Известные люди

»

Алексей Гринчик

Алексей Гринчик Aleksey Grinchik Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Москва, 26.12.1912
Воевал в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО, затем - 237-го истребительного авиационного полка. Совершил 57 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника.

Родился 26 Декабря 1912 года. Лётчик - испытатель 1-го класса, инженер - Подполковник. В 1937 - 1941 годах работал испытателем в ЦАГИ. Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Воевал в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО, после этого - 237-го истребительного авиационного полка. Совершил 57 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 6 самолётов противника.

С Мая 1942 года работал испытателем в ЛИИ. Испытывал Ла-5, Ил-6, Ще-2, изучал проблемы выхода самолёта из штопора. С 1946 года работал в ОКБ А. И. Микояна. Испытывал МиГ-8. 11 Июля 1946 года погиб при испытании реактивного истребителя МиГ-9. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

* * *

...В конце Февраля 1942 года на Калининский фронт прибыла группа лётчиков - испытателей, чтобы передать воздушным бойцам навык техники пилотирования новых самолётов, поступивших в части, да и самим ревизовать эти машины в воздушных боях. Среди прибывших были: военинженер 2 ранга А. Н. Гринчик, назначенный заместителем командира эскадрильи 237-го истребительного авиаполка, входившего в состав ВВС 39-й армии; Капитан М. Л. Галлай, получивший место заместителя командира эскадрильи 128-го ближнебомбардировочного авиаполка 3-й ударной армии; Капитан М. А. Самусев, ставший командиром звена этого полка; пилоты Капитаны В. Н. Юганов, Е. Н. Гимпель и М. К. Байкалов.

Большинство лётчиков - испытателей прибыло в 237-го ИАП, в котором служил А. Б. Юмашев. Обладая практическим опытом, знаниями и высоким лётным мастерством, они стремились обогатиться и боевым опытом. А начиналось всё так.

На аэродроме, где в довоенное время проводились испытания самолётов, А. Н. Гринчик вкалывал с 1937 года. Здесь он встретил М. М. Громова и В. П. Чкалова и дал себе словечко овладеть их мастерством. Постигая лётное мастерство, он сам вносил новое, близкое. Трудился Гринчик самозабвенно, творчески, с огоньком. Проверяя опытную машину, он выявлял её достоинства и недостатки.

Одновременно с ним на испытательный аэровокзал пришёл и М. Л. Галлай. Оба инженеры. Гринчик окончил Московский авиационный институт, а Галлай - Ленинградский. В те годы посреди испытателей звание лётчик - инженер было редкостью. На первых порах к ним относились более того с некоторым недоверием, но вслед за тем того, как Гринчик проявил себя грамотно в штопоре, а Галлай во флаттере, касательство к ним изменилось. С большим уважением к лётчикам - инженерам относились конструкторы самолётов, так как завсегда получали от них объективную и квалифицированную информацию о поведении машин.

Лётчики - испытатели участвовали в отражении налётов авиации противника на Москву в Июле 1941 года в составе отдельной истребительной эскадрильи. В неё входили М. Л. Галлай, М. К. Байкалов, В. В. Шевченко, М. В. Фёдоров, М. А. Самусев, А. И. Якимов, В. Л. Расторгуев и другие. При отражении первого ночного налета немецких самолётов на столицу Галлай и Байкалов сшибли по одному вражескому бомбардировщику, за что были награждены орденом Красного Знамени.

На Калининском фронте Капитан Галлай водил группы Пе-2 на подавление узлов сопротивления и опорных пунктов противника. При подготовке к вылетам он учил лётчиков полка новости прицельное бомбометание на Пе-2 с пикирования и вылезать из него, сторониться обстрела зенитной артиллерии, обороняться в случае нападения вражеских истребителей, известия самолёт, если откажет единственный из моторов.

"15 раз лётчики 128-го ББАП приводили Пе-2 на одном работающем моторе на свой аэровокзал, сохранив самолёты и существование экипажей" - сообщалось в оперативном донесении в штаб ВВС фронта в те дни. Значит, советы лётчиков - испытателей помогли.

Военинженер 2 ранга А. Н. Гринчик, владея всеми типами истребителей, на боевые задания вылетал на "МиГах" и "ЛаГГах".

У некоторой части фронтовых лётчиков сложилось точка зрения, подобно тому как самолёт ЛаГГ-3 не обладает достаточной маневренностью. Надо было привести доказательства им, что в умелых руках "ЛаГГ" - грозная агрегатина. А. Н. Гринчик говорил об этом на земле и на практике доказывал в воздухе, обрушиваясь на противника всей мощью оружия самолёта. Ведя группы истребителей на штурмовку вражеских аэродромов, сопровождая бомбардировщиков или штурмовиков, прикрывая свои войска, он зорко следил за ходом боя, подавая ведомым необходимые команды, направляя их усилия на разгром воздушного противника. В одном вылете ( Февраль 1942 года ), оказавшись в воздухе единственный, лётчик - испытатель продолжал новости махач с группой вражеских истребителей. Действуя твердо, смело, Гринчик сшиб 3 машины. Отношение лётчиков к самолёту ЛаГГ-3 стало изменяться. Вот как описывает тот самый момент в своих воспоминаниях бывший нарком авиационной промышленности Шахурин:

"В первых же воздушных боях выявилась такая важная специфика самолёта, как его живучесть, к примеру истребителя ЛаГГ-3. Однажды имеющий известность совдеповский лётчик А. Н. Гринчик вступил в мордобой с несколькими самолётами противника. Их огненные трассы заставили его изрядно покрутиться, но он всё же сумел уклониться от огня врага, сшибить единственный самолёт противника, а прочий повредить в такой степени, что тот, оставляя плотный дымный след, вышел из боя.

Машине Гринчика также досталось. Одно попадание следовало за другим. Немецкие самолёты наседали на него. Вот вражеский снаряд попал в движок "ЛаГГа" и заклинил его. Сжавшись за бронеспинкой, раненный в руку и ногу. Гринчик наблюдал, как от его машины практически летели клочья. Были пробиты крылья и фюзеляж, из продырявленных трубопроводов лились бензин, влага и масло. Сорвало фонарик кабины. Но ЛаГГ-3 летел.

Вражеские лётчики били по нему в упор. Один из немецких пилотов так увлёкся атакой, что не успел отвернуть свою машину и, проскочив вперёд, оказался на какое - то время спереди нашего самолёта. В момент ока Гринчик меткой очередью прошил зазевавшегося врага и тот взорвался прямо в воздухе. Этой картины не выдержали нервы остальных немецких лётчиков, и они отвалили от "заколдованного" советского истребителя. А Гринчик удачно приземлился в расположении наших войск.

Конечно, это был махач советского воздушного аса. Алексея Гринчика добро знали посреди лётчиков - испытателей, но, не обладай его агрегатина таковой живучестья, тот самый воздушный махач закончился бы точно по-другому. И все последующие самолёты, созданные под руководством С. А. Лавочкина, отличались завидной "живучестью" - важнейшим качеством, которое зачастую выручало наших лётчиков в ходе воздушных боёв".

Будучи на фронте, Гринчик сшиб 6 самолётов противника ( в одних источниках указывается на 5 личных и 1 групповую победы, в других - 2 личные и 4 групповые ). В одном из вылетов он был ранен. Лежа на госпитальной койке, полно думал о том, что ещё надобно изготовить для дальнейшего совершенствования самолётов. Таков был лётчик - испытатель А. Н. Гринчик.

3 Марта 1942 года военинженер 2 ранга А. Н. Гринчик, Капитаны М. Л. Галлай, В. Н. Юганов, М. К. Байкалов, М. А. Самусев и Е. Н. Гимпель были отозваны с фронта. Передав навык фронтовым лётчикам, закалившись в боевых вылетах, они вернулись к лётно - испытательной работе.

Алексей Николаевич Гринчик погиб 11 Июля 1946 года во время испытаний опытного экземпляра реактивного истребителя МиГ-9...

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Гришин Aleksey Grishin

Гвардии Капитан А. Н. Гришин совершил 378 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сбил 13 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Алексей Губанов Aleksey Gubanov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Алексеевичу Губанову присвоено 24 августа 1943 года за 358..
читать далее

Алексей Дергач Aleksey Dergach

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( четырежды ),..
читать далее

Алексей Догадайло Aleksey Dogadaylo

К концу войны уничтожил 18 вражеских самолётов лично и 1 в составе группы. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий