Известные люди
»Яков Слепенков
Рождение: Россия, 13.8.1968
Подполковник Я. З. Слепенков совершил 90 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился в Ноябре 1910 года в деревне Шеляково, теперь Невельского района Псковской области, в семье рабочего.О кончил 7 классов начальной средней школы. Работал в колхозе. С 1928 года в Красной Армии, в том же году окончил теоретическую школу лётчиков, а в 1930 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1939 году благополучно окончил Военно - Воздушную академию. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал на Чёрном море, командовал эскадрильей. В воздушных боях сшиб 2 самолёта противника, следом был переведён на Балтику.
К Октябрю 1942 года начальник 21-го истребительного авиационного полка ( 8-я авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ) Подполковник Я. З. Слепенков совершил 90 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сшиб 9 вражеских самолётов. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Войну закончил командиром 9-й штурмовой авиационной дивизии. Вэтого совершил 157 боевых вылетов, провёл 20 воздушных боёв, сшиб 13 вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами.
После окончания войны продолжал службу в Военно - Морском Флоте. С 1961 года Генерал - Майор авиации Я. З. Слепенков - в запасе. Жил в Риге. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( шесть ! ), Суворова 3-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 13 Августа 1968 года.
* * *
Своё первое боевое крещение Яков Слепенков получил в отрезок времени "Зимней" войны 1939 - 1940 годов с финами. Великую Отечественную встретил в составе одного из полков ВВС Черноморского флота. В ожесточённых боях открыл свой боевой счёт, сбив 2 самолёта противника. В 1942 году его направили на Балтику, назначив командиром 21-го истребительного авиационного полка.
...Командиру стрелкового полка совсем не во что бы то ни стало самому прогуливаться в атаку. Он может стоять во главе боем и с командного пункта. Несколько иное положение в авиации. Там начальник, во всяком случае в большинстве случаев, ещё и лётчик. А Яков Захарович Слепенков тем больше не мог терять из виду об этом. Он получил недавно сформированный полк, состоящий главным образом из молодёжи. Да и тех, кто уже имел кой-какой боевой навык, разрешается было считывать новичками: им предстояло в первый раз летать на самолётах новой конструкции - истребителе Як-1. Так что всех необходимо было, как говорят в авиации, вводить в строй.
Тут уж без личного примера никак запрещено устроиться. Сколько не рассказывай о том, как нужно штурмовать врага, сама штурмовая вылазка порой убедительнее многих слов. И нередко воздушные бои Слепенков превращал в своеобразные практические уроки.
20 Июля 1942 года, сопровождая наших штурмовиков, Слепенков заметил 3 "Юнкерса". Они намеревались скинуть бомбы на свойский передний край. Оставлять штурмовиков без прикрытия не положено. Но бывают же исключения из правил...
В воздухе заключение надобно принимать в два счета. Резкий маневр - и вот уже Слепенков перед бомбардировщиками. До первого "Юнкерса" оставалось не больше 75 метров, когда Слепенков ударил по нему из пушки и пулемётов. Длинная очередность с короткой дистанции решила учитывать немецкого самолёта. Он упал, не успев свалить ни одной бомбы. Остальные отбомбились до такой степени беспорядочно, что не причинили нашим войскам никакого урона. По возвращении на аэропорт разбор боя не занял непочатый край времени. Урок был учень наглядным.
То же разрешено изречь и о примере, показанном командиром полка 3 Августа 1942 года. В районе нашего аэродрома появился вражеский воздушный разведчик. Слепенков решил его перехватить. Разведчик попытался исчезнуть. Но не тут - то было: Слепенков догнал его. Тогда лётчик "Юнкерса" пошёл на уловку. Чтобы развить большую прыть, начал грубо пикировать. Но и это не помогло. Слепенков не отставал. Он так "оседлал" врага, что тот уже не смог вылезти из пике и врезался в землю. Так как происходило всё это неподалёку от аэродрома, лётчики полка видели весь тот самый поединок собственными глазами.
Тогда же, в Августе 1942 года, произошёл и таковой происшествие. Во главе шестёрки истребителей Слепенков сопровождал наши бомбардировщики, которые должны были причинить потрясение по железнодорожным составам врага, скопившимся на станции Волосово. Однако над эшелонами кружило 6 Ме-109. Слепенков решил опередить их. Дал знак "Иду в атаку !" и ринулся вперёд.
Внезапный потрясение с 50 метров был до того точным, что хватило одной короткой очереди: агрегатина ведущего вражеской шестёрки загорелась. Ведомые Слепенкова по примеру командира бросились в атаку. "Мессерам" пришлось оставить. Но уже вчетвером, - начальник полка сшиб ещё одну машину.
Летом 1942 года помимо ведения воздушных боёв лётчики 21-го ИАП выполняли ещё одну сильно важную работу - прикрывали самолёты 1-го Гвардейского минно - торпедного авиаполка, которые занимались минированием Котки и пролива Бъеркезунд. Так, в конце Июня группа самолётов 1-го ГвМТАП в сопровождении истребителей Майора Я. З. Слепенкова вылетела на минную постановку с аэродромов, расположенных в зоне Ленинграда. Была пора белых ночей, но на тот самый раз над морем стояла густая облачность, дымка, видимость была средняя. До островов Бъеркского архипелага летели постепенно. При подходе к проливу наши самолёты с берега и с острова встретили дюжий зенитный пламень. Майор Слепенков со своей группой спикировал на батарии, стрелявшие по бомбардировщикам, и заставил их умолкнуть. Тем временем начальник группы Ил-4, Майор И. И. Борзов, верно вывел машины на мишень, сбросив мины в нужное местоположение. Задание командования было выполнено, в том числе благодаря и умелому действия группы истребителей прикрытия, во главе с Я. З. Слепенковым.
29 Сентября 1942 года четвёрка Як-1 ( ведущий Подполковник Я. 3. Слепенков ) вылетела на прикрытие войск на переднем крае Ленинградского фронта в районе населённого пункта Московская Дубровка. Пара истребителей ( Подполковник Я. 3. Слепенков и Младший лейтенант И. И. Нетреба ) шла на высоте 3500 метров, вторая пара ( Лейтенант В. С. Рубцов и сержант И. А. Чернышенко ) на высоте 4000 метров.
Не успев занять боевой строй в районе патрулирования, наши лётчики обнаружили на высоте 2500 - 3000 метров направлявшуюся к полю боя шестёрку Ме-109 в сопровождении 4 истребителей этого же типа. Вторая группа шла немного выше первой.
Ведущий нашей группы первым обнаружил самолёты противника на расстоянии 12 - 15 км. Оповестив своих лётчиков о решении штурмовать врага, Слепенков с ведомым под прикрытием пары Рубцова атаковал четвёрку "Мессеров". Удар был нанесён с пикирования на здоровущий скорости. Первыми же очередями начальник сшиб ведущий Ме-109. Боевым разворотом Слепенков с ведомым ушли вверх, а Рубцов и Чернышенко с пикирования штурмовали ведущую пару шестёрки "Мессеров". Метким пушечно - пулемётным огнем они сшибли ещё два Ме-109. Ударная группа немецких самолётов освободилась от бомб, сбросив их неприцельно в районе наших войск.
Пара Слепенкова сковала боем четвёрку вражеских истребителей. Однако не связанные боем два "Мессера", оправившись от первой неожиданной атаки, перешли в нападение на другую нашу пару. В движок "Яка" Чернышенко попал пушечный снаряд, и лётчик вынужден был оставить авиалайнер с парашютом. Бой продолжался ещё немного минут, но истребители противника, имевшие двойное численное превосходство, не смогли достигнуть успеха. Их потери составили 3 самолёта Ме-109.
Осмотрительность и тактическое мастерство позволили нашим лётчикам как снег на голову, смело и совсем штурмовать превосходящие силы противника. Благодаря чёткому взаимодействию пар и умелому управлению в воздушном бою командира группа Я. З. Слепенкова благополучно выполнила боевую задачу сорвала запланированный противником потрясение по нашим войскам.
Многому научились лётчики у Якова Захаровича Слепенкова. И раньше всего решительности. Это видно хотя бы из такого примера. Прикрывая наши наземные войска в районе Анненского - Арбузова и Московской Дубровки, группа Слепенкова встретила 20 немецких истребителей. Завязался махач. Двум Ме-109 удалось штурмовать Слепенкова и его ведомого. Уроки командира не прошли даром: ведомый увернулся и сам зашёл в хвостище вражескому самолёту. Меткая очередность решила его судьбу... Со вторым "Мессером" разделался сам начальник полка.
Слепенкова не смутило, что ведомый опередил его. Наоборот, более того обрадовало. В победах учеников вечно есть частица труда их учителей. Именно потому, когда Якова Захаровича Слепенкова представляли к званию Героя Советского Союза, в наградном листе указали не только десяток самолётов, которые он сам сшиб на подступах к Ленинграду, но и 55 самолётов, сбитых его учениками. 55 - это только за 3 месяца боёв. А сколь побед одержали его питомцы за войну, Генерал - Майору авиации Я. З. Слепенкову более того и не подсчитать...
Последний воздушный мордобой лётчики 21-го истребительного авиационного полка провели 8 Мая 1945 года. Тогда, вылетев на разведку погоды вдоль побережья, Капитан В. Т. Добров и Старший лейтенант П. С. Стручалин у острова Борнхольм сшибли летающую лодку врага и транспортный Ju-52. Боевой счёт полка был закрыт: 10 220 боевых вылетов, 265 воздушных боёв и 290 сбитых вражеских самолётов.
Так же читайте биографии известных людей:
Яков Сметнев Yakov Smetnev
0 года на подручных средствах преодолел Западную Двину у деревни Мамойки ( Бешенковичский район Витебской области ), уничтожил вражеского снайпера и..
читать далее →
Яков Смушкевич Yakov Smushkevich
Старший военный советник по авиации испанской республиканской армии; командующий авиацией в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол.
читать далее →
Яков Антонов Yakov Ivanovich Antonov
Яков Антонов - Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Родился 24 января 1908 года.Во время Великой..
читать далее →
Яков Верников Yakov Vernikov
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Верникову Якову Ильичу присвоено 18 ноября 1944 года за мужество и..
читать далее →