Известные люди
»Эдуард Томсон
Рождение: Россия
Летать научился в 1913 году, в Имперской московской лётной школе Аэронавтического общества. В 1914 году приехал в Германию на лётные соревнования, но с началом войны был интернирован в Берлине. Вскоре бежал в Англию, затем вступил добровольцем во французскую армию.
Эдуард Томсон родился в 1891 году, выходец из Эстляндии. Летать научился в 1913 году, в Имперской московской лётной школе Аэронавтического общества. В 1914 году приехал в Германию на лётные соревнования, но с началом войны был интернирован в Берлине. Вскоре бежал в Англию, следом вступил добровольцем во французскую армию.
Эдуард Томсон, как и все пилоты, летал на разведку, фотографировал вражеские позиции...
Шло кровопролитное сражение при Бельфоре. Штаб армии беспрерывно посылает лётчиков во вражеский тыл: готовится атакование, необходимо разведать резервы, линии снабжения. "Моран" Томсона второй час кружит в немецком тылу. На карте наблюдателя уже немало важных пометок, он показывает лётчику, что разрешено и ретироваться. На обратном пути они попали под обстрел зениток, самолёт был подбит. Плохо слушаясь рулей он стал одним духом снижаться. "Только бы дотянуть !", - думают авиаторы. Вот уже видны французские окопы и они понимают, что спасены. И в этом миг совершенно отказывают рули...
С 30-метровой высоты аппарат заваливаясь на крыло, неуправляемо выворачивается вверх колёсами и грохается об землю. К машине бегут из окопов стрелки. Они с трудом вытаскивают из обломков потерявшего рассудок, раненого летнаба. Лётчик с разбитым лицом, кровоточащей рукой кое - как держится. Пока летнабу оказывали первую поддержка, Томсон ставит на карту толстый крест у окраины леса - здоровенный склад, вероятно артиллерийский, тот, что он успел заприметить в последнюю минуту. Отдав карту подбежавшему капралу лётчик теряет рассудок...
Уже в госпитале в Бурже, где его навещают товарищи, адъютант эскадрильи поздравляет Томсона со званием сержанта, здоровый наградой для рядового. Так французское руководство оценило разведывательные полёты Эдуарда Томсона. После госпиталя Томсон попадает в амьенскую армию, его полёты дважды отмечены в приказах, попробовал он свои силы и в первых воздушных боях. А по ночам ему снятся родные места, полёты на Ходынском поле, тянет домой...
Вскоре он добился права возвратиться в Россию. Весной 1915 года, окольными путями, он добирается до Риги. Небольшой роздых, и "охотник", как называли в России добровольцев, Эдуард Томсон позже соответствующей проверки зачислен снова рядовым в 1-й корпусный авиаотряд. Его успехи разрешается проследить по сохранившейся в архивах маленькой регистрационной карточке: в Мае 1915 года он ефрейтор, к Августу уже старшой унтер - офицер, награждён Георгиевским крестом. В то же время газеты сообщали, что лётчик Томсон сшиб под Двинском германский "Альбатрос".
Что же дальше расскажет нам карточка Томсона ? В следующий раз его имени в сводке предшествует уже офицерское звание:
"За боевые отличия произведён в Прапорщики и представлен к награждению Орденом Святой Анны IV степени... 16 Июля 1916 года севернее озера Мядзиол Прапорщик Томсон на аппарате "Ньюпор" преследовал германский "Альбатрос" и гнал его до Малой Кобыльники. "Альбатрос" ушёл по направлению на северо - запад, а Томсон, обстреляв из пулемёта лагерь на аэродроме в районе Кобыльники, удачно возвратился на базу".
Из сообщения ставки верховного главнокомандования:"5 и 6 Февраля 1917 года в районе Сморгони Прапорщик Томсон выдержал мордобой с двумя немецкими аппаратами и заставил обоих уйти в своё расположение".
3 Марта 1917 года в 1-м корпусном авиаотряде произошло знаменательное событие: лётчики прапорщик Томсон на самолёте "Ньюпор-ХI" ( 1132 ) и прапорщик Розенфельд на истребителе того же типа ( 1033 ) сшибли немецкий самолёт, тот, что упал в нашем расположении рядом фольварка Залесье. Вот некоторые подробности этого воздушного боя.
Немецкий самолёт был замечен по разрывам снарядов зенитной артиллерии над станцией Залесье. Первым его атаковал прапорщик Томсон, позже чего германец повернул на север и стал отправляться в сторону фронта. Над деревней Сукневичи навстречу ему летел прапорщик Розенфельд. Вражеский самолёт оказался между нашими истребителями и был атакован прапорщиком Розенфельдом сверху - слева, а прапорщиком Томсоном снизу - с правой стороны. После первых же выстрелов немецкая агрегатина видимо получила сильные повреждения и стала круто снижаться на свою территорию, но после этого сорвалась в штопор и упала к юго - востоку от фольварка Залесье. Прапорщик Розенфельд продолжил дежурство в воздухе, а прапорщик Томсон опустился рядом с разбившимся немецким самолётом. Он детально осмотрел расквашенный самолёт и убитых лётчиков, отдал последние почести погибшим и вернулся на свой аэровокзал.
Бой происходил на высоте 2200 метров, лётчики выпустили по противнику возле 300 патронов. За тот самый воздушный махач прапорщики Томсон и Розенфельд были награждены орденами "Святого Георгия" 4-й степени.
Затем наступила Февральская революция. Накал страстей захватывает и армию - Прапорщик Э. Томсон, недавний нижний ранг, к неудовольствию офицеров "якшается с солдатами". Его избирают делегатом на съезд автаторов, в воинский комитет...
После Октябрьской революции, под влиянием своего земляка - известного революционера Яна Фабрициуса, Томсон переходит на сторону большевиков. О той бурной поре рождения авиации сохранилось не так уж хоть отбавляй документов. В журнале "Вестник Воздушного Флота" за 1933 год читаем:
"9 - 10 Ноября 1917 года. Работа авиачастей во время наступления Керенского... Смольным была установлена связь посредством лётчика Томсона и воинский комитет с 12-м истребительным авиаотрядом. Последний был снят с фронта и направлен супротив Петрограда Керенским... Лётчик Томсон и агент комитета заявили, что они полётов не допустят и переходят на сторону Советской власти".
Вскоре был организован 1-й социалистический разведывательный авиаотряд. Его командиром был Поручик Э. Томсон. Затем Эдуард Мартынович был послан в Латышскую авиагруппу и скорее всего принимал участие в боях за Псков и отбояривание Латвии, которыми по поручению Ленина стоял во главе Ян Фрицевич Фабрисиус в 1918-м и начале 1919 года.
А следом ? Нашёлся и прочий протокол 1919 года:"Военный лётчик 45-го авиаотряда Томсон находился на излечении в городе Риге и ввиду его занятия Белогвардейскими войсками исключён из списков..."
Однако по другим источникам - Томсон не погиб, а несложно перешёл на службу в национальную латышскую армию. К тому времени на его счету числилось 11 воздушных побед.
Так же читайте биографии известных людей:
Эдуард Артемьев Eduard Artemiev
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии. В..
читать далее →
Эдуард Зизак Eduard Zizak
Один из лучших барабанщиков Москвы, в последние годы - постоянный участник квартета и биг-бэнда саксофониста Игоря Бутмана.Эдуард Зизак родился в..
читать далее →
Эдуард Колмановский Eduard Kolmanovskiy
1950-60-е годы жизни страны были наполнены песнями гражданского звучания и создавали их выдающиеся композиторы. Но именно Колмановский сумел придать..
читать далее →
Эдуард Направник Eduard Francevich Napravnik
Направник, Эдуард Францевич - капельмейстер и композитор. Родился 12 августа 1839 года в Чехии.
читать далее →