Известные люди

»

Алексей Никитин

Алексей Никитин Aleksey Nikitin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 13.10.1918
Лейтенант А. И. Никитин совершил 147 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 5 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 13 Октября 1918 года в деревне Лысково, в настоящее время Краснохолмского района Тверской области, в семье крестьянина. Многие годы жил в Москве. Окончил 7 клаcсов турковской неполной средней школы и школу ФЗУ при заводе "Борец". Работал там же модельщиком. Одновременно без отрыва от производства учился в аэроклубе. В 1937 году по спецнабору направлен в Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков, вслед за тем окончания которой служил в Ленинградском военном округе. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года в действующей армии. Был командиром звена, эскадрильи, инспектором - лётчиком дивизии. Воевал на Ленинградском, Волховском, Воронежском, Калининском и Северо - Западном фронтах. Был одним из лётчиков, отличившихся в начальный отрезок времени войны.

К Декабрю 1941 года начальник звена 153-го истребительного авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я вс, Ленинградский фронт ) Лейтенант А. И. Никитин совершил 147 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сшиб лично 9 и в группе 5 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого выполнил 238 успешных боевых вылетов. Участвуя 73 воздушных боях, сшиб 19 вражеских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами.

В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. 20 Сентября 1954 года старшой инспектор - лётчик Управления боевой подготовки ВВС Полковник А. И. Никитин погиб при аварии самолёта.

* * *

Шёл финал Декабря 1939 года. С утра падал мокрый, тяжёлый снег. Но после этого рваные клочья низких облаков начали скоро уплывать на восток. К полудню облачность поднялась на 100 - 150 метров.

И как раз в тот самый миг был получен боевой приказ: звену Лейтенанта Алексея Никитина предстояло сделать штурмовку на "Чайках" железнодорожной станции Хейниоки. И как только над аэродромом взвилась зелёная ракета, Никитин первым взлетел. Вместе с ним в воздух поднялись Лейтенанты Любутин и Васильев. Летели под облаками, без малого у земли.

Над Финским заливом погода грубо изменилась. Над головой развернулось ясное, безоблачное небосвод, как говорят лётчики, "с неограниченной высотой". У озера Муоланъярви звено обстреляли зенитные батареи противника.

Лётчики скоро разомкнулись. Чтобы совершенно запутать белофиннов, Никитин начал изменять прыть и ориентация. Через немного секунд снаряды стали рваться в стороне от самолётов.

При подходе к железнодорожной станции Никитин покачиванием с крыла на крыло подал условный сигнал: "Цель вижу, атакую !" Началась штурмовка железнодорожных эшелонов. Лётчики сделали 5 заходов на мишень. В результате штурмовки загорелось немного вагонов, видимо, с боеприпасами, оттого что на развороте Никитин ясно видел, как начали полыхать ещё 6 вагонов, а следом станция окуталась густым дымом.

Перелетев линию фронта, лётчики сызнова снизились. Звено летело без малого над самыми верхушками деревьев. Но в это время начал очень отставать левый ведомый лётчик Любутин. С ним очевидно что - то случилось. "Ранен, - подумал Никитин. - Может погибнуть". Не раздумывая, решил сразу присесть на аэровокзал соседней части, над которым они в это время пролетали.

Никитин не ошибся. Любутин был на самом деле ранен в голову. Преодолевая боль и напрягая усилия, он всё же успешно посадил машину. Позже Любутин рассказывал:

- Видел, как Алексей Иванович и Василий Иванович берегли меня при возвращении. И это прибавляло силы. Я забывал о ране.

Как - то раз начальник полка Е. Г. Туренко поставил личному составу части задачу: в течение дня звеньями снабдить батальону Капитана Нетребы прорыв очень укреплённого участка обороны противника на реке Тайпале - Йоки.

Подлетая к "линии Маннергейма", лётчики отметили, что левый фланг её проходит по перешейку между Ладожским озером и озером Сувантоярви. Сжатый поздненько замерзающими озёрами перешеек пересекался рекой Тайпале - Йоки с обрывистыми берегами и быстрым течением. Местность как не разрешено больше благоприятствовала обороне.

С воздуха Никитин ясно видел, что наши сапёры и понтонёры перебросили посредством Тайпале - Йоки лодочный десант, а далее под прикрытием артиллеристов и звена истребителей посредством понтонный мост части устремились вперёд. Звено Никитина беспрерывно патрулировало над местом продвижения батальона Капитана Нетребы. Батальон, вырвавшись вперёд, вклинился в финский передний край. Однако дальнейшее продвижение пехотинцев было приостановлено сильным артиллерийским и пулемётным огнём.

Как только лётчики вернулись с боевого задания, техники осмотрели машины, заправили их горючим, пополнили боекомплект патронами и подвесили под плоскости по 2 бомбы. А сквозь час Никитин получил новое боевое задание: изготовить штурмовку войск и техники противника у деревни Коуккуниеми и восточный берег Сувантоярви. На поручение вылетел сообща с Любутиным и Васильевым. После 4-го захода лётчиков в атаку перешли пехотинцы и освободили деревню.

Так, в тяжёлых условиях Алексей Никитин со своими боевыми друзьями участвовал в обеспечении прорыва наземными войсками шибко укреплённой обороны противника на реке Тайпале - Йоки, уничтожая живую силу и боевую технику врага. За отвагу и мужество, проявленные в этих боях, А. И. Никитин был награждён тогда медалью "За боевые заслуги".

Трубные воздушные бои 1940 года закалили нрав молодого пилота, принесли ему всеобщее почтение. И конечно, не невзначай Алексей Иванивич был избран депутатом Ленинградского Совета.

* * *

Великую Отечественную войну Алексей Никитин встретил уже опытным воздушным бойцом в звании Старшего лейтенанта, в должности комиссара эскадрильи. И еще раз боевые полёты.

Особенно запомнился Никитину мордобой 10 Августа 1941 года. В тот день он 7 раз вступал в воздушные схватки с врагом, сшиб 2 самолёта лично и 1 в группе. За тот самый геройский поступок он был награждён орденом Красного Знамени.

В начале Сентября потом 15-минутного патрулирования в воздухе Алексей Никитин с ведомым Аркадием Быстровым в районе Пушкина встретил 10 вражеских бомбардировщиков "Дорнье". Не раздумывая, бросился в атаку. Немецкие лётчики, видя, что их штурмует всего только пара советских истребителей, продолжали ступать прежним курсом. И жестоко просчитались. Никитин с ходу "срезал" одного врага. После этого недруг решил принять мордобой. 14 минут длилась воздушная схватка, в которой Никитин и Быстров сшибли ещё единственный "Дорнье". Не выдержав стремительного удара, остальные вражеские самолёты повернули назад.

В тот же день комиссар эскадрильи Алексей Никитин, начальник звена Лейтенант Пётр Исаев и лётчик Лейтенант Николай Павлов штурмовали вражеский аэропорт Сиверская. Во время штурмовки Никитин лично поджёг 2 неприятельских самолёта. На обратном пути над линией фронта звено Никитина атаковала шестёрка Ме-109. У советских лётчиков после этого штурмовки - ни патрона !

Немцы, видимо, решили во что бы то ни стало сшибить ведущего. На выручку комиссару бросился Пётр Исаев. В это время второй Ме-109 прошил очередью "Чайку" Алексея Никитина, ранив комиссара в левое плечо. А тут новая беда: весьма повреждённый двигатель истребителя Никитина остановился. Самолёт потерял прыть и стал валиться. Чем тут поможешь ? Конец... Но перед самой землёй Никитин всё же сумел выровнять машину и усадить её на краю аэродрома. А посредством 2 недели, подлечившись, он заново вернулся в строй и вскоре был награждён орденом Красного Знамени.

Не позабыть Алексею и махач в районе Старого Оскола. В тот день он, комиссар эскадрильи, ведомый лётчик Лейтенант Юрий Камерилов, адъютант эскадрильи Капитан Пётр Исаев и его ведомый лётчик Лейтенант Николай Павлов вылетели на прикрытие боевых порядков войск на стыке 40-й и 21-й армий.

Помня задачу - не предположить вражеские самолёты штурмовать и бомбить наши соединения на поле боя, ведущий группы комиссар Алексей Никитин зорко следил за небом. Пролетая севернее Старого Оскола, лётчик Камерилов доложил:

- Товарищ комиссар, над южной окраиной Старого Оскола пролетает "Хеншель".

- Цель вижу, атакую ! Прикрой хвостище.

Первая штурмовая вылазка была неудачной: трассы прошли выше и позади врага. Да оно и понятно: штурмовая вылазка под ракурсом 2 / 4 нечасто когда приносит нужные результаты. Выполнив маневр, Никитин еще раз зашёл противнику в хвостище. Тот начал маневрировать, пытаясь отколоться от наседавшего "ястребка". 200, 100, 50 метров... Никитин видит, как на фюзеляже и кабине вражеского самолёта чёрными точками отмечаются пробоины. И вот уже багряное полымя охватывает его. Потеряв управление, он беспорядочно падает вниз. Прищурив глаза, Никитин некоторое время провожает его взглядом, а следом снова занимает в строю своё местоположение. И своевременно. Юго - западнее Старого Оскола на высоте 3000 метров появились 8 Ме-109.

- В атаку ! - зазвенел в наушниках шлемофона звук комиссара.

И завертелось воздушное огневое колесо. Атаки следовали одна за иной. Лейтенант Павлов с первой же атаки сверху сшиб единственный Ме-109. Тот задымил и пошёл со снижением к земле. От него отделилась тёмная точка, и тут же над ней раскрылся купол парашюта. В тот самый же миг пара "Мессеров" зашла Павлову в хвостище со стороны солнца.

- "Пятёрка !" Слева фашист. Берегись !

Увернувшись от пулемётных трасс врага, Никитин атаковал в лоб. Немец не выдержал и резким поворотом ушёл вниз.

В это время Павлов атаковал очередной Ме-109. "Мессер" резким боевым разворотом вышел из зоны огня нашего истребителя, но его ведомый попал под жар двух других наших "ястребков" и взорвался в воздухе.

Оставшиеся Ме-109, выйдя из боя, повернули на запад. Никитин глянул на часы: 10:20, высота 4000 метров. Неожиданно на горизонте показались новые тёмные точки. Они проворно приближались с юго - запада. Вскоре уже ясно не возбраняется было различить 10 "Хейнкелей", шедших под прикрытием 4 Ме-109.

- Исаев, Павлов, свяжите боем "Мессеров", я и Камерилов бьём бомбёров ! - крикнул Никитин.

- Понял, комиссар, - отозвался Исаев и вкупе с Павловым грубо взмыл вверх навстречу вражеским истребителям.

Тем временем Никитин и Камерилов устремились на бомбардировщиков. Поймав в прицел камуфлированный могучий фюзеляж "Хейнкеля", Никитин открыл пламень по кабине стрелка - радиста. Дробно застучала пушка, раздирая снарядами дюраль капота. Оранжевое полымя сперва как бы нехотя выбилось из - под капота, а далее нежданно-негаданно полыхнуло на всю мощь, распуская смоляную полосу дыма. Вражеская агрегатина пошла к земле.

Но в это время на звено наших истребителей обрушилась четвёрка "Мессеров". Никитин с ходу атаковал ближний. Тот задымил, но пилот продолжал лететь на подбитой машине.

- Камерилов, добей врага ! - скомандовал Никитин.

И тот, не теряя ни секунды, с пологого пикирования повёл жар по недобитому "Мессеру". Стрелял до тех пор, в то время как тот не свалился в штопор. Не подкачал и Павлов. Удачно сделав заход сверху, он с первой же атаки сшиб ещё единственный вражеский истребитель.

Но махаловка есть махаловка. Подбили и самолёт Лейтенанта Павлова. Однако он всё же сумел на повреждённой машине пролететь рядом 40 километров и сделать посадку поблизости от своего аэродрома.

Позже Лейтенант Камерилов рассказывал молодым пилотам об этом бое:

- Личный образец комиссара эскадрильи Никитина в том боевом вылете имел огромное значимость. Я видел, как он действовал во время атаки. Юго - западнее Старого Оскола я вкупе с комиссаром дрался на высоте 3000 метров супротив 8 "Мессеров". Во время боя лётчик Павлов на горящем самолёте пошёл на вынужденную, а у меня кончились патроны. Казалось, безвыходное положение. Но аккурат в тот самый миг мы услышали призывный клич комиссара Никитина:

"Коммунисты, за мной в лобовую !" А так как Исаев, я и Павлов были коммунисты, то все последовали примеру комиссара. Я был ведомым у Никитина и видел, как у него были напряжены мускулы лица. Он вёл свой "ястребок", не сворачивая с боевого курса, в лоб фашистскому пирату. Глядя на комиссара, я ещё не боялся смерти. Конечно, тяжело вымолвить, о чём думал в то время комиссар эскадрильи. Я знаю только, что оставшаяся четвёрка "ястребков", идя с комиссаром в атаку, не свернула с боевого курса. "Мессеры", не выдержав нашего натиска, начали выводить свои машины в сторону. Вот что значит мощь личного примера в бою.

Как правило, комиссар эскадрильи Никитин вслед за тем выполнения боевых заданий проводил с личным составом воспитательную работу. Совместно с командиром эскадрильи он скрупулезно анализировал любой махач, на положительных примерах учил, как необходимо ударять врага.

...9 Июля 1942 года Капитан Никитин в составе 9 истребителей вылетел в 4-й раз за день на боевое поручение. Группу вёл сам "батя", начальник полка С. И. Миронов. Только вошли двумя эшелонированными группами, шестёркой и четвёркой, в свою зону патрулирования, как на высоте 2000 метров появились 23 вражеских самолёта. 17 "Юнкерсов" под прикрытием 6 "Мессеров" приближались к нашим позициям.

- Моей шестёрке приготовиться к бою ! - раздался властный "батин" звук.

"Мессеры", в свою очередность, развернулись в боевой строй, видимо, для встречной атаки.

- Идём в лобовую ! - еще раз командует "батя". - "Сто седьмой", четвёркой - вверх ! Прикроешь !

- Я - "Сто седьмой". Понял ! - тут же отозвался Никитин. Увлекая за собой "ястребки" Лейтенанта Камерилова, Капитана Исаева и Лейтенанта Павлова, он устремился вверх.

- Атака ! - скомандовал ведомым комиссар Никитин и перевёл свой "ястребок" в пикирование...

Жаркий был мордобой в тот день. Многих пилотов недосчитались враги. Наши же "ястребки" возвратились на свою базу без потерь.

Вскоре за тот боевой вылет и сбитые 2 вражеских самолёта Никитин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. А в 1943 году на его груди засияла Золотая Звезда Героя Советского Союза.

* * *

С того дня, как началась битва, народный избранник Никитин не участвовал в сессиях Ленинградского Совета. Большую доля времени он проводил в самолёте. Если не летал, то дежурил. С избирателями также не встречался. Но отчитаться перед ними Алексею Ивановичу было в чём. Сохранились напечатанные в газете отрывки из Дневника лейтенанта Никитина. Человек по натуре скромный, он продолжительно не соглашался, чтобы они публиковались. Наконец сказал:

- Ладно, печатайте. Пусть это будет моим отчётом перед избирателями.

Вот они, эти отрывки:

"18 Июля 1941 года. С утра в дежурном звене. Взвилась ракета, и мы пошли в воздух. Осмотрелись - шло примерно 20 немецких самолётов. Фашисты подметили нас, стали в круг, ходят приятель у друга в хвосте, каруселью. Мы свалились в середина круга. Как шли кулаком, так и начали штурмовать. Я пристроился к одному "Мессершмитту" и дал по нему очередность изо всех пулемётов. Он загорелся.

Подошли ещё наши. Фашисты, необходимо заявить, огрызались чертовски. Они изо всех сил старались отбить наши атаки, причинить нам разгромление. Не вышло !.. Вэтого было сбито 13 немецких машин. Все наши вернулись на аэровокзал.

21 Июля. Четыре "Юнкерса" попробовали прорваться к Ленинграду. Мне с Мургой доверили их повстречать. Подошли к ним позади. Один бомбардировщик отстал. Несколькими очередями я зажёг ему правый двигатель. Лётчик сшиб полымя. Тогда я зажёг левый, а потом ещё раз правый. Бомбардировщик начал отставать ещё больше и, потеряв прыть, упал.

23 Июля. Комиссар Кирилл Никитич Мурга - справный лётчик и славный друг. С ним сейчас хожу в произвольный махач. Когда дерешься рядом с Мургой, сердце радуется - так здорово он бьёт фашистов.

Сегодня над нашим аэродромом прошёл "Юнкерс-88". Мы взлетели и боевым разворотом вышли ему в хвостище. Фашист заметил нас, пошёл в сторону солнца. Его погано видно, но мы преследуем. Когда фашист почувствовал, что ему не оставить, он развернулся и пошёл на нас, расчищая себе дорогу огнём. Мурга ему в лоб, а я веду атаку сбоку. Всадили по нескольку очередей. Бомбардировщик начал рыскать, где бы присесть, но присесть не пришлось - врезался в землю.

31 Июля. Сегодня основополагающий вылет был неудачным. Не догнали фашистов, - удрали, еле-еле завидев нас. Вечером, чуть мы с Мургой кончили ужинать, как получили директива вылетать.

Набрав 1000 метров высоты, заприметили 5 бомбардировщиков. Пошли к ним. Они стали отбиваться. Мы подошли ближе, фашисты из кильватера перестроились в пеленг, чтобы вручить вероятность своим стрелкам отразить наши атаки. Мы штурмовали ведущего и правого ведомого. Били их упрямо, в то время как не пустили к земле единственный "Юнкерс".

10 Августа. Сегодня что то в особенности немало работы. Так и лезут, так и прут непрошеные гости. Ну что ж, встречаем их достойно.

За день сделал 7 вылетов. Участвовал в 3 воздушных боях. Сбил ещё единственный самолёт. Это у меня 5-й по счёту.

В очередной вылет шёл с Мургой. Точно прибыли к месту схватки. Фашистов было штук 12. Против них дрались 2 наших лётчика. Долго полагать в таких случаях не приходится - присоединились к своим и повели мордобой всей четвёркой. Пришлось тяжко. Ведь их втрое больше. Я атаковал одного и заложил ему крепкую очередность. Он задымил. Только я развернулся, чтобы садануть его опять, как вижу: одного нашего клюют 3 "Мессершмитта". Наш лётчик отбивается.

Я подошёл, рубанул сверху по ведущему самолёту. Он немедленно в переворот. Этого мне только и нужно было. Хорошая очередность - и он запылал.

Когда кончился мордобой, мы распрощались с товарищами - покачали приятель другу крыльями - и пошли по домам.

Идём с Мургой - под нами раскрасавец Ленинград. Как не гордиться тем, что тебе поручено оберегать тот самый град ! И я изо всех сил стараюсь, чтобы не предположить к родному городу ни одной фашистской гадины".

Спокойный, деловой тон дневника свидетельствует о сильном характере лётчика, о его скромности. Всё, описанное им, выглядит как обычная, ратная, повседневная служба. Умалчиваются опасности полётов, пережитые волнения, рискованные маневры. Читая записи Никитина, об этом не возбраняется только додумываться !

Что позволительно прибавить к этому ? Разве только то, что уже за первые 4 месяца войны Алексей Никитин сшиб 14 вражеских самолётов.

И, пожалуй, ещё то, что в одно прекрасное время народный избранник всё - таки выступил перед избирателями - по радио, причём передача велась не из студии, а прямо с аэродрома. Микрофон был установлен подле самолёта ( самое малое ли, внезапно напряженность ! ). Вот в тот самый самый-самый миг и был сделан фотография, тот, что вы тут видите.

Его друзья - однополчане приподнято ценили мастерство командира звена, выполнявшего самые сложные боевые задания. В наградром листе на присвоение Никитину звания Героя Советского Союза приводится таковый эпизод: "4 Сентября, прикрывая в паре свои войска в районе г. Пушкина, повстречал 7 бомбардировщиков Do-215. После первой атаки самолёт товарища был подбит. Никитин, оставшись единственный, смело атаковал одного Do-215 и сшиб его. Остальные бомбардировщики, рассыпавшись, стали покидать с поля боя. Преследуя ещё одного Do-215 вдалеке за линию фронта, вогнал его в землю вкупе с бомбами".

Так делами своими, подвигами Алексей Никитин оправдывал почётное звание народного избранника Ленсовета. О его боевых успехах писали газеты, сообщало ленинградское радио. Из - за особых фронтовых условий ему не доводилось в эти тяжёлые месяцы обороны города выступать перед избирателями. Но он был любой час с ними, а ленинградцы, слушая фронтовые сводки, гордились своим депутатом.

Потом ленинградцы узнали, что Никитину присвоено звание Героя Советского Союза.

Проявив себя искусным воздушным бойцом в начале войны в ленинградском небе, Алексей Иванович не покидал штурвала самолёта до разгрома гитлеровских войск в Берлине. Герой Советского Союза Никитин командовал эскадрильей и за многие подвиги был награждён ещё орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и многими медалями.

Его именем названа одна из улиц в городе Красный Холм.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Никуленков Aleksey Nikulenkov

Летал на Як-1 и Як-9. Совершил 148 успешных боевых вылетов, провёл 46 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника лично и 2 в составе группы. Войну..
читать далее

Алексей Новиков Aleksey Novikov

Капитан А. И. Новиков совершил 242 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 4 Февраля 1943 года за мужество и воинскую..
читать далее

Алексей Павлов Aleksey Pavlov

Гвардии Старший лейтенант А. Н. Павлов совершил 224 боевых вылета, участвуя в 40 воздушных боях, сбил лично 16 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Алексей Панов Aleksey Panov

К моменту своей гибели, Алексей Борисович Панов совершил 241 боевой вылет, принял участие в 41 воздушном бою, лично сбил 14 вражеских самолётов (..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий