Известные люди
»Юхан Сергель
Рождение: Швеция
Нельзя сказать, что широкая известность сопутствовала при жизни шведскому скульптору Юхану Тобиасу Сергелю. Между тем он был личностью замечательной, его классические, исполненные в мраморе композиции и портреты, памятник королю Густаву III для Стокгольма, его графика были вполне достойны прижизненной славы.
В творчестве скульптора было несть числа сложного, противоречивого и более того загадочного. Ведь минуло по меньшей мере столетье следом его смерти, раньше чем историки искусства отвели Сергелю местоположение одного из основоположников западноевропейского неоклассицизма. А сегодняшнее искусствознание утверждает, что открытие истинного Сергеля ещё спереди. Среди своих современников-скульпторов, увлеченно осваивавших традиции античности, таких как итальянец Антонио Канова (1757-1822), датчанин Бертель Торвальдсен (1768- 1844), германец Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850), -Юхан Сергель, бесспорно, выделяется особой остротой мировосприятия, безудержностью фантазии, мощностью творческого темперамента, выдвигавшего его всегда на граница между ясной идиллически спокойной гармонией классицизма и таинственно-тревожным, полным диссонансов романтическим искусством. Такой неординарный нрав индивидуальнести скульптора формировался на сложных поворотах жизненного пути. Начало его было довольно безоблачным и благополучным, финал же - без малого трагическим.
Юхан Тобиас Сергель родился 28 августа в Стокгольме, в семье придворного гравера Кристофера Сергеля (1693- 1773). С шестнадцати лет юноша работает в мастерской отца и в то же время берет уроки рисования у Яна Эрика Рена, а у скульптора-орнаменталиста Андриена Масрелиеца учится рисованию и лепке. Через год начинаются ещё больше серьезные занятия у скульптора-француза Пьера Юбера Ларшевека, ученика знаменитого Эдма Бушардона. Молодой джентльмен достаточно резво делает успехи в искусстве ваяния. Уже в 1758 году он как студент Академии, где преподает Ларшевек, получает "второй ежегодный приз" и сопровождает учителя в Париж. Три месяца из семи, проведенных там, Сергель учится во французской Академии.
Вернувшись из Франции, преподаватель и ученик рядом четырех лет совместно работают над скульптурным оформлением главного зала Стокгольмского дворца. За это время Сергель полу-
чает свою первую серебряную медаль Академии (1761), звание скульптора (1763) и самостоятельную пост на дворцовом строительстве. Начинается его служба над портретными медальонами и рельефами. Впереди - государственная стипендия для поездки в Италию, первостепеннный крутой разворот в творческой судьбе.
Перед молодым, подающим надежды скульптором открываются поистине новые жизненные горизонты. Пересекая половину Европы, посредством Дрезден, Вену, Триест и Венецию, в августе 1767 года Сергель приезжает в Рим. "Вечный город", совершенный живого, ощутимого очарования классической древности, с его замечательными памятниками античности и Возрождения на долгое время покоряет его. Он захвачен живописью Рафаэля и Микеланджело, копирует с антиков и ренессансных образцов. "Я увидел, - пишет он из Италии, - что ничего не знаю и должен приступать все сызнова... Античность днем и рисование с натуры вечером - вот чем я занимаюсь два года". Четыре года (1771-1775) он учится во Французской Академии в Риме. Здесь начинается его приятельство с приехавшим из Англии Фюсли и датчанином Абильдгором. Сергель полон творческих замыслов и вдохновения, он создает свои первые композиции в духе чисто античной классики: "Юпитер и Юнона", "Венера и Анхиз", "Европа и Бык", в конце концов "Фавн" (1774), тот, что приносит ему первостепеннный истинный фарт. Этим, в сущности, завершается успешный итальянский отрезок времени творчества.
В 1778 году король Густав III отзывает его из Рима и назначает придворным скульптором. Он возвращается домой сквозь Париж (где его выбирают членом Академии), заезжает в Лондон. С 1779 года Сергель заново на родине. Он - член Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1790 году - уже профессор рисования в Академии, а сквозь два года - кавалер ордена Ваза.
Могучий темперамент скульптора выражает себя многогранно. Он вроде бы бы не может смириться с неизбежно длительным процессом ваяния, многоступенчатостью создания монументальных произведений в мраморе: Сергель с упоением отдается искусству рисунка. Прекрасная учебное заведение, полученная им в юности, зародившаяся в Италии приятельство с таким виртуозом рисунка, как Фюсли, - все это находит свой блистательный выход и в подготовительных эскизах к фигурным композициям и памятникам, и ещё больше - в самостоятельных рисунках сангиной, пером, тушью - на мифологические темы, в сатирических набросках, шаржах, жанровых сценах, портретах и автопортретах. Во всем в этом месте чувствуются острый аналитический ум художника, богатейшая эрудиция и независимость самовыражения. Сергель всецело поглощен искусством. У него все ещё нет своей собственной семьи. Живы воспоминания об Италии, о тесном дружеском кружке разноплеменных братьев-художников, объединенных общей любовью к античности, духом поклонения красоте и сознанием свободы творческого гения от религиозных и общественных условностей. В 1783 году Сергель, минуя церковный брак, соединяет свою существование с Анной Реллой Хельстрем, которая посредством девять лет станет матерью двух его детей.
Но Сергель на государственной службе. Король Густав III на единый год увозит его с собой в Италию в качестве чичероне. Второй "шведский период" завершается созданием модели памятника Густаву III. Смерть короля в 1792 году совпадает с рождением первого ребенка скульптора - сына, которого он называет Густавом. Сергель теряет своего главного покровителя и заказчика. Позже он скажет, что кончина короля-мецената стала смертью для шведского искусства.
Тонкая, уязвимая природа художника оказалась неподготовленной к трудностям, невзгодам, потерям. 1792-1795 годы - отрезок времени глубокой душевной депрессии Сергеля. Именно в это время появляются рисунки, полные мрачных фантазий, безжалостного гротеска и самоанализа (близкие Фюсли по содержанию и по манере исполнения). В 1796 году он теряет свою последнюю опору: умирает Анна Релла Хельстрем. Четырехлетнего Густава берет к себе чета Форелиус. Маленькой дочери Юхана и Анны - Кристине всего три года. Мальчик воспитывается со своим ровесником, сыном Форелиусов, в городке Эскильстуна. Сергель проводит год в поместье своего друга Эренсверда на юге Швеции и у Абильд-гора в Копенгагене. Благодаря заботе друзей к 1798 году самочувствие и дела скульптора немного улучшаются. Он как собак нерезаных работает, еще раз занимается скульптурой, исполняет бюст Густава Адольфа IV, море портретных работ. В Германии говорят и пишут о нем как о выдающемся художнике. Его замечает сам Гете. Последний взлет вдохновения Сергеля связан с назначением его в 1810 году на пост директора Академии художеств и встречей с новым наследником шведского престола Карлом Иоганном. Однако надломленный дух художника кратковременно выдерживает новые официальные обязанности. 26 февраля 1814 года скульптор умирает.
Так же читайте биографии известных людей:
Юхан III Uhan III
Юхан III, король Швеции.
читать далее →
Юхан Волер Johann Voler
Норвежский клерк патентного бюро и изобретатель, которого часто ошибочно ассоциируют с изобретением обыкновенной скрепки.
читать далее →
Юхан Кукк Juhan Kukk
Эстонский государственный деятель, предприниматель.
читать далее →
Юхан Хальворсен Johan Halvorsen
Норвежский скрипач, композитор и дирижёр.
читать далее →