Известные люди

»

Александр Груздин

Александр Груздин Aleksandr Gruzdin Карьера: Герой
Рождение: Латвия, 16.6.1943
Герой Советского Союза (26.11.41). Награжден орденом Ленина.

Родился в семье рабочего-садовника. Латыш. Окончил 4 класса. Работал чернорабочим, землемером, подручным слесаря.

В 1923 г. добровольцем вступил в РККА. Окончил Севастопольскую школу авиамотористов и Ленинградскую военно-техническую авиашколу. Служил мотористом, техником, инженером, а следом старшим инженером авиаотряда.

В 1932 г. был демобилизован по болезни. Работал инженером эскадрильи Батайской авиашколы пилотов ГВФ и в то же время учился на пилота.

С 1934 г. работал в ГВФ. Был инженером-пилотом 1-го класса.

Участвовал в советско-финской войне. Сражался в составе Особой авиагруппы ГВФ.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Воевал в составе 1-й транспортной авиадивизии ГВФ. 1-я тад базировалась во Внуково.

В начале войны, будучи командиром экипажа транспортного самолета ПС-84, Груздин получил инструкция принести группу парашютистов на оккупированную территорию Литвы, в район г. Каунас. Ночью он поднял машину с парашютистами в воздух и полетел на северо-запад. Пройдя линию фронта, направил авиалайнер в тыл врага. В этом районе противником было создано немного поясов противовоздушной обороны. НЕмецки звукоулавливатели чутко реагировали на любой звук, доносившийся с высоты.

Груздин решил сходить на хитрость. Он приказал бортмеханику преступить синхронность оборотов двигателей. В результате звуки стали похожими на работу двигателей немецких бомбардировщиков. Хитрость удалась. Вражеские зенитчики, услышав воющий звук над головой, видимо, решили, что это возвращается их бомбардировщик, и пропустили советских времен авиалайнер в свой тыл. Умело повторяя тот самый прием, совдеповский пилот успешно довел свою машину до границ Литвы и вышел в заданный район в два часа ночи. Но при снижении был обнаружен. Зенитная артиллерия гитлеровцев открыла ураганный пламень. Пришлось оставить в сторону леса, тихо снизиться и выкинуть там парашютный десант.

В августе 1941 года Груздину было поручено выкинуть ещё одну группу парашютистов в новом районе, очень защищенном зенитными средствами противника. Цель находилась прямо за поясом противовоздушной обороны врага. Летчик решил попробовать скрыто одолеть путь опасную зону. И это ему удалось. Во время полета он заметил, что спереди, метрах в 50, параллельным курсом идет какой-то авиалайнер. Темнота мешала разобрать, чей он: свойский или вражеский. Держась как не возбраняется ближе к неизвестному самолету, Груздин участливо следил за его маневрами. Когда приблизились к поясу противовоздушной обороны, немецкие зенитки открыли пламень. Впереди засверкало полымя разрывов. И тут Груздин увидел, что с борта неизвестного самолета полетели вниз три ракеты: красная, зеленая, белая. И жар зенитной артиллерии сразу прекратился. Стало ясно, что спереди идет германский авиалайнер, а его сигналы означают: Я свой. Советский пилот взял вектор движения на линию фронта. Как только зенитки врага открыли жар, он повторил сигналы немецкого летчика. Огонь прекратился. Путь был открыт. И на тот самый раз экипаж Груздина удачно выполнил боевое поручение.

А за ним последовали новые, не менее трудные и ответственные боевые задания, которые ещё были благополучно выполнены.

Вспоминает В.И. Силантьев: До прибытия в свойский полк Соколов выполнял особые задания Армии и разведотдела Северо-Западного фронта...

По призыву партии куда ни кинь на временно оккупированной территории создавались партизанские отряды и диверсионные группы. Они нуждались в руководстве, боеприпасах и средствах связи. Вместе с известным летчиком Александром Груздиным штурман участвовал в полетах в партизанские края.

Сорок раз глубокими осенними ночами Соколов в аккурат выводил авиалайнер в предместья Риги, Таллина, Каунаса, Вильнюса и других прибалтийских городов.

- Самолет над целью, - безмятежно докладывал Валентин, и Груздин отдавал приказ:

- Приступить к операции!

Как правило, с группой десантников вылетал мастер парашютного спорта и отчетливо следил за тем, чтобы забрасываемые советские люди верно выполняли скачок. Ведь многие из них не летали на самолетах и впервой видели парашют.

- Все ли операции проходили без сучка я задоринки? - спросил я Соколова, встретившись с ним следом войны.

- Одна накладка случилась, хотя и не по вине экипажа. Мы должны были выкинуть небольшую группу в районе Риги. Летевший с нами инструктор раньше времени дал знак, и группа покинула авиалайнер, не долетев до цели 70 километров. Я здорово переживал случившееся и успокоился только следом того, как наша агентурная радиостанция сообщила, что десантники удачно приземлились и начали к действиям. Все другие операции осуществлялись отчетливо. Точно выходили на местоположение выброски, опознавали сигналы наших партизан и сбрасывали десантников Во время войны все наши операции проходили в строгой тайне, и руководители диверсионных групп имели кодовые фамилии и прозвища.

26.11.41 г. за мужество и героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Груздину Александру Ивановичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Груздин и его боевые товарищи доставляли партизанам боеприпасы, вооружение, продовольствие, медикаменты, вывозили на Большую землю раненых и детей. Владея отличной техникой пилотирования, они в условиях всякий погоды, днем и ночью благополучно справлялись со своими задачами.

При выполнении боевых заданий Груздину не раз приходилось прорываться сквозь заградительный жар противовоздушной обороны врага, отправляться невредимым от фашистских истребителей.

Однажды, вернувшись с территории, занятой противником, после этого выполнения важного поручения, Груздин обнаружил в своей машине больше 100 пробоин от осколков снарядов и пулеметных очередей вражеских зенитчиков. Был эпизод, когда он, спасаясь от заградительного огня фашистских зениток, грубо снизился и с огромной скоростью пролетел над самым центром вражеского аэродрома, да так, что гитлеровцы от неожиданности не успели соорудить ни одного выстрела.

10.03.42 г. за успешное выполнение специального задания приказом начальника Центрального штаба партизанского движения при Ставке ВГК старшему лейтенанту Груздину и членам его экипажа была объявлена признательность.

В октябре 1942 г. было заключено соглашение между британским и советским правительством на поставку 200 бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 Albermarle.

Самолет прямо не вызывал восторга у английских летчиков. Затянутый взлет, вялое маневрирование и в воздухе, и на земле, дрянной обзор из пилотской кабины вбок (при рулении по аэродрому приходилось становить кого-то из членов экипажа у верхнего блистера, чтобы стоять во главе действиями пилота) ни чуточки не прибавляли ему популярности. Неудачно скомпоновали кабину: чтобы дотянуться до управления щитками или шасси, летчику приходилось спускаться ниже уровня козырька, что было достаточно угрожающе при взлете. Очень скверно Албемарл летел на одном моторе - только при форсировании двигателя разрешается было удержать высоту.

История с поставкой из Великобритании в СССР Харрикейнов и Томагавков повторялась. Англичане не только не торопились подсобить союзнику, на практике в одиночку сражающемуся с общим врагом, но, пользуясь моментом, просто подсовывали залежалый и некондиционный пункт прайса.

Однако это выяснилось немаловажно позже.

Перегонщиков набрали из числа крайне опытных специалистов 1-й транспортной авиадивизии. Все экипажи состояли из офицеров.

Для их переподготовки в январе 1943 г. англичане сформировали специальную 305-ю учебную количество на авиабазе Эррол близ города Данди в Шотландии. Перед отбытием в Англию советских летчиков кратко ознакомили с иностранной авиатехникой. На Бостонах в Йошкар-Оле их обучили технике взлета и посадки на самолетах с носовой стойкой шасси (на советских машинах тогда ещё не применявшейся).

11.01.43 г. в Данди прибыли первые три советских пилота и три бортмеханика, а два дня через в Эррол прилетели первые два Албемарля.

Самолеты собирались перегонять по крайне рискованному маршруту сквозь Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море, сквозь зону действий истребителей противника. Предстоял продолжительный стезя на здоровущий высоте, чтобы избежать перехвата. Для этой цели Албемарлы в Англии сознательно дорабатывались. В основном это касалось мотоустановки и маслорадиаторов, нужно было снабдить долговременный взлет перегруженного горючим самолета на высоту.

Программа переподготовки наших пилотов в Шотландии была достаточно краткой. По два полета с инструктором днем, ещё два ночью плюс четыре самостоятельных и все. Языковый барьер обходили как умели, выучив немного десятков основных терминов и стандартные фразы для общения с инструкторами и руководителями полетов на контрольной вышке.

3.03.43 г. основополагающий Албемарль вылетел из Эррола и утром следующего дня через 9 часов тяжелейшего полета приземлился на Внуковском аэродроме.

В Советском Союзе авиалайнер подвергли тщательным испытаниям. Заключение было неутешительным. Английские машины немаловажно уступали и отечественным дальним бомбардировщикам, и транспортным самолетам ПС-84.

Большое число недостатков выявилось и в ходе эксплуатации первых прибывших Албемарлей в войсковых частях. Машины поделили поровну между транспортной авиацией, находившейся в двойном подчинении ГВФ и ВВС, и авиацией флота. Обычно эти самолеты возили срочные грузы.

Поскольку летчики-перегонщики должны были сделать немного рейсов, их заново отправили в Шотландию. Новым же экипажам, получившим незнакомые машины, пришлось осваивать их независимо. Машина получила обидную кличку обормот, и советские летчики отзывались о ней ни чуточки не лучше, чем английские. Надежность самолета оставляла жаждать лучшего, без малого ни единственный рейс не обходился без неприятностей.

Ознакомившись с результатами первых недель эксплуатации Албемарля в нашей стране, комиссия под руководством маршала авиации Астахова рекомендовала отступиться от их дальнейшей приемки или, по крайней мере, капитально модифицировать.

В мае 1943 г. перегонку самолетов приостановили, хотя перегонщики и продолжали тренировки в Шотландии.

16.06.43 г. капитан Груздин Александр Иванович разбился во время тренировочного полета в горах Шотландии вкупе с экипажем и английскими инструкторами.

В его боевой характеристике, составленной 22.04.44 г., указывалось: Груздин А.И. был одним из лучших и опытнейших летчиков, выдающимся мастером ночных и слепых полетов. За все время своей летной работы он налетал 4859 часов, из них за отрезок времени Великой Отечественной войны 920 часов... Груздин пользовался исключительным уважением и авторитетом посреди личного состава.

Вэтого он совершил больше 200 боевых вылетов, в т.ч. 96 ночью.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Гусев Aleksandr Gusev

Герой Советского Союза (14.11.38). Награжден двумя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и..
читать далее

Александр Денисьев Aleksandr Deneasiev

Александр Дмитриевич - участник русско-турецкой войны 1828-1829 Сражался при Кулевчи. Находился при осаде Шумлы и Силистрии; получил высочайшее..
читать далее

Александр Евсеев Aleksandr Evseev

Звание Героя Советского Союза Александру Александровичу Евсееву присвоено посмертно 29 июня 1945 года за уничтожение 37 вражеских солдат и офицеров..
читать далее

Александр Ефимов Aleksandr Efimov

В настоящее время маршал авиации А. Н. Ефимов является председателем комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий