Известные люди

»

Эрик Курмангалиев

Эрик Курмангалиев Erik Kurmangaliev Карьера: Опера
Рождение: Россия, 31.12.1959
За это время имя Эрика Курмангалиева, сыгравшего главную роль, уже успели порядком подзабыть. Однако недавно он вновь заставил о себе заговорить. Еще бы: мужчина, который поет оперные арии женским голосом, сегодня явление уникальное. Со времен кастрата Фаринелли таких певцов можно пересчитать по пальцам одной руки.

Пятнадцать лет обратно спектакль М. Баттерфляй поразил весь сценический мир. Когда выяснилось, что томная восточная красотка с высоким голосом и грациозной походкой на самом деле мужик, в это на первых порах немного кто поверил. Когда же все сомнения развеялись, в театр стали бродить аккурат на Эрика Курмангалиева, игравшего ту скандальную образ. Спектакль просуществовал полтора года и, разрываемый внутренними проблемами, закрылся.

Закрылся от всего мира и Курмангалиев. О его жизни долетали только какие-то невнятные слухи. А в этом году певец ещё раз появился в артистической среде на Венецианском фестивале режиссер Рустам Хамдамов представил свой кино Вокальные параллели, где одну из главных ролей осуществил Эрик. Урасполагать информацией его было, хотя вообще-то, нелегко: Курмангалиев ещё раз играет восточную красавицу с высоким голосом и грациозной походкой

Таких голосов, как у Эрика Курмангалиева, больше нет ни у кого в мире. Высокий и гибкий, его контртенор гипнотизирует: есть в этих звуках что-то запретное, но манящее, табуированное, но искушающее

Когда-то, немного веков вспять, так напевали юные кастраты в солнечной Италии. Молоденьких певцов подвергали жестокой экзекуции, чтобы сберечь их изысканные голоса не дожидаясь возрастной ломки.

Голос Эрика оттого и уникален, что для него не пришлось укладываться под тесак таковый тембр дан певцу от рождения. А он только умело использует свой естественный дар.

Этим голосом я наслаждалась недели две. Почти каждый день мне пришлось водить знакомство с автоответчиком, тот, что то напевал изысканные трели, то истерично гоготал, то надтреснутым фальцетом выговаривал какой-то издевательский контент.

Запись на автоответчике менялась каждые пару-тройку дней. Так и представлялась картина: томный и надменный собственник, приходя вечером домой, выслушивает мои настойчивые послания, а в реакция придумывает что-нибудь больше экстравагантное. Когда мне показалось, что заочное знакомство сверх меры затянулось, объявился и владелец.

Да, это Эрик. Вы спрашиваете, позволительно ли соорудить со мной беседа? А откель вы обо мне узнали?

После секундного замешательства (это юмористика или искреннее изумление?) я начинаю увлеченно объяснять: ну как же, кто не знает Эрика Курмангалиева, звезду спектакля М. Баттерфляй, заново открытую на недавнем Венецианском фестивале?

Вы знаете, ни М. Баттерфляй, ни Вокальные параллели мне, открыто говоря, не интересны, нетерпеливо прерывает меня Эрик. Я оперный певец и хочу сообщать только о классической музыке. Ну как, вы ещё не передумали действовать со мной беседа?

Как вы полагаете могла ли я ответствовать отказом?

Летят утки...

Нет мне никакого прощения! Позорно пропустить звезду важный оперной сцены в толпе у модной столичной кофейни это ещё попытаться надобно. В родное оправдание могу изречь одно: я выискивала в серой массе яркое пятнышко потому как все знают слабость Курмангалиева к роскошным, вызывающим нарядам.

А уже позвонив ему на мобильный, с удивлением обнаружила: в двух шагах от меня стоял скромный парнишка в темном пальтецо, замотанный до ушей теплым шарфом.

Эрик: Да никуда я не пропадал. Я непрерывно гастролирую. Чаще всего, конечно, за рубежом. Но и концерты по России в последнее время не редкость. Россия вообще, судя по всему, изголодалась по классической музыке. Публику в периферии легко тошнит: к ним по два-три раза в год приезжает вся эта шушера дутые попсовые исполнители, так называемая российская эстрада. Поэтому там, в глубинке, люди с удовольствием ходят на концерты классической музыки.

Но в Москве, если я не ошибаюсь, вы в крайний раз выступали лет пять назад

Эрик: Я давал гала-концерт в 2002 году, в октябре. Он тогда имел здоровущий резонанс: скажу прямо, за прошедшие немного лет такого феерического выступления на сцене Большого зала Консерватории больше не было.

Пока Курмангалиев разъезжает по миру, в театральной Москве множатся слухи около его имени. Каких только разговоров, объясняющих его отсутствие, не приходилось слышать

Эрик, давайте опровергать или свидетельствовать бесчисленные слухи. Я вот слышала такую новость: Курмангалиев стал воинствующим мусульманином, так что сегодня ему не до пения.

Эрик: Ничего подобного. Я космополит по жизни, дядя мира. Поэтому в каждый стране чувствую себя как дома. Но в то время как ни к какой религии не примкнул.

Слух второй: Курмангалиев ушел в шаолиньский монастырь, где прожил немного лет, мол, оттого его нигде не видно.

Эрик (долговременно смеется): Ольга, это все легенды, о которых я слышу в первый раз только от вас.

Хорошо, а что за история с завещанием легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева? Говорили, что перед смертью он попросил одного своего друга черкнуть про вас книгу как о человеке, тот, что навечно войдет в вмемирную культуру

Эрик: Тоже слухи, увы. Не знаю, может, Рудольф и знал о моем существовании, но я не верю, что он написал такое завещание. Ко мне реально обращался единственный беллетрист гость нашей страны с русскими корнями, тот, что уверял, что Нуреев лично просил его повстречаться со мной и выпустить книгу обо мне. Но вы знаете, сколь в мире проходимцев, которые без затей хотят на сторонний славе получить финансы. Этот дядя из эдакий породы.

Значит, вы с Нуреевым не были знакомы?

Эрик: К сожалению, нет.

Скажите, а какой самый-самый особенный слух вы о себе слышали?

Эрик: Из последнего: Курмангалиев сделал операцию по перемене пола и в текущий момент живет в Москве в образе дамы. Причем тот самый слух родился в недрах Большого театра, не нетрудно так. Я крайне продолжительно смеялся, когда услышал подобное. Впрочем, я привык ничему не удивляться: сколь себя помню, кругом моей персоны все время ходят какие-то разговоры и сплетни.

Вернемся к нашим баранам

Долгое время обладатель уникального контртенора и не подозревал, что чем-то отличается от других. До совершеннолетия он жил в глухом казахском ауле, пас овец и баранов и всего ничего задумывался о собственной исключительности.

Эрик: Хотя я всегда напевал сколь себя помню. Сначала репертуар Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец. У меня в детстве был таковый невысокий ребяческий альт, тот, что позволял мне подделывать их тембр. А затем, лет в двенадцать-тринадцать, я как черт из табакерки грубо увлекся классической музыкой. Что неплохо было в советские времена: тогда и по телевизору, и по радио всегда транслировались концерты классики. Я заставил родителей взять мне магнитофон знаете, тогда продавались такие громадные механизмы с катушками и записывал концерты, вызубривал все партии до последней ноты и голосил сутки напролет.

Как родители относились к вашему увлечению музыкой?

Эрик: Отец был шибко супротив. Он более того зачастую колотил меня. Вообще в психологии восточных народов заложено, что парнишка, тот, что хочет сделаться артистом, это позор для семьи. Мужчина должен заниматься настоящим делом, и все такое иное. Но мой папа погиб, когда я был ещё совершенно маленьким, а маменька меня неизменно поддерживала.

Когда пришло постижение, что вы не таковый, как все?

Эрик: Когда я приехал в Алма-Ату поступать в консерваторию. У себя в ауле я напевал, напевал, напевал, а тут как гром среди ясного неба приехал в Алма-Ату и все ахнули. Конечно, меня пытались переучивать: мол, как же так, мужик почему-то поет женским голосом. В Советском Союзе это было нельзя! Так что всякие инсинуации наблюдались по поводу моего тембра. Но совершенно я понял, что у меня воистину уникальные вокальные данные, только когда перебрался в Москву. Я поступил в Гнесинку, и на всех экзаменах по вокалу обсуждение моей персоны длилось по три-четыре часа. И постоянно завсегда! я находился на грани вылета.

Вы комплексовали или гордились, что ни на кого не похожи?

Эрик: Я не комплексовал и не гордился. Понимал, что это мое естество. Со второго курса я начал гастролировать по всему Союзу, что уже говорит о многом. Хотя, конечно, мне пытались становить препоны. Была одна такая народная артистка, не буду величать ее фамилию, так вот, на каждой комиссии она непременно заводила разговоры о том, что мое творчество это воздействие буржуазной культуры и что советская общественная мораль не позволяет нам расслабляться и давать таких вот профессионалов на сцену.

Пугачевский бунт

Тогда же на втором курсе Гнесинки произошла саммит, которая на долгое время определила дальнейшую певческую карьеру Курмангалиева.

Эрик: Шел восьмидесятый год. Мы с моей подружкой Еленой Шароевой, решив распевать дуэтом, стали постигать, где нужны вокалисты. И как раз в это время дирижер Валерий Полянский собирался репетировать Вторую симфонию Альфреда Шнитке на сцене Концертного зала имени Чайковского. Это произведение огромный композитор написал по заказу Би-би-си для какого-то контральто, причем Альфред Гарриевич был уверен, что в СССР исполнителя с такими вокальными данными выискать нельзя. Поэтому, услышав меня, он испытал натуральный шок. Так я попал в поле зрения Шнитке, и мы начали сотрудничать. После той первой работы сознательно для меня и Аллы Пугачевой мэтр написал кантату Доктор Фауст. Но, к сожалению, обозначиться сообща с Аллой Борисовной нам так и не удалось.

Почему?

Эрик: Это в текущий момент на сцену Большого зала Консерватории может вылезти всякий дядя, тот, что в состоянии уплатить гроши. А тогда к этому относились сильно основательно. Чиновники от Министерства культуры не могли предположить, чтобы скандальная эстрадная звездочка выступала на классической сцене. Поэтому они сделали все, чтобы сдернуть свой план. И в итоге на премьере совместно со мной выступала солистка Большого театра Раиса Котова, которая заменила Пугачеву.

Вы и позже работали вкупе с Альфредом Шнитке. Каким он вам запомнился?

Эрик: Интеллигентнейший, образованнейший, мягонький. Он был крайне светлым, ни капли негатива. Хотя в то время на него начались такие гонения со стороны Союза композиторов, что перенести их мог только мощный духом джентльмен. Хотя, может, как раз из-за мягкости Шнитке эти гонения и были возможны. Им казалось проще стереть человека, тот, что не противится их пыткам. Хотя на деле оказалось, что он большой композитор.

Вы это тогда понимали?

Эрик: Конечно. Не осмыслить такое невозможно.

Еще вы крайне долговременно сотрудничали со Святославом Рихтером

Эрик: Это было больше, чем сотрудничество. Мы как собак нерезаных общались и за пределами работы. Рихтер потрясающий во всем: Музыкант и Человек с громадный буквы. И в то же время шалунишка, хулиган, весьма радостный и открытый. Мы более того частенько выпивали совместно, но все одинаково во время вечеринок наши беседы были о музыке.

Вокальные параллели

Несмотря на известность в оперном мире, культовой личностью Эрик стал позже роли в спектакле Романа Виктюка М. Баттерфляй. Его и ныне продолжают осведомляться по той работе пятнадцатилетней давности.

По телефону вы предупредили, что произносить о М. Баттерфляй вам вовсе не интересно

Эрик: И сегодня могу воспроизвести все то же самое.

Но отчего? Разве это не заманчиво изведать себя в чем-то новом?

Эрик: Так я и попробовал. Но вы не забывайте, что любая театральная постановка это неизменно коллективное творчество. Я понимал, что если я соглашусь, спектакль будут становить как раз на меня. И значит, десятки людей станут зависимы от моей персоны. А оттого что я дядя свободолюбивый, не терпящий компромиссов в творчестве, то мне немаловажно было располагать информацией наверняка: М. Баттерфляй получится по-настоящему фееричным, имеющим касательство к театральному искусству, а не окажется обычным мыльным пузырем, тот, что раздуют и преподнесут охочим до жареного зрителям. Меня уламывали два месяца, в то время как я не согласился.

И спектакль стал явлением в театральном мире. Леонид Парфенов, к примеру, в Намедни поставил премьеру М. Баттерфляй в единственный строй по значимости с убийством Раджива Ганди, референдумом о сохранении СССР и распадом Югославии

Эрик: Да, эта постановка стала серьезным событием. И только благодаря моему участию. Но знали бы вы, сколь сил мне стоил любой выход на сцену. Я потому что там не только напевал, но и плясал, и произносил монологи. Мне проще было спеть сольный концерт, чем участвовать в таком шоу.

Спектакль М. Баттерфляй продержался на сцене полтора года. А следом вы ушли. Из-за усталости?

Эрик: Нет, я ушел из-за хамского отношения администрации. Даже не ко мне со мной-то, напротив, эти люди вечно вели себя достаточно мягко, потому что что понимали: я уйду и постановку придется прикрывать. А вот с прочими актерами общались как с рабами. Но я открыто выполнил все свои обязательства: ушел только вслед за тем того, как истек срок действия моего контракта. А дальше начался вообще кошмар: чтобы не посеять спектакль, на мою образ ввели какого-то контртенора, тот, что напевал в микрофон (при слове микрофон на лице Курмангалиева появляется брезгливая маска. Авт.). И полгода они разъезжали по стране с афишами, где было написано мое имя.

А отчего про свою работу в фильме Вокальные параллели вы также не хотите вещать? Режиссер Рустам Хамдамов, ваша партнерша Рената Литвинова, картина была в этом году показана на Венецианском фестивале Есть о чем поведать.

Эрик: Мы снимали эту ленту целых восемь лет периодически возникали проблемы с финансированием. Так что сняли, выпустили и до свидания. Кино не мой жанр.

Но кино вам понравился?

Эрик: А я его покуда не видел. Как-то не складывается собраться и глянуть, что получилось. Да и нет особого желания. У меня сегодня другие задачи: мы с моими коллегами занимаемся тем, что реставрируем неизвестные оперы Моцарта и Россини разыскиваем их по крупицам, переписываясь с музеями в Европе, Америке.

Вокальные параллели кино сильно странное. Несколько бывших актрис, путешествуя по бескрайним степям, нежданно обнаруживают старое пианино. И начинают по очереди исполнять классические арии. Поразительно: многие рецензенты более того не догадались, что в роли одной из певиц выступает человек. (Я, в частности, длительно хихикала, прочитав таковый пассаж кинокритика: Простые казашки, которым сподручнее было бы напевать народные песни и взращивать детей в своих юртах, заливаются рядом с овцами изысканными и вышколенными в лучших вокальных школах мира голосами. Кстати, в фильме снимались всамделишные оперные певицы, которые поют всамделишными голосами. Авт.)

Монологи для фильма написала Рената Литвинова. Она же играет образ подружки восточных певиц. Не самой доброй, между прочим: ох, с каким злобным выражением лица она бросает в героиню Курмангалиева яблоки!

Как работалось с Ренатой Литвиновой?

Эрик: Ужасно! Снимали при любых погодных условиях, не значимо мороз или зной, в физиономия стабильно пускали дым, от которого я начинал задыхаться. А ещё было крайне неудобно гулять в открытых туфлях, да ещё тонкие чулки оказались такими неудобными! Сплошной кошмар!

Какая-то полная безнадега. Скажите, а что вас порадовало в последнее время?

Эрик: Проект плотного сотрудничества с Пьером Карденом. Мы познакомились в 1998 году немалый кутюрье увидел запись с моим концертом и разом решил позвать к себе в театр. Тогда, семь лет обратно, это было несложно сольное выступление в Париже. А совершенно недавно мы встретились и решили, что нужно выдумать что-нибудь необычное. Как раз сегодня обсуждаем, будет ли это спектакль или шоу. Думаю, если мы с вами встретимся где-то посредством полгода, я уже смогу поведать что-то больше конкретное.

Так же читайте биографии известных людей:
Эрик Лемминг Eric Valdemar Lemming

Шведский легкоатлет, трёхкратный чемпион летних Олимпийских игр.
читать далее

Эрик Вендт Erik Vendt

После окончания школы Эрик Вендт поступил в университет Южной Калифорнии. Во время учебы он стал пятикратным победителем состязаний NCAA,..
читать далее

Эрик Шанто Eric Shanteau

Эрик Шанто - американский спортсмен, пловец. Родился 1 октября 1983 года.Эрик Шанто является членом сборной команды США, членом клуба Club coach at..
читать далее

Эрик Кантона Eric Cantona

Эрик Кантона - известный французский футболист. Родился 24 мая 1966 года.Наибольшую известность Эрик Кантона приобрел выступая за английский клуб..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий