Известные люди

»

Шандор Беркеши

Шандор Беркеши Shandor Berkeshi Карьера: Оператор
Рождение: Россия, 26.12.1963
В десятку лучших операторов России Шандор Беркеши вошел после триумфа фильма "Коктебель". Снятый по принципу "забытой камеры", кому-то он показался скучным и затянутым, а кому-то - бесконечно красивым и гармоничным. Впрочем, сам Беркеши излишней красоты не любит и по возможности снимает "естественно". Ценить "правду жизни" он научился во время работы в документальном кино. С ним же связаны и самые лучшие жизненные воспоминания. Так, однажды съемочную группу Беркеши "забыли" в необитаемой части Чукотки. Но обо всем по порядку.

Шандор Беркеши, оператор

Дебют в игровом кино: "Коктебель" (реж. Борис Хлебников и Алексей Попогребский)

Другие работы: "Греческие каникулы", "4", "Танкер Танго", "Дорожные работы", "Дети Арбата"

А также: огромный навык работы в документальном кино. Один из самых известных фильмов "Птицы Наукана"

- Знаю, что до кино вы успели отслужить в армии и поработать водителем. А во ВГИК поступили только в 26 лет. С чем связан настолько продолжительный отбор профессии?

- С тем, что мне не хотелось совершать формальный отбор. Многие мои одноклассники вслед за тем школы так и поступили. Закончили разные институты, а по профессии никто не работает. Я с самого начала так не хотел. Решил в первую очередь взять в толк, что мне надобно в этой жизни, а следом уже работать отбор.

- И зачем выбрали кино?

- Потому что я с детства увлекался фотографией. Фотоаппарат повсюду с собой носил, неужели только в баню его не хватал. (Смеется.) Но следом мне нежданно стало узко в рамках этого увлечения. Стал за собой замечать: смотришь сквозь объектив на людей, а на спуск забываешь надавить. Просто наблюдаешь за процессом, подобно тому как это не фотоаппарат, а камера. И тогда я понял, что мне пора воистину забрать ее в руки.

- И когда это произошло?

- Любительскую камеру я ещё школьником освоил. А первые профессиональные кадры сделал в 1986 году. Это было ещё до ВГИКа, я тогда работал ассистентом оператора на мелкий студии научно-технических фильмов. Заряжал кассеты, разматывал пленку, чистил камеру. В общем, такая рутинная служба. Зато приходилось немало колесить по стране. Первая моя рабочая поездка была в Сибирь. Мы там снимали какой-то очередной производственный кино "из жизни села". И в одной деревне полезли на крышу скотного двора, чтобы бросить взгляд, как будет смотреться групповой проект. А в это время мимо шло табун коров. И мне захотелось его снять. Многие люди испытывают "опасение камеры", боятся брать ее в руки. У меня таковый боязни ни при каких обстоятельствах не было. Я у оператора спросил: "Можно?" - "Давай!" И получилось что надо. Потом тот самый кадр более того в кино вошел.

- И вы решили переквалифицироваться в операторы?

- Да, и поступил во ВГИК. Первая моя независимая картина называлась "Зима". Мы ее сняли во время первых же каникул в Костроме. Взвалили на себя аппаратуру и поехали туда на поезде, на пару с режиссером. Он же исполнял в фильме главную роль: ходил по городу в образе непонятого гения. В результате получилась такая эстетская картина, снятая под явным влиянием Тарковского! (Смеется.)

- Во ВГИКе, надо полагать, все посредством это проходят?

- А куда деваться! Но мы истинно старались. И более того умудрились снять крайне особенный проект. Кранка у нас, конечно, не было, и тем не менее в одной сцене камера взлетает в кадре с 2 до 15 метров.

- ???

- Все шибко легко. Мы пришли в городской парк и упросили механика - зимой! - прокатить нас на "чертовом колесе". Получился "кран"! Конечно, изображение не весьма чистое вышло, потому как люлька покачивалась, но мы все одинаково были довольны. Представьте: деревья все в снегу, всюду - никого. И свойский режиссер лежит на снегу, весь из себя непонятый. Красота!.. На самом деле у документального кино немало своих преимуществ. Некоторые вещи разрешается снять, только будучи документалистом. Скажем, один раз мне пришлось снимать посадку "Боинга" в Шереметьево-2. Меня привели в кабину к пилоту, я включил камеру и 30 мин - вплоть до приземления - снимал в режиме реального времени. В этом отношении документальное кино крайне увлекательно. Оно дает уникальные возможности. И позволяет непочатый край путешествовать. Например, мы снимали кино об Индии, провели там немного недель, побывали в таких местах, куда вряд ли ступит нижняя конечность русского туриста. Такие поездки возможны только благодаря документальному кино.

- А как вас занесло на Чукотку?

- О, это местоположение, где я оставил близкое сердце! Мы там снимали кино "Птицы Наукана". Наукан - это мыс Дежнева, там раньше эскимосы жили. Кстати, в хорошую погоду с этого мыса Америку невооруженным взглядом видно. Так вот, забросили нас туда вездеходом, оставили продуктов на пять дней, а вернулись только сквозь шестнадцать. Мы там слегка не умерли с голода! Когда улетали на Чукотку, я весил 115 килограммов, а когда вернулись - уже 90. Целый месяц отъедался.

- А местные обитатели едой поделиться не могли?

- От нашего лагеря до ближайшего поселка нужно было девять часов на своих двоих топать. В принципе достигнуть разрешается, но занятие было летом, а там в это время как раз медведи размножаются. И они крайне агрессивные. А у нас с собой более того ружья не было, только колун и ножик. Так что попадись мы им на глаза - остались бы от нас рожки да ножки.

- И как вышли из положения? Занимались собирательством?

- Именно! Выходили на берег океана, добывали морскую капусту. Ее сколь ни полощи в воде, все одинаково песок в зубах остается. Так и ели, с камнями! Еще нам повезло, что рядом располагался птичий рынок. Правда, птицы там были крайне хитрые и гнезда вили в самых неприступных местах. Но нам все же удалось нарыть шесть больших яиц. Мы их сварили и с большим удовольствием скушали. Но есть все одинаково хотелось. И в одно прекрасное время мы решили угробить моржа, тот, что выбрался передохнуть на берег. Нам уже позже объяснили, как это угрожающе! У меня ассистентом был Петя Духовской - он отличный оператор, невпроворот хороших картин снял. Так вот, морж его капельку рук не лишил. Мы к этой туше подобрались позади с топором, но он от ударов увернулся, конечно. Стал отбиваться и своими острыми бивнями - Пете по рукам. Еще чуть-чуть - и вовсе бы их отхватил. Просто повезло парню.

- В игровом кино, конечно, все больше предсказуемо. И разрешается наконец-то заняться построением кадра

- Если открыто, для меня это не в особенности значимо. Я не люблю выстраивать сложные схемы света. Стараюсь, чтобы освещение было естественным. А вот разукрасить кадр, наложить безумные тени - это не мое. Я могу снять пригоже, это не задача! Но мне кажется, куда важнее, чтобы кадр получился эмоциональным.

- А эмоциональность - неужто не от актеров зависит?

- В том-то и занятие, что не только от них. Вот словно бы операторы одно и то же снимают, но у одного получается одухотворенный кадр, а у другого - пустой, одномерный.

- И как это пояснить?

- Мне кажется, все зависит от отношения. Один оператор пойдет в грязища, чтобы осмыслить, необходимо ли ему снимать с этой точки, а прочий махнет рукой. Лишнего шага не сделает. Я таких людей не понимаю. Я, покуда сам все на площадке не обнюхаю, не потрогаю, не рассмотрю, - не успокоюсь. Мне нужно осмыслить, из чего сделаны костюмы. Каковы на ощупь декорации. Могу другой раз подступить к актеру или актрисе и схватить за руку. Чтобы испытать человека. Мне кажется, это сильно значимо. Японцы верят, что у каждой вещи есть личность. Я также в это верю. Мне хочется прикоснуться к этой душе, открыть ее.

- А чья личность вам интересней, какую фактуру нравится снимать?

- (Думает.) Пейзажи - вряд ли. В них чрезмерно как собак нерезаных красивого. Иногда, конечно, хочется снять пейзаж, но не неизменно это подходит для картины. Детали люблю снимать, людей, лица. В этом смысле увлекательно было трудиться на "Детях Арбата".

- Несмотря на то что это сериал?

- Это кино, а не сериал. И снимали мы его по всем законам большого кино. Но Андрею (Андрей Эшпай, режиссер фильма. - Авт.), чтобы уложиться в формат, приходилось кромсать сильно полно. И сильно полно красивых планов в корзину ушло. Показали оттого что всего 15 серий, хотя планировалось 16, а сняли мы вообще на 18! В любом случае для меня это была шибко интересная служба. Полгода счастья, на самом деле. Потому что команда собралась как на подбор. А главное - какой режиссер! Андрей сам по себе дядя весьма экспансивный, тонко чувствующий. И может актера настроить на надобный лад, если нужно, времени на это не жалеет. Смотришь основополагающий дубль: как будто стандартно дядя играет. Второй: здорово! А когда смотришь пятый, то понимаешь, что второй дубль был легко дурацким. То есть режиссер истинно работает с актерами, знает, как выжать их них максимум. Такой класс режиссуры в текущее время нечасто увидишь.

- Если джентльмен вам неприятен, это скажется на качестве съемки? Ведь из каждый красавицы при желании не возбраняется произвести чудовище

- Для меня нет разницы, кого снимать. Красивый дядя - некрасивый, нравится он мне или не нравится, - неважно. Я должен свершить так, чтобы его физиономия на экране было максимально выразительным.

- Одно занятие - выразительность, и нимало другое - краса. Для актрисы в любом случае существенно, чтобы она была красивой на экране.

- Спору нет. И при желании позволительно определить этакий свет, тот, что из лица актрисы сделает заднее местоположение, извините за выражение. Но я этого ни в жизнь себе не позволю. А вообще некрасивых лиц нет. Для меня лично, как для оператора. Есть сложные лица и менее сложные.

- Сложные - это какие?

- Могу привести образец. В "Греческих каникулах" мне пришлось снимать в одном кадре Чулпан Хаматову и Аню Арланову. По сценарию они стоят рядышком. Светит светило. У Чулпан - лик человеческий открытое, ничего с ним работать не надобно. А у Ани - вот такие тени под глазами! Потому что они сильно посажены. Что тут работать? Да хоть стреляйся! Приходилось перекрывать свет. Мы снимали совместный проект на солнышко. Потом ставили Аню за занавеску, снизу также клали черный бархат, чтобы ей не отсвечивало от асфальта. И давали контровой лучик, как подобно как это солнышко. Обманули всех, кого только могли! Но добились своего. Причем не подумайте ничего плохого: у Ани крайне красивое физиономия. Но сложное.

- А всю дорогу ли нужно так дотошно выстраивать планы, разыскивать ракурс, свет? Ведь большая доля зрителей этого более того не заметит.

- Мне кажется, нужно. Георгий Рерберг, царство ему небесное, сказал шибко хорошую фразу, показывая нам "Зеркало" Тарковского: "Я считаю, что единственный день нужно репетировать сцену и единственный день - ее снимать". Или иной образец, когда Тарковский и Вадим Иванович Юсов для общего плана перепахали трактором землю, чтобы в кадре был потребный им контраст.

- Это не блажь?

- Нет, не блажь. А цветовое заключение картины. И от этого на самом деле весьма многое зависит. Даже что ни на есть неискушенный зритель на подсознательном уровне все одинаково оценивает картинку, соотношение цветов. И если в кадре дисгармония, он во что бы то ни стало это заметит.

- Ой ли?

- Даже если единственный мужчина из ста заметит, что это не нетрудно почва, разглядит за этим смысловую нагрузку, это уже недурно. В любом случае это не блажь, это необходимо работать. Нельзя нисходить до обывателя. Я считаю, что, напротив, мишень любого искусства - подтягивать людей до своего уровня. Задавать новую планку восприятия. У меня есть дружбан - он художник, рисует неприглядные картинки московского быта. Какие-то задворки, лестницы, люки. На начальный точка зрения ничего необычного. Но немного раз был свидетелем, как к нему подходили люди и говорили: "Я ни при каких обстоятельствах не видел таковый Москвы. Спасибо, вы открыли мне глаза".

- Другой точка зрения на вещи?

- Совершенно метко. Художник предлагает прочий воззрение на вещи. И в этом - его основная ценность.

Так же читайте биографии известных людей:
Шандор Радо Shandor Rado

Радо Шандор (Рудольфи) (1899-1981) советский разведчик (псевдонимы Альберт, Дора). С 1935 г. работник 4-го управления Генштаба РККА. С 1936 г. в..
читать далее

Шанталь Кревьязук Chantal Kreviazuk

Известная канадская исполнительница, одаренная певица и музыкант. Она обладательница множества престижных наград.Шанталь отменно играет на пианино и..
читать далее

Шантель Валдивьесо Chantel Valdivieso

Шантель Валдивьесо - молодая американская актриса афро-американского происхождения. Родилась 6 июня 1994 года на базе воздушных авиационных сил..
читать далее

Шао Бао SHao Bao

Дебютный клип ШАО?БАО! снял на дешевую черно-белую пленку Свема тогда еще малоизвестный режиссер Семен Горов.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий