Известные люди

»

Яков Княжнин

Яков Княжнин Yakov Knagin Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 14.8.1742
С 1757 получил должность переводчика в Канцелярии от строений домов, через пять лет переходит на военную службу в "немецкие секретари" к гетману Разумовскому. В 1764 - 72 в чине капитана служил в должности "за секретаря при дежурных генерал-адъютантах". В 1773 был обвинен и судим за растрату казенных денег, лишен чинов, дворянского звания и уволен со службы.

КНЯЖНИН, ЯКОВ БОРИСОВИЧ (1742 1791), российский драматург, стихотворец, переводчик. Родился 14 октября 1742 в Пскове, отпрыск псковского вице-губернатора. Получил образование в гимназии при Академии наук и в частном пансионе. С 1757 переводчик в Канцелярии от строений, с 1762 на военной службе. По обвинению в растрате казенных денег был судим (1773), лишен дворянского звания и уволен со службы. Прощенный в 1778, стал секретарем видного деятеля эпохи Екатерины II И.И.Бецкого, главного попечителя просветительских и воспитательных учреждений. В эти годы Княжнин, начавший чиркать ещё в школьные годы, с жаром отдается литературной деятельности: выступает в журналах, публикует переводы, сочиняет пьесы, с успехом идущие на столичной сцене. В 1783 избран членом Российской Академии наук, участвовал в составлении Словаря Академии Российской.

Заявив о себе как о характерном представителе русского просветительского классицизма, Княжнин завоевал у современников просторный фарт трагедиями из отечественной и важный истории и мифологии (Дидона, 1769; Владимир и Ярополк, 1772; Росслав, 1784; Владисан, Софонизба, обе 1786; Титово милосердие, 1778; Вадим Новгородский, 1789, опубл. 1793, и др.), а ещё комическими операми, популярном европейском жанре 18 в. (Рыбак и дух, 1781; Хвастун, 17841785; Несчастье от кареты, 1779; Сбитенщик, 1783; Чудаки, 1790), мелодрамой Орфей и др.

Переимчивый Княжнин, по определению А.С.Пушкина, заимствовал многие сюжеты своих драм у европейских авторов (Мольер, Ф.Детуш, Вольтер, П.Метастазио, К.Гольдони), изредка усложняя при этом композицию и вводя, в подражание античности, в некоторые трагедии хоровой коллектив. Патриотический пафос и тираноборческие мотивы трагедий, узнаваемость образов, живость языка и злободневность тематики комедий, предвосхитивших творчество А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя, постановка назревших для русского общества проблем национального характера и новой трактовки идеи государственности, в которой следование кодексу сословной чести символу дворянского избранничества сменяется утверждением самосознания российского гражданина, верность интересам не монарха, но отечества поставили Княжнина в строй наиболее ярких драматургов своего столетия.

Переводчик поэмы Вольтера Генрияда (1777), трагедий П.Корнеля Сид, Цинна, Смерть Помпеева (все 1779), Родогуна (1788), Гораций и комедии Лжец (не опубл.), поэмы крупнейшего представителя европейского барокко Дж.Марино Избиение младенцев (1779), а ещё комедий Гольдони Хитрая вдова, Тщеславные женщины, Светский дядя (не опубл.) и др., Княжнин ввел в цивилизованный обиход наиболее актуальные для своего времени произведения литературы Запада. Новаторским явилось употребление в первый раз в русской словесности белого стиха.

В 1793 напуганная Французской революцией Екатерина II, автор пьесы Историческое представление из жизни Рурика (1786), в монархистски-верноподданническом духе трактующей летописную легенду о восстании древних новгородцев супротив варяжского князя, издала засекреченный указ, повелевающий публично предать огню мятежную трагедию уже покойного Княжнина Вадим Новгородский, где герой-республиканец, боровшийся с великодушным монархом Руриком, предпочитает в итоге кончина унизительному подчинению (ещё раз опубл. в 1871, полная публ. 1914). Не последнюю образ в этом распоряжении сыграли доносительные инсинуации давнего недруга Княжнина И.А.Крылова. Указ императрицы способствовал возникновению двух версий о кончине драматурга 14 (25) января 1791 в Петербурге: от простудной горячки либо (ее придерживался Пушкин) от пыток в Тайной канцелярии.

В 1780-е годы Княжнин был на вершине славы. В популярных литературных журналах его стихотворения соседствовали с поэзией самых именитых авторов: Г.Р. Державина, И.Ф.Богдановича, В.И.Майкова, в печати и на сцене появлялись его новые драматические произведения. 8 февраля 1784 года петербургские зрители, заинтересованные слухами о новой трагедии Княжнина Росслав, спешили в те-атр, тем больше, что в главной роли выступал имеющий известность артист И.А. Дмитревский. В образе Росслава Княжнин показал идеального представителя русского народа, для которого интересы отечества дороже собственной жизни. Восхищенные зрители рукоплескали не переставая и требовали, чтобы на сцену вышел автор. Скромный Княжнин опрометью бежал из театра. Дмитревский вынужден был благодарить публику от его имени. Так было положено начало новой традиции в русском театре оживлять на сцену автора полюбившейся пьесы.

Несмотря на литературные успехи, Княжнин по-прежнему был крайне стеснен в средствах. В сентябре 1789 года, преследуемый кредиторами, он вынужден был заложить в ломбард домашние вещи, которые смог выкупить только с помощью Опекунского совета. Бецкий терял зрение, становился все деспотичнее, и работа при нем тяготила Княжнина. Омрачали расположение и пересуды, вызванные ссорой с И.А.Крыловым. Однажды острая на язык Екатерина Княжнина посмеялась над тем, что начинающий сочинитель получал за свои переводы французских и итальянских опер только право на независимый вход в партер. Она назвала его дешевым писателем, писателем за пять рублей. Оскорбленный Крылов ответил комедией Проказники, в которой вывел Княжнина в образе самовлюбленного писателя Рифмокрада и безжалостно высмеял всю его семью. Княжнин получил репутацию подражателя, крадущего сюжеты у западноевропейских авторов (переимчивый Княжнин Пушкин). Репутацию несправедливую, потому что употребление фабулы известного произведения, склонение ее на русские нравы было для того времени обычным явлением.

В 1789 году Княжнин принес в театр свою новую и последнюю трагедию Вадим Новгородский, ставшую вершиной русской драматургии классицизма. В основе трагедии лежали исторические сведения о восстании в конце IX века новгородского посадника Вадима супротив князя Рюрика. Княжнин отказался от традиционных драматических ситуаций, от привычных сюжетных поворотов. Конфликт из области отвлеченных страстей, обретя общественно-политическое звучание, перерос в столкновение идеального монарха с идеальным республиканцем. Устами свободолюбивых персонажей Вадима Новгородского отвергался сам принцип самодержавия, так как, по их мнению, каждый монарх неизбежно превращается в тирана.

Трагедия готовилась к постановке, главные роли репетировали известные актеры Я.Е.Шушерин и П.А.Плавильщиков. Но началась Французская революция. Предвидя возможные неприятности, Княжнин забрал трагедию из театра. Она была напечатана сквозь два года вслед за тем смерти автора, в 1793 году, и вызвала дебош. Екатерина II сделала выговор президенту Российской академии Е.Р. Дашковой, которая дала согласие издать пьесу. По решению Сената экземпляры, конфискованные в книжных лавках, были сожжены на площади около Александро-Невской лавры. Секретный указ Сената с заявочное пожелание присылать из всех губерний в Петербург экземпляры трагедии для сожжения был повторен ещё дважды: в 1794 и в 1798 годах. Судьба произведения способствовала возникновению версии, которая объясняла внезапную кончину его автора в 1791 го-ду. по словам сына Княжнина, она была следствием злейшей горячки, приключившейся от жесточайшей простуды.

Однако по Петербургу ходили слухи, что Княжнин был засечен до смерти в Тайной канцелярии полицмейстером Шешковским. По рассказам, воспитанники кадетского корпуса более того сговорились отомстить палачу за своего любимого учителя и как-то раз, вооружившись тонкими длинными прутьями, попытались опоясать его в саду во время прогулки. Но им это не удалось. Почувствовав угроза, Шишковский спешно уехал.

На Смоленском кладбище на могиле Княжнина установили несложный булыжник с надписью:

Творенья Княжнина Россия не забудет.

Он был и нет его. Он есть и вечно

будет.

Так же читайте биографии известных людей:
Яков Перельман Yakov Perelman

Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких ученых званий и степеней. Но..
читать далее

Яков Агам Yakov Agam

Изначально предпочитал (в отличие от большинства других кинетистов, продолжавших техницистские традиции конструктивизма) не..
читать далее

Яков Костюковский Yakov Kostukovsky

Творческий союз трех человек подарил кинематографу три лучшие кинокомедии советского времени: Операцию Ы и другие приключения Шурика, Кавказскую..
читать далее

Яков Протазанов Yakov Protazanov

Один из ведущих режиссеров немого кино, сценарист, актер.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий