Известные люди

»

Эрвин Пискатор

Эрвин Пискатор Ervin Piskator Карьера: Драматург
Рождение: Германия, 17.12.1893
Пискатор Эрвин - немецкий театральный режиссер. Спектакли День России (1920), Разбойники (1926), Буря над Готтландом (1927), Распутин, Романовы, Война и Народ, который восстал против них (1927), Король Лир (1940), Война и мир (1955) и др.

Эрвин Пискатор родился 17 декабря 1893 года в Ульме в протестантской семье. В детстве и юности он увлекался поэзией и театром. Пискатор стажировался в Мюнхенском придворном театре, забирал уроки у трагика Эрнста Поссарта, слушал лекции в университете по истории искусств, философии и германистике.

В начале войны Эрвин попал на фронт. Фотопортреты Пискатора-солдата пригодились лет сквозь десять, когда фашисты стали травить режиссера, утверждая, что он еврей Самуил Фишер, взявший псевдоним (Пискатор по-латыни значит рыбак). А раз еврей значит трусишка и тыловик. Тогда в реакция были опубликованы документы, из которых явствовало, что прародитель Эрвина страсбургский профессор теологии Иоганнес Пискатор. Комплект же фотографий из фландрских траншей сломал легенду о трусливом тыловике.

Творческая карьера Пискатора началась в конце 1919 года, когда Эрвин организовал в Кенигсберге театр под названием Трибунал. Театр вскоре был закрыт, так как власти сочли, что он нежелательным образом влияет на зрителей, тогда Пискатор переселился в Берлин и совместно с друзьями организовал Пролетарский театр, дававший спектакли в клубах рабочих предместий.

Пискатор задается целью давать агитационные политические спектакли. Его известное обозрение День России (1920) состояло из трех коротких пьес Калеки, У ворот, День России. Использовались плакаты, лозунги, броские карикатуры все это размещалось на деревянных либо картонных щитах. Действие комментировал особый персонаж.

Пискатор показал, что в театре могут так переплестись реальность и развлекуха, что сотрется граница между театром и митингом, принимающим серьезно решения, обязательные для его участников, писала Роте Фане в апреле 1921 года.

Власти запретили театру игрывать, и Пискатор уговорил драматурга Рефиша совместно получить Центральный театр. Режиссер вернулся к Толстому, Роллану, Гоголю, словом, к о менш-драматургии (О менш! О мужчина! восклицание гуманистов).

По поручению Компартии Германии Пискатор поставил во время предвыборной кампании агитационно-театрализованное представление Р.Р.Р. Ревю ротер руммель (Обозрение красная толкучка). В обозрении использовались кино, акробатика, художники-моменталисты, речевики, статистические таблицы. Во время представления аудитория пела хором, голосовала, свистела, становясь своеобразным действующим лицом. Позже по заданию КПГ Пискатор создал историко-хроникально-агитационное обозрение под названием Вопреки всему. Оба обозрения исполнялись на знаменитой рейнхардтовской сцене-арене в Большом театре.

В 1924 году Пискатор получил право становить в Фольксбюне (Народная сцена). Художественные принципы нового, политического театра проявились в таких работах, как знамена (1924) и Бурный поток (1926) Паке, На дне (1927) Горького, Буря над Готтландом (1927) Велька. Режиссер использовал принципы документализма, вымышленные события объединялись с подлинными, действо на сценической площадке чередовалось или шло вместе с тем с показом кинофильмов на экране.

Главной в этих спектаклях становится задача революции и прославление ее победы. В финале Знамен над сценой загоралась красная звездочка, а Буря над Готтландом заканчивалась кинофильмом, в последних кадрах которого Ленин беседовал с кронштадтскими моряками (уместно сказать, это послужило причиной увольнения режиссера из Фольксбюне). Действие пьесы Разбойники (1926) Шиллера режиссер перенес в ХХ столетний период, а Карл Моор и его соратники представляли собой разные типы революционеров.

Блеск постановок этого периода привлек чуткость крупного предпринимателя, тот, что арендовал для Пискатора театр на самой оживленной магистрали города Ноллендорфплатц. Режиссер начал с пьесы Толлера Гопля, мы живем! (1927). На сценической площадке был сооружен фасад здания с площадками-ячейками. Эпизоды спектакля разыгрывались на разных этажах; другой раз освещались немедленно две ячейки, иной раз немного, иной раз ячейки и экран, натянутый над сценой.

Пискатор разработал свежий сценический жанр, тот, что следом стали звать документальной драмой. Самым характерным примером тут может служить спектакль 1927 года Распутин, Романовы, Война и Народ, тот, что восстал супротив них по пьесе Заговор императрицы А. Толстого и П. Щеголева. Здесь была применена так называемая сегментная сцена. Некоторые эпизоды шли на сцене, другие были показаны на экране. Заканчивался спектакль хроникой, посвященной выступлению Ленина на Втором съезде Советов.

Вильгельм Гогенцоллерн, представленный в спектакле в неприглядном виде, начал ход супротив театра. Газеты пестрели карикатурами по поводу поединка между богатейшим человеком Германии и режиссером-коммунистом. Постановление суда гласило Ответчику под угрозой штрафа воспрещается в публичных представлениях выводить истца при постановке пьесы Распутин Толстого и Щеголева. Кроме того, Пискатору было предложено уплатить бывшему императору за бесчестие пять тысяч марок. В результате в спектакле вместо кайзера на сцену выходил единственный из авторов текста Лео Лания и зачитывал отрывки из постановления суда, вызывая гогот в зале...

Вообще с текстами пьес Пискатор особенно не церемонился. Он увеличивал численность действующих лиц и переставлял, переворачивал тексты.

Пискатор вечно применял в своих работах технические новшества. В спектакле Похождения бравого солдата Швейка по роману Ярослава Гашека (1928) также рампе двигались в противоположных направлениях две ленты конвейера, а персонажи перемещались по этим лентам навстречу основному движению. При этом конвейеры ужасно грохотали и без малого заглушали контент. Успеха Швейк не имел.

Конвейер применялся и в постановке пьесы Вальтера Меринга Берлинский купец (1929). В финале на сцену выезжали поломанные и никому не нужные предметы, и берлинские мусорщики, распевая песню, выметали с площадки железную солдатскую каску, обрывки старого имперского флага и т.д.

Однако публика все реже посещала спектакли Пискатора. Чтобы получить, Пискатор завел ещё второй театр. Но это не спасло оба театра обанкротились.

В 1931 году Пискатор переехал в Москву. Руководство Межрабпомфильма предложило ему экранизировать расклад А. Зегерс Восстание рыбаков из села св. Барбара. Задумывался кино с грандиозными массовыми сценами. Режиссер с энтузиазмом взялся за делю, немного недель провел в Мурманске, изучая технику рыбной ловли. Были проведены съемки в Одессе. Фильм Восстание рыбаков вызвал разноречивые отклики. Вне всякого сомнения осталась добросовестность Пискатора, при всем при том следующие проекты пришлось отсрочить.

Пискатор был назначен на место председателя МОРТ Международного объединения рабочих самодеятельных театров. Он разрабатывал проект создания в Советском Союзе антифашистского культурного центра в городе Энгельсе. Ядром мыслился театр, около которого должны группироваться литературные силы, главным образом драматурги и критики. Близился срок открытия сезона. Но тут совершенно нежданно (было это в 1935 году) Пискатор заявил, что должен поехать за рубеж по делам международных контактов, на две-три недели. Однако он не вернулся. Фридрих Вольф с юмором рассказывал, что в Париже Эрвин женился на богатой женщине, известной танцовщице с университетским дипломом. Супруги жили в шикарнейшем особняке аристократического квартала города. Правда, отрезок времени праздности и барства длился кратковременно. Немцы захватили Францию, и Пискатору пришлось мчаться.

В 1939 году он перебрался в США, где организовал театральную мастерскую. Среди его американских постановок были такие значительные работы, как Король Лир (1940) Шекспира и Эмилия Галлоти (1943) Лессинга.

И только в 1947 году Пискатор вернулся в Западную Германию, где стал, по его словам, режиссером-коммивояжером. Он гастролировал по городам Швейцарии, Голландии, Италии, Швеции. Семь спектаклей в период для человека, которому за шестьдесят, снести было нелегко.

Правление Союза демократической театральной организации выбрало его директором-интендантом Фрайе Фольксбюне (Свободная Народная сцена) в Западном Берлине. Здесь им были поставлены спектакли Робеспьер Ромена Роллана (1963), Венецианский купец Шекспира (1963), документальные драмы по пьесам Петера Вайса, Рольфа Хоххута и Хайнера Кидпхардта.

Пискатор и в последних спектаклях не отказывался от своих принципов. Общество взбудоражил его спектакль Наместник по пьесе Хоххута. Одни говорили о клевете, об оскорблении папы римского, другие поддержали Пискатора и Хоххута, обвинявших папу, и не только его одного, в преступной терпимости к массовым убийствам в отрезок времени Второй важный войны.

Это был финальный и громогласный спектакль знаменитого режиссера. Эрвин Пискатор умер в 1966 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Эрвин Вебер Erwin Veber

К сожалению, об Эрвине Вебере, первом польском моряке-одиночке, долгое время ничего не было известно. Правда, его морские достижения, измеряемые по..
читать далее

Эрвин Панофский Erwin Panofsky

Главный вклад Панофского в науку об искусстве исследования по иконологии, рассматривавшейся им как раздел истории искусства, который изучает сюжет..
читать далее

Эрвин Бауэр Ervin Bauer

Выдающийся советский биолог-теоретик.
читать далее

Эрвин Шредингер Ervin Shredinger

Эрвин Шредингер - выдающийся австрийский физик, создатель волновой механики. Родился 12 августа 1887 года.Эрвин Шредингер считается одним из..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий