Известные люди

»

Эдвард Уилсон

Эдвард Уилсон Edward Wilson Карьера: Биолог
Рождение: США, 10.6.1929
Американский энтомолог и этолог. Один из основателей современной социобиологии (от лат. socialis общественный и греч. bios жизнь, logos учение), научной дисциплины, возникшей на стыке современной биологии, психологии и социогуманитарного знания и занимающейся изучением биологических основ социального поведения животных и человека.

Учился в Алабамском университете, в 1950 получил уровень магистра в области биологии, в 1955 уровень доктора философии в Гарвардском университете. В 19641972 Уилсон профессор зоологии Гарвардского университета, с 1972 куратор по вопросам энтомологии в Музее сравнительной зоологии, с 1973 президент Общества по изучению эволюции.

Основные работы: Сообщества насекомых (Insect Societies, 1971), Социобиология: свежеиспеченный синтез (Sociobiology: The New Synthesis, 1975), О человеческой природе (On Human Nature, 1978, эта книжка получила Пулитцерскую премию), Гены, интеллект, культура: доктрина гено-культурной коэвоюции (Genes, Mind and Culture: The coevolutionary process, 1981, Harvard University), (Огонь Прометея: размышления о происхождении человеческой психики, Promethean fire: reflections on the origin of mind, 1983, Harvard University, 1983, совместно с Ч.Ламсденом ), Биофилия (Biophilia, 1984), Муравьи, совместно с Б.Хюллдоблером (Bert Hцlldobler) (The Ants, 1990; книжка кроме того получила Пулитцеровскую премию), Разнообразие жизни (The Diversity of Life, 1992), Натуралист (Naturalist, 1994, прилагает раньше выдвинутые принципы социбиологии к собственной жизни, описывая как парнишка, влюбленный в природу, становится ученым-биологом мирового уровня), Будущее жизни (The Future of Life, 2002).

Впервые заявил о себе как немалый спец по энтомологии. К его открытиям, в частности, относился и тот факт, что муравьи общаются между собой посредством феромонов. Уилсон ещё навалом занимался пропагандой поддержки биологического разнообразия на нашей планете, в частности он утверждал, что биофилия (привязанность человека к другим формам жизни) имеет биологическую природу

Но узловой вклад Уилсона в теперешний академический дискурс его положение о том, что любое живое тварь божья (охватывая человека) не может очутиться за пределами действия т.н. репродуктивного императива. Уилсон определяет понятие адаптивности как счастливый момент в воспроизводстве генов (тот, что определяется способностью оставлять сильных в репродуктивном отношении потомков). Репродуктивный императив определяет (иерархизирует) мотивационно-потребностную сферу и взаимоотношения как между особями животных, так и между человеческими индивидами. Цензоры и преграды внутри человека нацелены на воспроизводство генов. Пример кровнородственные связи между ближайшими родственниками, которые не только запрещаются культурой, но и вызывают у субъекта негативную эмоциональную реакцию.

Социальность с позиции Уилсона имеет эволюционно-генетическую основу, определяющую натуральный, предсказуемый строй ее функционирования и развития. Целесообразность социального поведения характеризуется стремлением к сохранению и продолжению в поколениях генетического материала всего разнообразия и численности генов в популяции. Здесь Уилсон основывается на работы английского ученого У.Гамильтона о совокупной приспособленности.

Альтруистическое поведение людей в этом отношении биологически осмыслено раньше всего по отношению к близким родственникам, но ещё и к собратьям по виду, и объясняется тем, что произвольный отдельный тело в своем роде колония генов, которая в целях выживания кооперируется с генами других организмов биологических родственников (некоторая доля генов для всех родственников является общей). Альтруистическое поведение может подвергать риску генетический материал данного индивида, но повышает вероятность выживания генетически родственных социальных партнеров. В результате альтруистического поведения повышается эволюционное благополучие другого существа в ущерб собственному.

При этом первичным социумом, имеющим биологическую природу, объявляется связь отец ребенок, выступающая как устройство, увековечивающее гены. Воспитание детей носит генетически-адаптивный нрав, служит собственному генетическому интересу родителей. Репродуктивный императив настойчиво требует: воспроизводи свои гены каким угодно способом то ли оставляя немало потомков, то ли обеспечивая лучшие возможности для последующего воспроизводства небольшому количеству потомков. Родительская привязанность назад пропорциональна уровню рождаемости. Каждое поколение людей является потомками индивидов, рассматривающих воспроизводство генов как положительную ценность. Отсюда Уилсоном выводится устойчивость в нормах родительского поведения, направленная в конечном счете на воспитание адекватной репродуктивной установки у детей. Причины конфликтов между родителями видятся в том, что любой партнер пытается приневолить другого расходовать больше усилий на воспитание общих носителей генов. Вместе с тем, родители едины в том, что их отпрыски должны принять сравнительно равные возможности для последующего воспроизведения, и, таким образом, приблизительно равные объемы родительской заботы. Дети же заинтересованы только в собственной генетической адаптации, и выживаемость генов каждого отдельного отпрыска будет обеспечена лучше, если он сумеет принять больше родительской заботы, чем ему полагается по справедливости. Поэтому детеныш мошенничает, стараясь представить, что он голоднее своих братьев и сестер, находится в большей, чем они, опасности. Родителям в установленный миг больше выгодно сориентировать старшего потомка по его собственному пути и посвятить все свои усилия воспитанию нового потомка. В той мере, в какой первостепеннный отпрыск имеет шансы наличествовать независимо, родители могут увеличить свой генетический вклад в последующие поколения. Однако самому детенышу выгодно остаться с родителями на максимально долгий срок.

Уилсон, совместно со своим сотрудником Чарльзом Ламсденом, выдвинули концепцию гено-культурной коэволюции, соответственно которой культура и биологические свойства подвержены взаимному влиянию; культура не противостоит эволюционно-генетическому процессу, так как также обеспечивает биологическую адаптацию человека. Индивиды, наиболее приспособленные для выживания в современной им культуре, передают больше генов будущим поколениям, а гены предопределяют некие структуры в психике человека, от которых, в свою очередность, зависит культура. Т.е. культура влияет на отбор биологического материала и сама же подвержена его влиянию.

Заслуживает внимания и интерпретация Уилсоном поведения человеческого индивида в широком социальном контексте, в частности исследование им вопроса об эволюционно-генетических предпосылках этноцентризма, социально-экономического поведения человека и его религиозного самосознания.

В частности, социально-экономическое поведение человека видится в свете борьбы за ресурсы, необходимые для больше успешного репродуктивного поведения. Уилсон утверждает, что как для популяций животных, так и для человеческих сообществ, на основе закономерностей эволюционной генетики свойственны альтруистические, кооперативные тенденции внутри родственных групп и агрессивные, соревновательные тенденции по отношению к представителям неродственных групп, так как те и другие тенденции поддерживаются в ходе историко-эволюционного процесса естественным отбором. Утверждается, что на основе данных эволюционной генетики позволительно предсказать, что персона, не идентифицирующая себя с той или другой этнической культурой, сталкивается со специфическими психологическими проблемами маргинальности. Вместе с тем, принятие решений в современном сверхсложном мире, где повсеместно имеет местоположение схватка всех супротив всех, облегчается, если джентльмен будет делать на основе дихотомических категорий друзья-враги, тем больше что эти ксенофобические категории больше понятны для нашего сформировавшегося в процессе эволюции когнитивного аппарата. Утверждается, что мужчина, по своей природе тварь божья биополитическое и чем больше мы будем ведать о нашей биологической природе, в свое время всего о ее неблагоприятных сторонах, чем больше у нас шансов к их преодолению.

Религиозные мифы также, с точки зрения Э.Уилсона, эпифеноменальные продукты работы генов, существуют постольку, так как способствуют выживанию генов людей, их исповедующих, и представляют собой снадобье социального приспособления. Уилсон согласен с Фрейдом в его утверждении, что религиозная вера от начала до конца иллюзорна, и в ней нет никаких объективных референтов. Религиозные мифы, способствующие успеху в репродуктивном соревновании между индивидами и их группами, выжили, нашли продолжение в последующих поколениях. Давая свою интерпретацию религии, Э.Уилсон характеризует в качестве такой не только традиционные духовные мировоззренческие течения, но и новые, возникшие в 1920 сайентологию, среда сознания Кришны, группы Эрхарда, и, наряду с остальными, марксизм. В книге О человеческой природе Э.Уилсон приходит к выводу о религиозности марксистской доктрины, о том, что она скорее имеет не научную, а морально-ценностную окрашенность, претендуя на целостное всеобъемлющее видение мира со своими богами. В книге О человеческой природе (1978) Уилсон приходит к выводу о религиозности марксистской доктрины, о том, что она скорее имеет не научную, а морально-ценностную окрашенность, претендуя на целостное всеобъемлющее видение мира со своими богами (материальное благополучие, Человек, высокомерно звучащий), пророками и апостолами, специфической этикой (напр., пролетарская солидарность), соборной общиной верующих (партией), собственными ритуалами и т.п.

Концепция Э.Уилсона, одинаково как и другие социобиологические теории, часто подвергаются критике за биологический редукционизм и детерминизм, недооценку роли окружающей среды, недостаточный учет качественной специфики человека. Вместе с тем в его работах безусловно содержится материал, представляющий солидный заинтересованность для многих отраслей социогуманитарного знания, в частности для психологии.

Так же читайте биографии известных людей:
Эдвард Грюнейзен Edvard Griuneyzen

Учился в ун-тах Галле и Берлина. Доктор философии (1900). Начал работать ассистентом Ф.Кольрауша в Физико-техническом ин-те (Берлин Шарлоттенбург)..
читать далее

Эдвард Теллер Advard Teller

Эдвард Теллер - американский физик, венгерско-еврейского происхождения. Родился 15 января 1908 года в Будапеште.Эдвард Теллер является руководителем..
читать далее

Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg

Григ был композитором ярко национального типа. Он не столько использовал фольклор, сколько пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу..
читать далее

Эдвард Элгар Edward Elgar

Английский композитор-симфонист, крупнейший композитор Англии после Генри Пёрселла (ум. 1695). Отец служил органистом католического храма св...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий