Известные люди

»

Эдуард Марцевич

Эдуард Марцевич Eduard Martsevich Карьера: Артист
Рождение: Россия, 29.12.1936
Э.Е. Марцевич член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995), член Союза кинематографистов (1975), член Союза театральных деятелей России (1962). Награжден орденом Дружбы (1997), медалями Ветеран труда и В память 850-летия Москвы.

Родился 29 декабря 1936 года в Тбилиси. Отец Марцевич Евгений Михайлович (19111974). Мать Крылова (Саранкина) Нина Алексеевна (19141980). Супруга Марцевич (Салямова) Лилия Османовна (1952 г. рожд.), служащая банка. Сыновья: Марцевич Кирилл Эдуардович (1974 г. рожд.), окончил училище имени М.С. Щепкина по классу народного артиста СССР Ю.М. Соломина, работает в театре Модерн под руководством С.А. Враговой; Марцевич Филипп Эдуардович (1980 г. рожд.) выпускник актерского факультета Школы-студии МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко.

Родители Эдуарда познакомились приятель с другом в народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работавший в Бакинском драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сынуля Эдуард родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на гастроли. Затем семейство вернулась в Баку. Воспитываясь в актерской семье, Эдуард зачастую бывал в театре, где с жадностью впитывал все происходящее на сцене, крайне эмоционально воспринимая увиденное. Как-то в спектакле Вагиф, в сцене убийства шута, которого играл папа, он стал так громко орать и лить слезы, что его пришлось вывести из зала.

Когда Эдуарду исполнилось 3 года, родители развелись. Но он все так же продолжал случаться у отца в театре. Разлучила отца с сыном только махаловка. Евгений Михайлович ушел на фронт. Был в окружении, нелегко раненым попал в германский плен. Чудом остался жив. После войны устроился на работу в Вильнюсский драматический театр. К тому времени вкупе с мамой, отчимом и сестрой как раз в Вильнюсе жил Эдуард. Отец и сынуля встретились...

Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в тот самый клуб, во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только в драматический круг папа его не забирал, боялся, неожиданно у сына не окажется таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как Эдуард читает вирши, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к себе в круг, стал поручать большие, ответственные роли.

В Москву на вступительные экзамены в сценический вуз молодой Марцевич отправился смело, без колебаний потому как у него за плечами был громадный навык актерской работы в спектаклях строгого отца! Но внезапно столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: Вы весьма славный младой джентльмен. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством. К счастью, также с экзаменами в ГИТИСе шли туры в других театральных школах. Его разом пригласили на третий тур в Школу-студию МХАТа. А в Щепке сказали: Пришли к нам, нечего гоняться по другим школам. Так он стал студентом Театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре, на курсе знаменитого актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова.

Курс был даровитый, ослепительный, запоминающийся. Вместе с Э. Марцевичем учились будущая актриса Мкрасного театра, в настоящее время народная артистка России Нелли Корниенко, всенародный артист России Станислав Любшин... Актерское мастерство преподавали отличный педагог и режиссер В.И. Цыганков, Г.Н. Дмитриев, возглавивший вектор движения после этого смерти К.А. Зубова, и нимало тогда ещё младой В.И. Коршунов, в настоящий момент всенародный артист СССР, управляющий и ведущий артист Мкрасного театра. Дипломной работой Марцевича была образ Алексея в спектакле Оптимистическая трагедия, поставленном В. Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Мкрасный театр.

Незадолго до выпускных экзаменов Марцевич увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии Шекспира Гамлет с Евгением Валериановичем Самойловым в главной роли. Образ ГамлетаСамойлова в сцене объяснения Гамлета с матерью из знаменитого спектакля 1950-х годов, поставленного Н.П. Охлопковым в Театре имени В.В. Маяковского, до того сразил начинающего артиста, что он более того почивать перестал, все думал о роли Гамлета. Подготовил независимо отрывок из роли, показал сцену сокурсникам. Кто-то предложил обозначиться перед самим режиссером Н.П. Охлопковым. А после этого выступления последовало приглашение на образ Гамлета в Театр имени В.В. Маяковского. Более счастливого человека, чем был Эдуард Марцевич в те минуты его жизни, представить нереально. Он ещё студент, ещё не сдал выпускных экзаменов, а тут такое лестное предложение! Играть сложнейшую шекспировскую образ, да ещё в спектакле Охлопкова, где уже состоялись два Гамлета, созданные известными артистами Е. Самойловым и М. Казаковым... Кружилась башка, внутри все ликовало. Он прибежал в училище как сумасшедший и стал кричать: я буду игрывать Гамлета, я буду игрывать Гамлета Сокурсники приняли его за сумасшедшего. Роль Гамлета в 22 года?! Такого не было нигде и ни при каких обстоятельствах.

После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Мкрасный театр, в школе которого учился 4 года. Но в тот миг Гамлет оказался для Марцевича выше всего. Даже будущность работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту образ.

Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене Театра имени В.В. Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 году. В темпераментный, яростный спектакль Охлопкова, где противоположность мыслей и страстей героев, противостояние двух несовместимых миров достигали наивысшей точки, Марцевич вошел твердо и отважно. Новый Гамлет был без малого неправдоподобно юным, пронзительно искренним, пылким и ранимым и казался хрупким и беззащитным. Но тот самый трогательный юноша, без малого мальчишка, был способен явить недюжинную силу духа и бесстрашную решимость вступить в единоборство с извращенным веком. Это сама молодость мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее, писал драматург А. Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, фарт у зрителей и заинтересованность профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но гений Эуарда Марцевича, его редкостное сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.

Следующая служба Марцевича в пьесе А.Н. Арбузова Иркутская история также вызвала громадный социальный заинтересованность.

Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях Нас где-то ждут А. Арбузова, Как поживаешь, чувак?, Проводы белых ночей В. Пановой и др. А кроме того ввелся в уже идущий спектакль Царь Эдип Софокла, сыграл главную образ одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.

Параллельно с работой в театре младой артист невпроворот выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличались глубоким постижением авторского замысла и стиля, тонким вкусом, мастерством исполнения. К тому же ещё со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме Отцы и дети (1958), Марцевич привлек к себе чуткость серьезных кинорежиссеров. Б. Барнет пригласил его в свою картину Аннушка, С. Бондарчук доверил образ Друбецкого в Войне и мире, М. Калатозов возложил сыграть Мальмгрена в его, ставшем знаменитым, имевшем большущий международный счастливый момент, фильме Красная палатка, в котором партнерами Марцевича выступали К. Кардинале, П. Финч, Ш. Коннери, Ю. Соломин, Н. Михалков, Д. Банионис...

Жизнь и карьера складывались удачно и успешно, но ориентация творческого пути артиста нежданно грубо меняется. Смерть выдающегося режиссера Н.П. Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, авторитет которого был и остается для него неоспоримым, оборвала его работу в Театре имени Маяковского. Уезжая на съемки Красной палатки, он навечно покинул театр, принесший ему первую известность и много сценических побед, потому как не видел для себя перспективы в коллективе, целиком менявшем близкое художественное ориентация с приходом новых руководителей.

С 1969 года Эдуард Евгеньевич Марцевич артист Мкумачового театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже свыше 30 лет. Его возвращение в альма-матер шаг натуральный, логичный и закономерный. Было бы непростительной ошибкой и для Марцевича, и для самого театра, если бы они разминулись в пространстве.

Первые же роли, сыгранные Марцевичем на сцене старейшего драматического театра страны: Мешем в Стакане воды Э. Скриба, Дон Жуан в Каменном хозяине Леси Украинки, Аркадий Кирсанов в Отцах и детях по И. Тургеневу, доказали надобность совместной деятельности Мкрасного театра и Эдуарда Марцевича. В 1970-е годы Марцевич создал такие сложные образы русского классического репертуара, как Алеша в Униженных и оскорбленных по Ф. Достоевскому, Кисельников в Пучине А.Н. Островского на сцене Мкумачового театра и Пети Трофимова в Вишневом саде А.П. Чехова, Райского в Обрыве по И. Гончарову, в спектаклях Л. Хейфеца на телевидении.

Марцевич неотступно шел к своим главным сценическим работам. Назначенный дублером И. Смоктуновского на главную образ в спектакле Царь Федор Иоаннович А.К. Толстого, поставленном Б.И. Равенских в 1973 году, он вышел на сцену в роли Федора только в 1983 году. Десять лет артист не переставал размышлять о роли, известия непрестанную внутреннюю работу над образом и верить. Он выстрадал эту образ, сыграл ее мудро, здорово и продолжает игрывать до сих пор, выявляя в своем герое его генетическую связь с грозным отцом, деспотом и тираном царем Иоанном IV, тот, что сам Федор и старается побороть.

Почти вместе с тем с Федором в спектакле Заговор Фиеско в Генуе Марцевич создал непростой трагически раздвоенный образ шиллеровского Фиеско человека вдохновенного, рожденного для доблести и славы, но сгорающего в огне собственного честолюбия и неуемной гордыни, губящего себя властолюбием и предательством собственных идеалов. А месяцем раньше шиллеровского героя появился импозантный, обаятельный, утонченный, но циничный, лицемерный, бессердечный, лишенный морали Иван фон Крижовец в пьесе Агония классика югославской литературы М. Крлежи.

Все эти роли выпали на весну 1983 года, которая стала звездным часом в судьбе Эдуарда Марцевича. В это же время Марцевич по-новому идеально как снег на голову раскрылся в своей следующей крупной работе на сцене Мкумачового театра. В спектакле Рядовые А. Дударева, посвященном подвигу боец Великой Отечественной войны, он сыграл образ Дугина с благородной, трагической сдержанностью, с оттенком сухой горечи, весьма, мужественно и сурово.

Но не только лирика и романтика, героические и драматические проявления характерны для артистической индивидуальности Эдуарда Марцевича. Ему подвластна и острая характерность. Юмор, вдохновенное лицедейство и необыкновенная сценическая заразительность артиста способствовали созданию таких выразительных, художественно завершенных образов, как Репетилов (Горе от ума А.С. Грибоедова), Веточкин (Холопы П.П. Гнедича), Князь К. (Дядюшкин сон по Ф.М. Достоевскому), Лыняев (Волки и овцы А.Н. Островского).

В кино Марцевич кроме того выступает в различных жанрах, использует многообразные стилистические решения, создает непохожие, разноплановые, запоминающиеся характеры. Марцевичу удается сотворить емкие, выразительные экранные образы, такие как немалый германский стихотворец Генрих Гейне (Карл Маркс. Молодые годы), утонченно-изысканный, ироничный лорд Горинг (Идеальный муж), мужчина сложной биографии, мучительно ищущий свой тракт в жизни батюшка Александр (Ищу мою судьбу). Успех сопутствовал кроме того ролям, сыгранным артистом в фильмах Отзвуки прошлого, Женщина в белом, С вечера до полудня, Казино, Пчелка и др. Вэтого артист снялся больше чем в 60 картинах.

В 1987 году Эдуарду Марцевичу присвоили звание народного артиста РСФСР. Актер продолжает действовать в кино и постоянно выходит на сцену Государственного академического Мкрасного театра в пяти сложнейших ролях русского классического репертуара. Играет упомянутых выше Князя К. и Лыняева, а ещё чеховского Войницкого в Дяде Ване и двух исторических персонажей в трагедиях А.К. Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского в Царе Борисе.

Заметной сценической работой Э. Марцевича стал срочный ввод в спектакль Не было ни гроша, да нежданно-негаданно алтын на образ Крутицкого вместо заболевшего Е.В. Самойлова. В данном случае Марцевич-актер выручил Марцевича-режиссера, оттого что тот самый пользующийся большим успехом у зрителей спектакль поставил он сам.

Еще в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и сообща с З. Андреевой играл в концертном варианте спектакль Белые ночи по Ф. Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И в конце концов, пришло заключение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и уехал в литовский град Паневежис к известному режиссеру Ю. Мильтинису обучаться профессии режиссера-постановщика.

По окончании режиссерского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском театре Старый дом А. Казанцева, а после этого в разные годы Обыкновенную историю по И.А. Гончарову и Иванова А.П. Чехова. В своем родном Малом театре он также выпустил три спектакля. Поставил пьесу А. Стриндберга Отец, в которой воплотил в жизнь главную образ Ротмистра. Затем комедию А.Н. Островского Не было ни гроша, да как черт из табакерки алтын, для которой избрал на главную образ одного из самых любимых и почитаемых актеров современного театра Евгения Валериановича Самойлова. В конце 1998 года осуществил постановку собственной инсценировки романа Л.Н. Толстого Воскресение, в которой стремился открыть сложные философские, религиозные и морально-этические убеждения автора, обнажить перед сегодняшним зрителем духовно-нравственные искания и социальные побуждения его героев.

Э.Е. Марцевич член Российской ассоциации международного и научного сотрудничества со странами Балтии (Дом Дружбы, 1995), член Союза кинематографистов (1975), член Союза театральных деятелей России (1962). Награжден орденом Дружбы (1997), медалями Ветеран труда и В память 850-летия Москвы.

В редкие, свободные от работы минуты Эдуард Марцевич любит перечитывать А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, У. Шекспира, Л.Н. Толстого; внимать музыку, главным образом классическую (Моцарт, Чайковский, Шуберт, Гайдн, Шнитке, Рахманинов). Любимые артисты Н.К. Симонов, И.М. Смоктуновский, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо.

Еще ему нравится выезжать на природу. Например, в необъятные костромские леса, в неохватные взглядом поля около бывшего имения А.Н. Островского, сейчас дома творчества Щелыково, или к себе на дачу под Москвой. При этом он не призна?т ни рыбалки, ни охоты, более того так называемой тихой, ни копания в саду или огороде. За природой, жизнью леса, неба, озера он любит только следить. Вообще, по натуре Эдуард Евгеньевич созерцатель. И когда речь не идет о профессиональной работе, он склонен скорее к наблюдениям и размышлениям, нежели к активным действиям.

В маленький квартире Марцевичей нашел приют и кобель Адольф, названный так в честь ротмистра Адольфа героя артиста в спектакле Отец.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Эдуард Кокшаров Eduard Koksharov

На следующей неделе мужская сборная России по гандболу в рамках подготовки к Олимпиаде примет участие в Кубке Роснефти, который пройдет на родине..
читать далее

Эдуард Азарян Eduard Azaryan

Заслуженный мастер спорта. Вооруженные Силы.
читать далее

Эдуард Геворкян Eduard Gevorkyan

Мастер спорта международного класса. "Вооруженные Силы", Ереван (Армения).
читать далее

Эдуард Громов Eduard Gromov

Мастер спорта. "Вооруженные Силы", Москва.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий