Известные люди

»

Эдгар По

Эдгар По Edgar Poe Карьера: Писатель
Рождение: США» Бостон, 19.1.1809 - 7.10
Эдгар По - известный американский писатель, поэт, редактор, литературный критик. Родился 19 января 1809 года.Эдгар По известен как мастер "мрачного" рассказа. Характерной чертой Эдгара По являлось составление произведения из серии коротких рассказов. Кроме того, Эдгар По являлся создателем особой формы детективного рассказа, в которой повествование начинается с самого главного - преступления.

Современная массовая литература - на три четверти вышла из "шинели" американского романтика Эдгара По. Он создал без малого весь комплект ее основных жанров. Детектив, научная фантастика, готическая проза - все это изобретения По.

Но не только. Творец "Маски красной смерти", отец сыщика Дюпена вдохновлял и "высокую" литературу. Идеями и стихами Эдгара По вскормил себя Шарль Бодлер. И весь французский символизм. Именно По придумал и явил миру чистое искусство и чистую поэзию.

А между тем тот самый джентльмен готов был вернуть все, чтобы "воплотить хотя бы половину тех мыслей и образов, что являются в воображении".

Вся существование - театр... ужасов

История жизни По болезненно-причудлива - как дрянной дрёма. И невероятно литературна. Как чисто он сам сочинил ее - для себя.

Отец и мама Эдгара По были актеры, а в те времена быть актером значило новости существовать бродяги и носить статус проститутки. Они умерли, когда сыну было два года, - не то от чахотки, не то от пьянства. Ходила сказка, что они погибли в горящем театре. Но в реальности театр, в котором играла мама Эдгара, прекрасная Лайза, спалился через две недели после этого ее смерти.

Очаровательного малыша Эдгара взяла на попечение семейство преуспевающего табачного коммерсанта Джона Аллана, которые без меры баловали своего приемного сына.

Легкий, родимый, остроумный, охотник побеседовать, личность компании, По очаровывал и женщин, и мужчин. Он волшебно читал вирши, свои и чужие. Но единственный стакан выпивки безупречно преображал любимца публики. Внешних признаков опьянения не было, легко он превращался в другого человека - злобного, вспыльчивого, не знающего никаких тормозов. "В нем просыпался демон, и аура безумия около него была без затей осязаемой", - так написал в некрологе друг Эдгара по журнальной работе.

Всю бытие По мучили тревожность и волнение. Он был подвержен мании преследования, клаустрофобии, депрессиям и неврозам. Эти мании и фобии видно усугублялись пьянством. А под финал жизни По, по некоторым сведениям, стал ещё и морфинистом.

В полной мере Эдгар По был подвержен и психосексуальным расстройствам. Все его романы были попытками подойти к "норме" или сформировать хотя бы видимость нормального. Но более того брак его тяжко признать "нормальным": По женился на своей тринадцатилетней кузине Вирджинии, которая отставала в умственном развитии и до самой смерти сохраняла детские повадки.

Насмешница фатум

Год его рождения (1809) - это год рождения Шопена, Линкольна, Теннисона, Дарвина и Николая Гоголя. В тот самый отличный год рождались и мистики-духовидцы, и скрупулезные исследователи-натуралисты, и волевые лидеры, политики и полководцы. Как быть в курсе, может быть, Эдгар По также мог бы сделаться президентом США - он не только обладал только острым умом, но был необыкновенно работоспособен, коммуникабелен и упорен. В близкое время он без малого получил место в аппарате президента Тайлера, да делу помешала очередная рюмочка. По дороге в Белый обитель он выпил и решил предстать перед Джоном Тайлером всенепременно в вывернутом наизнанку плаще. Еще одна печальная история о влиянии демона на бытие поэта.

А между тем в молодости Эдгар По был атлетом, служил в армии и зарекомендовал себя отличным солдатом.

В армию он завербовался от бедности. Опекун не давал денег на занятия литературой, требовал "остановить свой выбор больше достойное и доходное занятие". Следуя его указаниям, Эдгар более того хотел поступить в престижную военную академию в Уэст-Пойнте. Но тут отчим женился вторично, и у него родился отпрыск - так что претендовать на наследство Эдгар уже не мог. А стало быть, не стоило и норовить вылезть в генералы. И тогда По начал получать на бытие пером. "Послание из бутылки" - первостепеннный расклад Эдгара (до того он писал только стихи), написанный с целью денег.

...С известной точки зрения тот самый мужчина был совершенный безумец. И в то же время - гений расчета, математик, логик и мыслитель, криптограф и большой детектив. И высочайшего класса профессиональный литератор, умевший завоевать самую широкую читающую аудиторию. Собственные эмоции - сколь угодно нездоровые и болезненные - он превратил в инструмент художественного творчества.

Все любят и бросают

Беды шли за ним по пятам всю бытие. С самого рождения.

В начальной школе небольшой сирота Эдгар влюбился в мама своего товарища. Добрая дама полюбила мальчика - звала в гости, беседовала с ним, заботилась о нем. Но опосля Елена (так звал пацан свою любовь) занедужила, сошла с ума и умерла. Легенда гласит, что махонький По полно месяцев ходил ночами на ее могилу - чтобы душе любимой не было одиноко.

Женщины постоянно так или по иному уходили от него: Елена, приемная матушка Френсис Аллан, которая относилась к нему как к родному сыну (и он любил ее как мать), возлюбленная хозяйка Вирджиния умерли. А другие нетрудно бросали, испугавшись буйного нрава. И довлевшего над ним злого рока.

Живых, плотских женщин По, похоже, боялся. Страхом перед женским лоном объясняют литературоведы образы засасывающей водной бездны, коих несть числа в произведениях По. Все эти гигантские водовороты, втягивающие воды океана - не что иное, как изображение вагины... Которая есть конец или, по крайней мере, врата смерти.

По романтизировал и поэтизировал мертвое, холодное, бесплотное. Анима в его рассказах призрачна и эфирна.

И в жизни поэта - то же. Первая влюбленность Эдгара - влюбленность к идеальной женщине (Елене), без завоевания, без притязания. Жена Вирджиния была болезненна и хрупка и, как пишут биографы, "не могла совершенно исполнять супружеский долг".

Может быть, По переносил влечение в мечту, в сферу идеального и более того потустороннего из-за собственной невозможности новости нормальную половую существование. А может быть, он, наученный горьким опытом всей жизни, несложно боялся иметь слабость живых. Мертвых разрешено боготворить без страха утратить.

Ад ждал своего поэта

Вообще, он как подобно тому как и сам предпочитал быть мертвым. Жизнь в его сюжетах неизменно показана переходящей в кончина, но кончина нередко оборачивается жизнью. Один из рассказов так и назван: "В смерти - жизнь", а в другом гротеске герой живет, отлично обходясь без дыхания.

Но там, за порогом жизни - не только приобщение к вечному и возвышенному. Там и страдания умершего, лишенного света, и распад, совершенный распад, гадкий, жуткий, торжество хаоса и демона... Торжество червя.

Именно такого - жуткого - посмертия ждал и боялся По. Он считал себя обреченным аду, проклятым. В его текстах рассказчик без малого завсегда несет на себе бремя вины и грядущей кары: будь он правонарушитель ("Сердце-обличитель", "Бочонок амонтильядо") или, напротив, терпила ("Колодец и маятник", "Ворон").

Как подобно как По казнил себя за какой-то жуткий проступок. Говорят, ребенком он верил, что силой ненависти убил своего кровного отца Дэвида По. Он ибо желал ему смерти - пьяница и подлец заставлял мучиться Прекрасную и Нежную маму.

Но на совести этого психически неуравновешенного человека могли быть и больше страшные - реальные - преступления. Есть версия, что По убил девицу Мэри Роджерс, исчезновение которой он описал в "Тайне Мари Роже". Полиция так и не смогла открыть дела Роджерс.

Кстати, по некоторым данным, у Эдгара По было органическое повреждение мозга, вызывавшее отклонения в поведении.

Пойдем, я объясню тебе

Гомузия и Гомуйозия, Бубастида, Пассадо, Оллапод, Гомер меньший - вы знаете эти имена? У По на каждой странице найдешь с полдюжины неведомых слов. Это гигантская эрудиция, привкус к знаниям, многообразная включенность в вмемирную культуру. Тексты По легко пронизаны отсылками к реалиям прошлого и злобе дня, но эти реалии самым причудливым образом сочетаются с фантастикой или откровенной "чепухой" - как махаловка кикапу и бугабу ("Человек, которого изрубили в куски"), из которых первые - настоящее индейское племя, отличавшееся свирепостью и бесстрашием, а второе - несложно звукоподражательное словечко со значением "пугало, бука".

Пристальное внимательность к деталям, точный расчет, полное правдоподобие, непротиворечивое разъяснение всех, более того самых фантастических элементов сюжета - это также отличительное свойство прозы По.

Он крайне точь-в-точь вызывает в читателе нужные эмоции и внушает нужные мысли и настроения. По - не мистик, он наблюдатель и аналитик. Он разбирает и анатомирует. У него острый зрачок и критический ум, он - тот самый-самый бес на колокольне в незабвенном городе Школькофремене. Мрачные и страшные загадки для него - вроде математические уравнения, в которых он всю дорогу знает важность икса.

Ангел Необъяснимого объяснит цепочка удивительных совпадений попаданием виноградной косточки между шестеренок часов. Но не скажет, какой во всем этом толк.

Во многих своих фантастических рассказах По начинает с одного внятно сформулированного суждения, а далее шаг за шагом на сто процентов опрокидывает логику и выворачивает наизнанку все законы природы - притом в его цепи рассуждений не сыскать никакого изъяна, ничего темного и неясного! Это такая жуть, до которой вдалеке современным мастерам триллера.

Мораль? А что это такое?

Поначалу Эдгар По создал себе имя как критик и писательский обозреватель. Потом он писал рассказы для журналов и литературных приложений - так увидели свет и "Золотой жук", и "Падение дома Ашеров", и "Лигейя", да без малого все.

Отчим Эдгара Джон Аллен занимался распространением в Америке британских журналов, и парнишка раньше времени познакомился с особым миром британской массовой литературы: готика и фантастика, изощренное злословие, утонченная поэзия романтиков...

Широкая публика заговорила о писателе По позже "Золотого жука" (1843), а двумя годами позже его обширно - на всю Америку и за ее пределами - прославил как поэта бессмертный "Ворон". Но и в поэзии он был идеальный механик и математик, гений исполнения, виртуоз. И при этом вовсе упускал из виду этический толк поэзии и искусства вообще - как чисто он для него и не существует совсем.

"Что такое мораль, он вообще не понимал", - так писали о нем современники и друзья. Может, это поэтому, что не боялся смерти и страданий. Душу спасти он все одинаково не надеялся, считал себя обреченным вечным мукам...

А может, легко понимал, что Вселенная не имеет другого объяснения, помимо эстетического, и у жизни нет никакого нравственного оправдания.

Последняя попытка

Вирджиния умирала. Эдгар знал, что она обречена. Об этом и написана знаменитая "Аннабел Ли": "Я был дитя и она дитя / В королевстве у края земли"...

Сохранилось только одно послание По к жене. Эти слова больно читать: "Я бы уже давнехонько потерял всякую надежду, если бы не думал о тебе, милая моя благоверная... Ты в текущее время осталась моим главным и единственным стимулом в борьбе супротив этой невыносимой, напрасной и жестокой жизни..."

А следом стимула не стало. Вирджиния умерла в 1847 году - в возрасте 25 лет.

Однако существование По ещё продолжалась. Летом 1849 года он оказался в родном Ричмонде и провел посреди близких людей счастливое и спокойное лето. Он более того посватался вторично - к Эльмире Ройстер, на тот час вдове Шелтон. Давно, шестнадцатилетними, они были влюблены дружбан в друга, но папа девушки быстренько выдал ее замуж.

27 сентября 1849 года По отплыл в Балтимор из Ричмонда женихом и благополучным человеком. Из Балтимора он собирался поездом ехать в Филадельфию, но между прибытием корабля и отправлением поезда оставалось немного часов. Они и решили судьбу писателя.

В первых числах октября некоего балтиморского врача, мало знакомого с По, известили, что какой-то джентльмен, "крайне скверно одетый", просит его помощи. По нашли в дешевом трактире в окружении публики самого низкого пошиба. Он был без малого невменяем и непрерывно бредил.

...Одним из самых сильных страхов, всю существование преследовавших Эдгара По, был боязнь преждевременного погребения. На самом деле он ещё при жизни очутился в аду. Пять дней в больнице были днями бреда и самых страшных видений и галлюцинаций.

Лишь в одно прекрасное время случилось краткое просветление, и По спросил врача, есть ли надежда. Врач ответил, что надежды нет. Но По возразил: "Я имею в виду другое. Есть ли надежда у такого ничтожества, как я?"

Он умер в три часа ночи 7 октября 1849 года.

Помог ли Господь несчастной душе поэта?

Так же читайте биографии известных людей:
Эдгар Дега Edgar Degas

Мне кажется, если человек хочет сегодня серьезно заниматься искусством и занять в нем свое оригинальное место или, по крайней мере, сохранить..
читать далее

Эдгар Гесс Edgar Gess

Выступал за команды "Памир" Душанбе (1972 - 1979), "Спартак" Москва (1979 - 1983), "Пахтакор" Ташкент (1984 - 1986). Чемпион СССР 1979 г. За сборную..
читать далее

Эдгар Давидс Edgar Davids

Эдгар Давидс - знаменитый нидерландский футболист суринамского происхождения. Родился 13 марта 1973 года.Эдгар Давидс примечателен тем, что является..
читать далее

Эдгар Этелинг Edgar Eteling

Эдгар Этелинг (англ. Edgar Жtheling; ок. 1051, Венгрия ок. 1126) последний представитель Уэссексской королевской династии, провозглашённый (но не..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий