Известные люди

»

Александр Павлов

Александр Павлов Aleksandr Pavlov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 26.10.1918
Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков в 1938 году.После войны продолжил службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Родился 26 Октября 1918 года в деревне Люторецкое, сегодня Чеховского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем на Московском заводе "Динамо". В Красной Армии с 1937 года. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков в 1938 году.

С Августа 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Южном, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах.

К Июлю 1943 года начальник эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вооруженные силы, Воронежский фронт ) Гвардии Капитан А. Г. Павлов совершил 392 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, сшиб 10 самолётов противника лично и 16 в составе группы. 28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В том же году окончил Курсы усовершенствования командного состава.

Зимой 1944 года был назначен командиром 41-го ГвИАП. К Маю 1944 года Гвардии Майор А. Г. Павлов лично сшиб 16 вражеских машин, а к концу войны довел цифра личных побед до 20. Вэтого произвёл больше 500 успешных боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Ла-5.

После войны продолжил службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. 16 Января 1947 года Гвардии Майор А. Г. Павлов погиб в автомобильной катастрофе.

* * *

...В биографии Героя Советского Союза Александра Георгиевича Павлова, пожалуй, нет ничего такого, что могло бы его отличить от юношей - комсомольцев 30-х годов. Родился он в Москве, в семье потомственного рабочего. В 1933 году после этого окончания неполной средней школы уговорил отца забрать его к себе на предприятие. Георгий Яковлевич давнехонько знал о заветной мечте сына продолжить династию Павловых на заводе "Динамо", вследствие этого не стал его отговаривать, но, как бы подводя результат своему напутствию, сказал:

- Только учти, сынуля, Павловы не любят золотой середины. В нашем роду так заведено, уж если быть, то быть первым. Об этом следует не забывать постоянно...

За короткое время Саша полюбил свою новую профессию. Он участливо относился к порученному делу, всматривался в работу опытных рабочих и старался перенимать от них всё хорошее. А вскоре о Павлове - младшем стали толковать как о пытливом и старательном юноше. А когда встал вопросительный мотив о посылке молодёжи в школу ФЗУ, то кандидатура Саши Павлова стояла в числе первых.

Шли дни, месяцы. Позади остались школьные годы фабрично - заводского обучения. Саша Павлов стал квалифицированным токарем. И сейчас о нём говорили не только как о мастере своего дела, но и как о смекалистом рационализаторе, активном комсомольце.

Трудно вымолвить, когда у Саши Павлова зародилась идея сделаться военным лётчиком. То ли в те незабываемые дни учёбы в аэроклубе, а может, в тот конец дня, когда у них на заводе чествовали Героев Советского Союза Чкалова, Белякова и Байдукова, совершивших беспорядочный перелёт по дальнему маршруту. Только в 1936 году он твёрдо решил сделаться военным лётчиком. Ему хотелось быть чем - то похожим на Валерия Чкалова, этого храброго, волевого лётчика. И, как бы приближаясь к осуществлению своей мечты, Павлов более того военную школу выбрал Борисоглебскую авиационную, ту, где когда - то учился Валерий Павлович. А посредством два года лётчик - истребитель Александр Павлов, удачно окончив авиационную школу, уже примерял военную форму Младшего лейтенанта.

Когда грянула Великая Отечественная битва, Александр Павлов был уже Старшим лейтенантом, командиром звена 40-го истребительного авиационного полка. С первых же дней войны он оказался на самой авангардный линии боёв. Тяжёлые это были дни. Враг уничтожая всё на своём пути, продвигался на восток. С болью в душе слушал Павлов сообщения о том, что немецкая авиация производит налёты на Москву.

В конце Сентября 1941 года недруг без малого впритирку приблизился к Ростову. По нескольку вылетов в день делал Павлов, отражая натиск врага. Однажды Александр в составе группы истребителей вылетел на штурмовку активный силы и техники противника. Подходя к заданному рубежу, лётчики увидели, что к переднему краю наших войск приближается армада "Юнкерсов" под прикрытием нескольких Ме-109. Ведущий группы Иван Пилипенко сразу же распорядился о действиях каждой пары, а сам бросился на перехват бомбардировщиков. Расколов строй "Юнкерсов", он поджёг единственный вражеский самолёт. А в это время Александр Павлов и Николай Клепиков со своими ведомыми пошли в атаку на "Мессеров". Они с ходу вступили в неравную схватку с врагами.

В бешенной "карусели смерти" замелькали силуэты немецких Ме-109 и наших И-16. Выходя из атаки, германский самолёт взмыл прямо перед носом самолёта Клепикова, чуть не столкнувшись с ним. Но идущий рядом Александр Павлов поймал его в прицел и выпустил короткую очередность. Огненные трассы прошили фюзеляж Ме-109.

Продолжая мордобой, Павлов как черт из табакерки заметил, как единственный из "Мессеров" пристроился в хвостище самолёта Клепикова. Не медля ни секунды, Александр бросился на врага и с короткой дистанции выпустил по нему прицельную очередность. И без малого в тот же момент светящаяся струйка пуль пронеслась у Павлова над головой. Это стрелял уже германский пилот, скрыто пристроившийся к машине Павлова, когда тот шёл на выручку друга. Так, спасая Клепикова, Павлов немного сам не оказался добычей врага. Когда лётчики вернулись с боевого задания, Николай Клепиков тут же, у самолёта, расцеловал Павлова, "подарившего" ему, как он выразился существование.

Каждый день приносил всё новые и новые победы звену Александра Павлова. Крепло боевое мастерство лётчиков, росло цифра сбитых ими самолётов. Они надёжно прикрывали боевые порядки наземных войск, зачастую сопровождали в тыл врага наши штурмовики и бомбардировщики. И без малого во всех этих боях Павлов был в первых рядах.

Надолго запомнился в полку мордобой четвёрки истребителей, которую возглавил Павлов, с девяткой бомбардировщиков Не-111. Уже на третьей минуте воздушной схватки 3 немецкие машины были сбиты метким огнём наших лётчиков. Остальные, беспорядочно сбросив бомбовой груз, поспешили завернуть обратно.

К началу 1942 года на боевом счету Павлова уже числилось возле 10 лично и в группе с товарищами сбитых самолётов врага. На груди командира звена поблескивали два новеньких ордена Красного Знамени. И всё же настоящее мастерство воздушного бойца Александра Павлова проявилось немного позже.

Весной 1943 года полк, в котором служил А. Г. Павлов, был преобразован в Гвардейский и стал именоваться 41-м ГвИАП. Лётчики полка экстренно переучились на свежеиспеченный самолёт Ла-5. Александр Павлов был выдвинут на место командира 1-й эскадрильи. Вскоре ему присвоили очередное воинское звание.

Следую традициям Первой Мировой войны, многие лётчики рисовали на бортах машин или капотах двигателей различные изображения, в том числе и карточных тузов, зачастую в сочетании с иными эмблемами и рисунками. На капоте своего истребителя Александр нарисовал красное сердце ( или Червовый Туз ). Подобные украшения были и на машинах Алексея Алелюхина, черноморца Юрия Шипова, многих других пилотов.

К Июлю 1943 года начальник эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Капитан А. Г. Павлов совершил 392 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, сшиб 10 самолётов противника лично и 16 в составе группы. За свои подвиги он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Когда начались тяжёлые и упорные бои на Курской дуге, Гвардейцы делали в день по 5 - 6 вылетов. Они смело входили в мордобой, очищая небеса от вражеской авиации. Однажды шестёрка Ла-5 во главе с Гвардии Капитаном А. Г. Павловым вылетела на прикрытие наших войск в районе Белгорода. Погода стояла сложная: густая пелена дымки заволакивала небосвод и затрудняла лётчикам ориентировку. Подлетая к району цели, ведущий группы нежданно услышал знакомый позывной командира корпуса, тот, что приказвал "Лавочкиным" тут же преградить дорога немецким бомбардировщикам.

Напрягая до боли в глазах зрение, Павлов стал чутко всматриваться в даль, откель должна была нарисоваться армада немецких бомбардировщиков. Враг не заставил себя продолжительно дожидаться. Вскоре в небе появилось уймище точек, которые стремительно увеличивались.

Павлов скомандовал Николаю Клепикову сковать боем группу прикрытия врага, а сам парой бросился на перехват бомбардировщиков. Немецкие пилоты не заприметили, как со стороны солнца на них нежданно обрушилась шестёрка "Лавочкиных".

Наблюдавшие с земли отчётливо видели, как наши истребители, используя своё превосходство в высоте, меткими очередями расстреливали "Юнкерсы". Уже первая штурмовая вылазка Павлова принесла ему и первостепеннный фарт. Объятый пламенем вражеский бомбардировщик камнем пошёл вниз и врезался в землю. А в это время другие Гвардейцы, воспользовавшись замешательством врага, сшибли ещё одну машину.

"Мессеры" попытались прорваться на выручку своим подопечным, но везде натыкались на прочный заслон "Лавочкиных". Пока немецкие пилоты выискивали удачный миг для ответной атаки, Павлов сделал стремительный разворот и с задней полусферы ударил по "Мессеру" из пушек. Тот развалился на части и, роняя горящие обломки, рухнул на землю...

Замечательный мордобой провели Гвардейцы и 11 Июля 1943 года. В тот день в полк пришла телефонограмма командования: неотложно выделить наиболее храбрых и умелых лётчиков для обеспечения надёжного прикрытия наших войск. Командир полка П. Ф. Чупиков, посоветовавшись со своими заместителями, остановил свой отбор на двух командирах эскадрилий - Александре Павлове и Александре Куманичкине. Быстро изучив поручение, Гвардейцы поднялись в воздух.

Погода не благоприпятствовала полёту. Кучевая облачность сковывала действия истребителей. Павлов со своей группой шёл под самыми облаками. Подходя к цели, он первым заметил слева приближающуюся девятку "Юнкерсов" под прикрытием четвёрки Ме-109. Наши лётчики молниеносно врезались в строй врага. С первого же захода ведущие групп Павлов и Куманичкин сбивают по одному самолёту противника. Выходя из атаки, Павлов увидел, как германский лётчик старательно пристраивается к ведомому второй пары. Не раздумывая, Александр делает переворот сквозь крыло, и он в хвосте у Ме-109. Короткая очередность, и, окутанный пламенем, с воем несётся к земле ещё единственный "Мессер"... Девять самолётов сшибли в этом бою отважные Гвардейцы. Три из них выпало на долю командира эскадрильи Александра Павлова.

...Однажды Александр Павлов с группой молодых лётчиков вылетел на свободную охоту. Уже посредством немного минут полёта на высоте 1500 метров они встретили пару FW-190, возвращавшихся с задания. Павлов приказал своим подчинённым ликвидировать противника. Те сразу бросились в атаку и, не обращая внимания на солидную дистанцию, отделяющую их от самолётов противника, открыли жар. Немцы решили не принимать боя. Они спешно стали покидать. Заметив это, Павлов сам бросился в атаку. Настигнув одного из "Фоккеров", он послал короткую пристрелочную очередность. Вторая огненная магистраль впилась в движок FW-190. Оставшись единственный, прочий германский лётчик пытался спастись, но меткая очередность Гвардейцев настигла и его...

А вскоре позже этого боя Александру Георгиевичу Павлову, на личном счету которого имелось уже рядом 15 сбитых самолётов врага, было присвоено звание Героя Советского Союза. В одном из своих писем к отцу, Павлов писал в те дни: "Трудная проблема быть первым, ведущим, как у нас говорят, но всё же мне в то время как удаётся осуществить твой наказ. Надеюсь, что и мои друзья - динамовцы не уступят другому первого места на рабочий вахте".

Встрой ли на заводе "Динамо" кто не знал тогда об этом письме. И всё же больше всего гордился этим Георгий Яковлевич Павлов - папа героя. Он радовался, что его сынуля не только помнит о его, отцовском, наказе быть первым, но и жестко выполняет его.

В начале 1944 года, затем окончания Курсов усовершенствования командного состава, Гвардии Майор А. Г. Павлов был выдвинут на пост командира полка. Большие и ответственные задачи выполняли лётчики под его командованием. Они сражались над Днепром, Вислой и Шпрее. И всю дорогу без промаха, по - Гвардейски разили врага.

Свой крайний воздушный мордобой Гвардии Подполковник А. Г. Павлов провёл в Мае 1945 года в небе над Берлином. А посредством немного дней держава салютовала в честь воинов - победителей Великой Отечественной войны... К тому времени отважный лётчик - истребитель Александр Георгиевич Павлов совершил больше 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 20 вражеских самолётов лично и 16 в группе с товарищами.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Покликушкин Aleksandr Poklikushkin

Александр Покликушкин - Герой Советского Сорюза, командир звена 74-го штурмового авиационного Сталинградского полка (1-я гвардейская штурмовая..
читать далее

Александр Прокофьев-Северский Aleksandr Prokofiev-Seversky

Родился в семье потомственных дворян. Предки его были военными, и только отец изменил этой традиции, посвятив свою жизнь искусству и став известным..
читать далее

Александр Пьянков Aleksandr Pynkov

После войны продолжал служить в ВВС. Окончил Военно - Воздушную академию в 1948 году, Военную академию Генерального штаба в 1957 году, командовал..
читать далее

Александр Романенко Aleksandr Romanenko

Майор А. С. Романенко совершил 193 боевых вылета, в воздушных боях уничтожил лично 18 самолётов противника и 5 в составе группы. 28 Сентября 1943..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий