Известные люди

»

Эрнст Неизвестный

Эрнст Неизвестный Ernst Neizvestnyi Карьера: Скульптор
Рождение: Россия, 9.4.1925
В четверг в Кемерове на берегу реки Томь был открыт 7-метровый монумент "Память шахтерам Кузбасса" работы Эрнста Неизвестного. Знаменитый скульптор, прилетевший в Кемерово накануне, передал его Кузбассу в дар. Торс шахтера, в груди которого горит огонь, установлен на постаменте из черного гранита. Монумент, освещенный специальной подсветкой, будет виден с другого берега реки, где расположена основная часть города. Несмотря на дальний перелет и тридцать часов без сна, Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ ответил на вопросы Ирины СЕРБИНОЙ.

- Почему было решено определить монумент аккурат в этом месте?

- Существует декоративная скульптура, но существует и скульптура, которая претендует на некоторую форму ритуальности. Она должна быть выведена из повседневности и поставлена так, чтобы создать пространство, которое могло бы творить обособленность и ритуальность. На эту гору нужно вставать, нужно болеть не только искусство, но и само физиологическое движение к нему. Ппокинуть такую скульптуру у театра будет неправильно - пространство должно быть просторным, пейзаж кругом создает ту претензию, которая была заложена в первооснове.

- Как немало времени вы посвятили этой работе?

- Недолго. У меня есть примеры долгой работы - над монументами жертвам сталинизма я работал с 1953 года, и более того раньше у меня были готовы эскизы - ещё при жизни Сталина. В данном случае служба произошла проворно, потому что что у меня уже были наработаны визуальные элементы, которые вошли сюда: торс гиганта, торс Прометея, торс ангела. Этот шахтер по существу - шахтерский ангелочек, хотя он обладает всеми физическими признаками человека.

- Местные власти подсказывали вам, каким аккурат должен быть монумент?

- Мне никто не выламывал руки. Я отправил первичный эскиз и немедленно принял решение: если начнутся обсуждения и советы, я откажусь от работы. Самый немалый супостат художника - советчик, более того доброжелательный. Он лишает художника воли. В данном случае этого не произошло, в силу того что что мне поверили, не приглашали коммунаров, пионеров, домработниц, сельхозработников, чтобы они учили меня лепить. Их бы я ещё послушал, но ибо от их имени говорят чиновники или неудачники в искусстве. Представьте себе Сикстинскую капеллу, которой бы возглавлял хоровой коллектив провинциальных итальянских художников! Так было в советское время. Поэтому в советском искусстве было так страсть сколько балласта. Это было коллективное творчество, но не коллективное творчество народа, а коллективное творчество бюрократов от искусства.

- Почему тогда вы все же приняли предложение соорудить тот самый монумент?

- Когда ко мне обратились с просьбой изготовить "Память шахтерам Кузбасса", у меня были опасения, что от меня будут требовать некоторой формы апологетики. И я боялся, что не смогу приняться за тот самый план, потому как он не будет подобать моим профессиональным и человеческим убеждениям. Но когда мы встретились с губернатором Тулеевым и начали говорить на эту тему, он как черт из табакерки прервал меня и сказал: "Эрнст, я прошу вас запомнить, что в каждой лампочке, которая горит, находится капелька крови шахтера". И это разом решило проблему, вследствие того что что моментально у меня родилась мысль, ключ к тому, что я сделал, идейный и эстетический. И это меня освободило, в силу того что что я ни в жизнь не принадлежал к ниспровергателям. Меня зачастую называют диссидентом, но в реальности у меня было возделение вкалывать, а не изменять. Мой протест в советское время был чисто человеческим - протест супротив насилия над моей личностью. Я хотел действовать славно, а меня заставляли трудиться худо. Поэтому у меня к некоторым явлениям того периода родное касательство. Было шибко невпроворот фальши, подлости, халтуры, но были и произведения, которые станут достоянием истории. И мне вечно хотелось объединить какой-то исторический отрезок времени, к примеру отрезок времени войны с ее песнями, с ее героикой, с моими представлениями об искусстве XX века. В данном случае тот самый монумент, если анализировать его с позиции эстетической, и является попыткой синтеза прошлого и сегодняшнего. Поэтому я с большим удовольствием работал.

- Можно ли изъясняться о том, что тот самый монумент создан по социальному заказу?

- Проблема социального заказа в искусствоведении советском и постсоветском не разрешена. Практически каждый церковный заказ, монументальный заказ постоянно на перекрестке эстетики, личной свободы художника и социума. В советской культуре в реальности был не общественный заказ, а сугубо политический, в силу того что что советская культура отсекала у искусства его эзотерическую, духовную доля. Искусство не могло уместиться в эти рамки, в силу того что что оно выходит за пределы чисто пропагандистских и ежесекундных задач. Тем паче скульптура такого сорта, которая делается изредка десятилетиями, политика же меняется крайне одним духом. Политики в России - и советские, и антисоветские - всю дорогу присваивали себе право оценивать духовную существование, которая выходила за рамки политического момента. Было полное непонимание, что культура в принципе выходит за эти узкие рамки. А в эти дни я нетрудно благодарен судьбе, что меня воспринимают в определенном смысле как государственного сумасшедшего, которому разрешается, понимаете? Я бы ни в жизнь не смирился ни с каким заказом, тот, что загоняет меня в стойло какой-либо партии или сиюминутного политического безобразия.

- Однако немного месяцев вспять в Кемеровском музее изобразительных искусств была выставлена ваша картина, переданная в дар области. Ее называют портретом Амана Тулеева. Можно ли калякать о ней как о портрете и один ли это факт вашего интереса к современным российским политикам?

- Да, не возбраняется сказать: это портрет. Так это было растолковано моими друзьями, хотя он написан 20 лет вспять. В искусстве XX века в связи с развитием фотографии портрет перестал носить тот иконографический нрав, тот, что был раньше, то есть некоторую форму документальности. Не ссылаясь на авторитеты, скажу, что огромное численность портретов Пикассо (портрет Сталина, к примеру) является не иконографическим, а энергетическим ощущением этого человека. Я в принципе не портретист, но когда социальная или культурная фигура является символической, я выхожу и на тот самый жанр - как мои надгробия Хрущеву, Ландау, Светлову, как мой портрет Шостаковича. Это знаковые фигуры, вследствие этого я не был загнан в рамки иконографического портрета.

- Насколько ваша служба для Кемеровской области исключительна? Есть ли намерение участвовать в подобных проектах в других регионах?

- Сейчас я не могу ничего вымолвить о будущем, в силу того что что покуда это не оформлено юридически, я несложно не имею права калякать. Вприятель это сорвется... Предложения есть, довольно как собак нерезаных.

- Эрнст Иосифович, истинно ли вы намерены сформировать скульптуру президента Туркмении Сапармурата Ниязова? Несколько месяцев обратно об этом было просторно объявлено.

- Нет. Этого случиться не может.

Так же читайте биографии известных людей:
Эрнст Барлах Ernst Barlach

Немецкий скульптор, график и писатель. Свою художественную деятельность начал как скульптор, и именно эта сторона его творчества получила наибольшую..
читать далее

Эрнст Гофман Ernst Theodor Amadeus Hoffman

История знает многих великих людей, которые искренне полагали себя выдающимися личностями в одной области, а реально прославились и остались в..
читать далее

Эрнст Кирхнер Ernst Kirhner

В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных, изломанных формах и драматическом,..
читать далее

Эрнст Любич Ernst Liubich

Лучшей лентой режиссера в немецкий период становится Принцесса устриц (Die Austernprinzessin, 1919) сатира на американские нравы, в которой уже..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий