Известные люди

»

Александр Матвеев

Александр Матвеев Aleksandr Matveev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
Войну Александр Матвеев закончил с 14-ю воздушными победами. Всего совершил более 300 боевых вылетов ( с учётом боёв в Монголии и Финляндии ), сбил 7 вражеских самолётов лично и столько же - в составе группы.Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), другими правительственными наградами. Последнее время жил в Москве.

12 Января 1943 года вслед за тем тщательной подготовки началось атакование войск Ленинградского и Волховского фронтов с целью прорыва блокады Ленинграда. За 7 дней ожесточённых боёв железное колечко, которым недруг сжимал с осени 1941 года град на Неве, было разорвано.

Весомый вклад в победу над врагом в ходе этой операции и дальнейших боевых действий вписали авиаторы 275-й истребительной авиационной дивизии, её Гвардейские полки. Из 3000 самолётов врага, которые были уничтожены на подступах к Ленинграду, больше 500 записали на свой счёт пилоты этого соединения. Командовал дивизией Генерал - Майор авиации А. А. Матвеев.

Александр Матвеев родился в 1910 году. В авиации с 1934 года. Был инструктором в Борисоглебской авиационной школе. Затем закончил Авиационный факультет при Военно - Политической академии, служил в истребительной авиации.

А. А. Матвеев прошёл немалый и милый тракт. Боевое крещение получил в боях с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Комиссар эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка, Александр Матвеев совершил 71 боевой вылет, в 19 воздушных боях сшиб лично 2 и в группе 5 японских самолётов.

Во время Советско - Финской войны 1939 - 1940 годов был комиссаром 147-го истребительного авиаполка в Мурманске. Совершил немного десятков боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника.

Великая Отечественная битва застала А. А. Матвеева в Подмосковье - он был комиссаром 17-го истребительного авиаполка. Здесь Александр Андреевич продолжил список своих побед. В Октябре 1941 года Матвева назначили командиром 154-го авиаполка. Под его руководством полк проходил в тылу переформирование и ( одним из первых в Советских ВВС ) осваивал новую технику - американские истребители Р-40 "Томагаук". Затем, в конце Ноября, полк получил команда перебазироваться на аэропорт Подборовье и, сообща с 127-м авиаполком, начал к выполнению центровой боевой задачи - сопровождение транспортных самолётов до Ленинграда.

В полку было 24 экипажа. Многие его лётчики в первые месяцы войны летали на самолётах И-16 в небе Ленинграда и уже имели боевой навык. Основу, костяк полка, на боевом счету которого к концу войны значилось свыше 460 сбитых вражеских самолётов, рядом 1000 проведённых воздушных боёв, немного тысяч вылетов на сопровождение воздушно - транспортных караванов, составляли такие известные ленинградские лётчики - истребители, как Пётр Пилютов, Пётр Покрышев, Георгий Петров, Алексей Сторожаков, Сергей Титовка, Андрей Чирков, Владимир Матвеев, Николай Зеленов, Пётр Зюзин, Александр Горбачевский, Константин Коршунов, Иван Леонович, Фёдор Чубуков. Все они в последствии были удостоены звания Героя Советского Союза.

Начало боевой деятельности полка на трассе воздушного моста было сопряжено с немалыми трудностями. Вспоминая о тех днях, А. А. Матвеев рассказывал позднее:

- Новый самолёт доставлял несть числа хлопот. Конструктивно он не был приспособлен к полётам в условиях суровой зимы: от морозов лопались трубки и соты маслянных радиаторов, застывала гидросмесь, а запасных частей и материалов для ремонта не хватало. Много пришлось повозиться инженерам, техникам и механикам, чтобы приспособить теплолюбивых "американцев" к русским морозам. Хитроумные техники полка к маслянным радиаторам и гидросистемам приладили краники и в сильные морозы масло и гидросмесь на темное время суток сливали и уносили в тёплое помещение. Труднее было с серебряным припоем для ремонта радиаторов. Но справились и с этим делом - у местных обитателей раздобыли старые серебрянные монеты и кое - какие поделки из серебра, переплавили их и делали припой. После всех этих доделок и доводок американские "Томагавки" стали летать.

Лётчики полка, бывало шутили: "Если понадобится, у наших техников и колун ( "Томагавк" - боевой топорик американских индейцев ) будет летать". Нечего греха таить: самолёты были неважные, но тем не менее лётчики полка летали и воевали на них нехило.

Вскоре появилась и новая задача - уже к весне 1942 года полк стал проверять острую нехватку запасных моторов "Аллисон".

Из - за этого большое цифра машин оказалось на приколе. Тогда по личной инициативе Подполковника А. А. Матвеева и Полковника П. Маликова, в 1-й авиаремонтной базе ВВС в Ленинграде, началась служба по переделке Р-40 под советские моторы М-105П и М-105Р. Вэтого было переделано рядом 40 машин. И хотя их лётно - технические характеристики немного ухудшились, на них разрешается было биться. А это, в тот отрезок времени времени, было важнее всего !

Воздушный мост, родившийся в Сентябрьские дни 1941 года, превратился в арену жесточайших воздушных схваток. Больше месяца лётчики 154-го полка ( 22 Ноября 1942 года преобразованного в 29-й Гвардейский ) сопровождали в Ленинград транспортные самолёты. Не всё налаживалось сию минуту. На первых порах были промахи, ошибки и более того неоправданные потери лётчиков. Так же как лётчики соседних 127-го и 286-го полков, пилоты 154-го полка выдерживали чрезмерную физическую и моральную нагрузку. Они по 5 - 6 раз в день поднимались в воздух, отважно сражаясь с противником, имевшим 2 - 3 кратное численное превосходство.

154-й истребительный полк Майора Матвеева был одним из тех, на чью долю выпала нелёгкая проблема прикрывать с воздуха наши войска, пытавшиеся пробиться к Ленинграду с востока - со стороны Большой земли. Малоизвестные когда - то Погостье, Виняголово, Кондуя, Смердыня, Кордыня что ни день упоминались тогда в боевых донесениях. Близ этих мест шли тяжёлые бои и на земле и в небе.

Особенно напряжённым был Март 1942 года. Ни единственный вылет не обходился без боя. Но самым тяжёлым для летчиков оказалось 13 Марта. Механики чуть успевали заправлять самолёты горючим и боеприпасами. Осуществляя руководство полком, Александр Андреевич нередко вылетал на боевые задания и сам.

Прикрывая 13 Марта 1942 года наземные войска, звено 154-го ИАП в составе А. А. Матвеева, П. А. Пилютова и А. В. Чиркова над линией фронта встретило 4 истребителя Ме-109. Атаковав врага, наши лётчики сшибли единственный самолёт и тут же увидели пикировщики Ju-87, которые готовились бомбить наши войска. Александр Матвеев повёл звено на "Юнкерсов", когда как черт из табакерки сверху "свалилось" ещё 9 "Мессеров". Однако ввязываться с ними в махач было запрещено - важнее было воспрепятствовать пикировщикам прицельно свалить бомбы. Оторвавшись от Ме-109, наши истребители ударили по Ju-87. Один самолёт загорелся, другие шарахнулись в стороны. Теперь все силы, всё участливость и мастерство наши лётчики обратили на борьбу с истребителями противника, которые стремились расправиться с отважной тройкой. Но врагу так и не удалось сшибить ни одного нашего самолёта.

40 минут длился тот самый тяжёлый мордобой ! Кружась, будто в водовороте, взмывая и пикируя, стреляя и увертываясь от пулемётных трасс, наши лётчики не подпустили "Юнкерсы" к переднему краю. Ни одна взрывчатка не упала на позиции советских войск. Так ничего и не добившись, немецкие самолёты ушли. Только тогда повернула к аэродрому и группа Матвеева. Продлись тот самый мордобой ещё 5 минут - пришлось бы усаживаться где - нибудь близ линии фронта. Горючего хватило только чтобы дотянуть домой.

Через день в газете появился директива командующего фронтом о награждении Майора Матвеева и Капитана Чиркова орденом Ленина, Майора Пилютова, Капитана Покрышева и отличившегося немного прежде Лейтенанта Мармузова - орденом Красного Знамени.

Потом было ещё навалом напряжённых воздушных боёв... В Мае 1943 года 29-й Гвардейский авиаполк, за успешные боевые действия, удостоился чести именоваться впредь "Волховским".

О высокой лётной выучке Майора А. А. Матвеева может служить следующий момент из его жизни.

Старшего инженера 154-го истребительного полка К. Н. Шатаева влекло небосвод, и он овладел самолётом. Шатаев уже не сомневался, что хоть время от времени сможет летать. Ему оставалось только сдать командиру полка зачёт по технике пилотирования. Можно было не колебаться, что он сдал бы его, но случилось так, что экзамен не состоялся. Едва агрегатина оказалась в воздухе, как совсем внезапно самолётные лыжи, чисто пики, нацелились в землю. Оказалось, что на радостях Константин Шатаев не выполнил первой заповеди лётчика - принимая от механика самолёт, не осмотрел его. А механик, отстегнув, как положено, на темное время суток резиновые амортизаторы, которые удерживали лыжи в горизонтальном положении, утром забыл пристегнуть их вспять.

И вот сейчас неминуемо должна была приключиться авария, если более того не трагедия. После того как острые концы лыж ткнутся в посадочную полосу, могло выдасться всякое. Разве что уйти в сторону и плюхнуться в основательный снег... Но начальник полка, вроде бы испытывая судьбу, повёл самолёт не к снежной целине, а на укатанную полосу. Все замерли. Сейчас круто опущенные носки лыж вонзятся в спрессованный тяжёлыми катками снег, и самолёт, беспорядочно кувыркаясь, разлетится на куски. И неожиданно, когда напасть казалась неминуемой, самолёт грубо вздернул нос и как - то необычно "присел" на хвостище. Задние концы лыж коснулись укатанного снега, и самолёт, в то же миг очутившись в горизонтальном положении, как ни в чём не бывало заскользил по посадочной полосе.

Все были восхищены мастерством командира полка. Но сам Александр Андреевич Матвеев избегал разговоров об этом случае. Он более того строжайше предупредил, чтобы никто, чего доброго, не вздумал черкануть в газету о его необычной посадке. Он не гордился ею, а стыдился. Стыдился не самой посадки, воистину блестящей, а того, что привело к ней, - непристёгнутых амортизаторов. Что же касается инженера, то его лётная карьера тогда же и закончилась. Выбравшись из самолёта, жомандир полка сказал, что крайне ценит его как инженера, но в качестве лётчика его с большим успехом заменит каждый новичок, только что закончивший лётное училище...

Войну Александр Андреевич Матвеев закончил командую уже 275-й истребительной авиационной дивизией ( получившей 27 Января 1944 года почётное наименование "Пушкинская" ), показав себя не только блестящим лётчиком - истребителем, но и граммотным командиром.

Летом 1944 года, в отрезок времени боёв за Выборг, немецкая авиация предприняла попытки бомбардировки наших войск группами по 30 - 50 самолётов. Вражеские истребители оказывали упорное сопротивление нашей авиации, стремясь не предположить их к своим войскам и объектам.

Для отражения налётов бомбардировщиков противника начальник 275-й истребительной авиадивизии Полковник А. А. Матвеев по данным радиолокационных станций немедля высылал группы по 6 - 8 истребителей с последующим наращиванием сил в зависимости от боевой обстановки. Истребители делились на сковывающую и ударную группы. Перед нанесением массированных ударов нашей авиацией поднимались группы по 8 истребителей, очищающих воздушное пространство от неприятельских истребителей. Нападения немецких самолётов благополучно отбивались нашими лётчиками.

Войну Александр Матвеев закончил с 14-ю воздушными победами. Вэтого совершил больше 300 боевых вылетов ( с учётом боёв в Монголии и Финляндии ), сшиб 7 вражеских самолётов лично и столь же - в составе группы.

После войны Александр Андреевич остался в ВВС. В 1946 - 1971 годах был начальником Батайского ВАУЛ. Службу закончил в звании Генерал - Лейтенанта авиации, будучи Начальником Управления ВУЗов ВВС страны. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), другими правительственными наградами. Последнее время жил в Москве. Умер в 1998 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Медведев Aleksandr Medvedev

Гвардии майор А. Н. Медведев совершил 234 боевых вылета на бомбардировку вражеских войск, коммуникаций, уничтожив большое количество живой силы и..
читать далее

Александр Мироненко Aleksandr Mironenko

Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4..
читать далее

Александр Муравьев Aleksandr Muraviov

Герой Российской Федерации (17.11.1992), Заслуженный летчик-испытатель СССР (12.08.1982), майор.
читать далее

Александр Николаенков Aleksandr Nikolaenkov

Старший лейтенант А. И. Николаенков совершил 229 боевых вылетов, в 28 воздушных боях лично сбил 8 и в составе группы 23 самолёта противника.0 года..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий