Известные люди

»

Александр Батурин

Александр Батурин Aleksandr Baturin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 21.7.1915
Старший лейтенант А. Г. Батурин совершил 421 боевой вылет, из них 67 на разведку в тыл врага. В 81 воздушном бою сбил 9 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 21 Июля 1915 года, в селе Полтавка, в настоящее время Мартукского района Актюбинской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и аэроклуб в Оренбурге. Работал лётчиком - инструктором в аэроклубах Оренбурга и Алма - Аты. С 1938 года в Военно - Морском Флоте. В 1940 году, окончив Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков, получил направление в 71-й истребительный авиаполк Краснознамённого Балтийского Флота, летающий на И-153.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка ( 61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Старший лейтенант А. Г. Батурин совершил 421 боевой вылет, из них 67 на разведку в тыл врага. В 81 воздушном бою сшиб 9 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 563 успешных боевых вылета, провёл 94 воздушных боя, сшиб 18 самолётов противника лично и 12 в группе с товарищами.

После войны продолжал службу в ВМФ. С 1948 года Майор А. Г. Батурин - в запасе. Жил в городе Альметьевске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), 18 медалями. Имя Героя носит улочка в Алма - Аме. Долгое время его имя носила пионерская дружина Яйсанской средней школы Мартукского района. Умер 29 Ноября 1985 года.

* * *

Он родился в 1915 году в селе Полтавка Мартукского района Актюбинской области в семье врача. После окончания средней школы работал шофёром. Затем была учёба в Оренбургском аэроклубе, служба лётчиком - инструктором в аэроклубах Оренбурга и Алма - Аты, начальником лётно - планерной школы. В 1937 году окончил Высшую лётно - планерную школу. В Сентябре 1938 года призван в Красную Армию. В 1940 году, позже окончания Ейского военно - морского авиационного училища, был направлен в строевую количество на место лётчика.

В годы Великой Отечественной войны, с её первого и до последнего дня, воевал в составе ВВС Краснознамённого Балтийского флота в качестве лётчика, командира звена, заместителя командира и командира эскадрильи, штурмана авиаполка, участвовал в обороне Таллина, Ленинграда, освобождении Советской Прибалтики.

По правде говоря, Александр Герасимович Батурин летал во время войны незаконно. В 1941 году медицинская комиссия признала его негодным к лётной службе. В справке, которую ему выдали при выписке из госпиталя, говорилось, что его правый зрачок потерял зрение на 70 процентов. Если учитывать, что Батурин был не нетрудно лётчиком, а истребителем, станет ясно, что это означало. Оспаривать заключение комиссии не было смысла. Но договориться с заключением врачей Батурин не мог.

Теперь позволительно вскрыть единственный секрет. Александр Батурин, тот что ни на есть, что был отстранён от полётов, совершил вслед за тем выхода из госпиталя 543 боевых вылета, участвовал в 94 воздушных боях и сшиб 30 самолётов противника, из них 18 - лично. Он летал на разведку, обнаруживал дальнобойные орудия, обстреливавшие Ленинград, штурмовал врагов.

С началом Великой Отечественной войны, полк действовал над Финским заливом. 21 Августа 1941 года Александр Батурин одержал первую победу над Ju-88, в бою с 20 вражескими самолётами в районе Таллина. Он продолжал систематично летать и к середине 1942 года стал одним из наболее опытных советских пилотов - истребителей. У него было немного побед, одержанных реактивными снарядами РС-82, установленными под нижнем крылом его "Чайки".

Летать Батурину было нелегко. Правый око слезился, и лётчик при ярком солнышко без малого ничего им не видел. В письме, посланном родным 17 Февраля 1942 года, он признавался: "Чувствую себя ладно, только око скверный и, помимо того, в переносице осколки. Летать приходится в тёмных очках... Очень нелегко, но всё же надобно биться. И я, имея полтора ока, сшиб уже 5 стервятников. Ну, а врачевать зрачок буду после этого войны".

Лучше чувствовал себя нездоровый око в темноте. И само собой пришло заключение летать ночью. Для того чтобы рассмотреть в кабине показания приборов, острого зрения не требуется. А целиться в противника всё одинаково одним глазом.

Всё чаще сложные ночные задания давали как раз Батурину. Так было и когда враг начал изготовлять с воздуха минные постановки в районе Кронштадта. 5 ночей Батурин охотился за немецкими самолётами. В результате, 2 бомбардировщика, пытавшихся определить мины, он сшиб лично, ещё 2 - совместными атаками своего звена.

Летать, разумеется, приходилось и днём. В конце концов Батурин в такой степени привык к капризам своего правого глаза, что не обращал на него внимания.

Когда Александра Герасимовича спрашивали о самых трудных днях войны, он отвечал: "В 1941 - 1942 годах приходилось вылетать по 7 - 8 раз в день, к тому же в условиях блокады. Однако наши лётчики - балтийцы громили врага - на земле, в небесах и на море. Лётчики - балтийцы были морскими лётчиками".

3 Апреля 1942 года стало в особенности удачным для Александра Батурина. В тот самый день во время массированного налёта на военно - морскую базу Кронштадт шли больше 80 немецких бомбардировщиков, а на махач с ними вылетало 8 истребителей И-153, возглавляемые Батуриным. Наши лётчики смело ворвались в самую гущу врагов, расквасили их строй, сорвали прицельное бомбометание. В этом жестоком бою Батурин лично сшиб 3 бомбардировщика. В тот самый же день, в дугом вылете, он уничтожил ещё единственный вражеский самолёт. За это был награждён орденом Красного Знамени. В одном из последующих боёв за Ленинград, Батурин еще раз сшиб 3 самолёта...

24 Апреля 1942 года, когда немцы бросили на Ленинград большое численность самолётов, Батурин повёл свою группу в самую гущу. Не было более того возможности сосчитать, сколь летит "Юнкерсов" и "Мессеров". Надо было ударять врагов, отгонять их. В этом тяжёлом бою группа Батурина сшибла 5 немецких самолётов.

23 Октября 1942 года начальник эскадрильи 71-го ИАП КБФ А. Г. Капитан А. Г. Батурин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Политическое управление Краснознамённого Балтийского флота выпустило тогда листовку "Отличный штурмовик - истребитель", где говорилось:

"Герой Советского Союза Капитан А. Г. Батурин - воплощение героизма, храбрости, отваги в бою, настойчивости и выдержки. Он превосходно овладел авиационной техникой. Стремительными воздушными атаками, метким огнём своего истребителя не раз обращал в бегство врага, страсть сколько немецких асов вогнал в землю".

4 Апреля 1944 года Батурин чуть не был сбит немецкими истребителями. В тот день, в паре со своим ведомым Михаилом Мачабели ( имевшим 10 побед ), вступил в махач с группой из 16 FW-190. Батурин сшиб два из их, а Мачабели - третий. Враги также не остались в долгу: подожгли самолёт ведомого ( прикрывая командира, Мачабели подставил свою машину под жар "Фоккеров" ). Самолёт Батурина ещё был повреждён, а сам он ранен в физиономия, но продолжал махач. Когда кончились боеприпасы, он крутым пикированием оторвался от противника и ушёл на свой аэровокзал.

С большим трудом пораненый Батурин привёл на аэропорт подбитую машину. Рана вскоре зажила, самолёт отремонтировали, Батурин продолжал драться. Однако погибель боевого друга лежала на сердце тяжёлым камнем...

Но, как выяснилось уже следом войны, Миша Мачабели не погиб ! Оказалось, нелегко раненного лётчики, немцы взяли в плен. Освободили его наши наступавшие войска. Лётчика продолжительно лечили, вслед за тем он ходил в специальном корсете ( у него был повреждён позвоночник ). И, ещё не сняв корсета, начал летать. Только уже не на истребителе, а на транспортном самолёте Гражданского Воздушного Флота.

9 Августа 1944 года четвёрка Ла-5ФН Майора А. Г. Батурина патрулировала над Финским заливом, прикрывая морские коммуникации, по которым осуществлялись перевозки грузов стратегического значения. Hемецкое руководство подготовило операцию по уничтожению караванов и, перед её проведением направило в тот самый район сильную группу "расчистки воздуха" из состава известной эскадры JG 54. Однако вытеснить советские истребители из зоны патрулирования немецкие лётчики не смогли и, несмотря на то, что в 3 раза численно превосходили группу из 10-го ГвИАП, потеряли единственный "Фокке - Вульф". Лётчик II-й Группы оберлейтенант Рудольф Хофман ( имевший 37 побед ) погиб.

К концу войны Александр Батурин совершил 563 успешных боевых вылета, провёл 94 воздушных боя, сшиб 18 самолётов противника лично и 12 в состве группы. Кроме того, он потопил 3 военных корабля, уничтожил 3 артиллерийские батареи, 40 зенитно - пулемётных точек, 42 автомашины с солдатами и военными грузами, 3 аэростата воздушного наблюдения, взорвал 4 склада боеприпасов противника.

В 1948 году Александр Герасимович выполнил предписания врачей - ушёл с лётной работы. Поселился в отдалении от Ленинграда - в татарском городе Альметьевске. До 1983 года работал в Аэрофлоте и ДОСААФ.

Разные люди этого города говорят о Батурине по - разному. Одни - как о главном инженере транспортной конторы треста "Татнефтьстрой". Другие - как о человеке, увлекающемся любительскими киносъёмками. Автомобилисты знают о сконструированном Батуриным микролитражном автомобиле, а радиолюбители - что он коротковолновик.

Кстати, это увлечение Александра Герасимовича известно неблизко за пределами Альметьевска. Радиолюбители многих стран принимали позывные Батурина. Центральный комитет Союза чехословацких радиолюбителей более того наградил его почётной грамотой. Но, по-видимому, корреспонденты Александра Герасимовича, с которыми он держал связь, не знали, что позывные УА4ХИ принадлежали человеку, удостоенному за мужество и самоотверженность высшей награды нашей страны - Золотой Звезды Героя.

9 Мая 1964 года произошло незабываемое событие - саммит двух боевых друзей. Состоялась она в Ленинграде - городе, за тот, что они воевали. Батурин приехал из Татарии, Мачабели - из Грузии. Это была поистине волнующая саммит. Мачабели старался мниться спокойным, только уж шибко зачастую отводил в сторону излишне блестевшие глаза. А Батурин более того вынул из кармана платочек...

Последние годы Гвардии Полковник А. Г. Батурин жил в посёлке Мкрасный Зайкин Первомайского района. Умер в 1985 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Белкин Aleksandr Belkin

Старший лейтенант А. Н. Белкин совершил 173 боевых вылета, участвуя в 54 воздушных боях, сбил 17 самолётов противника лично и 1 - в составе группы...
читать далее

Александр Билюкин Aleksandr Bilykin

Капитан А. Д. Билюкин совершил 418 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, сбил лично 22 вражеских самолёта и 1 в группе. 0 года за мужество и..
читать далее

Александр Беркутов Aleksandr Berkutov

Гвардии Майор А. М. Беркутов совершил 232 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Александр Бондарь Aleksandr Bondar

Старший лейтенант А. А. Бондарь совершил 252 боевых вылета, участвуя в 48 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий