Известные люди
»Юрий Фалик
Рождение: Россия, 30.7.1936
Юрий Фалик принадлежит к поколению, чье творческое самосознание сложилось в 1960-е годы. Он человек эпохи оттепели. Стиль его, однако, явление непрерывно движущееся, и каждое новое произведение открытие.
Фалика запрещено безоговорочно причислить ни к новаторам, ни к традиционалистам: он не изобрел новой звуковой системы, но и нисколько не скован традициями. Великолепный мастер, обладающий всеми видами композиторской техники, он избирательно относится к новоизобретенным приемам только с целью нужд художественного замысла. Он ищет и находит скрытые резервы в традиционных жанрах и формах. На первом плане яркость замысла, убедительность решения, захватывающая интрига музыкального развития, краса звучания.
Юрий Александрович Фалик родился 30 июля 1936 года в Одессе, городе славившемся своими музыкальными традициями. Его папа, Александр Фалик, был музыкантом одесского Оперного театра и забирал сына с собой на спектакли. Одаренный пацан с детства был погружен в музыку. Все обещало преждевременный восход таланта, но махаловка разрушила тот самый отличный мир. Погиб папа, мама и сынуля оказались в эвакуации в далекой Киргизии были отлучены от музыки на долгие годы. Глубина и сложность переживаний раннего детства повлияли не только на склад личности, но и на искусство Юрия Фалика.
В послевоенные годы его фатум складывалась удачно. Он блистательно завершает близкое образование в Ленинградской консерватории: первоначально как виолончелист (в классах А. Штримера и М. Ростроповича), а позже и как композитор (в классах Ю. Балкашина и Б. Арапова). Перед ним открылась блестящая карьера солиста-виртуоза (он - лауреат первой премии Международного конкурса виолончелистов в Хельсинки), но этой карьерой инструменталиста он пренебрег для композиторского творчества.
В настоящее время Юрий Фалик профессор Петербургской консерватории по классам композиции и инструментовки. Сочинение и педагогику Фалик благополучно сочетает с дирижёрской деятельностью. Он обширно известен в России и за ее пределами. Он имеет облик человека удачливого, он весьма обаятелен, он любит счастливый момент. Но, в прошлом всего Фалик тоненький и основательный художник.
Среди сочинений Фалика: операбуффа Плутни Скапена (по Ж-Б. Мольеру), хореографическая драма Орестея. (по Эсхилу), Легкая симфония для оркестра, Симфония для струнного оркестра и ударных, Первый концерт для оркестра (по мотивам легенд о Тиле Уленшпигеле), Второй концерт для оркестра (Симфонические этюды.), Камерный концерт для трех флейт и струнного оркестра, Концертино для гобоя и камерного оркестра, Концертино для фагота и струнного оркестра, Концерт для скрипки с оркестром, Concerto della Passione для виолончели и симфонического оркестра, Панихида по И. Стравинскому (Элегическая музыка. для 4 тромбонов и 16 струнных), концерты для хора a capella (на вирши И. Северянина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Пушкина), концерт для духовых и ударных Скоморохи, восемь струнных квартетов, Квинтет для духовых, хоровые и вокальные циклы и др. Последние крупные сочинения Литургические песнопения для солистов и хора а capella на тексты Молитвослова (1992), Симфония 2 (Кадиш. 1993), Месса для солистов, хора и камерного оркестра (1996), Концерт для солирующего сопрано и хора а capella Элегии. (вирши А. Ахматовой и Н. Гумилева, 2001), Восьмой квартет (2001).
Falik & GutmanConcerto della Passione (1988) это парадоксальное сочетанием жанра реквиема и игрового жанра концерта. Прочтение ритуального жанра заупокойной мессы через призму свободного концертного высказывания и есть драматическая коллизия этого сочинения. Виолончель берет на себя главную образ. В концерте представлены, видимо, самые различные виртуозные возможности инструмента. Но виолончель выполняет и функции главного голоса, главного действующего лица. Объективные по своей жанровой природе интонации плача (Lacrimosa), токкаты (пассажи, как бы мечущиеся в замкнутом пространстве и прерываемые железными аккордами tutti (Dies irae)), светлая задача Lux aeterna все преображено в одухотворенной, полной энергии речи размышляющего и взывающего голоса солирующей виолончели.
Особая семантика колоколов в начале и конце концерта также отсылает к духовной музыке. Это единственный из тембров, окружающих виолончель наряду со струнными и в особенности деревянными духовыми инструментами. Именно эти голоса создают особенный ореол кругом без малого бестелесного звучания виолончели в заключении последней части. Возникает чувство уходящего недосягаемого вечного света.
Может быть, лучше всего о концерте сказал сам автор: Содержание концерта заключено в названии его частей. Для меня это не без затей начальные слова католических песнопений. Это слова символы, произносимые человечеством полно сотен лет пением, речью, шепотом. Это слова знаки духовного бытия человека, символизирующие Веру, Отчаяние, Покаяние и Надежду; это слова понятия, общечеловеческая суть которых лежит в основе многих великих произведений литературы, живописи и музыки.
Симфонические этюды (Второй концерт для оркестра, 1977). Такое наименование дал своему знаменитому циклу фортепианных вариаций Роберт Шуман. Само словечко этюды позволительно трактовать и как предварительный эскиз, и как упражнение в технике. И у Шумана, и у Фалика тот самый завершающий аспект присутствует в самом качестве виртуозности. Слово симфонические подразумевает глубину и масштабность сочинения. Слушателю предлагается понимать Этюды как симфонию высший жанр в иерархии инструментальной музыки.
Симфонические этюды сочинение трагическое. Первоначальный проект его связан с идеей симфонии по мотивам Капричос Гойи. Фантастические, причудливые Капричос Гойи трагичны. Игровой жанр концерта (этюдов) на начальный воззрение противоречит глубинному трагическому содержанию. Но как раз эта художественная проблема - сочетать, а следом и привести к внутренней гармонии это возражение была в центре внимания композитора.
По форме Симфонические этюды представляют собой так называемый цикл в одночастности. Контрастные части следуют приятель за другом без перерыва, наплывом, объединенные тематической общностью. Драматизм первой части, ее возгласы и зовы, хорал с его ассоциациями с духовной (католической) музыкой, нежная лирика альтовой флейты (в третьей части) и более того серийная морзянка (момент в финале) создают ассоциативный проект концерта скорее в виде намека. Но игровое начало все же дает о себе располагать информацией в драматургии сочинения: в самом конце умалишенный натиск силы, колоссальная энергия как бы выдыхаются, рассыпаются в прах, и как символ игры, последним росчерком звучит бессмертный мотив 24-го Каприса Паганини.
Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Федотов Yury Fedotov
Федотов Юрий Юрьевич родился 31 октября 1972 года в городе Северодвинске. Увлечение музыкой началось еще в детстве. Родители сделали всё для..
читать далее →
Юрий Хромов Yury Hromov
В 2001 году неожиданно для самого себя увлекся сочинением стихов и исполнением песен в стиле эстрадный шансон.
читать далее →
Юрий Чернавский Yury Chernavskiy
Выступал в эстрадных, джазовых, поп- и рок-коллективах СССР. Сотрудничал с известными советскими, российскими и зарубежными исполнителями,..
читать далее →
Юрий Шатунов Yury Shatunov
Юрий Шатунов - популярный советский и российский певец, бывший участник знаменитой группы Ласковый май. Родился 6 сентября 1973 года.Первый состав..
читать далее →