Известные люди

»

Александр Градский

Александр Градский Aleksandr Gradsky Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 3.11.1949
Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области.

Его папа работал инженером на заводе, матушка была актрисой драматического театра. В близкое время ее приглашали игрывать во МХАТ, но она вынуждена была отбыть сообща с мужем на Урал, куда его распределили потом окончания института.

В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мама стояла во главе театральными кружками, а после этого была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района.

В Москве семейство немного лет, вплоть до ранней смерти матери (1963г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" ещё 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Градский, по настоянию родителей, учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф.Гнесиной" В.В.Соколов). О том, сколь хорош был тот самый преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского - за ним ушел без малого весь его "гнесинский" класс. Мальчику шибко нравились музыкальные занятия в школе, но надобность многочасовых домашних упражнений угнетала.

В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то тотчас. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература безотлагательно стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал родное первое стихотворение. Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).

Сашин дядя (брат матери) работал в моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), одном из немногих коллективов, которым разрешали зарубежные гастроли не только в странах социалистического лагеря, но и в крупнейших капиталистических державах. Таким образом, дядя оказался посреди тех, кому посчастливилось участвовать в трехмесячных гастролях по Америке. Когда дядя возвращался из-за границы, он привозил не только заграничные вещи, но и пластинки с диковинной музыкой, которую в Советском Союзе имели вероятность внимать только партаппаратчики и дипломатические работники. В дядиной коллекции было целых пять или шесть (по тем временам - редкость!) пластинок: Элвис Пресли 57-го года, Луи Армстронг, альбом саксофониста Стива Гетца, какие-то блюзы. Итак, благодаря великолепным дядиным пластинкам и роскошной "фирменной" стереосистеме, Саша уже в 10 - 12 лет получил вероятность внимать самую современную, по мировым понятиям, музыку. А ибо он был начинающим музыкантом, мог дать оценку свойство звука и голоса... Сам Александр считает, что как раз тогда получил первостепеннный рок-н-ролльный импульс, упавший на благодатную почву, - он уже был увлечен творчеством отечественных исполнителей, таких, как Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Лидия Русланова. И ещё единственный занимательный факт: в тринадцатилетнем возрасте молодой Градский пошел в студию "звуковых писем" на улице Горького (сегодня - Тверская) и записал песню "Тутти-Фрутти" Литл Ричарда. Однако в социалистических условиях довольный эпизод Пресли не повторился, и гибкая грампластинка, по словам Александра, "до сих пор где-то валяется".

Все это потом отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе Градский пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепиано, играет в театральном кружке...

В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет сообща с группой польских студентов "ТАРАКАНЫ" на нескольких концертах (в репертуаре два блюза и единственный рок-н-ролл Э.Пресли). Первая песня, которую Александр Градский выполнил в составе Тараканов- твист А.Бабаджаняна Лучший городок земли.

1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... THE BEATLES...

В это время было принято вывод сделаться музыкантом, певцом, гитаристом, композитором, поэтом, короче - Александром Градским...

В 1965 г. А.Градский и Михаил Турков организуют группу под названием СЛАВЯНЕ. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще посредством два месяца Вадим Маслов (электроорган). СЛАВЯНЕ третья, по времени создания, советская рок-группа (после этого БРАТЬЕВ и СОКОЛОВ), ставшая известной и популярной (просуществовала в этом составе не больше года). Репертуар коллектива без малого всецело состоит из песен "The Beatles" и "Rolling Stones". Александр Градский решил, что только российский язык должен быть основой будущей его музыки и песен отседова создание им группы СКОМОРОХИ (1966 г.), ориентированной только на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. В 1965 году происходит ещё одно значительное событие: Градский пишет одну из известных своих ранних песен "Синий лес", ставшую в дальнейшем его визитной карточкой. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием СКИФЫ. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, следом, вместо Градского, приходит Юрий Валов (позднее член американской группы САША И ЮРА). Интересно, что после этого ухода А.Г. из СКИФОВ его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратились, напротив, они организовали группу под названием ЛОС ПАНЧОС и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и школах западные хиты.

Первые СКОМОРОХИ (помимо Александра Градского) это Владимир Полонский (ударные), тот, что потом долгое время играл в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, и Александр Буйнов (фортепьяно), он ещё попал в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, затем чего сделал сольную карьеру. Уникальность этой группы состояла раньше всего в том, что они "ходили по путям, никому до них неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), еле-еле позднее вошедшего в состав. Сразу вслед за тем этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...

Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, временами они работают в поездке, а А.Г. "покоряет" Москву с ЛОС ПАНЧОС; в 1968 году Градский более того попадает на временную работу в прославленный ВИА ЭЛЕКТРОН, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и сызнова же не поет....

За эти два-три года он промчался без малого пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и на практике ни при каких обстоятельствах и нигде не напевал... Лишь в одно прекрасное время, под крик обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...

Вот такая была мысль получить в поездках капиталы на аппаратуру, следом приехать в Москву, приготовить репертуар и "выдать"российский рок-н-ролл...

1969 год " год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельниковой. Впоследствии он совершенствует родное мастерство в классе Н.А. Вербовой. Педагог по камерному классу " Г.Б. Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает также сольную карьеру, выступая единственный, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме", "Скоморохи" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".

Начинается знаменательный отрезок времени, когда Градский, по сути, становится одним из первых экспериментаторов в роке с текстами на русском языке (собственными и известных поэтов). Также он обращается к русскому фольклору.

В 1969г. СКОМОРОХИ играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, вождь группы ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН (попозже, совместно с Ю.Валовым, работает в США в группе САША и ЮРА, в то же время преподает лингвистику в американском университете), а вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин (потом уехал в США, в настоящее время батюшка Русской православной церкви в приходе под Нью-Йорком). Это звездный групповой состав СКОМОРОХОВ. Они беспрепятственно поют на три, четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навечно. Равных, как говорится, нет. К сожалению, без малого никаких записей того периода не сохранилось...

В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (попозже основатель группы АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, джентльмен, работавший после этого руководителем музгруппы А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г.Горьком покидают Градского и Фокина...

Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и в поезде Москва - Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре и на Всесоюзном фестивале бит-групп Серебряные струны в Горьком, поделив первое местоположение с Челябинским Ариэлем, Скоморохи завоевали 6 первых призов из 8. А три из них - за гитару, за вокал и за композицию - получил лично Градский. Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут фантастического шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, позже сделавший авторскую композиторскую карьеру, и отличный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...

Начинается отрезок времени первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой трепет и риск, организует студийные записи Градского и СКОМОРОХОВ на радио. Александр Градский первым посреди советских рок-музыкантов создает цикл композиций на вирши Бернса и Шекспира - своего рода энциклопедию рок-стилей: от блюза до рок-н-ролла (посредством 10 лет записано на пластинку).

Тут становится совершенно ясно: СКОМОРОХИ это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.

Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший в первый раз в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне"), впервой за Полом Маккартни, была записана им полностью (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен тот самый мир" ("Джоконда" и "Жил был я"), в первый раз в Союзе употребляется при этом 16-канальная аппаратура.

В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, нарочно для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев...

В конце 1972 года рядом с Градским в первый раз на сцене мы видим бас-гитариста Юрия Иванова, тот, что, на практике по этот день, входит, по мере надобности, в состав СКОМОРОХОВ.

В начале 1973 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, одинаково как и Ю.Фокин) выступают вечно сообща, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).

Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не больше чем из 4-х дядя, приводит к поискам, а после этого и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и насовсем истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и единственный из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, сообща с Градским и Ивановым, составили тех СКОМОРОХОВ, которых мы можем услыхать в записи и увериться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.

В 1973 году выходит первостепеннный сольный миньон Александра Градского с композициями Испания, Скоморохи, Синий лес, Подруга угольщика. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков - Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, в первую очередь в качестве певца, а далее автора песен, части стихов и всей музыки...

Небывалый по тем временам случай: 23 - летний композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...

Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году начальный LP А.Градского с музыкой из "Романса", за тот, что "Биллбоард" (международный мелодический супержурнал) присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. за "выдающийся вклад в народную музыку" (цитата).

В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец" (цитата). В том же году становится лауреатом международного конкурса эстрадной песни Братиславская лира.

Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает вероятность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики.

В огромных дворцах спорта он работает по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, абсолютно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа СКОМОРОХИ), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта служба организована посредством филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать" официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...

В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен Размышления шута.

В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя более того в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановского, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова (итог вы знаете...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы по этот день "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни...

В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую количество сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова вторую количество. "Русские песни" первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.) ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома определен как "вокально-инструментальная сюита".

Начиная с этого времени, Градский "выдает" одну студийную работу за иной, вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на вирши классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971...74 годов, в котором А.Г. доказывает вероятность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои вирши, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, и все-таки выход их в свет все время затягивается по "понятным соображениям"..."Рекорд" в этом месте принадлежит сюите "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., вся служба была опубликована через 16(!) лет позже записи.

А.Г. продолжает гастрольную дело, в его репертуаре активно появляются песни на его вирши, изредка сатирические, изредка нетрудно опасные для существующего режима... Он пишет строй статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.

Градский начинает преподавательскую дело, немного лет работы в Училище Гнесиных он выпускает курс; следующие немного лет, уже в Институте Гнесиных, - ещё единственный вектор движения выпущен. Завершился тот самый период его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание вероятно только при наличии только собственного класса, скорее всего, придется созидать что-то словно бы учебного заведения...

1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для А.Г. Он на все сто переходит в разряд "протестантов", "замешивая " на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, тот, что не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не "трогают", далее, в 1983...84 г.г. кое-какие "неприятности" случаются, но завсегда звук и гений "принимаются во внимание"... Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов только в 1987 году, а первая поездка за рубеж (в США) состоялась только в 1988 г. на конференцию, вкупе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции американцы устраивают ему 15-минутную овацию...

1987 год. Работа на радиостанции Юность. Александр ведет Хит-парад Градского. Именно там впервой прозвучали песни Кино, Алисы, ДДТ, Облачного края, Башлачева, АВИА, Зоопарка, Секрета. По определению композитора, его хит-парад был противостоянием занудному официозу.

В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и, конечно, в адрес знаменитого дирижера Евг.Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой Петушок", одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, А.Г. "щелкает" как орешек...

К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет на практике все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство существовать в Одессе", доведя таким образом число кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он мало-помалу сокращает гастрольную занятие, на все сто переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает сооружение в центре города, начинает его реконструкцию...

Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет строй сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекции АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991г.) и "ЖивЬем в России" (1996 г.).

Первые поездки за предел дают результаты. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, ГРЭЙТФУЛ ДЕД, Синди Петерсон в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, следом одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI (VICTOR), ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два компакт-диска (Metamorphoses и The Fruits From The Cemetery) и дает немного концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами... Три его балета ("Человек","Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - Театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли "возятся" по Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает, в прямом и переносном смысле, "строительство" своего музыкального театра.

Как говорится: дай Бог...

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Гречанинов Aleksandr Grechaninov

Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию.
читать далее

Александр Даргомыжский Aleksandr Dragomyzhsky

Композитор, один из основоположников рус. классич. музыки. Последователь М.И.Глинки. Гл. произведение - оп."Русалка"(1855, по драм. поэме..
читать далее

Александр Добронравов Aleksandr Dobronravov

Музыкант, с чьим именем связана всеми любимая песня Как упоительны в России вечера. История этой песни, да и сама она будто фирменный знак..
читать далее

Александр Дольский Aleksandr Doliskiy

Поэт, композитор, музыкант, автор-исполнитель... Александр Александрович Дольский имеет специальности инженера-конструктора и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий