шекспир ни в жизнь не поступал так / Shakespeare Never Did This (1979)
ПоэзияСтихотворные сборники:
русские переводы отдельных стихотворений из этих сборников вошли в книгу Блюющая дама (2000)
* Пересмешник желает мне удачи / Mockingbird, Wish Me Luck (1972)
* Сгорая в воде, утопая в пламени / Burning in Water, Drowning in Flame (1974)
* Любовь адский пёс / Love Is a Dog from Hell (1977)
* Играй нетрезвый на пианино как на ударном инструменте в то время как пальцы не начнут малость кровоточить / Play the Piano Drunk Like a Percussion Instrument Until the Fingers Begin to Bleed a Bit (1979)
* Всё время битва / War All the Time (1984)
* Иногда так одиноко, что в этом более того есть толк / You Get So Alone at Times It Just Makes Sense (1986)
* Мадригалы меблированных комнат / Roominghouse Madrigals (1988)
* Танцы в мертвецкой / Bone Palace Ballet (1997).
Так же читайте биографии известных людей:
Чарльз Диккенс Charlz Dickens
Великий писатель, триумфатор обоих берегов Атлантики, богатейший англичанин эпохи (после смерти Диккенса осталось состояние в 93 000 фунтов..
читать далее →
Чарльз Макинтош Charls Mackintosh
Чарльз Макинтош - шотландский архитектор, художник и дизайнер. Родился 7 июня 1868 года.Чарльз Макинтош является родоначальником стиля модерн в..
читать далее →
Чарльз Хэллэхэн Charles Hallahan
В кино дебютировал в 1979 году ("Nightwing").
читать далее →
Чарльз Чаплин Charles Spencer Chaplin
Чарльз Чаплин, Чарли Чаплин - известный на весь мир американский и английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр. Родился 16 апреля 1889..
читать далее →