Известные люди

»

Александр Билюкин

Александр Билюкин Aleksandr Bilykin Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 11.9.1920
Капитан А. Д. Билюкин совершил 418 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, сбил лично 22 вражеских самолёта и 1 в группе. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 11 Сентября 1920 года в деревне Малые Вяземы, теперь Одинцовского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил начальную среднюю школу в посёлке Жаворонки. Учась в школе ФЗУ при заводе "Авиахим" в Москве, получил профессия медника. Работал на заводе, учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Ноябрю 1944 года начальник эскадрильи 196-го истребительного авиационного полка ( 324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная вс, Карельский фронт ) Капитан А. Д. Билюкин совершил 418 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, сшиб лично 22 вражеских самолёта и 1 в группе. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны остался на службе в ВВС. Окончил в 1948 году Курсы усовершенствования офицерского состава. В 1957 году удачно окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года Полковник А. Д. Билюкин - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями. Умер 24 Октября 1966 года. Похоронен в Москве.

* * *

На 42-м километре Можайского шоссе установлен монумент. Это - монумент тем, кто защищал Родину в суровом 1941 году. Неподалёку отседова находится деревенька Малые Вяземы Одинцовского района - отчизна Героя Советского Союза, отважного лётчика - истребителя А. Д. Билюкина. Он родился в этом месте 11 Сентября 1920 года в семье потомственного железнодорожника.

Летом 1929 года в деревне совершил вынужденную посадку самолёт. Он пролетел над деревней так невысоко, что чуток не сшиб колёсами дымоход крайней избы. Во дворах и на улицах в два счета стихли детские голоса. Чубатые головёнки задрались кверху, рты раскрылись от удивления. А следом - мальчишки изо всех сил ринулись к месту посадки крылатой машины. Впереди бежали закадычные друзья: Саша Билюкин и Серёжа Морозов.

На лужайке, вытоптанной босоногой детворой, гонявшей тут в лапту, лётчик удачно посадил машину. И сегодня, когда пацаны приблизились к месту посадки, он стоял рядом с самолётом. Одет он был в кожаное пальтецо, кожаную шапку, с огромными очками на лбу.

В течение 3-х дней, покуда пилот копался в машине, пацаны с рассвета и дотемна не отходили от него, стараясь быть полезными в ремонте самолёта. Устранив неисправность, лётчик тепло распрощался со своими бескорыстными помощниками, сел в кабину, запустил мотор, сделал разбег и поднялся в воздух. Самолёт улетел, а Сашка и Сережка долговременно ещё стояли в поле и внимательно всматривались в небосвод, туда, где, превратившись в малюсенькую точку, мало-помалу исчез аэроплан.

Потом они вдвоём мастерили нехитрые, неказистые модели самолётов, мечтая вслух о том, как вырастут большими и также полетят. В 1936 году, после этого окончания 7 классов жаворонковской неполной средней школы, Саша Билюкин поступил в ФЗУ при Московском авиационном заводе имени Осоавиахима. Одновременно занимался в аэроклубе Ленинградского района столицы, делая свои первые шаги в авиации. В 1939 году он окончил военную школу лётчиков имени В. П. Чкалова и получил направление в Ленинградский армейский округ.

Младший лейтенант Александр Билюкин добро понимал, что служить в Ленинградском округе не только почётно, но и сильно ответственно. В частях и соединениях округа с первых дней Октябрьской революции, со времён героической обороны Петрограда, сложились славные боевые традиции, придерживаться которым стало для каждого воина - ленинградца законом.

Несмотря на то что авиация была одним из самых молодых родов войск Советской страны, у неё уже складывалась своя героическая история. Воздушные бойцы Красной Армии благополучно действовали в дни обороны Петрограда от войск Юденича. Лётчики - ленинградцы храбро сражались с японскими захватчиками у озера Хасан и на реке Халхин - Гол, воевали с фашистами в небе Испании. Шестеро из семи первых Героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания за избавление челюскинцев, были лётчиками Ленинградского военного округа. Экипаж самолета АНТ-25, совершивший в 1937 году беспосадочный перелёт из Москвы в США сквозь Северный полюс, возглавлял воспитанник Ленинградской Краснознамённой эскадрильи Валерий Павлович Чкалов.

С первых дней службы в округе Александр Билюкин старался во всём походить на бывалых лётчиков, у них учился, перенимал навык. К тому времени советские Военно - Воздушные Силы стали пополняться новым истребителем МиГ-3. Вместе с товарищами по оружию Александр настойчиво осваивал новую, самую совершенную по тому времени машину. Энергичный, ни в жизнь не унывающий, Саша на вопросы командиров, как он себя чувствует позже дня напряжённых полётов, не задумываясь, отвечал: "Как младой бог !" Его заветная греза осуществилась: небосклон реально стало его "родимым домом".

Когда началась Великая Отечественная битва, ему довелось оберегать это небеса - небосвод его Родины, небеса Ленинграда. Александру было у кого обучаться, было с кого хватать образец. Он сражался с ненавистным врагом плечом к плечу, крыло к крылу с такими прославленными мастерами воздушных атак, как П. А. Покрышев, Н. И. Глотов, П. А. Пилютов, А. В. Чирков, А. И. Горбачевский.

27 Июня 1941 года Билюкин был включен в ударную группу по патрулированию неба в районе Пулковских высот. Однажды он облётывал после этого технического осмотра свой самолёт МиГ-3. Он проделал целую серию фигур, проверяя работу мотора на различных режимах. Вприятель Билюкин заметил невдалеке 2 вражеских истребителя. Выбрав удачный миг, он сверху атаковал одного из них. Вражеский самолёт загорелся и камнем пошёл к земле. Второй фашистский самолёт тут же удрал. Счёт сбитых самолётов был открыт.

Однако, в первые месяцы войны боевые успехи Лейтенанта Александра Билюкина были скромными. Такова участь всех ведомых. Их проблема - надёжно прикрывать хвостище самолёта ведущего, прикрывать своего командира, своего боевого товарища. Это были месяцы становления характера, накопления опыта, совершенствования боевого мастерства.

В одном из воздушных боёв самолёт Билюкина подожгли, и ему пришлось сигать с парашютом. Не немедленно Александр решил бросить пылающий самолёт. Хотелось во что бы то ни стало спасти боевого друга. Метался в воздухе, скользил на крыло, но всё тщетно. Пришлось сигать !

Полтора месяца пролежал он в госпитале с ожогом лица и рук. Наступил день выписки. Не совершенно ещё окрепшему лётчику врачи дали невеликий отпуск. Но Александр наотрез отказался. И уже на второй день потом выписки, вкупе с другими лётчиками, сопровождал транспортные самолёты в град на Неве.

В отрезок времени, когда Ленинград находился в блокаде, младой лётчик делал по 5 - 6 вылетов в день, порой по нескольку часов не покидал кабины самолёта. Ему приходилось не раз сопровождать транспортные самолёты с продовольствием и боеприпасами в блокированный град, прикрывать "Дорогу жизни" - ледовую трассу сквозь Ладожское озерко. Он участвовал в прорыве и снятии блокады Ленинграда.

С каждым вылетом закалялась свобода, росло мастерство лётчика, совершенствовались навыки воздушного бойца. В 1943 году фронтовая газета опубликовала заметку о Билюкине. Повествуя об одном из воздушных боёв, в котором участвовал Александр, армейский корреспондент заключил свой расклад призывом к ленинградским авиаторам ударять врага так же храбро, как делает это прославленный лётчик - истребитель.

Это была не только высокая оценка боевых качеств воина. Александр неплохо понимал, что она и ко многому обязывала. И не изумительно, что с тех пор его имя не сходило со страниц армейской печати.

...В Апреле 1943 года установилась ясная солнечная погода. Теперь враги не могли делать как снег на голову. Они были вынуждены наносить бомбовые удары на рассвете или в сумерках.

Примерно за час до наступления темноты большая группа пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190 шла к Ленинграду. Каждая мимолетность промедления наших пилотов грозила смертельной опасностью мирным жителям. И секунды эти не были потеряны. Патрулирующие на подходах к городу "Яки" Капитана Парфенова и Старшего лейтенанта Билюкина ринулись в самую гущу "Юнкерсов". С первой же атаки советские лётчики подожгли ведущий бомбардировщик, а за ним и "Фокке - Вульф". Боевой строй врага дрогнул, расстроился. "Юнкерсы" стали спешно освобождаться от бомб, сбрасывать их куда попало. Преследуемые нашими истребителями, они на больших скоростях, со снижением уходили на запад.

В таких схватках Александру Билюкину пришлось участвовать не один раз. На его счету уже было немного сбитых самолётов. Победы лётчика были отмечены орденом Красного Знамени.

Почти 3 года Билюкин защищал Ленинград: прикрывал городок и "дорогу жизни", вылетал на перехват и сопровождение своих штурмовиков и бомбардировщиков. Особо отличился летом 1943 года в боях над Синявинскими высотами. В те дни, сгруппировав на небольшом участке фронта больше 230 боевых самолётов, недруг зачастую имел в воздушных боях большое численное превосходство. Но наши лётчики, имею уже громадный боевой навык и современные машины, не уступали врагу.

О геройских поступках советского аса сообщалось в сводках Совинформбюро, в армейских газетах. 7 Августа 1943 года в "Красной звезде" была опубликована статья "Мастер воздушных атак". Она посвящалась боевым подвигам Билюкина. В ней, в частности, говорилось, что 1 Августа отважный лётчик сшиб 4 вражеских самолёта.

Этот день стал самым удачным в его боевой биографии. Утром, возглавляя группу истребителей, Билюкин навязал махач нескольким FW-190 и сшиб единственный из них. В полдень 7 лётчиков 196-го авиаполка во главе со Старшим лейтенантом А. Билюкиным провели тяжелейший бою с 12 истребителями FW-190, где враг в течение 20 минут пытался наращивать силы, при всем при том инициатива всё время оставалась на стороне советских лётчиков. Билюкин внезапной атакой, выручая своего боевого товарища, сшиб ещё единственный "Фоккер". Умело управляя боем, помогая товарищам, он вскоре сшиб ещё 2 вражеские машины. Но изведать эти подробности от самих лётчиков было нелегко.

- Ну что тут особенного ! - говорил Александр. - Действовали, как положено. Вылетели семёркой на отображение налёта бомбардировщиков противника. Встретились. По радио предупредил ведомых и пошёл в атаку. В это время Старший лейтенант Шевченко передал, что дерётся с четвёркой "Фоккеров". Немцы подходили не эшелонно, а четвёрками, вследствие этого Шевченко и оказался перед 4 FW-190. Услышав его, я завершил атаку и сшиб "Фоккера". Мы с ведомым, старшим сержантом Глагольевым, тут же поспешили на подмога товарищу. Набирая высоту, с ходу сшиб ещё одного, а мой "щит", Глагольев, отразил атаку новой четвёрки. То, что немцы шли четвёрками, облегчило наши действия. Они по четыре. А нас семь. И мы разом взяли инициативу в свои руки. Атаковали, стараясь занять больше выгодные позиции, в особенности по высоте. Борьба шла на вертикалях, на высотах 4 - 5 тысяч метров. Вот, пожалуй, и всё.

- Но вы упомянули только 2 самолёта - наседал на Билюкина корреспондент военной газеты. - А говорят, вы сшибли четыре !

- Верно. Это когда германец пытался на вираже забежать в хвостище самолёта Глагольева. Теперь мне пришлось быть ему "щитом". Резко развернулся, дал пару очередей - "Фоккер" и задымил. А четвёртый был ещё раньше. Группой то мы вылетали во второй половине дня. А когда я утром патрулировал, также произошла саммит с противником. Ну, одного и сшиб. Да ибо и другие сбивали. Вот, к примеру, Капитан Подорский также сшиб одного "Фокке - Вульфа".

В этом беседа весь он, Александр Дмитриевич Билюкин. От других участников схватки стало известно, что когда у него кончились боеприпасы, он не вышел из боя, а стал изготовлять ложные атаки, чтобы отвлечь на себя доля истребителей противника. Замысел Александра удался. Он реально привлёк к себе участливость врагов и облегчил маневр товарищам. Но отбиваться от "Фоккеров" было нечем.

Вражеский снаряд попал в самолёт, его осколками ранило лётчика. Всё же Билюкину удалось дотянуть до родного аэродрома. Через немного часов залатанный истребитель и Александр, получивший необходимую медицинскую подмога, вновь были в воздухе. За самоотверженные и умелые действия в этом бою Билюкин был награждён орденом Александра Невского.

Капитан А. Д. Билюкин в кабине своей "Аэрокобры".

После разгрома немцев под Ленинградом 196-й истребительный авиационный полк, которым командовал именитый ленинградский ас Андрей Васильевич Чирков, действовал в составе Карельского фронта.

Выполняя боевое поручение по блокированию вражеского аэродрома в Северной Норвегии, Капитан А. Д. Билюкин на своей "Аэрокобре" с бортовым номером "53" и надписью "Александр Невский" одержал последнюю победу, сбив истребитель Ме-109.

Вэтого за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов на самолётах И-16, "Яках" и "Аэрокобре", в 35 воздушных боях лично сшиб 22 и в составе группы 1 самолёт противника. За отрезок времени пребывания на фронте у него не было ни единой поломки или аварии самолёта.

* * *

Но на этом не закончилась "небесная" история жизни замечательного ленинградского лётчика. Он и позже воины оставался в боевом строю. На самой современной, самой совершенной авиационной технике Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин и его воспитанники - молодые лётчики не раз демонстрировали высокое боевое мастерство на воздушных парадах в мирном небе Москвы, восхищая тысячи людей, вызывая у них ощущение громадный гордости за нашу замечательную страну и её верных стражей - воинов Советских Вооружённых Сил.

В посёлке Жаворонки Одинцовского района Московской области на фасаде здания школы, в которой учился Герой, установлена мемориальная доска.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Беркутов Aleksandr Berkutov

Гвардии Майор А. М. Беркутов совершил 232 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Александр Бондарь Aleksandr Bondar

Старший лейтенант А. А. Бондарь совершил 252 боевых вылета, участвуя в 48 воздушных боях, лично сбил 15 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Александр Булаев Aleksandr Bulaev

Майор А. Д. Булаев в воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника, 1 аэростат и в группе 8 самолётов. 2 Сентября 1943 года за мужество и..
читать далее

Александр Вахлаев Aleksandr Vahlaev

Капитан А. А. Вахлаев совершил 140 боевых вылетов, в 33 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий