Известные люди

»

Якопо Сансовино (Татти)

Якопо Сансовино (Татти) Yakopo Sansovino Карьера: Архитектор
Рождение: Италия, 2.7.1486
Cансовино был известен при жизни, прежде всего, как скульптор. Однако именно его архитектурная деятельность, во многом определившая последующее развитие венецианской архитектуры, явилась основой его посмертной славы.

Татти, Якопо д`Антонио, прозванный Сансовино, родился во Флоренции в 1486 году. С детских лет Якопо, как типично, начали обучать грамоте, в чем он с первых же шагов стал обнаруживать живость ума и быстроту соображения, и не прошло страсть сколько времени, как он независимо стал заниматься рисованием. Мальчик будто желал этим представить, что сама натура значительно больше располагала его к этому роду деятельности, чем к словесности. Видя это, его мама Франческа, на которую он был весьма похож, устроила ему тайком уроки рисования. Она лелеяла мысля о том, что отпрыск ее сделается скульптором, которому, быть может, суждено соперничать с нарождающейся славой совершенно юного ещё Микеланджело Буонарроти.

Между тем через некоторое время мальчика определили по торговому делу. А так как это улыбалось ему ещё значительно меньше, чем словесность, он словом и делом добился у своего отца Антонио разрешения беспрепятственно заниматься тем, к чему принуждала его сама натура.

В 1502 году во Флоренцию прибыл Андреа Сансовино, прославившийся в Италии и в Испании как выдающийся скульптор и архитектор. К нему-то и определили юношу для обучения скульптуре. Отсюда и новое имя Якопо - Сансовино.

Получив широкую известность в среде флорентинских художников, Якопо, к величайшему своему удовлетворению, был приглашен в Рим Джулиано да Сангалло, архитектором папы Юлия II. Вместе с ним он в 1505-1506 годах в первый раз отправился в старый городок. Здесь Сансовино изучал памятники древности, реставрировал античную скульптуру. Браманте, отметив гений Якопо, взял его под родное покровительство.

Браманте же, которому хотелось, чтобы папа Юлий II узнал Сансовино, распорядился заказать Якопо реставрацию некоторых античных скульптур. Взявшись за это занятие, Сансовино проявил в их восстановлении такую легкость и такое умение, что и папа решил - лучше соорудить легко нельзя. Эти похвалы до того подхлестнули Сансовино, что он перетрудился, пытаясь превзойти самого себя. К тому же он был слабого здоровья. В конце концов, Якопо расхворался до такой степени, что ему пришлось для спасения жизни возвратиться в 1511 году во Флоренцию.

В 1518 году Сансовино возвращается в Рим. Он выполняет там кроме скульптурных работ первые архитектурные, в том числе проектирование церкви Сан-Джованни де Фьорентини.

В 1521 году Сансовино заезжает во Флоренцию, а лето 1523 года проводит в Венеции. В 1527 году он бежит из Рима на север затем захвата вечного города императором Карлом V и находит вторую родину в Венеции, где остается до конца жизни, выполняя несчетные заказы, главным образом архитектурные.

В 1529 году Сансовино, назначенный главным архитектором Республики, делает служебные поездки по владениям Венеции (заезжает и во Флоренцию), живет в окружении учеников и друзей, посреди которых - Тициан и Аретино.

Сансовино построил в Венеции строй замечательных сооружений палаццо Корнер делла Ка-Гранде (1532), выделяющееся посреди предшествующих дворцовых сооружений в особенности торжественным масштабным строем, великолепную Библиотеку Сан-Марко (начата в 1536 году), строгое сооружение Монетного двора (1537-1545), Лоджетту (1537-1540), расположенную у подножия кампанилы Сан-Марко и напротив входа во Дворец дожей, характерную для исконной венецианской любви к декору.

Он придал монументальный нрав старому торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большое торгово-административное сооружение, известное под названием Фаббрикке Нуове. Но особое роль для формирования архитектурного облика Венеции имели градостроительные работы Сансовино по застройке общественного центра города.

К Пьяцца ди Сан-Марко со стороны лагуны примыкает небольшая площадь Пьяццетта ди Сан-Марко (заурядно ее называют без затей Пьяццетта), невпроворот раз воспетая писателями и поэтами, запечатленная на полотнах известнейшими художниками. Ее обрамляют здания Дворца дожей и библиотеки - самого прославленного творения Сансовино, которое удостоилось многих восторженных похвал современников и потомков. В честь ее создателя библиотеку нередко называют Либрерия Сансовиниана. Зодчий замечательно почувствовал дух Венеции. Именно в силу того что смог он так смело определить ренессансное сооружение библиотеки напротив абсолютно иного по стилю Дворца дожей. Фасады библиотеки всецело выдержаны в стиле архитектуры Возрождения, в их строгих пропорциях, уравновешенности масс, гармоничном ритме форм и элементах декора. Они образованы двумя рядами аркад со стройными колоннами. Невысокая изысканная балюстрада опоясывает фасады, толково разделяя ярусы аркад. Углы здания акцентированы пилястрами и вверху - обелисками. Лепной фриз и легкий ажурный парапет, украшенный статуями, венчают все строение, делая его по-венециански нарядным.

Уравновешенная и легкая архитектура библиотеки великолепно сочетается со своеобразной монументальностью Дворца дожей. Оба здания перекликаются приятель с другом аркадами, богатым скульптурным декором, нарядными ажурными карнизами, гармонично оформляя парадный вход в град.

В декабре 1545 года потом катастрофы на строительстве библиотеки, когда обрушились своды перекрытий, Сансовино был уволен с государственной службы, но в 1547 году его реабилитировали и возродили в должности.

Рядом с библиотекой, со стороны набережной, возвышается построенный Сансовино Монетный двор - Ла Дзекка. На противоположной стороне канала отражается в воде строй дворцов. Среди них - палаццо Корнер, построенное Сансовино в тридцатых годах на месте сгоревшего, больше древнего здания. В палаццо Корнер делла Ка-Гранде Сансовино делает шаг вперед в использовании композиционных приемов, сложившихся в процессе разработки типа итальянского ренессансного дворца, применительно к особенностям венецианского быта. Вместе с Санмикеле он находит впечатляющую монументальную форму для внешнего вида палаццо, сочетая ордерные членения, лоджии, руст и другие элементы с объемно-планировочным построением, типичным для жилища богатого венецианца.

Лоджетта у колокольни - одно из лучших творений Сансовино. Она украшена по фасаду тремя арками, изящными колоннами, статуями, рельефами и балюстрадой. В спокойном ритме форм и в строгих пропорциях Лоджетты звучит гармония архитектуры Высокого Возрождения. В отделке поразительно пригоже сочетаются различные оттенки мрамора розоватые колонны, зеленоватые стены, желтые, обрамленные белым ниши. В скульптурном фризе помещены рельефы, изображающие аллегории Венеции и островов Кипра и Кандии. Бронзовые статуи в нишах, работы самого Сансовино, представляют Минерву, Аполлона, Меркурия и Мир, которые олицетворяют мудрость, гармонию, присущие Венецианской Республике, ее приверженность к миру.

Несмотря на различие масс, форм и стилей, монументальная колокольня и грациозная легкая Лоджетта отлично уживаются совместно, потому что Лоджетта ритмом колонн перекликается с аркадой звонницы, органически входит в ансамбль окружающих площадь зданий, ещё украшенных аркадами и колоннами и уравновешивающих массив вырастающей из их кружева башни колокольни. В давние времена в Лоджетте размещалась стража Дворца дожей для предупреждения беспорядков во время заседаний Большого Совета.

А вот что писал о творениях мастера Вазари Но самая прекрасная, самая богатая и самая мощная постройка Сансовино - Монетный двор в Венеции, сплошь из железа и камня, так как в нем нет ни куска дерева для полной безопасности от огня. А внутри он подразделен до того разумно и до того благоприятно для обслуживания до того огромного количества рабочих, что нигде на свете нет монетного двора, обладающего больше разумной планировкой и большей прочностью. Весь он построен в шибко красивом рустованном ордере. Этот ордер, до того ещё не применявшийся в этом городе, вызвал немалое изумление посреди местных обитателей. Также и в лагунах позволительно видать построенную им церковь Санто-Спирито - произведение, полное прелести и нежности. В самой Венеции фасад церкви Сан-Джиминьяно придает всей площади особенный лоск, а Мерчерии - фасад церкви Сан-Джулиано. В церкви же Сан-Сальвадор примечательна богатейшая гробница дожа Франческо Веньеро. Соорудил он кроме того на мосту Риальто сквозь Большой канал новые сводчатые ряды с таким расчетом, что под ними без малого каждый день нетрудно помещается единый рынок местных торговцев и всяких других людей, съезжающихся в тот самый город.

А вот точка зрения Вазари о личности Сансовино По своему телосложению Якопо был среднего роста, никак не тучный и на ходу держался прямо. Он был белолиц, с рыжей бородой, а в молодости сильно хорош собою и приятен в обращении, зачем шибко нравился разным женщинам, более того и с высоким положением.

Состарившись, он приобрел почтенную осанку, с красивой убеленный сединами бородой, но с походкой юноши, а достигнув девяностотрехлетнего возраста (это утверждение ошибочно, на самом деле Сансовино прожил меньше), он оставался жутко бодрым и здоровым, различая без очков малейший предмет на любом, хотя бы крайне далеком расстоянии, при письме же головы не наклонял и не наваливался на столик, как это иные привыкли работать. Он любил прилично облачаться и соблюдал собственную особу в величайшей чистоте, так как до глубокой старости продолжал иметь слабость женщин, вести разговор о которых ему сильно нравилось.

Что же касается его душевных качеств, он был шибко осмотрителен и во всем предвидел перспектива, уравновешивая его с прошедшим. В делах своих он был рачителен, невзирая ни на какие трудности, и ни в жизнь не пренебрегал своими обязанностями с целью удовольствий. Говорил добро и не скупился на слова по любому предмету, в котором он был сведущ, с здоровый легкостью ссылаясь на несчетные примеры. И этим он был мил и великим и малым мира этого, и друзьям своим. До последних лет своей жизни он сохранял память свежести необычайной и до мельчайших подробностей вспоминал и малолетство близкое, и разграбление Рима, и многие удачи и невзгоды, в близкое время им пережитые. Он был смел и юношей любил состязаться со старшими, говоря, что, соревнуясь с великими мира этого, - приобретаешь, а с малыми - теряешь. Честь он ценил превыше всего на свете, оттого в делах своих был человеком честнейшим и человеком своего слова, и этакий чистоты душевной, которой он ни в жизнь не поступился бы при любых, более того самых важных обстоятельствах, что, хотя вообще-то, не раз испытывали на себе и его начальники, которые за это и за другие его качества видели в нем не столь протомагистра и своего исполнителя, сколь отца и брата, почитая его за его ни чуточки не притворную, но природную доброту.

В щедрости своей он никому не отказывал и любил своих родителей в такой степени, что лишал себя многих удобств с целью того, чтобы оказать им поддержка, хотя сам он жил в почете, пользуясь добрым именем и всеобщим уважением. Бывали случаи, когда он поддавался вспышке гнева, кипевшего в нем с неукротимой силой, и все-таки он быстро отходил, и нередко довольно было четырех жалких слов, чтобы у него на глазах проступили слезы.

В 1568 году мастер перестал заниматься творческой практикой. Сансовино умер в Венеции в 1570 году. Тело его с великими почестями было похоронено в его собственной капелле в церкви Сан-Джиминьяно.

Так же читайте биографии известных людей:
Якопо Тинторетто Jacopo Tintoretto

Итальянский живописец; наряду с Джорджоне, Тицианом и Веронезе один из величайших венецианских мастеров эпохи Возрождения. Его настоящее имя Якопо..
читать далее

Якуб Весоловский Jakub Wesolowski

Якуб Весоловский - польский актер. Родился 2 июля 1985 года.Дебют Якуба Весоловского на телевидении состоялся в 2003 году со съемок в телесериале Na..
читать далее

Якубу Говон Yakubu Gowon

Политический деятель, глава федерального военного правительства Нигерии в 19661975.Сын христианского священника, Говон родился в Лёре (Нигерия) 19..
читать далее

Ялмар Шахт Hjalmar Shahty

Государственный деятель, организатор германской экономики. Получил образование в Кильском, Берлинском и Мюнхенском университетах. После окончания..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий