Известные люди
»Яков Бэме
Рождение: Германия
Психологическим основанием его системы были зрительные и слуховые галлюцинации, которыми он страдал и которые он истолковывал в смысле видений и внушений свыше. Его биография и произведения дают богатый материал для патологии мистических переживаний. Бэме объяснял дуализм добра и зла существованием трех начал в мире и боге - положительного, отрицательного и примиряющего. Эта идея, содержавшая в зародыше представление о диалектическом процессе, была извлечена из мистики Бэме и развита немецкими философами-идеалистами. В этом смысле Гегель указывал на Бэме, как на своего предшественника.
Бёме Иаков (Bohme) (1575-1624) - германский мистик, прозванный philosophus teutonicus, род. в 1575 в Альтзейденберге (близ Гёрлица) в семье бедных крестьян и до 10 лет оставался без всякого образования. Обучаясь сапожному мастерству, он во время своих странствий читал, помимо Библии, мистические сочинения Парацельса, в особенности Валентина Вейгеля и др. и познакомился с воззрениями немецких мистиков, враждебных ортодоксальному протестантству того времени. В 1594 он сделался сапожником в Грдице и женился. После третьего видения, которое он приписал непосредственному воздействию Божества, Б. написал близкое первое сочинение: "Morgenrohte im Aufgaag" (переименованное вслед за тем в "Aurora"). Нападки духовенства ещё больше укрепили в нем рассудок своей правоты и снискали ему большую известность, так что чрез 7 лет он издал ещё другие сочинения: "Vom dreifachen Leben des Menschen" (1619); "Die drei Prinzipien gettlichen Wesens" (1619); Psychologia vera, od. 40 Fragen и т. д."; "Von wahrer Busse" (1622); "Auch ein Weg zu Cbristo"; "Erklarung der ersten Buches Moses" (1623): "117 Theosophische Fragen" (1624).Чтобы разыскать себе защиту от новых преследований, он отправился в 1624 в Дрезден, где встретил сочувствие более того при дворе. Четыре доктора богословия, перед которыми он излагал родное учение, заявили, что они его не понимают и потому как отказываются его осудить. По возвращении домой он захворал и ум. 24 ноября 1624. Без всяких знаний, помимо знакомства с Библией и сочинениями некоторых мистиков, он собственными силами создал систему, основанную на тесном сочетании натурфилософии с мистикой. За источник своего учения Б. выдает непосредственное Божественное откровение. Вот существенные черты его учения: первоначально Бог был бессрочный мир, первобытная причина, беспредметная свобода, без качеств и желаний, ничто и все, всю дорогу единое, не созданье, а первобытное состояние всех существ, само себя не сознававшее. Затем Бог вгляделся в самого себя, сделал себя своим зеркалом, разделился на тройственность воли, которая есть сообща с тем и единство. В тихом божественном созерцании или мудрости, имеющей занятие с образами (идеями), пробуждается возделение, жар, сквозь тот, что Бог открывает себя и тот, что вообще есть источник всякой жизни. Этот божественный жар состоит из двух начал (principia), гнева или мрака и любви или света; гнев или натура укрощается любовью; Бог есть господство любви. Человек первоначально был предназначен властвовать над четырьмя стихиями и, вольный от животных желаний, делать детей одной девственной мудростью. Но он сам низринулся на уровень животной жизни. Так как у него явились желания, то Бог подвел ему женщину. Предназначенный харчеваться словом Божиим, он пожелал вкусить земную пищу. Он поддался искушению и был покорен земным духом. Но Бог послал родное собственное сердце, Сына, чтобы попрать конец в человеческой душе. Чем Он есть, таким станет любой, кто уверовал в Него. Предстоящий быстрый финал всего сущего явится запечатлением нашего единства в Боге и с Богом.
Самому Б. чужда мысля отделиться от государственной церкви, но это сделали в XVII и XVIII ст. его последователи, бемисты, основавшие секту ангельских братьев. В Англии распространителем его идей был Бромней и основанное Иоанной Лид среда филадельфов. Английский доктор Джон Бордейдж снискал себе славу, как толкователь Б. Во Франции его идеи были усвоены известным мистиком Луи Клод С. Мартеном. Метафизические воззрения Б. приподнято ценились такими людьми, как Шлегель, Шеллинг и Гегель; окончательный, между прочим, возводит к нему начало новейшей философии. Изложение теософии Б. с ее метафизической стороны см. у Л. Фейербаха в его: "Истории новой философии" (А., 1833). Полное собрание сочинений Б. издано Гихтелем (10 т., 1682), Гмозингом (1715), Иберфельдтом (1730) и Шиблером (Лейпщ., 1831 - 47), кроме того Вуллен, "Bluten aus Jaк. В-s Mystik" (Штутг., 1838); Hamberger, "Die Lehre des J. B. in systematischem Auszug" (Мюнх., 1844); Мориц Kappiepb, "Philosoph. Weltanschaung der Reformationszeit" (Штутггарт, 1847); Фехнер, "J. В." (Берлин, 1858); Peip, "J. В., Der deutsche Philosoph" (Лейпциг, 1860); Martensen, "J. B. Teosophische Studien" (Лейпциг, 1882).
В России идеи Б. проникли в конце XVII века, когда в Москву приехал последователь Б. Кульман, сожженный там по проискам лютеранского духовенства. Несомненно, что под влиянием этого как раз Кульмана появились в конце XVII в. славяно-pyccкие переводы сочинений Б., которые нашли такое сочувствие у наших предков, что в заглавии их было надписано: "иже во святых отца нашего Иакова Бемена". Причина настолько сильного влияния Б. на русских и сближения сочинений его с творениями св. Отцов заключалась без сомнения в том, что кроме догматических положений, сбивчивых и чуждых православному мировоззрению ), у Б. встречается шибко как собак нерезаных молитв, которые сильнее всего могут делать на дух неофитов. Сохранилось известие, что рукописные переводы конца XVII столик. содержали в себе как раз молитвы, извлеченные из сочинений Б., и что некоторые из этих молитв в дальнейшем были тайно напечатаны Н. И. Новиковым для практического употребления в мистических обществах. В новиковскую как раз эпоху, во время процветания мистических обществ, т. е. во второй половине XVIII столик. и в особенности в 80-х годах, сочинения Б. пользовались у нас огромной популярностью, многими были переводимы на российский язык, ещё больше списываемы и переписываемы. Знаменитый моек. профессор И. Г. Шварц, имевший до того сильное воздействие на даровитейших людей того времени, положил идеи Б. в основу своих лекций, читанных им на дому, и эти же идеи проводил он и в своей общественной деятельности. Другим влиятельным распространителем идей Б. был С. И. Гамалей владыка канцелярии моск. главнокомандующего. Из "Писем С. И. Гамалеи" (2 изд. 3 ч., М., 1836 - 39), которые он по разным случаям писал к многочисленным друзьям и почитателям своим, и которые пользовались таким уважением, что их называли "пастырскими посланиями", не возбраняется заключить, что он перевел без малого все сочинения Б., но переводы эти оставались в рукописях. Не меньшим уважением пользовался Б. в у наших мистиков начала нынешнего столетия, которые считали его одним из ангелов, описанных в Апокалипсисе. Но не смотря на воздействие и распространенность сочинений Б., в печати их появилось крайне негусто. В конце прошлого века была издана "Форма исповедания, взятая из творений Якова Бема, перев. с германец." (М., без обозначения года), а в начале текущего столетия - "Сhristоsорhiа или Путь ко Христу, в девяти книгах, творение Иакова Бема, прозванного тевтоническим философом"(Спб., 1815). Последняя книжка есть ни что иное, как сборник 9 отдельных сочинений Б.. составленный заграницей и переведенный на русск. язык. К русск. переводу приложены 4 символические картины, заимствованный из издания Гихтеля (Амстерд., 1682), и присоединено любопытное предисловие издателя, в котором содержится явственно составленная история жизни Б., хронологической перечень всех его сочинений и сведения о всех переводах его сочинений, сделанных до того времени на разные иностранные языки. Предисловие это подписано буквами У. М.; это - простой шифр А. Ф. Лабзина, тот, что и был переводчиком этой книги. Кроме того, в различных сборниках философско-мистических сочинений, во множестве издававшихся в конце прошлого и на первых порах настоящего столетия, разрешено повстречать временами отдельные сочинения Б., по-видимому из запаса вышеуказанных старинных переводов. Так, в сборнике: "Избранное читка для любителей истинной философии" (6 ч., Спб., 1819 - 20) во второй книжки помещено соч. Б. "О покаянии". Можно считать, что и в другие подобные сборники вошли некоторые из старых переводов Б., тем больше, что и тут названная статья напечатана без имени автора. Ср. "Рyсские переводы Якова Бема" (Библиографические записки", 1858 г., стр. 129 и ел. ), в этом месте же описан рукописный сборник афоризмов Б., относящиеся к 1794 г. и озаглавленный: "Серафимский цветник или душевный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в крайне полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве, воздыханию, благоговению и возбуждать к горячности посредством непрестанного воспоминания, поощрения и упражнения в новом рождении".
Так же читайте биографии известных людей:
Яков Голосовкер Yakov Golosovker
Русский советский философ, писатель, переводчик.
читать далее →
Яков Зельдович Yakov Zeldovich
Яков Зельдович - выдающийся советский физик и физико-химик, академик. Родился 8 марта 1914 года в Минске.Яков Зельдович занимался теоретической..
читать далее →
Яков Френкель Yakov Frenkel
Яков Френкель - советский физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР, профессор. Родился 10 февраля 1894 года.Яков Френкель известен как автор работ..
читать далее →
Яков Грот Yakov Grot
В ряду многочисленных и всегда ценных работ Грота по истории русской литературы и языка наиболее видное место занимает монументальное издание..
читать далее →