Известные люди
»Эль Лисицкий
Рождение: 22.10.1890
ЛИСИЦКИЙ (псевд. Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (1890-1941), российский архитектор, художник-конструктор, график. В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии. Член Аснова и нидерландской группы "Стиль". Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги ("Хорошо!" В. В. Маяковского, 1927).
ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович (псевдоним Эль Лисицкий) (10 (22) 1890, станция Починок близ Смоленска - 30 декабря 1941, Москва), русский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик. Один из создателей нового вида искусства - дизайна.
Деятель культурного возрождения.Первые шаги в искусстве Лисицкий сделал под руководством витебского живописца Ю. М. Пэна (1903). Окончив реальное училище в Смоленске в 1909, обучался на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте, Германия (1909-14). В 1912 совершил поездку в Париж, в 1913 путешествовал по Италии. Вернувшись в Россию, следом начала Первой важный войны поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву, для подтверждения диплома архитектора (получил его в апреле 1918). Работал в архитектурном бюро в Москве (1915-16). В 1916 году участвовал в работе этнографической экспедиции, обследовавшей памятники еврейской старины по берегам Днепра. После революций 1917 года - активный участник национального культурного возрождения, участник и организатор экспозиций профессионального еврейского искусства. Проиллюстрировал и оформил в 1917-23 книги на идише: "Пражская легенда" (М., 1917), "Козочка" (Киев, 1919) и др.; иллюстрации Лисицкого сочетали стилистику кубофутуризма и народного лубка. Работал в Художественной секции Московского совета депутатов, по его эскизу было исполнено первое полотнище стяга Всероссийского Центрального исполнительного комитета (1918). В 1918 состоял на службе в Отделе ИЗО Наркомпроса.
Супрематист.В начале 1919 позже переезда в Киев, играл важную образ во многих начинаниях киевской Культур-лиги. В мае 1919 поселился в Витебске, стоял во главе архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. После приезда К. С. Малевича в Витебск превратился в страстного приверженца супрематизма; в 1920 принял артистическое имя "Эль Лисицкий". Активный член группы "Утвердители нового искусства" (Уновис), Лисицкий участвовал в декоративно-праздничном оформлении города; совместно с Малевичем оформил юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). Был автором панно и плакатов, сочетавших супрематическую беспредметность и агитационную направленность изображений ("Клином красным бей белых", 1919, и др.). В течение 1920 года оформил "Альманах Уновис 1", создал книгу "Супрематический сказ про 2 квадрата" (издана в Берлине, 1922), спроектировал фигурины к футуристической опере "Победа над Солнцем", задумав эту постановку как "электромеханическое шоу" с исполнителями-марионетками (папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923).
В Витебске Лисицкий изобрел и развил свой вариант трехмерных супрематических композиций, названных им "проуны" (проекты утверждения нового). В 1919-20 написал большое цифра живописных проунов, количество из которых была переведена в графическую форму; папки с литографиями проунов следом были изданы в Москве (1921) и в Ганновере (так называемая "Папка Кестнера", 1923). Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма, служа "пересадочной станцией от живописи к архитектуре". В перспективе всей биографии Лисицкого они сыграли образ проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов в дальнейшем выросли прославленные проекты "горизонтальных небоскребов", театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
В конце 1920 года мастер переехал в Москву, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, участвовал в работе Института художественной культуры.
Зарубежный отрезок времени.Осенью 1921 был командирован в Берлин с целью установления контактов с деятелями искусства и культуры Западной Европы; сыграл огромную образ в установлении связей между постреволюционным русским авангардом и европейскими новаторами - в особенности берлинской группой дадаистов, нидерландской группой "Стиль" и Баухаузом. Участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовав свои установки на коммуникативную образ дизайна как интернационального языка, понятного за пределами форм словесного общения. В 1922 издавал совместно с И. Г. Эренбургом журнал "Вещь" (на русском, французском, немецком языках). Активно сотрудничал в издании ряда художественных и архитектурных журналов: "Брум", Берлин, 1922; "Де Стиль", Амстердам, 1922; "Г" (совместно с Мис ван дер Роэ), Берлин, 1922-1923; "Мерц" (совместно с Куртом Швиттерсом ), Берлин, 1923-1924; "АВС" (совместно с М. Стамом), Швейцария, 1925.
В 1923 в Берлине вышла книжка "Маяковский. Для голоса", где Лисицким впервой были применены его методы визуально-пространственного конструирования книги. В 1922-23 в Ганновере прошли персональные выставки художника; в рамках Большой берлинской художественной выставки им был сконструирован "зал проунов" (1923). В 1923 году мастер работал в Голландии (Роттердам, Утрехт, Гаага), читал доклады о русском искусстве; вошел в объединение "Де Стиль". В 1924 состоялась его персональная экспозиция в Берлине; в этом же году выставил в Вене план передвижной "Ораторской трибуны", восходивший к проектам Уновиса. Обострение туберкулеза заставило Лисицкого немного месяцев провести в санатории в Швейцарии (1924-25), где он работал над статьями об искусстве, подготовил совместно с К. Швиттерсом номер журнала "Мерц" ( 8-9), начал к проектированию "горизонтального небоскреба", создал дизайнерское оформление для фирмы "Пеликан". В 1925 прошла персональная экспозиция в Дрездене. В июне того же года возвратился в Москву, занял пост профессора во Вхутемасе (с 1926 - Вхутеине). Вступил в Ассоциацию новых архитекторов (Аснова); разработал весь строй архитектурных проектов, ни единственный из которых не был осуществлен (проекты текстильного комбината, дома-коммуны, библиотеки-читальни, яхт-клуба, комплекса издательства "Правда" и др.). В 1927 женился на Софии Кюпперс, немецкой художнице, переехавшей в Москву. В 1927-28 в Ландес-музеуме Ганновера по проекту Лисицкого был оформлен "Абстрактный кабинет". В сотрудничестве с Вс. Э. Мейерхольдом создал план сценической установки для пьесы "Хочу ребенка" С. Третьякова (1929-30). На протяжении 1920-х гг. написал весь строй статей и трактатов, где выступил теоретиком и пропагандистом новой визуальной культуры, порожденной движением искусства в 20 веке; в 1930 опубликовал на немецком языке в Берлине свою книгу о современном русском искусстве (Russland. Architectur fur eine Weltrevolution).
Дизайнер.Оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Москве, спроектированное и осуществленное Лисицким в 1927 году, ознаменовало появление на свет в СССР самой профессии проектировщика, дизайнера выставок; Лисицкий проявил себя как художественный глава большого авторского коллектива, создающего синтетическое произведение искусства с широким использованием технических и инженерных достижений. Со второй половины 1920-х годов он становится ведущим мастером советского выставочного дизайна. Среди его работ - проекты-разработки советских павильонов на Международной экспозиции печати "Пресса" в Кельне (1928), Международной экспозиции гигиены в Дрездене, Международной выставки пушнины в Лейпциге (обе 1930), Международной выставки торговли в Белграде (1940-1941, не состоялась). В 1935 был назначен главным художником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона. В 1930-е Лисицкий продолжил свои работы в области книжного и журнального дизайна (альбомы "15 лет СССР", "15 лет РККА", "СССР строит социализм" и др.); в 1932-1940 работал художником-оформителем журнала "СССР на стройке". После начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал строй антифашистских плакатов.
Так же читайте биографии известных людей:
Эль Джорженсен Al Jourgensen
Фигура Эль Джорженсена занимает особое место в истории современной музыкальной культуры. Он основатель музыкального направления Industrial metal в..
читать далее →
Эльбрус Каргиев Elbrus Kargiev
Эльбрус Каргиев - Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Южная Осетия с октября 2008 года. Родился 22 августа 1944 года..
читать далее →
Эльвин Алиев Elvin Aliev
Эльвин Алиев - азербайджанский спортсмен, футболист. Родился 21 августа 1984 года.В настоящее время Эльвин Алиев является игроком футбольного клуба..
читать далее →
Эльвира Бруновская Elvira Brunovskaya
В 1957 г. закончила ГИТИС им. А. В. Луначарского. С 1957 г. - в Театре им. Моссовета. С 1962 г. работала вместе с мужем - Вадимом Бероевым - на..
читать далее →