Известные люди
»Этьенн Фальконе
Рождение: Франция» Париж, 1.12.1716 - 24.1
Этьенн Фальконе - известный французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года в Париже.Этьенн Фальконе известен в нашей стране как автор монумента Петру I в Санкт-Петербурге "Медный всадник".
Родился Этьен Морис Фальконе 1 декабря 1716 года. Он был сыном простого столяра. Семья Фальконе происходила из глубинке Савойя. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом Этьен получил, как полагают, в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика.
Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, большой портретист. К нему Фальконе сберег до конца жизни теплые чувства и признательность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где в первый раз увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже.
Почти всю бытие Фальконе провел в Париже, городе, тот, что был для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Он не был в Италии, куда как правило так стремились художники всех стран. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.
В Салоне 1765 года Дидро дает яркую характеристику Фальконе Вот мужчина одаренный, обладающий всевозможными качествами, совместимыми и несовместимыми с гениальностью. У него вдоволь тонкости, вкуса, ума, деликатности, благородства и изящества; он груб и вежлив, приветлив и угрюм, нежен и жесток; он обрабатывает глину и мрамор, читает и размышляет; он нежен и колок, серьезен и шутлив; он философ, тот, что ничему не верит и недурственно знает, почему. При всем том у Фальконе был круг верных друзей.
Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервой представил свою гипсовую группу Милон Кротонский. Хотя она была студено принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве назначенного. Звание академика он получил только через десять лет, в 1754 году, за перевод этой группы в мрамор. Это было не только почетное звание, оно давало определенные привилегии - право на королевские заказы, приобретение ежегодной пенсии и бесплатной мастерской в Лувре, а кроме того на звание дворянина.
Судьба не чересчур баловала мастера. Только в 1748 году ему возложили сотворить группу Франция, обнимающая бюст Людовика XV. Но служба оказалась неудачной. Одной из последующих работ, исполненных Фальконе в 1752 году по королевским заказам, была мраморная статуя Музыка. В дальнейшем по заказам дирекции королевских строений Фальконе создал ещё немного произведений. Однако по-прежнему Фальконе не пользовался королевскими милостями, хотя заслуживал их больше, чем другие. Пенсию он получил только в 1755 году.
В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Роха. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет - без малого до самого отъезда скульптора в Россию. Огромный гений Фальконе позволил ему в то же время с 1757 года трудиться на Севрской мануфактуре. Здесь скульптор занимал место директора модельерной мастерской. Сотрудничая с Буше, Фальконе вначале выполнял модели по его рисункам, а в дальнейшем начал вкалывать независимо. Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые он блестяще использовал.
Долгожданный фарт принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. И какой фарт! Описывая две мраморные статуи скульптора - Грозящий Амур, а кроме того Купальщица, критики захлебывались от восторга. Не зная, которой вернуть предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.
Его Амурка - это шаловливый, жизнерадостный ребятенок. Улыбаясь и как бы грозя или предостерегая, он собирается сделать очередную шалость - запустить стрелу в намеченную жертву. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Мягкий наклон головы, хитроватый точка зрения, лукавая улыбка, пальчик, приложенный к губам, - все это тонко подмечено в жизни.
Большой фарт выпал и на долю Купальщицы. Плавны и текучи линии стройной фигуры девушки, движения ее полны грации. Она стоит, опираясь о рослый пень, изящным жестом немного придерживая легкую материя у бедра и пробуя воду кончиками пальцев ноги. Голова купальщицы немного наклонена, что пригоже подчеркивает гибкую линию шеи, лик человеческий с немного удлиненным овалом сохраняет детскую округлость - самые простые мотивы под резцом Фальконе становятся убедительными и поэтически выразительными.
В начале шестидесятых годов в творчестве Фальконе с большей силой начинают сказываться тенденции классицизма. Появляется статуя Нежная грусть. Те же черты классицизма характерны и для группы Пигмалион и Галатея. С этим произведением в Салоне 1763 года Фальконе добивается настоящего триумфа.
Но в 1764 году умирает мадам Помпадур. Смерть маркизы поставила Фальконе в затруднительное положение. Он потерял не только свою покровительницу, скульптором которой именовался в течение многих лет, но и заказчика уже начатой работы, на которую были затрачены немалые личные средства.
Как запрещено уместно сказать оказалось приглашение в Россию. Фальконе впечатляет мысль Екатерины II - сформировать монумент в память Петра I.
Приведя в строй свои дела, в сентябре 1766 года Фальконе в сопровождении своей юной ученицы Мари Анн Колло двинулся в дорога. В России в течение двенадцати лет Колло была его помощницей, а далее стала невесткой, выйдя замуж за его сына - живописца Пьера Этьена.
По эскизу конного памятника Петру I, сделанному в Париже в 1766 году, скульптор, прибыв в Россию, приступает к созданию модели. Он погружается в подготовительную работу, скрупулезно изучает весь исторический материал, связанный с жизнью и деятельностью Петра I, a ещё его прижизненные скульптурные портреты, созданные Карло Растрелли, - бронзовый бюст и гипсовую маску. Это давало вероятность лучше взять в толк индивидуальное своеобразие личности Петра I.
В начале 1768 года скульптор начал к работе над моделью памятника Петру I в величину будущей статуи. Не в одно прекрасное время, но сотни раз наездник по моему приказанию проскакал галопом на различных лошадях, - пишет Фальконе. - Ибо око может взять эффекты подобных быстрых движений только с помощью множества повторных впечатлений. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Я рассматривал, лепил, рисовал каждую количество снизу, сверху, спереди, позади, с обеих сторон, потому что это один схема ознакомиться с предметом.
Самого всадника скульптор кроме того лепил, руководствуясь натурой ему позировал генерал П.И. Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра.
Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. Он сумел разыскать остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм монумент Петру - одно из лучших произведений монументального искусства того времени. Фальконе сумел преступить традиции конных памятников XVIII века со безмятежно сидящими фигурами королей, полководцев, победителей в римских панцирях или пышных одеждах, окруженных многочисленными аллегорическими фигурами.
С предельной простотой скульптор стремился высказать свою идею Я ограничусь только статуей героя, которого не рассматриваю ни как полководца, ни как победителя. Надо выказать людям больше великолепный образ законодателя, благодетеля своей страны, он простирает свою десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей пьедесталом, - это эмблема побежденных трудностей.
Памятник открыли 7 августа 1782 года - в столетний юбилей воцарения Петра. Но Фальконе не суждено было наличествовать при этом долгожданном событии. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Руководство сооружением памятника затем отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. После открытия памятника, на которое скульптора более того не пригласили, Екатерина послала ему две медали - золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Скульптор расплакался.
Таково было последнее событие в жизни Фальконе, связанное с памятником Петру. Оно происходило грубо за полгода до того, как с ним случился апоплексический потрясение, приведший к параличу. Болезнь приковала Фальконе к постели, и последние восемь лет жизни за ним ухаживала Мари Анн Колло. 24 января 1791 года существование замечательного художника оборвалась.
Так же читайте биографии известных людей:
Эуген Вигнер Eugen Vigner
Венгерско-американский физик Эуген Пол Вигнер родился в Будапеште в семье Антала Вигнера, представителя деловых кругов, и Элизабет Вигнер (в..
читать далее →
Эугения Плешките Eugenia Pleshkite
Народная артистка Литвы.
читать далее →
Эурику Дутра Eurico Gaspar Dutra
Родился 18 мая 1885 в Куяб, столице штата Мату-Гросу. Среднее образование получил в местной школе, в возрасте 17 лет поступил на военную службу, был..
читать далее →
Эухенио Мария Де Остос Eugenio Maria de Hostos
Писатель, публицист, общественный деятель Пуэрто-Рико. Родился 11 января 1839 возле Майагуэс.
читать далее →