Известные люди
»Юрий Фатеев
Рождение: Россия
В конце мая у Мариинского балета появился новый директор. Им стал балетмейстер-репетитор Юрий Фатеев. Однако формально прославленную труппу продолжал возглавлять Махар Вазиев. В ноябре наконец интрига разрешилась. Вазиев, приглашенный на должность директора балета "Ла Скала", объявил об уходе из Мариинского театра. А Юрий Фатеев, прервав долгое молчание, рассказал о своих тревогах и надеждах обозревателю "Известий".
вопрос: Вы уже заняли офис Махара Вазиева?
-ответ: Если дирекция посчитает, что мне нужно переместиться в офис Махара Хасановича, я перейду туда. Он в текущее время свободен. Но чисто этически меня не возбраняется разобраться - Махар Хасанович не был уволен из театра. Он был в отпуске, а я не так воспитан, чтобы прийти и занять чужое местоположение. Я хочу быть на своем.
в: С уходом Махара Вазиева из Мариинского театра приставка "и.о." в вашей должности исчезнет?
-о: Это прерогатива Валерия Абисаловича Гергиева. Его право находить решение оставлять меня исполняющим обязанности или переводить на место заведующего балетом. Я думаю, что он ко мне присматривается.
в: Так длительно? Вы уже полгода руководите.
-о: Мне сложно действовать прогнозы. Какой-то испытательный срок должен быть. Сейчас я веду совсем всю работу, которая подразумевает директорство балетной компанией.
в: То есть работу, которую вел Махар Вазиев, но без его амбиций по поводу формирования репертуара? Насколько мне известно, аккурат они плюс диктаторское начало, свойственное Гергиеву, рассорили Махара Хасановича с Валерием Абисаловичем.
-о: Я не знаю глубины их конфликта, и вряд ли кто-то, помимо них, это знает. Думаю, вся задача заключалась в общении. Нужно контактировать. Валерий Абисалович - джентльмен мира. Он довольно гибок и прислушивается к советам. Не могу проговорить, что Гергиев формирует репертуар всецело независимо. Мы с ним полно общаемся. Он сам выходит на связь и инициирует наши встречи. Некоторые мои предложения находят у него жаркий отклик. В то же время у него есть свои пожелания. Несмотря на большую занятость в мире музыки и оперы, он что надо знает балет. Единственное - у него не хватает на все времени.
в: Вам не кажется, что в эдакий ситуации добро бы распределить обязанности: есть худрук театра и есть худрук балета?
-о: Гергиев говорил, что ищет худрука для балетной компании и ему хочется, чтобы им был Алексей Ратманский.
в: Ратманский уже нашел себе местоположение приглашенного хореографа в АВТ. Значит, худрука у Мариинского балета не будет?
-о: Все может быть.
в: В октябрьском беседа "Известиям" Ульяна Лопаткина сказала, что лично ей не хватает художественного руководства. От его отсутствия страдает актерский порядок исполнения, и зрителю становится уныло. Вы согласны с этим?
-о: Категорически нет. Не могу условиться с Ульяной, хотя сильно уважаю ее, как персона, как балерину. Применительно к конкретным артистам ее слова, без сомнения, имеют толк. Но изъясняться, что с уровнем актерского мастерства стало хуже в целом, я бы не стал. За последнее время у нас появились замечательные актрисы - Виктория Терешкина и Алина Сомова. Подросли исполнители второго плана. В осеннем американском туре два прекрасных молодых танцовщика - Константин Зверев и Карен Иоаннисян - поочередно танцевали Эспаду в "Дон Кихоте". Настолько славно, что люди спрашивали: а отчего тот самый артист не танцует в последнем акте? Мы хотим обозревать только на него. Параллельно у нас был британский тур, где мы показывали программы Форсайта и Баланчина. Клемент Крисп, старейший балетный критик Великобритании, поставил за эти спектакли пять звездочек. Мне затем сказали: это небывалый эпизод, чтобы два зрелища кряду получили у него такую оценку. А про воплощение в жизнь Игорем Зеленским "Аполлона" в тандеме с Валерием Гергиевым за пультом он написал, что за последние 60 лет не видел спектакля лучше.
в: Крисп нередко пишет такие вещи. Он джентльмен увлекающийся.
-о: Мне кажется, это ладно. Творческие люди должны увлекаться.
в: Безусловно, и вы тому примером. Но в данном случае вы говорите как худрук, следящий за качеством спектаклей. А управляющий балета - больше административная место. В этом плане вы готовите какие-то новшества?
-о: Одно весьма важное занятие мы уже сделали. Во всех четырех балетных залах настелили специальные полы. Артистам стало легче вкалывать. Кроме того, я начал проводить организационные перестройки. Их разрешено прозвать художественными, а не возбраняется - административными. Одно нововведение касается контроля над классическими спектаклями. Сегодня произвольный репетитор отвечает за свой мелкий кусок. А я хочу, чтобы за весь спектакль отвечал единственный мужчина. Так, как в текущий момент принято в новых постановках. Это значит, что у балета появится обладатель, тот, что будет наблюдать за ним, как за собственной вещью, - своевременно чинить или изменять то, что износилось. Ну и, очевидно, самая болезненная реорганизация коснется распределения зарплаты. Я не считаю, что люди, которые числятся в труппе, но не несут большую репертуарную нагрузку, должны оплачиваться наравне с теми, кто дышит театром, не вылезает из репетиционного зала. Необходима дифференцированная оплата труда. Визвестия ее в моей власти.
в: Как установить, дышит артист театром или нет? Если, в частности, вы ставите человека в спектакль, а он выезжает на личные гастроли, то автоматически попадает в разряд "не дышащих"?
-о: С личными гастролями у нас больших проблем нет. Этот вопросительный мотив решается довольно мирным путем. Во всяком случае, покуда. Говоря о людях, не дышащих интересами театра, я в основном имею в виду артистов кордебалета, а он у нас довольно большой. При таком количестве народа мы можем обладать два, а то и три качественных кордебалетных состава. Их у нас в то время как нет.
в: Зачем вам столь?
-о: Это значимо, если мы хотим одаривать многообразный строгий репертуар. Возьмем лучшие западные компании. Там джентльмен, получающий зарплату, качественно применяется в каждом спектакле. Если в первом акте ты выносил поднос или подавал алебарду, то во втором надеваешь туфли и трико и танцуешь в полную силу. А у нас люди порой забывают о том, что они артисты балета, и перекладывают свою нагрузку на плечи других. Раньше у нас была действенная организация переизбрания. Раз в пять лет собиралась комиссия, состоящая из балетмейстеров-репетиторов, педагогов, представителей руководства. И если комиссия считала, что мужчина не соответствует профессии, его могли несложно дать расчет. Сейчас, если артист добился 38 лет, ему разрешено предложить покинуть на балетную пенсионную выплату. Но и это не завсегда срабатывает - по российскому законодательству разрешено вкалывать до шестидесяти.
в: Я понимаю, зачем исчезла комиссия по переизбранию. Было невпроворот курьезов. Например, в Большом такое собрание уволило совершенно дееспособную Анастасию Волочкову, но оставило некондиционную дочку известного олигарха. Система дифференцированной оплаты - та же комиссия. Не нравится мужчина - уплачивать не будем, и артист сам уйдет. Не боитесь скатиться во вкусовщину?
-о: Я, как все люди, точно ошибаюсь и не боюсь признаваться в своих ошибках. Но судить об артистах мне легче, чем кому-то другому. Я даю уроки и репетирую спектакли. В труппе нет танцовщика, с которым я не встречался бы в классе или репетиционном зале. Как артисты работают, на что они способны, я знаю не с чужих слов.
в: Воспитываете в себе диктатора?
-о: Нет, не могу так произнести. По натуре я джентльмен мягонький. Мне и хочется, чтобы все, кто работает в труппе, любили близкое занятие. Чувствовали, что руководителю с ними любопытно. Таких людей несть числа. Я вижу девочек, которые приходят по выходным дням и занимаются независимо. Они фанатики. Не замечают ничего, помимо балета. Мне кажется, это здорово. Русская балетная учебное заведение славится аккурат своей духовностью. Одухотворенностью. Тем, что дыхание неземное исходит со сцены в зрительный зал. Это ощущение я испытал, когда мы показывали в Нью-Йорке "Тени".
в: Чем Мариинский балет порадует отечественного зрителя?
-о: В декабре покажем возобновление "Темы с вариациями" Баланчина. В феврале - премьеру "Конька-Горбунка" в постановке Алексея Ратманского. Надеюсь, что возобновим "В ночи" Роббинса. Есть инфа, что открыт к общению Ролан Пети, и я хотел бы воротить в Мариинский репертуар "Юношу и смерть" и "Кармен". Думаю, что в этом вечере хороша была бы и его "Арлезианка". Если не помешает финансовый кризис, в конце сезона возможна премьера балета Кристофера Уилдона. Этот потрясающе мелодический хореограф весьма близок мне по духу. Он уже приезжал знакомиться с труппой.
в: Директорство уже стало для вас любимым занятием?
-о: Привыкаю. Но репетировать и одаривать уроки мне нравится больше.
в: Если завтра Валерий Гергиев скажет: "Спасибо. Вот вам преемник", вы закроете за собой ворота кабинета и отправитесь преподавать?
-о: Так и сделаю. Никаких проблем не будет.
Так же читайте биографии известных людей:
Юрий Темирканов Yury Temirkanov
Юрий Темирканов - выдающийся советский и российский дерижер, народный артист СССР, руководитель ЗКР Академического симфонического оркестра..
читать далее →
Юрий Александров Yury Aleksandrov
Юрий Александров - режиссёр-постановщик Мариинского театра, художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра..
читать далее →
Юрий Бутусов Yury Butusov
В интервью Новым Известиям Юрий БУТУСОВ рассказал о том, как ему работалось над спектаклем Человек=Человек с артистами одного из старейших театров..
читать далее →
Юрий Горошевский Yury Goroshevsky
Молодой, но уже хорошо известный в Петербурге Романтический Театр отмечает свой третий сезон очередной премьерой.
читать далее →