Известные люди

»

Шакарим Кудайбердиев

Шакарим Кудайбердиев Shakarim Kudaiberdiev Карьера: Поэт
Рождение: Казахстан, 11.7.1858
Философ, мыслитель, историк, поэт, духовный восприемник наследия Абая.

Духовный восприемник и ученик Абая, философ-мыслитель, ученый-историк, стихотворец Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен-булаке Чингизской волости Семипалатинского уезда (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочка Алдабергена, из рода Каракесек. Произведения Шакарима хранят сведения и факты о его жизненном пути и творческой деятельности.

Отец Шакарима Кудайберды отдал его с 5 лет на учение аульному мулле, у которого он проворно научился арабской и персидской грамоте. Годы раннего детства, отрочества и юности Шакарима, несмотря на то, что хлопчик в 7 лет остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке и довольстве, под покровительством могущественного деда Кунанбая. "Покойный дед жалел меня как сироту, вследствие этого не сильно утруждал учением, и оттого в какой-то степени я остался неучем, делал все, что взбредет мне в голову и рос без всяких строгостей в отношении воспитания и учебы," - вспоминал позже Шакарим.

Подлинным наставником Шакарима, находящегося на попечении деда, становится сам Абай. Юность Шакарима проходила в этакий атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Аул ходжи Кунанбая славился тем, что тут возносились поиски истины, знания, другими словами, все прогрессивное. Шакарим был истинным учеником школы Абая, где почитали за святыню ораторское мастерство, творчество любого рода и приверженность к музыке.

Будучи в Семее, повзрослевший Шакарим приобретает гармонь, шарманку и скрипку, на которой его обучил игрывать какой-то российский музыкант. Он занимается кроме того рисованием, работой по камню, изобретает и кроит одежду, изготавливает скрипки, домбры, держит скаковых лошадей, охотится с беркутом. Известно, что он изготовил протез для покалеченного когтя беркута из стали. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал писать вирши. Темой его философствования были натура и этика, добро и зло.

"Стихи мои тех юных лет страстно молодежью почитались. Но я не знал о нуждах народа своего и оттого не мог тогда вымолвить нужного слова."

Но в ту пору Кудайбердыев не смог впритирку начать к писательской деятельности. Едва ему исполнилось 20 лет, как он решил заняться политикой для того, чтобы подмогнуть своему народу достичь лучшей доли, он старался упорядочить взаимоотношения между родами, между разными слоями общества, хотел, чтобы в степи воцарились мир и благоденствие. На выборах Шакарим предложил свою кандидатуру и был избран в волостные правители.

Своеобразной школой для него стало знакомство со спорами и тяжбами. Многочисленные жалобы раскрыли ему, как хоть отбавляй несправедливостей в окружающем мире. Он проник в систему правления, в которой главенствующее положение занимала колониальная политика царского правительства, основанная на подавлении и ущемлении прав казахского народа. В действиях местных администраторов в тот самый отрезок времени происходила неприглядная мышиная возня. На до того нелегком поприще Кудайбердыев неоднократно натыкался на непреодолимые препятствия, познав, что такое разгромление, более того стал колебаться в торжестве справедливости. Позже, вспоминая те годы нелегкой борьбы, он писал с большим сожалением:

"Годы между двадцатью и сорока,

Годы юности неповторимой.

Зря они прошли,

Наполнив сердце кровью гнойной."

Целиком и бесповоротно Шакарим отдался творчеству приблизительно с 1898 года, уже после этого сорока лет. По определенной системе стал постигать западную и восточную литературу. В эту пору он познакомился с наследием таких поэтов и мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а кроме того с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого. Литература, история, философия, музыка, риторика, естественные науки, география - все входило в круг его интересов. Шакарим независимо овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Полностью отдавшись наукам и знанию, он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом. В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества.

Начало XX в. знаменовало время подъема творческой деятельности Шакарима. В 1906 году он посетил Мекку, Мысыр, Стамбул, работал в библиотеках, пересылая по почте в Семей приобретенные им книги. Последний отрезок времени его жизни совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, первой важный войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией.

Шакарим был свидетелем многих значительных событий и изменений, происходивших в отношениях между Россией и Казахстаном. Он участвовал в национально-освободительном движении "Алаш". Установление советской власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году - все это оказало большое воздействие на мировоззрение поэта. О правде того времени он писал:

Осуждая меня со стороны,

Считая, что принадлежу к элите богатых,

Презирая меня и не желая толковать по душам,

Бежит от меня юное племя.

"Слух в народе (про меня): что, мол, "выжил из ума".

Муллы твердили, что я нарушитель канонов религии.

Нашлись и такие, что упрекали в "вознесении

прошлого, отжившего".

"Остался я в настоящий момент перед всем миром нагой.

Все перекочевали, я - одинок,

Скажи, мой народонаселение, чем тебе я не угодил,

И какую беду я тебе принес?

Ведь товарищи мои только карандаш и бумага.

В 1912-1922 годах Шакарим жил в местности Кенконыс, всецело посвятив себя науке и творчеству. С 1922 года он жил в местечке Шакпан в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года Шакарим был безвинно осужден и тайком расстрелян. Великий гений, немалый ученый на долгие годы был забыт.

При жизни Кудайбердыева были напечатаны такие его книги как "Зеркало казахов", поэмы "Калкаман-Мамыр" и "Енлик-Кебек". Отдельные вирши, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах "Абай", "Айкап", "Шолпан", в газете "Казах". "Абай" и "Шолпан" напечатали его переводы из Хафиза и поэму Физули "Лейли и Меджнун". Поэтический перевод "Дубровского" и "Метели" Пушкина были опубликованы в 1936 году в Алматы в журнале "Эдебиет майданы".

Несмотря на то, что прокуратура бывшего СССР решением от 29 декабря 1958 года реабилитировала Шакарима за отсутствием состава преступления, продолжался запрет на творчество поэта, обвинявшегося в "буржуазном национализме" и прочих нелепых грехах. Но народонаселение по-прежнему хранил в памяти произведения поэта. Пересмотра официального отношения к творчеству Кудайбердыева требовала казахская интеллигентская часть общества. Только затем 1986 года стало возможным возвращение поэзии Шакарима народу. Получили огласку его занятие по проведению съезда алашевцев в Семипалатинске в 1918 году, статьи, философские эссе, стихотворения и поэмы, очерки и многое другое. По записи Аизба Кудайбердыева (1900-1984), сына Шакарима, поэта и композитора, мы можем кинуть свет на местоположение музыки в мировоззрении духовного восприемника Абая. Вопреки прежнему подходу к исламизму Абая как к чему-то сугубо предосудительному, а тем больше к учению Шакарима как к абсолютный мистической религиозности, есть надобность объективно глянуть на преемственность Абай - Шакарим. Именно Абай Кунанбаев обратил чуткость Шакарима на Восток, оплатил его расходы на турне в Мекку, Медину, Мысыр, Стамбул, дабы тот ознакомился с историческими местами, учеными, посетил библиотеки. Там Шакарим приобрел ценные книги и освоил восточную систему записи нот. Песни "Жастык", "Сегiз аяк", "Ажалсыз эскер" были сочинены Шакаримом в соавторстве с Абаем-композитором, поставившим перед юным поэтом проблему отыскания различных стихотворных размеров для сочетания с музыкальным песенным рядом. В стихах Шакарима, переложенных на музыку, нашли отображение принципиальные мировоззренческие вопросы, напоминающие те, которыми задавался в родное время И.Кант: "Откуда я? Что я должен совершать? На что полагаться?". Как последователь Абая Шакарим сильно воспринял поэтическую и музыкальную стихию, исторически выработанную душой казахского народа, заложенные в ней пласты верований и понятий он претворил в основополагающих принципах своего философского мировосприятия.

Так же читайте биографии известных людей:
Шакен Айманов Shaken Aymanov

Народный артист СССР.
читать далее

Шакиб Хелиль Chakib Khelil

Президент ОПЕК с 2007 года, занимает эту должность во второй раз, впервые находился на этом посту в 2000-2001 годах. Министр энергетики и природных..
читать далее

Шакил О'Нил Shaquille O'Neal

Шакил О'Нил - американский баскетболист. Родился 6 марта 1972 года.1 июня 2011 года Шакил О'Нил официально завершил профессиональную спортивную..
читать далее

Шакира Shakira

Шакира - популярная колумбийская певица, композитор, автор песен и танцовщица. Родилась 2 февраля 1977 года. Полное имя Шакира Исабель Мебарак..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий