Известные люди

»

Агриппина Ваганова

Агриппина Ваганова Agrippina Waganova Карьера: Балет
Рождение: Россия, 6.7.1879
Про тело она знала все, - говорят ее ученицы. Имя Агриппины Вагановой окружено легендами - ее строгость и непосредственность, редкие похвалы казались чудачествами. Она требовала умного отношения к танцу. Ее слава педагога вспыхнула как фейерверк и продолжает светить по сей день. Многие ее знаменитые ученицы продолжают ее дело и сегодня. Среди них были - Семенова, Уланова, Вечеслова, Дудинская, Балабина, Кириллова, Шелест, Войшнис, Петрова, Кургапкина, Моисеева, Осипенко, Колпакова.

Агриппина Яковлевна Ваганова родилась в 1879 году семье капельдинера Мариинского театра. В 1897 году она окончила балетное отделение Петербургского театрального училища (ученица Е. О. Вазем, Х. П. Иогансона, П. А. Гердта) и была принята в труппу Мариинского театра. Невыразительные внешние и физические природные данные на долгий срок затормозили карьеру танцовщицы на протяжении многих лет она оставалась артисткой кордебалета. Со временем Ваганова научилась переключать участливость со своего невысокого роста, коренастой фигуры с крупной головой, тяжелыми мускулистыми ногами, на свою технику. Наблюдая из рядов кордебалета за приезжими звездами она училась: Агриппина Ваганова сумела овладеть секретами новейшей итальянской школы. Репетиции с лучшими педагогами, хранителями традиций русской и французской балетных школ Х. П. Иогансоном, Н. Г. Легатом и О. И. Преображенской смягчили прямолинейную жесткость итальянской привычки. Постепенно репертуар танцовщицы пополнялся небольшими ансамблевыми и сольными партиями, а далее множеством вариаций в классических балетах, требовавших виртуозной техники танца на пальцах, сильного прыжка, резкой смены танцевальных темпов.

От критиков Ваганова получила неофициальный титул царицы вариаций. До сих пор вариации в гран па балета Дон Кихот, в па-де-труа теней в Баядерке, в па-де-труа в Пахите и многие другие называют вагановскими.

Постепенно в репертуаре танцовщицы появились и крупные роли Повелительницы дриад в Дон Кихоте, Царицы вод в Коньке-горбунке Ц. Пуни. Чрезвычайно требовательная к себе, Ваганова ощущала недостатки своей танцевальной техники: Было явно, что я не прогрессирую. И это разум было страшно. Вот тут и начались для меня муки неудовлетворенности и собой, и старой системой преподавания.

Позже Агриппина Яковлевна с горечью вспоминала свою существование на сцене. Главные партии в балетах Ручей Л. Делиба (Наила), Лебединое озеро П. И. Чайковского (Одетта-Одиллия), Конек-горбунок (Царь-девица), Жизель А. Адана (Жизель)ей доверили только незадолго до окончания исполнительской карьеры. В 1915 она получила звание балерины, а в 1916 оставила сцену.

На рубеже веков зарождалась русская учебное заведение балета, вобравшая в себя техничность итальянской и изящество французской. Молодая русская школа балета ещё не была закреплена в педагогической практике. Это и стало делом жизни Агриппины Яковлевны. Вспоминая уроки одного из любимых педагогов Е. О. Вазем, пользуясь советами и пояснениями к итальянскому экзерсису О. И. Преображенской, присматриваясь к балетмейстерской деятельности молодого Фокина, Ваганова понемногу отбирала характерные особенности русской танцевальной привычки. Все больше ясным становилось стремление осмыслить в науке танца.

В 1918 году Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой возглавлял тогда балетный критик и жаркий сторонник классического танца А. Л. Волынским. Три года через Агриппина Яковлевна перешла в Хореографическое училище.

Ваганова начинала свою преподавательскую карьеру в те годы, когда официально обсуждался вопросительный мотив о ликвидации балета как искусства, классово чуждого пролетариату и крестьянству. Ее служба педагога стала утверждением жизнеспособности классического танца в то время, когда печать называла балет тепличным искусством....И тарлатановая тюника балерины, и прочая премудрость все это ещё от Монгольфьера, от воздушного шара. Классика, корнями упирающаяся в галантность эпохи Людовиков... органически чужда нашей эпохе! Подобные безапелляционные заявления пестрели на страницах журналов и газет. Вслед за классическим репертуаром нападкам подверглась основа основ балета строгий танец. Вместоположение системы классического воспитания танцовщика апологеты нового искусства предлагали теафизтренаж, спортивную гимнастику, танец эксцентрический, механический и акробатический...

В это время в стенах Ленинградского хореографического училища складывалась сурово проверяемая практикой педагогическая организация, позднее ставшая известной всему миру как организация А. Я. Вагановой.

Результаты работы были замечены не тотчас, хотя уже в 1923 году Ваганова выпустила отличных танцовщиц О. Мунгалову и Н. Млодзинскую, в 1924-м Н. Камкову и Е. Тангиеву. Следующий 1925 год вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семеновой и ее педагога. Современников поражали виртуозность семнадцатилетней танцовщицы. Семенову признали сложившейся балериной, но суть ее таланта на первых порах была неправильно понята. В ней видели цветочек старинного искусства, исключительное, но случайное явление, тогда как она была удной из первых закономерных удач новой советской хореографической школы.

На следующий год, в 1925, Ваганова выпустила Ольгу Иордан, позже Галину Уланову и Татьяну Вечеслову, после этого Наталью Дудинскую и Фею Балабину... Критика отмечала сильно индивидуальный нрав дарования молодых балерин. И в то же время в танце Улановой находили невпроворот семеновского... грацию, ту же исключительную пластичность и какую-то увлекающую скромность жеста. Стало бесспорно, что это черты формирующейся школы.

Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы было существенно сберечь классическое наследие, то в тридцатые главной задачей стало создание современного репертуара. С 1931 по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Академического театра оперы и балета. За это время были созданы спектакли Пламя Парижа, Бахчисарайский фонтан, Утраченные иллюзии, Партизанские дни. Осуществленные Вагановой новые редакции балетов Лебединое озеро (1933) и Эсмеральда (1935) отвечали общему направлению поисков советских хореографов 30-х годов. В новых спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский манера танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая учебное заведение, которую не возбраняется наречь вагановской. Не надобно быть особым знатоком в области балета, чтобы подметить на спектаклях нашего театра у всех от артисток кордебалета до ведущих балерин нечто общее в манере исполнения. Единый манера, цельный почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы это и есть отличительные черты школы Вагановой, пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н. М. Дудинская.

Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы мало-помалу распространили ее методику по всей стране. Выход в свет книги Основы классического танца сделал алгоритм Вагановой достоянием всего мира книжка выдержала уже семь изданий и была переведена на разные языки.

По материалам предисловия В. Чистяковой к седьмому изданию книги А. Я. Вагановой Основы классического танца.

Так же читайте биографии известных людей:
Ада Войцик Ada Voytsik

Заслуженная артистка РСФСР.
читать далее

Ада Ставиская Ada Staviskaya

Ада Ставиская - известный продюсер российского кино, основатель первой российской частной киностудии "Панорама". Родилась 1 декабря 1947 года.На..
читать далее

Ада Мазотти Ada Masotti

На данный момент бутики La Perla предлагают более тридцати разнообразных коллекций, в которых можно встретить абсолютно разные стили и направления в..
читать далее

Ада Лавлейс Ada Lovelase

Она была ни на кого не похожа и обладала талантом не поэтическим, но математическим и метафизическим...Наряду с совершенно мужской способностью к..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий