Известные люди
»Яков Княжнин
Рождение: Россия, 14.8.1742
С 1757 получил должность переводчика в Канцелярии от строений домов, через пять лет переходит на военную службу в "немецкие секретари" к гетману Разумовскому. В 1764 - 72 в чине капитана служил в должности "за секретаря при дежурных генерал-адъютантах". В 1773 был обвинен и судим за растрату казенных денег, лишен чинов, дворянского звания и уволен со службы.
КНЯЖНИН, ЯКОВ БОРИСОВИЧ (1742 1791), российский драматург, стихотворец, переводчик. Родился 14 октября 1742 в Пскове, отпрыск псковского вице-губернатора. Получил образование в гимназии при Академии наук и в частном пансионе. С 1757 переводчик в Канцелярии от строений, с 1762 на военной службе. По обвинению в растрате казенных денег был судим (1773), лишен дворянского звания и уволен со службы. Прощенный в 1778, стал секретарем видного деятеля эпохи Екатерины II И.И.Бецкого, главного попечителя просветительских и воспитательных учреждений. В эти годы Княжнин, начавший чиркать ещё в школьные годы, с жаром отдается литературной деятельности: выступает в журналах, публикует переводы, сочиняет пьесы, с успехом идущие на столичной сцене. В 1783 избран членом Российской Академии наук, участвовал в составлении Словаря Академии Российской.
Заявив о себе как о характерном представителе русского просветительского классицизма, Княжнин завоевал у современников просторный фарт трагедиями из отечественной и важный истории и мифологии (Дидона, 1769; Владимир и Ярополк, 1772; Росслав, 1784; Владисан, Софонизба, обе 1786; Титово милосердие, 1778; Вадим Новгородский, 1789, опубл. 1793, и др.), а ещё комическими операми, популярном европейском жанре 18 в. (Рыбак и дух, 1781; Хвастун, 17841785; Несчастье от кареты, 1779; Сбитенщик, 1783; Чудаки, 1790), мелодрамой Орфей и др.
Переимчивый Княжнин, по определению А.С.Пушкина, заимствовал многие сюжеты своих драм у европейских авторов (Мольер, Ф.Детуш, Вольтер, П.Метастазио, К.Гольдони), изредка усложняя при этом композицию и вводя, в подражание античности, в некоторые трагедии хоровой коллектив. Патриотический пафос и тираноборческие мотивы трагедий, узнаваемость образов, живость языка и злободневность тематики комедий, предвосхитивших творчество А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя, постановка назревших для русского общества проблем национального характера и новой трактовки идеи государственности, в которой следование кодексу сословной чести символу дворянского избранничества сменяется утверждением самосознания российского гражданина, верность интересам не монарха, но отечества поставили Княжнина в строй наиболее ярких драматургов своего столетия.
Переводчик поэмы Вольтера Генрияда (1777), трагедий П.Корнеля Сид, Цинна, Смерть Помпеева (все 1779), Родогуна (1788), Гораций и комедии Лжец (не опубл.), поэмы крупнейшего представителя европейского барокко Дж.Марино Избиение младенцев (1779), а ещё комедий Гольдони Хитрая вдова, Тщеславные женщины, Светский дядя (не опубл.) и др., Княжнин ввел в цивилизованный обиход наиболее актуальные для своего времени произведения литературы Запада. Новаторским явилось употребление в первый раз в русской словесности белого стиха.
В 1793 напуганная Французской революцией Екатерина II, автор пьесы Историческое представление из жизни Рурика (1786), в монархистски-верноподданническом духе трактующей летописную легенду о восстании древних новгородцев супротив варяжского князя, издала засекреченный указ, повелевающий публично предать огню мятежную трагедию уже покойного Княжнина Вадим Новгородский, где герой-республиканец, боровшийся с великодушным монархом Руриком, предпочитает в итоге кончина унизительному подчинению (ещё раз опубл. в 1871, полная публ. 1914). Не последнюю образ в этом распоряжении сыграли доносительные инсинуации давнего недруга Княжнина И.А.Крылова. Указ императрицы способствовал возникновению двух версий о кончине драматурга 14 (25) января 1791 в Петербурге: от простудной горячки либо (ее придерживался Пушкин) от пыток в Тайной канцелярии.
В 1780-е годы Княжнин был на вершине славы. В популярных литературных журналах его стихотворения соседствовали с поэзией самых именитых авторов: Г.Р. Державина, И.Ф.Богдановича, В.И.Майкова, в печати и на сцене появлялись его новые драматические произведения. 8 февраля 1784 года петербургские зрители, заинтересованные слухами о новой трагедии Княжнина Росслав, спешили в те-атр, тем больше, что в главной роли выступал имеющий известность артист И.А. Дмитревский. В образе Росслава Княжнин показал идеального представителя русского народа, для которого интересы отечества дороже собственной жизни. Восхищенные зрители рукоплескали не переставая и требовали, чтобы на сцену вышел автор. Скромный Княжнин опрометью бежал из театра. Дмитревский вынужден был благодарить публику от его имени. Так было положено начало новой традиции в русском театре оживлять на сцену автора полюбившейся пьесы.
Несмотря на литературные успехи, Княжнин по-прежнему был крайне стеснен в средствах. В сентябре 1789 года, преследуемый кредиторами, он вынужден был заложить в ломбард домашние вещи, которые смог выкупить только с помощью Опекунского совета. Бецкий терял зрение, становился все деспотичнее, и работа при нем тяготила Княжнина. Омрачали расположение и пересуды, вызванные ссорой с И.А.Крыловым. Однажды острая на язык Екатерина Княжнина посмеялась над тем, что начинающий сочинитель получал за свои переводы французских и итальянских опер только право на независимый вход в партер. Она назвала его дешевым писателем, писателем за пять рублей. Оскорбленный Крылов ответил комедией Проказники, в которой вывел Княжнина в образе самовлюбленного писателя Рифмокрада и безжалостно высмеял всю его семью. Княжнин получил репутацию подражателя, крадущего сюжеты у западноевропейских авторов (переимчивый Княжнин Пушкин). Репутацию несправедливую, потому что употребление фабулы известного произведения, склонение ее на русские нравы было для того времени обычным явлением.
В 1789 году Княжнин принес в театр свою новую и последнюю трагедию Вадим Новгородский, ставшую вершиной русской драматургии классицизма. В основе трагедии лежали исторические сведения о восстании в конце IX века новгородского посадника Вадима супротив князя Рюрика. Княжнин отказался от традиционных драматических ситуаций, от привычных сюжетных поворотов. Конфликт из области отвлеченных страстей, обретя общественно-политическое звучание, перерос в столкновение идеального монарха с идеальным республиканцем. Устами свободолюбивых персонажей Вадима Новгородского отвергался сам принцип самодержавия, так как, по их мнению, каждый монарх неизбежно превращается в тирана.
Трагедия готовилась к постановке, главные роли репетировали известные актеры Я.Е.Шушерин и П.А.Плавильщиков. Но началась Французская революция. Предвидя возможные неприятности, Княжнин забрал трагедию из театра. Она была напечатана сквозь два года вслед за тем смерти автора, в 1793 году, и вызвала дебош. Екатерина II сделала выговор президенту Российской академии Е.Р. Дашковой, которая дала согласие издать пьесу. По решению Сената экземпляры, конфискованные в книжных лавках, были сожжены на площади около Александро-Невской лавры. Секретный указ Сената с заявочное пожелание присылать из всех губерний в Петербург экземпляры трагедии для сожжения был повторен ещё дважды: в 1794 и в 1798 годах. Судьба произведения способствовала возникновению версии, которая объясняла внезапную кончину его автора в 1791 го-ду. по словам сына Княжнина, она была следствием злейшей горячки, приключившейся от жесточайшей простуды.
Однако по Петербургу ходили слухи, что Княжнин был засечен до смерти в Тайной канцелярии полицмейстером Шешковским. По рассказам, воспитанники кадетского корпуса более того сговорились отомстить палачу за своего любимого учителя и как-то раз, вооружившись тонкими длинными прутьями, попытались опоясать его в саду во время прогулки. Но им это не удалось. Почувствовав угроза, Шишковский спешно уехал.
На Смоленском кладбище на могиле Княжнина установили несложный булыжник с надписью:
Творенья Княжнина Россия не забудет.
Он был и нет его. Он есть и вечно
будет.
Так же читайте биографии известных людей:
Яков Перельман Yakov Perelman
Яков Исидорович Перельман не совершил никаких научных открытий, ничего не изобрел в области техники. Он не имел никаких ученых званий и степеней. Но..
читать далее →
Яков Агам Yakov Agam
Изначально предпочитал (в отличие от большинства других кинетистов, продолжавших техницистские традиции конструктивизма) не..
читать далее →
Яков Костюковский Yakov Kostukovsky
Творческий союз трех человек подарил кинематографу три лучшие кинокомедии советского времени: Операцию Ы и другие приключения Шурика, Кавказскую..
читать далее →
Яков Протазанов Yakov Protazanov
Один из ведущих режиссеров немого кино, сценарист, актер.
читать далее →