Известные люди
»Эйвинд Йонсон
Рождение: Швеция, 29.7.1900
Эйвинд Улуф Вернер Йонсон, шведский прозаик и новеллист, родился в Салтшобадене, расположенном в самой северной провинции Швеции Норботтене. Его отец Улуф работал на рудниках, вскоре после рождения сына психически заболел, и мать Й. Севиа Густафсдаттер, которая не могла одновременно заботиться о сыне и о больном муже, доверила воспитание мальчика родственникам.
Уйдя в 13 лет из школы, Й. начал трудиться на фабрике по производству щебенки. Подростком Эйвинд занимался самообразованием, читал классиков, в особенности древнегреческих. К 19 годам он уже поработал землекопом, подручным электромонтера, штукатуром, сплавщиком леса, рабочим на лесопильном заводе, продавцом конфет, киномехаником, секретарем в профсоюзе. Работая в деревообрабатывающей промышленности, он организовал забастовку, за что в дальнейшем был уволен. В 1919 г. Й. приехал в Стокгольм, где занялся профсоюзной деятельностью и политикой. Здесь он начал чиркать. Спустя два года, разочаровавшись в политике и оставшись без денег, юный джентльмен отправился сперва в Берлин, где работал в газете, а сквозь два года в Париж, где в течение семи лет жил только на случайные заработки от публикации коротких рассказов и романов, а ещё статей для шведской прессы. В 1927 г. Й. женился на Озе Кристоферсен.
Молодым человеком Й. горел желанием перестроить мир, считая, что для этой цели годятся не только политика, но и писательский работа. Пройдя, как выразился америкосский литературовед Лейф Шёберг, свой свой вуз жизни, Й. пытался компенсировать чтением минус образования. Неудивительно потому, что творчество других писателей оказывало сильное воздействие на его ранние произведения. Его первые три романа Тиманы и справедливость (Timans och rattfardigheten, 1925), Город во тьме (Stad i morker. 1927) и Город в свете (Stad i ljus. 1928) являются во многом подражательными по стилю и содержанию, в них прослеживается воздействие новых идей и стилевых находок Андре Жида, Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Зигмунда Фрейда и Анри Бергсона. Город во тьме это серия сатирических рассказов о жизни в полярном городе; Город в свете история разочарованного молодого писателя, живущего в среде парижской богемы. В этих ранних романах гамлетовские метания героев, их неуверенность и депрессуха отражают глубокое разочарование самого Й.
В романе Воспоминания (Minnas, 1928) беллетрист следует по стопам Пруста и Фрейда, чтобы явить, как подавляемые сексуальные желания и тягостные воспоминания преследуют персона. В Комментариях к падению звезды (Kommentar till ett stjarnfall, 1929), романе о коррупции в капиталистическом обществе, И. в первый раз в шведской литературе применяет технику потока сознания, разработанную Джеймсом Джойсом. Английский критик Гэвин Ортон характеризует эту книгу как игру воображения, а не психологический протокол, так как автор толкует происходящее в романе, отдаваясь самой причудливой фантазии.
Вернувшись в Швецию в 1930 г. уже сложившимся писателем, Й. увлекается реформистскими идеями социал-демократов. Этот отрезок времени его духовного развития отразился в романе Прощание с Гамлетом (Avsked till Hamlet, 1930). Однако в Бобинаке (Bobinack, 1932), сатире на шведский обычный класс, а кроме того в романе Дождь на заре (Regn in gryningen, 1933), лирическом памфлете о примитивном обществе, Й. возвращается к едкой социальной критике. Богатство фантазии отличает два сборника новелл этого периода Ночь здесь (Natten ar har, 1932), включивший немного достаточно оригинальных рассказов о Древней Греции, и Еще раз, капитан (An en gang, kapten, 1934), в основу которого легли воспоминания писателя о своей юности, прошедшей в Северной Швеции.
С 1934 по 1937 г. Й. пишет Роман об Улуфе (Romanen om Olof), четырехтомное повествование о подростках, ставшее классикой шведской литературы. В центре автобиографической в основе своей тетралогии стоит Улуф Персон, тот, что из незрелого 14-летнего юнца превращается к концу повествования в 19-летнего несгибаемого лидера рабочей забастовки. История подростка это ещё и подробная хроника борьбы шведского пролетариата. Первый том тетралогии Это был 1914 (Nu var det 1914) в 1970 г. был переведен на британский язык под названием 1914.
В 1936 г. умерла супруга Й., и через два года вслед за тем ее смерти он женится на Силле Франкенхойсер, писательнице и переводчице, от которой у него было трое детей. В результате их профессионального сотрудничества появились переводы на шведский язык произведений Камю, Франса, Сартра и Ионеско, а ещё книг датских, немецких и английских писателей.
В конце 30-х гг. Й., обеспокоенный распространением нацизма, выступает с острой критикой нацистов и их шведских сторонников в книге Ночные маневры (Nattovning, 1938). Во время второй важный войны, совместно с Вилли Брандтом, беллетрист издает газету норвежского Сопротивления Рукопожатие (Et Handslag).
С 1941 по 1943 г. Й. работает над созданием длинного, формально усложненного романа-трилогии Крилон (Krilon), опубликованного в 1941 г. и переиздававшегося в 1943 и 1945 гг. На чисто повествовательном уровне это история стокгольмского земельного агента Йоханеса Крилона и его сподвижников, которые пытаются сберечь родное лик человеческий в нейтральной Швеции во время войны, а на уровне аллегорическом это символ непрестанной борьбы человека со злом. Крилон это, в сущности, многослойная сказка или миф, тот, что Й., как правило, предпочитает реалистическому изложению.
Этот же прием Й. использует и в романе Прибой (Strandernas svall, 1946), самом, пожалуй, известном своем произведении, переведенном на британский язык как Возвращение на Итаку Одиссея, пересказанное на нынешний лад (Return to Ithaca: The Odyssey Retold as a Modern Novel). В Прибое Й. использует поэму Гомера для анализа ценностей и проблем XX в., демонстрируя старую истину: чем больше вещи меняются, тем больше они остаются самими собой. Лейф Шёберг отмечает, что сопоставление событий разных эпох становится центральной темой послевоенных исторических романов Й., начиная с Прибоя.
В конце 40-х гг. Й. хоть отбавляй путешествует по Европе в качестве шведского представителя ЮНЕСКО, пишет роман Мечты розы и огня (Drommar om rosor och eld, 1949), в котором рассказывается о суде над ведьмами в Лудене, во Франции XVII в. Эта задача заинтересовала кроме того таких писателей, как Олдос Хаксли и Джон Уайтинг, режиссера Кена Рассела.
В 1953 г. Й. получил почетную уровень доктора Гётеборгского университета. После выхода в свет романа Облака над Метапонсьоном (Molnen over Matapontion, 1957), совмещающего повествование о путешествии по Италии 50-х гг. с пересказом Анабасиса Ксенофонта, Й. был избран членом Шведской академии. Дни его светлости (Has Nades, 1960), роман о тоталитаризме, каким его воспринимают обитатели страны, завоеванной Карлом Великим, принес Й. литературную премию Скандинавского совета в 1962 г. За Днями его светлости последовал Роман о заключенных (Nagra steg mot tystnaden, 1973), где варварские обычаи старины сопоставляются с теми, которые существуют в якобы цивилизованном XX в.
В 1974 г. Й. была присуждена Нобелевская премия по литературе за повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе. Эту награду Й. поделил со своим соотечественником Харри Мартинсоном, и, хотя раздавались голоса, обвинявшие Нобелевский комитет в недальновидности и предубежденности, член Шведской академии Карл Рагнар Гиров в своем приветствии приподнято оценил прилив опыта и творческой энергии, тот, что привнесли оба лауреата, войдя в нашу литературу не для того, чтобы разрушать и расхищать, а для того, чтобы обогатить ее своим дарованием. В ответной речи Й. ещё раз подтвердил свою уверенность в том, что в центре внимания всех истинных произведений искусства, уже созданных и ещё создающихся, стоит человек.
Родившись вкупе со столетием, проблемы которого волновали его как писателя, Й. умер в Стокгольме в возрасте 76 лет. Из 46 написанных им книг 30 романов; из них только 4 переведены на британский язык.
Широкий читатель за пределами Скандинавии нехорошо знаком с творчеством Й., зато ученым шведский сочинитель известен неплохо. Ларс Варме, шведский писательский критик, охарактеризовал Й. как рационалиста и гуманиста, тот, что в своих романах защищает демократию, здравый толк и разумные нормы поведения. Со страстным гневом, скрытым под маской иронии, он выступает супротив насилия, угнетения и рвущейся к власти тирании. Шёберг отмечает ещё заинтересованность Й. к проблемам времени, сопоставлению временных пластов, отдает должное его литературной технике, позволяющей совмещать манера классических авторов со стилем таких современных писателей, как Томас Манн или Уильям Фолкнер, и в то же время сберегать самобытность, оставаться самим собой.
Так же читайте биографии известных людей:
Эйген Блейлер Eugen Bleuler
швейцарский психиатр и патопсихолог. Профессор психиатрии, с 1898 г. по 1927 г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете.
читать далее →
Эйдан Драммонд Aidan Drummond
Эйдан Драммонд - американский актер, родился 20 июня 1995 года.Эйдан Драммонд дебютировал в кино в возрасте семи лет, исполнив роль юного Джои в..
читать далее →
Эйдан Витела Aidan Vitela
Эйдан Витела - молодой американский актер, родился 19 октября 1995 года.Эйдан Витела начал сниматься в кино в 2007 году и известен по ролям в таких..
читать далее →
Эйдж Таарап Aage Thaarup
В 1956 году он издает книгу Heads and Tails. Книга получила огромную известность в кругах дизайнеров и модельеров. Она разошлась довольно быстро с..
читать далее →