Известные люди
»Эндрю Каннингхэм
Рождение: Великобритания, 7.1.1883
Британский военно-морской деятель, 1-й виконт Каннингэм Хиндхоупский (1945), адмирал флота (21.1.1943). Брат А. Каннингэма. Прошел морскую подготовку на Британике (1897-98). В составе морской бригады участвовал в англо-бурской войне 1899-1902. В 1911-18 командовал кораблем Скорпион, во время 1-й мировой войны участвовал в морских операциях на Средиземном море.
Каннингхэм Эндрью (1883-1963). Командуя Средиземноморским флотом, без малого три года Каннингхэм удачно боролся с итальянским флотом, продемонстрировав военные и дипломатические способности.
Адмирал Каннингхэм в 1939 году исполнял обязанности Главнокомандующего Средиземноморским флотом, тот, что к началу Второй важный войны по англо-египетскому договору базировался в Александрии. Мальту, основную базу, пришлось покинуть, как уж очень уязвимую для атак итальянской авиации. В июне 1940 года, следом побед Германии во Франции, Италия вступила в войну. Итальянский флот существенно превышал силы Каннингхэма, лишенные поддержки французского флота. Существовала угроза вторжения итальянцев из Ливии и захвата ими Александрии. Однако когда основополагающий морской лорд Д. Паунд поинтересовался возможностью вывода флота со Средиземного моря, адмирал выразил надежду, что такое вывод не будет принято ни в жизнь. Положение Средиземноморского флота облегчило соединение Н Д. Соммервилла в Гибралтаре. Состоящее из быстроходных кораблей, сознательно созданное для действий на разных направлениях, оно могло сквозь немного часов угодить в центре Средиземного моря и помочь Каннингхэма. Английский флот в Александрии поддерживал воздействие Великобритании на Среднем Востоке. Он охранял Суэцкий канал и нефтеносные районы. Каннингхэму удалось мирным путем демилитаризовать французскую эскадру Годфруа в Александрии. Энергичный адмирал намеревался выдернуть у Италии стратегическую инициативу и надзор за центральным бассейном, чтобы воспрепятствовать переброске сил в Африку и снабдить коммуникации английской армии Нила. Однако без Мальты с ее ремонтной базой и аэродромами надзор над центральным районом был невозможен, и итальянцы, пользуясь удалением главной базы неприятельского флота, могли проводить конвои в Триполи и Бенгази. Кроме того, они располагали морскими силами в Красном море, затруднявшими английские перевозки. 7 июля 1940 года Каннингхэм вышел из Александрии со всем флотом без малого к самым берегам Италии. Он прикрывал 2 конвоя, которые должны были вывезти необходимые грузы с Мальты в Александрию. Многочисленные атаки итальянской авиации без малого не нанесли ущерба кораблям. Каннингхэм знал, что сильная итальянская эскадра прикрывает конвой в Бенгази, и занял позицию, чтобы отхватить противника от Таранто. В бою у Калабрии 9 июля 1940 года итальянские корабли получили повреждения и ушли, пользуясь превосходством в скорости. Каннингхэм преследовал противника, а потом вернулся в Александрию, обеспечив движение конвоев. Этот махач установил превосходство английского флота. Оно было подтверждено 19 июля, когда легкий крейсер Сидней и 5 эсминцев в бою с 2 итальянскими легкими крейсерами потопили единственный из них. Тем временем в Лондоне после этого долгих раздумий все же решили, что довоенный воззрение о том, что Мальту не разрешено отстоять, следует пересмотреть. На остров направили подкрепления. До середины моря их сопровождало соединение Н, а дальше встречали корабли Каннингхэма. Прибывший в числе кораблей усиления авианосец Илластриес позволил командующему провести давнехонько задуманный налет на главную базу итальянского флота. В Таранто стояли 6 линкоров и тяжелые крейсера. В темное время суток на 12 ноября 20 торпедоносцев с Илластриеса двумя волнами штурмовали корабли в Таранто и потопили торпедами линкоры Литторио, Конти ди Кавур и Кайо Дуилио. Два первых потребовали длительного ремонта, а окончательный так в море и не выходил. В конце ноября соединение Н и Средиземноморский флот снабжали переход быстроходного конвоя на Мальту и в Александрию. 27 ноября итальянские линейные корабли Виторио Венето и Кайо Чезаре сражались с кораблями Соммервилла, после этого подошли корабли Каннингхэма. Итальянцам не удалось стать поперек дороги конвою достичь цели. Они теряли все больше подводных лодок, от ударов морских и воздушных сил лишились 82 судов водоизмещением возле 190 тысяч тонн. В итоге к концу 1940 года британский флот господствовал на Средиземном море. Чтобы подсобить союзнику, Гитлер приказал перевести на Сицилию 150 пикирующих бомбардировщиков для атаки британских кораблей, в особенности в Александрии и проливах между Сицилией и Африкой. Это создало перелом в войне на Средиземном море. В январе 1941 года Каннингхэм вышел в море без малого со всеми силами, чтобы повстречать конвой из метрополии, а та
кже принести грузы на Мальту и вывести оттуда пустые транспорты. 10 января он встретил охранение конвоя в 100 милях западнее Мальты, вслед за тем чего Соммервилл повернул к Гибралтару. В тот же день 40 германских бомбардировщиков штурмовали Средиземноморский флот, потопили крейсер Саутгемптон, повредили Илластриес и 14 транспортов. Конвой удалось провести, но прежнего господства у британского флота уже не было. Победы Нильской армии кончились, когда значительные силы были переброшены в Грецию, куда вторглись итальянские войска. В то же время Африканский остов Роммеля, перевезенный в Африку, начал штурмование супротив ослабленных британских сил. Германская авиация сосредоточила атаки на Мальте, начала постановку магнитных мин в Суэцком канале. Только под прикрытием неважный погоды Каннингхэм смог принести на Мальту 2 транспорта, но оба были повреждены в гавани. Весной 1941 года главный задачей флота стало прикрытие конвоев с войсками в Грецию. Узнав из данных авиаразведки о выходе крупных сил итальянского флота, Каннингхэм вечером 27 марта вышел из Александрии с 3 линкорами, авианосцем Формидебл и 9 эсминцами; вице-адмиралу Г.Д. Придхэм-Уиппелу он приказал к рассвету 28 марта сосредоточить 4 крейсера и 9 эсминцев южнее Крита. Утром вице-адмирал сообщил о появлении двух групп итальянских кораблей и отошел, прикрываясь дымовой завесой. Каннингхэм сразу же приказал штурмовать противника авиацией, и в 11 часов 30 минут торпедоносцы с Формидебла безуспешно штурмовали один линкор Витторио Венето. Однако их действия заставили итальянского адмирала Иакино поворотить на северо-запад. Тем временем было обнаружено 3-е соединение, крейсеры которого были приняты за линейные корабли. Несмотря на превосходство противника, Каннингхэм сквозь час, как только присоединились корабли Придхэм-Уиппела, перешел в преследование и выслал авианосные самолеты, чтобы понизить прыть неприятельских кораблей. Получивший торпедное попадание Витторио Венето снизил ход. Однако до темноты Каннингхэм не рассчитывал со своими тихоходными линкорами перехватить итальянцев. Он выслал легкие силы для поддержки контакта с противником; готовилась новая, 3-я штурмовая вылазка торпедоносцев. На закате 10 торпедоносцев штурмовали неприятеля и попали в нелегкий крейсер Пола, потерявший ход. Иоакино, не знавший о присутствии в море британских линкоров, в 20 часов 30 минут выслал на содействие поврежденному тяжелые крейсера Фиуме, Зара и 4 эсминца. В то же время Каннингхэм отправил для ночной атаки все эсминцы. Вскоре он узнал об одиночной неподвижной цели (Пола), которую принял за линкор, и пошел на сближение. Но когда с другого борта были обнаружены два больших корабля и единственный малый, адмирал выстроил боевую линию супротив этого отряда и открыл жар линейных кораблей. Не готовые к бою Зара, Фиуме и 2 эсминца были потоплены; потом был найден и добит крейсер Пола. Догнать поврежденный Витторио Венето не удалось, оттого что директива Каннингхэма всем кораблям, не ведущим бой, отдаляться на северо-восток, по ошибке восприняли как знак общего отхода. На этом сражение у мыса Матапан завершилось. Наступление Роммеля заставило британские войска оставить к границам Египта. Чтобы задержать противника, следовало перерезать его коммуникации в море. 16 апреля 4 британских эсминца с Мальты истребили итальянский конвой (3 эсминца, 5 торговых судов). Это подтвердило соображение Каннингхэма, что необходимо уничтожать суда в море. Однако Черчилль требовал изолировать Триполи и более того применять линкор Бархэм в качестве брандера. Каннингхэм ограничился тем, что вывел в море весь флот и 21 апреля обстрелял Триполи, но особого ущерба не нанес (был потоплен единственный транспорт). Чтобы сформировать значительную угрозу неприятельским конвоям, англичане усилили оборонительное прикрытие Мальты, сосредоточили там легкий крейсер Дидо и 6 эсминцев для действий на коммуникациях. Успешно действовали подводные лодки, одна из которых 24 мая потопила лайнер Конте Россо. 6 апреля 1941 года германские войска вторглись в Грецию. Уже посредством две недели эвакуация английских войск стала необходимостью. Из-за взрыва тр
анспорта с боеприпасами в день вторжения был разрушен порт Пирей. Пришлось пользоваться малыми гаванями и только в темное время суток, чтобы избежать атак германской авиации. Для эвакуации Каннингхэм использовал все корабли, помимо соединения на Мальте. Удалось вывезти 51 тысячу дядя. После потери Греции в трудном положении оказался Крит. Каннингхэм готовился отразить попытку вторжения. Крейсера и эсминцы вечно патрулировали севернее острова, для их поддержки в море находились тяжелые корабли. Однако господство германской авиации не позволяло применять для доставки подкреплений бухту Суда. 20 мая после этого бомбардировки на Крит был высажен немецкий воздушный десант. Попытка высадить десант с моря не удалась, оттого что 21-22 мая англичане истребили в море конвой с войсками. В ходе поддержки, а далее и эвакуации войск с Крита Средиземноморский флот понес крупные потери от ударов германской авиации. Уцелевшие корабли прибыли в Александрию, без малого израсходовав боеприпасы и топливо. Вывезли 18 тысяч джентльмен из 30. Многие корабли получили повреждения. Каннингхэм в донесении подмечал героические действия измученных экипажей и писал: Но то, что они выдержали, является лучшим показателем их заслуг. Мальту могла постигнуть судьбина Крита. Однако германская авиация была переброшена для подготовки вторжения в СССР. Авианосцы доставили истребители, которые укрепили оборону острова. Итальянцы не помешали англичанам проводить конвои на Мальту и в Александрию. Самолеты и подводные лодки благополучно действовали на итальянских коммуникациях. Однако вскоре положение ухудшилось. С сентября до конца года сквозь Гибралтар прошли на Средиземное море 26 германских подводных лодок. Одной из первых их жертв стал Арк Ройял; торпедированный авианосец затонул во время доставки самолетов на Мальту. 25 ноября подводная лодчонка потопила линкор Бархэм, были потоплены либо повреждены другие корабли. 19 декабря 1941 года итальянские боевые пловцы подорвали в гавани Александрии оба английских линкора. В довершение несчастий на Сицилию возвращались германские бомбардировщики. Все эти проблемы, а кроме того вступление в войну Японии ещё поставили на повестку дня вопросительный мотив об уходе англичан из восточного бассейна Средиземного моря. Однако и в 1942 году корабли Каннингхэма продолжали осуществлять свой задолженность. Основными задачами были доставка снабжения для Мальты и Армии Нила и ломание правил неприятельских коммуникаций с Африкой. Но у адмирала не было довольно сил для решения всех задач. В январе итальянский флот провел в Африку 2 конвоя, и Роммель получил вероятность перейти в штурмование, оттесняя английские войска к границе Египта. Потеря аэродромов в Киренаике осложнила обеспечение доставки конвоев на Мальту. Итальянцы провели под прикрытием линкоров конвой в Триполи. Каннингхэму не с чем было вылезти в море, как то бывало прежде. В марте адмирал все же решил стать поперек дороги неприятелю привезти подкрепления в Африку и послал 3 легких крейсера и 10 эсминцев контр-адмирала Вайэна, но флагманский крейсер потопила подводная лодчонка, другие корабли подверглись атаке авиации, а британские ВВС не смогли воспрепятствовать движению конвоя. Полученные подкрепления позволили Роммелю вторгнуться в Египет. Совсем тяжелым стало и положение Мальты. Однако находить решение эти проблемы пришлось преемнику Каннингхэма, тот, что получил новое направление. 1 апреля Эндрью Каннингхэм спустил флаг и отправился в Англию. Ему вслед за тем без малого трех лет сражений предстояло возглавить военно-морскую миссию в США. Моряк в Вашингтоне присутствовал на совещаниях начальников штабов по планированию боевых действий. Затем его назначили заместителем Эйзенхауэра в проведении операции Торч. План операции предусматривал высадки английских войск в Алжире и Оране (Средиземное море) и американских - в Касабланке, на побережье Марокко. Каннингхэм со своим штабом расположился внутри скалы Гибралтара. Благодаря организаторской деятельности его штаба высадка прошла благополучно, а переговоры Эйзенхауэра и Каннингхэма с адмиралом Дарланом позволили прервать сопротивление вишистских войск. Занятые в ходе операции морские и воздушные базы обеспечи
ли перевозки в западной части Средиземного моря. 20 февраля 1943 года Каннингхэма снова назначили главнокомандующим Средиземноморским флотом. Поддерживая штурмование 8-й армии в Тунисе, его крейсера и эсминцы во взаимодействии с ВВС не допускали неприятельские подкрепления в Африку. Когда же британские войска 7 мая овладели Тунисом и Бизертой, адмирал отдал приказ: Топить, жечь, уничтожать. Не упустите никого. Последнее относилось к тем войскам, которые пытались переправиться в Европу. 13 мая капитулировал финальный боец Оси в Африке. Задолго до того флот начал тралить минные поля в Узостях, и 5 мая Каннингхэм сообщал адмиралтейству: Проход посредством Средиземное море чист. Уже посредством неделю возобновились перевозки между Гибралтаром и Александрией, корабли начали прогуливаться в Индию и Австралию сквозь Суэцкий канал. Успешнее шла битва с подводными лодками; уменьшились потери от германской авиации благодаря развитой системе авиабаз союзников. 7 апреля 1943 года Объединенный комитет начальников штабов утвердил проект высадки в Сицилии 8-й британской и 7-й американской армий, которые поддерживали корабли соответствующих флотов; общее руководство на море осуществлял адмирал Э. Каннингхэм. По его предложению был заранее взят островок Пантеллерия. Операция Хаски была назначена на 10 июля. 20 мая адмирал Каннингхэм познакомил с планом операции подчиненных ему английских и американских морских командиров. В операции участвовали 2590 военных кораблей и десантных судов. Во время перехода к районам высадки все английские и американские корабли находились под командованием Каннингхэма, а потом переходили в ведение командиров десантных соединений. С конца мая началось движение конвоев, в первую очередь из США, далее из Англии и Африки. Ими управляли штаб Каннингхэма в Алжире и адмиралтейство. Потери составили всего 4 судна, потопленных подлодками, потому что операцию готовили секретно. 4 июля Каннингхэм отдал распоряжение о проведении операции Хаски в темное время суток на 9 июля. За сутки до ее начала Эйхенхауэр с Каннингхэмом и штабом направились на Мальту, где была хорошая связь. Из-за скверный погоды враг не ожидал высадки. Сопротивление оказалось слабым. К вечеру 10 июля английские войска закрепились на берегу, захватили Сиракузы, а 13 июля Аугусту - вскоре оба порта принимали суда. Американцы встретили большее сопротивление, и все-таки 22 июля захватили Палермо и направились на Мессину. В условиях активности германской авиации и подводных лодок Каннингхэм подмечал, что длительное нахождение на якоре такого большого количества кораблей вблизи вражеского берега при настолько малых потерях граничит с чудом. Когда недруг оказал упорное сопротивление наступающим к Катании английским войскам, адмирал вызвал с Мальты линкор Уорспайт, тот, что огнем орудий главного калибра поддержал штурмование. Флотоводец был готов высадить десант в тыл противника, но Монтгомери дважды отказывался от этого и отдал предпочтение надвигаться в отдалении от моря. В результате противника не разгромили, а вытеснили из Сицилии. 21 июля Объединенный комитет начальников штабов принял заключение, что следующий десант будет в Италии, в Салерно, южнее Неаполя, тогда как 8-я вооруженные силы Монтгомери должна была форсировать Мессинский пролив. К началу сентября было завершено сосредоточение войск и судов. Адмиралтейство беспокоило, хватит ли у Каннингхэма сил, чтобы снабдить войска у Салено. 1 сентября адмирал назначил днем высадки 9-е сентября, а 3 сентября, не встречая сопротивления, вооруженные силы Монтгомери форсировала Мессинский пролив и начала продвижение к Неаполю. К 9 сентября в Тирренское море вошли соединения прикрытия и поддержки. Накануне было объявлено о подписании перемирия с Италией. Каннингхэм приказал кораблям итальянского флота устремиться из Специи на юг по определенному маршруту. 9 сентября 3 линкора, 6 крейсеров и эсминцы выступили, но задержка адмирала Бергамини позволила германской авиации штурмовать и потопить управляемыми бомбами линкор Рома. Остальные суда встретили и проводили на Мальту корабли, посланные Каннингхэмом. Туда же отконвоировали и флот из Таранто. Адмирал докладывал адмиралтейству: Сча
стлив уведомить Их лордства, что итальянский линейный флот ныне стоит под прицелом орудий крепости Мальта. Посланные Каннингхэмом корабли заняли Таранто, следом Бриндизи и другие порты, необходимые для снабжения войск в Италии и действий на коммуникациях. Высадка 9 сентября у Салерно прошла удачно, но дальше войска встретили упорное сопротивление. По запросу адмирала Хьюитта Каннингхэм направил с Мальты линейные корабли, которые огнем помогали расширить плацдарм американским войскам. Благодаря артобстрелу попытка германского контрудара была сорвана. 16 сентября войска Монтгомери установили связь с десантом. 1 октября союзники заняли Неаполь, тот, что начали расчищать, чтобы произвести базой снабжения. Когда с первым морским лордом Дадли Паундом на конференции в Квебеке в августе случился апоплексический потрясение, встал вопросительный мотив о его замене. Черчилль не хотел назначать независимого Каннингхэма, но был вынужден условиться с общим мнением моряков и побудить адмирала. На посту первого лорда Каннингхэм оставался решительным и независимым. Когда эскадра Фрезера повредила авиабомбами линкор Тирпиц, стоящий в Альтен-фьоде, и отошла, Каннингхэм потребовал воспроизвести атаку, чтобы истребить судно, и добился повторной попытки. Он продолжал консультировать У. Черчилля по морской стратегии. В своих записках Д. Эйзенхауэр вспоминал:...Эндрью Каннингхэм... был адмирал нельсоновского типа. Он считал, что корабли отправляются в море, чтобы выискать и ликвидировать противника. Он неизменно мыслил категориями наступления, а не обороны. Каннингхэм был энергичен, вынослив, разумен и откровенен. Несмотря на свою строгость, он пользовался исключительным уважением посреди личного состава английских военно-морских сил и в значительной мере у офицеров и боец других видов вооруженных сил...
Так же читайте биографии известных людей:
Эндрю Берд Andrew Bird
Andrew Bird родился в Чикаго. Богатые культурные традиции этого города оказали определенное влияние на творчество музыканта являясь искусным..
читать далее →
Эндрю Вуд Andrew Wood
Американский рок-музыкант, вокалист сиэтльских групп Malfunkshun и Mother Love Bone. Экстравагантные наряды в стиле глэм-рока 70х, напоминающий..
читать далее →
Эндрю Ллойд-Уэббер Andry Lloyd-Webber
Историю современного музыкального театра невозможно себе представить без имени британского композитора Эндрю Ллойд-Уэббера. Автора таких..
читать далее →
Эндрю Кей Andrew W.K.
По словам музыканта, в свих песнях он хотел рассказать о том, что не нужно боятся выражать свои эмоции и чувства. Все от страстной любви до безумной..
читать далее →