Известные люди

»

Алекасндр Засс

Алекасндр Засс Alexandr Zass Карьера: Тяжелоатлет
На прогон Шуриного выступления собралась вся труппа. Засс превзошел себя. Он рвал цепи руками и грудью, загибал немыслимые узоры из стальных прутьев, перебрасывал зубами на целых полметра стальной рельс, лежал на гвоздях, держа на груди каменную глыбу. носил на лбу самовар с кипятком и углями. А когда увидел Хойцев единоборство с двумя копями, не выдержал, зааплодировал.

До самого отъезда из Актюбинска Засс не выходил на манеж, дабы никто не узнал в "черной маске" профессионального циркового борца. Хойцев отстранил его от выступлений.

Теперь цирк мог дозволить себе такую роскошь, как содержать неработающего актера: публика, заинтересо- ванная таинственным незнакомцем, нашла нежданно-негаданно обыч- ную борьбу, без масок и прочих загадочных атрибутов, зрелищем увлекательным. Сборы были полные. Хойцев благодушествовал и гнал Шуру с манежа: "Иди зани- майся".

Александр начал усердно тренироваться. Бродячая бытие позже банкротства Юпатова, заблаговременно расписан- ные победы и поражения в цирке Хойцева сказались на его спортивной форме. Бицепсы стали твердыми, неэла- стичными, брюшной пресс ослаб, поясница горбилась. Словом, нужно было основательно приниматься за занятие, если Алек- сандр не хотел обернуться в цирковой балласт. Размышляя над своей судьбой, подумал Шура и о Сергее Николаевском. Видно, и он был не в лучшей своей форме. Ведь год обратно Засс и предаваться мечтам не мог о том, чтобы устоять супротив Сергея, а в настоящий момент они боро- лась на равных.

Шура поделился своими мыслями с другом. Сергей тяжко вздохнул и только рукой махнул: "Ты прав, карапуз. Я выдыхаюсь, чувствую это. Разве так позволительно биться? Ты - иное занятие. Поел ты или не поел, поспал или не поспал - юность берет родное, силу накачива- ешь, матереешь. Время, брат, да и стаканчик заново же... Ты держись, не поддавайся. Хочешь, с Хойцевым пого- ворю, чтобы пустил тебя на силовой номер? А то с таковый борьбой окончательно закиснешь".

Хойцев идеи Сергея не одобрил. Он был старше Ни- колаевского, так же, как Николаевский был старше Засса. И полно опытнее в цирковых делах. - Если бы под сделаться Зассу у нас были ещё номера - убеждал он Сергея, - ну, наездники, акробаты, укротители, вот тогда бы его выступление гляделось. А на одной силе не уедешь, не пойдет население. И знаешь отчего? В Российской империи полно людей сильных. Чтобы уверить зрителей, что Засс делает в действительности необыкновенные вещи, а не жульничает, публику надобно поначалу ошарашить чем-нибудь. Нужно, чтобы любой поверил - в цирке все может быть. Вот тогда пускай силача, будет аншлаг. А у нас? Полтора немощных клоуна да облезлые дрессированные собаки. Тут ещё выйдет заморыш Засс, ростом тебе еле-еле по плечо, да и щуплый с виду. Объявляем публике его вес - 67 килограммов. Заморыш, определенно. И нежданно-негаданно заморыш тот самый начинает цепи разрывать! Что думает джентльмен, сидящий в зале, джентльмен, к чудесам ещё не приученный? После наших клоунов да собачек он уже пожалел, что заплатил за квиток. А увидев малыша Засса, уверится, что его тут морочат, что все сплошное жульничество. Погорим мы с твоим дружком...

- Ну, а как же схватка? - возразил Сергей, терпеливо дослушав хозяйские объяснения.

- О, баталия - другое занятие! Выходите вы, этакие богатыри. Пощупывает мещанин свои бицепсы и сокру- шается. Вы же начинаете у него на глазах валандаться, как медведи. Зрителю любопытно, во-первых, что это вы эдакими ручищами сотворить можете, не дай бог (а вер- нее - дай бог) ещё что товарищ другу повредите - рассказов хватит на неделю. А во-вторых, - Хойцев загнул указательный перст, показал его Сергею, - глядя на вас, всякий прыщавый гимназистик свою верх чувствовать начинает. "Вот захочу, думает он, и они начнут дружбан другу носы квасить. А не захочу - не пойду в цирк, да ещё дружкам скажу, чтобы не ходили, и начнут эти геркулесы с голоду пухнуть". Оно, конечно, может, так и не все думают, ясно так себе не представляют, но про себя соображают: я, мол, в кресле сижу, а ты, хоть и сильнее меня, передо мной по ковру ползаешь. Публику возвышать необходимо, а не унижать. Если же мы Засса выпустим, мы хилостью его зрителя и унизим, - закончил свою хитроумную речь Хойцев. Но Сергей не отступал.

- Откормить Засса - хитрость небольшая, - спорил он. - Месяц покойной жизни да специальные упражнения, чтобы мышцы росли. Такой будет товарный малый, хоть куда. Опять же в запасе у него есть "баланс с са- моваром". Юпатов, истина, считал тот самый номер не до- стойным своего цирка, а у нас пойдет...

С явной неохотой, чтобы только не ссориться с Сер- геем, собственник разрешил готовить силовой номер. Тем больше, рассудил он, давать Засса в борьбе сегодня все одинаково запрещено, узнают. Пусть потренируется в то время как, а там поглядим. Теперь день Александра начинался с трехкилометровой пробежки. Затем шли тренировки с железными прутьями - он сгибал их на колене, завязывал узлом, завивал спиралью. Цепи он научился раздирать в два движения: возьмет два соседних звена, стиснет пальцами, повернет туда-сюда до упора - и распадается цепочка.

Немало времени занимали упражнения на формирование грудных и спинных мускулов. Нагрузив размещенную на груди платформу камнями, юный атлет делал немного глубоких вдохов, вслед за тем отдыхал, после этого чего становился на "мост", прогибался. Заканчивались утренние занятия серией упражнений с мешком. Мешок тот самый формой походил на диванную подушку и наполнялся опилками. Весила "подушка" 7 килограммов. Каждый день Шура отсыпал из него горсть опилок, а добавлял горсть песку. Когда все опилки были заменены песком, он начал отсыпать песок, а досыпать дробь. В конце концов он тренировался уже с мешком, заполненным свинцом, весившим примерно 70 килограммов.

Вспоминая об этих тренировках, Самсон позже писал, что немалый бицепс не является критерием силы так же, как здоровущий брюхо - признаком хорошего пи- щеварения. Однако аккурат упражнения с мешком по- могли ему развить большую мышечную массу. Масса эта нужна была не столь для выполнения номеров, сколь для приобретения "товарного" вида - оттого что по мнению хозяев цирка борца позволительно было "продать" зрителям только тогда, когда его мускулы производят угрожающее ощущение.

Конечно же, Самсон ни в жизнь не отрицал образ мышц, ни в жизнь не считал динамические упражнения с мешком или другим отягощением бесполезными. Наоборот, вечно, на всех этапах своей карьеры, он подчеркивал надобность упражнений такого рода. Однако первостепенным он считал формирование сухожилий - "шнуроподобных" эластичных образований, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям...

"Некоторые люди с тонкими ногами сильнее, чем люди с толстыми, - писал Самсон, излагая 20 лет через сущность своей системы. - Почему? Потому что мощь лежит в сухожилиях, в тех невидимых твердых тканях, которые уступают по плотности только костям. Без су- хожилий мужчина превратился бы в студень. Но сухо- жилия необходимо тренировать. На моем опыте разрешено удостовериться, что не во что бы то ни стало большой мужик дол- жен быть сильным, а дядя скромного сложения - во что бы то ни стало слабым.

Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей здоровенный силы сухожилий. Можно видать энтузиастов физической культуры, обладающих доволь- но большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа - развитые сухожилия. Они не могут всецело применять силу своих мышц в миг действительного испытания силы. И вследствие этого их мощь - только иллюзия.

Сухожилия же лучше всего увеличивают свою кре- пость, когда их мощь прилагается к какому-либо без малого неподвижному предмету. Они становятся сильнее от сопротивления, чем от движения".

Так определял Самсон основные принципы своих тренировок: сочетание изометрических, неподвижных нагрузок с динамическими упражнениями, требующих сокращения мышц и работы с "отягощением".

Но это будет сквозь 20 лет. А покуда Шура, закончив утреннюю тренировку, отдыхал.

Второй раз он тренировался вечером. Во время этих занятий он отрабатывал равновесие, упражнялся в вер- бовой езде с вольтижировкой. Удачно был закончен "баланс с самоваром". Развивая силу челюстей, Шура поднимал с земли стальную балку и переносил ее на два метра. Готовил сенсационный номер - "растяжка двумя лошадьми".

Номер тот самый был вправду крайне интересен и опасен. Держась за упряжь двух коней, Засс становился на деревянный помост. Конюхи начинали нахлестывать лошадей бичами, направляя их в противоположные стороны. Те рвались, стремились запустить вскачь. Помощники убегали, и на арене начиналось единоборство атлета с двумя лошадьми. Казалось, в текущее время разорвут взбешенные кони крошечного человека, удерживающего их бег. Но нет! Прочно стоит Александр Засс, предстоящий Железный Самсон. И покоряясь его воле, замирают, затихают скакуны. Подумывал в ту пору Александр и о пушке, стреляющей человеком.

"Хорошо бы изготовить номер - полет из орудия, человек-снаряд. Пушка. Тишина. Тррах! Вылетает дядя, а я его ловлю над ареной", - так изображал он свою идею Сергею Николаевскому. Но денег на дорогой реквизит не было. И потому как пришлось ограничиться старым номером - ловить булыжник (в настоящее время, истина, обтесанный под ядро), подбрасываемый подкидной доской.

В напряженных занятиях прошел месяц, в конце которого Хойцев получил настоящего циркового силача могучего и артистичного.

На прогон Шуриного выступления собралась вся труппа. Засс превзошел себя. Он рвал цепи руками и грудью, загибал немыслимые узоры из стальных прутьев, перебрасывал зубами на целых полметра железный рельс, лежал на гвоздях, держа на груди каменную глыбу. носил на лбу самовар с кипятком и углями. А когда увидел Хойцев единоборство с двумя копями, не выдержал, зааплодировал.

Решено было дополнить программу только одним номером, на котором настаивал Хойцев. Александр должен был забить кулаком в доску немалый гвоздик. Хозяин когда-то в молодости видел тот самый номер и в настоящий момент всенепременно хотел подключить его в выступление Засса. "Это же вовсе нетрудно, - убеждал он Шуру, - Если ты развил мускулы до такой степени, что тебе в спину гвоздик не лезет, когда ты лежишь на бороне с тяжеленной глыбой на груди, так загнать кулаком гвоздик в доску для тебя будет сущие пустяки".

Александру не правилось, что вмешиваются в его дела, но он решил уступить хозяину.

Вскоре были готовы афиши. Для дебюта решено было перебраться в Оренбург. Там Засса ждал триумф. Вопреки опасениям Хойцева, население в цирк шел. Шел обозревать удивительного силача, делающего невероятные вещи. Шура выступал дважды в день, трениро- вался по утрам, уставал зверски, но был счастлив.

Недолго задержавшись в Оренбурге, труппа Хойцева отправилась в турне по российским городам. Всюду счастливый момент был полным. Слава о знаменитом силаче бежала, как говорил Хойцев, спереди паровоза. Одно огорчало Шуру: ушли из труппы старые друзья-борцы Чая Янош, Сердюк, Сергей Николаевский. "Мы тебе сейчас не нужны, - сказал на прощание Сергей, с преувеличенной живостью хлопая Шуру по плечу. - Ты сейчас что ни на есть дюжий. Держись, малютка, держись настоящей работы. Авось увидимся".

Так они и ушли из жизни Шуры, прикрыв шуткой горечь разлуки. А его манили новые дали. Однажды попал он в град Саранск. Хойцев раскинул цирк на том месте, где Шурка в первый раз увидел цирковое представление. Ожили воспоминания детства - Ваня Пуд, Кучкин и волшебство первого представления. Он надеялся увидаться в этом месте с отцом и старыми друзьями.

Они пришли. Пришли все - мамаша с отцом, братья, сестры, ещё больше похудевший Клим Иванович и пожилой Григорий. Они высыпали из брички в то самое время, когда Хойцев укреплял прощальную афишу #3 700#.

"Во вторник, 3 сентября, прощальная гастроль из- вестного бесконкурентного атлета и борца А. Засса, - вслух читал Клим Иванович. - Чтобы выказать удиви- тельную выносливость и силу своих мускулов, господин Засс увеличит в 2 раза как толщину цепей, так и железа.

Сегодня господин Засс будет пробивать гвоздем две доски одним ударом кулака. Из толстого железа завяжет галстук. Цепи, выдерживающие до 50 пудов, будет раздирать, вставши на единственный финал ногой, а ещё напором мускулов груди.

Господин Засс предлагает денежную премию и отдает все свои жетоны, если 10 мужчина будут в состоянии порвать его цепочка.

Сегодня, во вторник, господин Засс будет разбивать кулаком цепочка. Одной рукой поднимет трех джентльмен. В заключение - "чертова кузница", или удивительная выносливость спинных мускулов. Господин Засс просит до начала сеанса оглядеть как цепи, так и железо, чтобы увериться, что никакой подделки не существует".

Мать плакала, слушая о муках, которые предстоит вытерпеть ее сыну. Остальные ее успокаивали. Дядя Гриша в особенности напирал на то, что Шурка-то в настоящее время знаменитым артистом стал.

Они сидели в первом ряду. Александр видел их на- пряженные, внимательные лица. Лежа на гвоздях, он слышал, как вскрикнула матушка, когда двое здоровенных парней начали разбивать молотами булыжник у него на груди. Ему весьма хотелось стать, унять ее, но нельзя: "чертова кузница" - что ни на есть сенсационный но- мер.

Потом, в ресторане, Клим Иванович настойчиво расспрашивал его о тренировке, папа, сосредоточенно пил водку, нередко чокаясь с Григорием, а матушка гладила по руке своего меньшого и уговаривала: "Поедем с нами в деревню, Шура, поедем, хоть ненадолго, на недельку?!"

Домой он не поехал - боялся, что забросит там тре- нировки. И жалел позже об этом всю бытие. В гастрольной поездке догнала его повестка, прика- зывающая пожаловать на военную службу. Александр Засс, цирковой артист, поехал в Вильно, откель был родом. Там забрили ему лоб и послали на персидскую рубеж в 12-й туркестанский полк.

Страшно тосковал Шура без цирка. Если бы не ло- шади, к которым его приставили конюхом, сбежал бы, видать. "Сбежал бы и попал как раз под трибунал за дезертирство", - рассуждал он следом, когда туркестанский полк погрузили в вагоны и повезли на Запад. На Западе Александра ждала мировая махаловка.

Отрывок из книги Ю.В. Шапошникова "Тайна железного Самсона"

Это произошло в 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах собравшейся толпы груженный углём грузовик переехал сквозь человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса, когда переднее, а потом заднее колеса переехали сквозь корпус. Но в следующую секунду из толпы раздался возглас восторга: "Ура Самсону!", "Слава русскому Самсону!". А мужчина, к которому относилась эта цунами ликования, встав из-под колес, как ни в чем не бывало, улыбаясь, раскланивался перед зрителями. Настоящее его имя было - Александр Иванович Засс.

Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом &Самсон&. Удивителен был репертуар его силовых номеров: он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке; ловил руками 90-килограммовое ядро, которое выстреливалось из цирковой пушки с расстояния 8 метров; отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами; продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под самым куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой; лёжа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди булыжник весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами; в знаменитом аттракционе "Человек-снаряд" он ловил руками ассистентку, вылетавшую из жерла цирковой пушки и описывающую над ареной 12-метровую траекторию.

Выступления Александра Засса пользовались громадный популярностью. Это объясняется не только оригинальными атлетическими номерами, но и тем, что он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его подъем - 167,5 сантиметра, вес не превышал 80 килограммов, окружность грудной клетки при вдохе - 119 сантиметров, бицепсы - 41 сантиметр. Он любил произносить, что большие бицепсы не всю дорогу являются показателем силы, так же как и здоровущий животик не говорит о хорошем пищеварении. Главное - это мощь воли, крепкие сухожилия и умение править своими мышцами.

Очень зачастую Самсону приходилось отзываться на вопросительный мотив, как он добился этакий силы. Обычно он отвечал, что это плод целенаправленной работы. Если проследить весь житейский стезя Засса, то разрешено узреть, то разрешается заметить, что состоял он из непрерывного, целеустремленного труда и строгого режима, позволявшее ему все время сберегать высокую работоспособность в условиях колоссальных физических нагрузок.

На одной из фотографий, где Самсон запечатлен сидящим за столом у самовара, есть его запись: "5 минут отдыха". А потому как ему было тогда 74 года, и он продолжал вкалывать, истина не в силовом жанре, а дрессировщиком, но тогда включал в близкое выступление и силовые трюки. Так в семидесятилетнем возрасте, он носил на арене на специальном коромысле двух львов.

Засс родился в 1888 году в городе Вильно в огромный рабочий семье. Детские и юношеские годы прошли в Саранске. Однажды Александр побывал с отцом в цирке. Он с восхищением смотрел на наездников, акробатов, дрессированных собачек. Но в особенности ему понравился сильный силач, разрывающий цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая желающих воспроизвести некоторые его трюки. Несколько храбрецов вышли на манеж, но ни единственный из них не смог ни согнуть подкову, ни отхватить от земли шаровую &штангу& с крайне толстым грифом. Под хохот зрителей смельчаки вернулись на свои места. Желающих больше не было. И нежданно, папа Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и, перешагнув сквозь барьер, вышел на арену.

Александр знал, что его папа был весьма мощный. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу. Обычно, взявшись руками за колесо брички, запряженной тройкой лошадей, он удерживал ее на месте, в то время как весёлые гости погоняли лошадей. Но других примеров силы он не видел. И вот, силач протянул отцу подкову. И к удивлению своей публики и самого атлета, подкова в руках отца Александра стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала, кричала "Браво!" Силач был смущен и нервничал. Затем он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный руб. Силач поднял руку с рублем и произнес: "А вот это вам за геройский поступок! И на выпивку". Отец взял целковый, следом пошарил у себя в кармане, вытащил трешку и, приложив к ней руб, протянул атлету, сказав: "Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!"

С тех пор Александр "заболел" цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапецию, раздобыл хозяйственные гири, сделал самодельную примитивную штангу. И вот, мини Александр с невероятным упорством стал тренироваться. Старался воспроизвести то, что видел в цирке. Освоил солнышко на турнике, огромный оборот, стал осуществлять перелеты с одного турника на иной, делал сальто вспять не только на полу, но и на лошади, немного раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемные. Александру хотелось сделаться настоящим артистом цирка, а больше всего силачом. Он устраивает домашние представления перед своими близкими, и мысля сделаться артистом цирка всё больше укреплялась в нем. Александр убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книжка знаменитого в то время атлета Евгения Сандова "Сила и как стать сильным". Автор в ней рассказывал о своей атлетической карьере, о своих победах над знаменитыми атлетами Самсоном и Циклопом. О своих рекордах и более того о борьбе с огромным львом, которому перед схваткой надели намордник и специальные огромные рукавицы на лапы. Лев немного раз бросался на Сандова, но тот любой раз сбрасывал его с себя. Затем шли восемнадцать упражнений с гантелями. Это было как раз то, о чем мечтал Александр. Но самое удивительное было то, что тот самый атлет не был наделен от природы могучим телосложением. И только благодаря систематическим и продуманным занятиям, главным образом с отягощениями, сумел достичь прекрасного физического развития и получить большую физическую силу. Вот некоторые номера этого атлета: делал сальто вспять, держа в руке по полтора пуда, и верно вставал ногами на носовой платочек, с которого делал скачок. Выжимал одной рукой 101,5 кг. На платформе, которая лежала у него на груди, держал трёх лошадей. В упоре лёжа за четыре минуты отжимался двести раз. Сандов стал кумиром Александра.

Вскоре Александр почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развивать силу, которая необходима профессиональному силачу. Он все время искал новые пути совершенствования физических возможностей. Обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву- Морро. Получил методические рекомендации Крылова по занятиям с гирями, а от Дмитриева-Морро - по занятиям со штангой.

Начался свежий период в тренировках Александра. Выжимал попеременно двухпудовые гири "мельница", жал их вверх дном, жонглировал ими. Со штангой выполнял следующие упражнения: жал штангу из-за головы, "выкручивал"" штангу, - жим одной рукой с отклонением туловища, как бы подлезая под неё. В этом упражнении Александр добился результата 80 кг. при собственном весе в то время 66 кг. С этим же весом выполнял так называемое "доношение". Это упражнение требует большущий силы и хорошей координации движений: одной рукой атлет поднимает вверх гирю или штангу, после этого, не опуская её, приседает, берёт с пола другую гирю прочий рукой и, выпрямившись, поднимает её вверх. Чётко зафиксировав совершенный вес, опускает его на пол. Знаменитый эстонский атлет и борец Георг Лурих поднимал правой рукой штангу в 105 кг, удерживал её вверху, забирал с пола гирю в 34 кг и также поднимал вверх.

Но всё же Александра больше всего привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. Поэтому его первостепеннный физкультурный реквизит стал пополнятся подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он обнаружил, что многократные попытки претворить в жизнь трюк - порвать цепочка или согнуть толстенный цельнометаллический прут - приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. А ибо это и были просторно известные теперь изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем, основанным на опыте, Александр пришел к убеждению, что большую атлетическую силу позволительно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. В дальнейшем он опубликует систему изометрических упражнений с цепями.

Попав в &цирк&, Александр приобрел профессиональные навыки во многих жанрах:

воздушной гимнастике, джигитовке, борьбе.

Одно время работал ассистентом у знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова, потом был ассистентом у атлета Михаила Кучкина, у которого получил первую практику, и тот зачастую говорил молодому атлету: "Когда-нибудь, крошка, ты будешь крайне знаменитым силачом, я ещё ни в жизнь не видел никого, кто был бы так силён, как ты, имея эдакий мелкий увеличение и вес". Эти слова сбылись. Около шестидесяти лет проработал Засс в цирке и без малого сорок лет выступал с атлетическими номерами. А в 1924 году в английском журнале "Здоровье и сила" были напечатаны рядом портреты Александра Засса и его кумира Евгения Сандова на специальном цветном развороте.

... Итак, Александру дают первостепеннный независимый атлетический номер: он поднимает одной рукой трёх джентльмен, продев голень одной ноги в петлю каната, закрепленного под куполом цирка, держит в зубах платформу, на которой располагаются два тяжёлых борца; ломает подковы, рвёт цепи пальцами, забивает незащищенной рукой гвозди в доску, следом их вытаскивает, ухватившись за шляпку гвоздя указательным пальцем; делает "растяжку" с лошадьми; опираясь пятками на единственный стул, а затылком на прочий, держит на груди трёх дядя. Все эти номера пользовались исключительным успехом у зрителей. Но вот в 1914 году грянула мировая махаловка. Александра призвали в армию в 180 Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошёл происшествие, поразивший более того тех, кто неплохо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки и как снег на голову, уже вблизи от русских позиций, его заметил враг и открыл пламень. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь со всадником упала, не стали преследовать кавалериста и повернули вспять. А Александр, убедившись, что угроза миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь на "ничейной" территории. До расположения полка оставалось, истина, ещё полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Александр так и принес её в свой лагерь. В дальнейшем Александр будет включать в свой репертуар ношение на плечах лошади.

В одном из боев Александр был тяжко ранен шрапнелью в обе ноги. Очнулся он в австрийском госпитале. Врачи собирались ампутировать ноги. Чудом удалось избежать ампутации. Может быть врачам стало жалостно молодого, замечательно сложенного солдата, и они решили не спешить. Александр надеялся, что встанет на ноги: он верил в чудодейственную силу лечебной гимнастики, которую разработал для себя. И он выздоровел. Вскоре его совместно с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Один за другим делает он немного неудачных побегов, следом которых его жестоко наказывают. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где в это время гастролировал цирк Шмидта, прославленный по всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Александр со всей откровенностью рассказал ему о побеге, следом рассказал о работе в российских цирках. Рассказ незнакомца заинтересовал директора, и он попросил русского продемонстрировать свои способности, порвать цепочка и согнуть цельнометаллический прут. Александр не был в хорошей спортивной форме, но справился с задачей без труда. Взяв пальцами звенья цепи, он стал их, как завсегда это делал, скручивать. На разрыв цепи ушло рядом минуты. Затем Александр согнул прут и подал Шмидту.

На роздых и репетиции Шмидт отвел две недели, потом чего состоялось первое выступление Александра. Были заказаны афиши и расклеены по всему городу. На них Александр был назван Самсоном.

Соскучившись по манежу, Александр с большим подъемом демонстрировал свои любимые трюки. Весть об удивительном атлете разнеслась по городу. И один раз пришёл армейский местный командир. Посмотрев выступление, он заинтересовался, зачем таковой хороший юный атлет не служит в австрийской армии. Естественно, выяснилось, что Самсон - российский военнопленный. Засса подвергают жесточайшему наказанию. Но железная свобода силача не была сломлена. Его водворяют в подвал крепости, сырое, тёмное помещение. Однако Александр делает свежеиспеченный побег. Богатырская мощь выручила и на этот раз. Александр разорвал цепочка, соединяющую наручники, выломал решётку и вырвался на свободу.

Вскоре он попал в Будапешт, где устроился трудиться грузчиком в порту. Но идея о цирке не покидала его. И вот он вновь на арене. Помог ему имеющий известность борец, чемпион мира Чая Янош, с которым Александр познакомился ещё в России. Этот добродушный, мощный венгр тепло отнесся к Александру. Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра мало-помалу восстановились. И вот, один раз Чая Янош привез с собой незнакомца. Это оказался имеющий известность итальянский импрессарио синьор Пазолини.

Оказывается он неплохо был осведомлен об атлетических возможностях Александра и безотлагательно же предложил ему заключить контракт на достаточно крупный срок с оплатой 20% от сбора. У Александра было безвыходное положение и он согласился. Начинаются гастрольные поездки по городам Италии, Франции, Германии, Швейцарии. На афишах он именуется Самсоном. И вот гастроли в Англии. Первые же выступления Александра вызвали сенсацию. На его выступления стали являться известные атлеты и проверять свои силы в повторении трюков, которые выполнял Александр. Но все силовые трюки были посильны только Самсону. И вот, стали являться отзывы об удивительном Самсоне.

Мистер Пулум, босс знаменитого тяжелоатлетического клуба "Камбервел" и основной редактор спортивного журнала "Здоровье и сила" писал о нём: "Прямо в сердце Англии прибыл джентльмен, способный реализовывать номера, в которые здравый толк отказывается доверять. Был бы он громадным детиной, его номера, быть может, и воспринимались бы как больше правдоподобные. Правда, расширение его грудной клетки и расширение мышц колоссальны (экскурсия грудной клетки равна 23 сантиметрам, но это не бросается в глаза). После полуофициального выступления Самсона в тяжелоатлетическом клубе "Камбервел" он завоевал огромную популярность. Я утверждаю, что он не только дядя, обладающий незаурядной силой, не только прекрасный артист, но и превосходный спортсмен, использующий свой интеллект не хуже своих мышц>.

А вот афиша знаменитого зала "Альгамбра", где в 1903 году "российский лев" Георг Гаккеншмидт одержал победу над знаменитым силачом Каркисом. Афиша посвящена другому русскому силачу - Александру Зассу: "В Манчестере во время строительных работ, - сообщает афиша, - Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял в зубах железную балку с земли и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как орда, разинув рты, стояла внизу. Если бы Самсон разжал губы, орда ни при каких обстоятельствах не смогла бы поведать, что она видела".

Не отставали от афиш и газеты.

"Дейли телеграф": "Господин, называющий себя Самсоном, является сильнейшим человеком на земле. В это разрешается уверовать, увидев, как он вяжет железные прутья в узлы".

"Манчестер гардиан": "Согласно объявлениям, он что ни на есть мощный мужчина на земле, и следом того, как мы сами увидели его... это заявление позволительно полагать неопровержимым".

"Здоровье и сила" журнал: "В лице Самсона мы имеем настоящего силача, чьи достижения на все сто открыты для проверки".

"Узреть - значит уверовать. Воистину кажется, что его мускулы сделаны из стали". И так дальше.

Александр выезжает на гастроли в разные страны. Постоянно обновляет свой репертуар, чутко изучает манеру работы других атлетов, стараясь неизменно усложнить какой-либо из увиденных трюков.

В 1925 году под редакцией девятикратного чемпиона мира Пулума была опубликована книжка "Удивительный Самсон". Издана книжка в Лондоне. В ней рассказывается об удивительной судьбе и атлетической карьере русского атлета Александра Засса.

Александр Иванович Засс опубликовал немного систем физического развития, изобрел кистевой динамометр, сконструировал и изготовил пушку для аттракциона "Человек-снаряд", знал немного европейских языков. Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном в небольшом городке Хокли.

Так же читайте биографии известных людей:
Алекасндр Романов Alexandr Romanov

В марте 1991 г. многие печатные издания откликнулись на юбилейную дату - 110-летие со дня убийства революционерами императора Александра II. В..
читать далее

Алекасндр Шаргей Alexandr Shargey

Судьба Александра Игнатьевича Шаргея удивительна и трагична. Он был самоучкой, но сейчас его работы признаны во всем мире и он по праву стоит в ряду..
читать далее

Алекс Кингстон Alex Kingston

Ее дебют в художественном кино произошел в 1989 году, когда она снялась в фильме "Повар, Вор, его Жена и ее любовник". Затем последовали роли в..
читать далее

Алекс Прояс Alex Proyas

В рамках своего визита в Москву режиссер фильма Я, робот выделил время для рассказа о будущих проектах и то, с какими мыслями он подходил с созданию..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий