Известные люди

»

Алексей Суравешкин

Алексей Суравешкин Aleksey Suraveshkin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия
Капитан А. С. Суравешкин выполнил более 200 успешных боевых вылетов ( в том числе 150 - на Як-3 ). В воздушных боях сбил 10 самолётов противника лично и 6 - в составе группы. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.

Лётчик - истребитель. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.

Сражался в составе 929 и 431-го истребительных авиационных полков. Летал на Ла-3, следом на именном Як-3, построенном на личные трудовые сбережения колхозницы Куриловского района Саратовской области Анны Сергеевны Селивановой.

К концу войны начальник эскадрильи 431-го истребительного авиационного полка ( 315-я истребительная авиационная дивизия ) Капитан А. С. Суравешкин выполнил больше 200 успешных боевых вылетов ( в том числе 150 - на Як-3 ). В воздушных боях сшиб 10 самолётов противника лично и 6 - в составе группы. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.

После войны работал в Саратовском авиационном училище.

* * *

В арсенале боевой подготовки полно эффективных, проверенных жизнью средств, приёмов и способов передачи знаний обучаемым, развития у них необходимых качеств и навыков. В их числе - собственный образец командира, показ правильных действий, расклад непосредственного участника или очевидца событий. Они оставляют в сознании слушателей ослепительный, запоминающийся образ.

В Саратовском высшем военном авиационном училище лётчиков на кафедре тактики долгие годы вкалывал Подполковник запаса Алексей Семёнович Суравешкин, бывший лётчик - истребитель. Он прошёл нелёгкий боевой стезя в годы Великой Отечественной войны. Командовал эскадрильей, воспитал много стойких и бесстрашных воздушных бойцов. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами. Родина по достоинству оценила ратный работа лётчика. Он награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Уметь сражаться, неплохо ударять врага - это только половинка дела, другая, не менее важная, обучить подчинённых побеждать в любых, самых сложных условиях. И Суравешкин настойчиво учил молодых лётчиков искусству воздушного боя, терпеливо развивал у них тактическое мышление. Для этого использовал каждую свободную минуту.

В эскадрилье было заведено правило: скрупулезно разбирать всякий вылет, любой воздушный мордобой, более того если его провели лётчики соседних подразделений. Командир детально анализировал действия ведущих и ведомых, показывал, кто, где, в какой миг поступал точно или, напротив, ошибочно, действовал неуверенно и как не возбраняется было свершить лучше. Лётный состав участливо прислушивался к советам наставника: потому как Суравешкин по праву считался одним из лучших воздушных бойцов и методистов 315-й истребительной авиадивизии.

Комэск всегда следил за тактикой противника, замечал новые приёмы, загодя обдумывал методы противодействия. В боях он предпочитал не применять уже известные врагу приёмы, а делать инициативно, находчиво, сообразуясь с конкретной обстановкой. Тому же учил он и своих лётчиков. На проводившихся в дивизии конференциях по тактике, в которых принимали участие опытные лётчики, выступал и Старший лейтенант А. С. Суравешкин. Он рассказывал, как верно известия розыск, соблюдать осмотрительность в воздухе, взаимодействовать в боевых порядках при сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, во время прикрытия войск, при ведении разведки или в воздушном бою, как создавать маневр для атаки и наносить огневой потрясение. При этом неизменно подчёркивал, что мощь истребителя - в высоте, скорости, маневре и огне.

Но одно занятие доктрина, другое - практика. Чтобы в полёте необстрелянные лётчики не оказались лёгкой добычей фашистов, комэск проводил с ними над аэродромом учебные воздушные бои. Любая, более того самая малая оплошность не ускользала от его пристального взгляда. Разбирая ошибки, добивался, чтобы обучаемый понял всё до конца. Одобрял грамотные, инициативные решения, предостерегал от ошибочных суждений и выводов. В воздухе же во время выполнения боевого задания все время следил за каждым действием ведомых, жестко спрашивал за малейшее ломание правил дисциплины полёта, вечно своевременно приходил на содействие лётчику, если видел угрожающее для него положение. И в боях учёба продолжалась. Для этого нужны были поистине железная выдержка и терпение. Под непосредственным руководством Суравешкина молодые лётчики стремительно приобретали боевой навык и сами становились командирами.

Как одному из лучших воздушных бойцов полка Старшему лейтенанту А. С. Суравешкину был вручён новоиспеченный Як-3 с дарственной надписью колхозницы Саратовской области Анны Сергеевны Селивановой, на средства которой и был построен самолёт. Офицер с честью оправдал высокое доверие.

Как известно, тактика не рождается сама собой. Она зиждется на уже имеющемся опыте, а её формирование диктуют в прошлом всего боевые возможности новой техники. Кафедра тактики Саратовского авиационного училища неизменно просторно использовала навык фронтовиков для обучения будущих воздушных бойцов. Глубокое исследование приёмов и способов боевых действий различных родов авиации в годы Великой Отечественной войны, результатов учений и маневров, творческое их переосмысливание позволяют точно оценивать то, что заложено в эксплуатируемой технике, умело применять её в бою.

Вспоминая эпизоды из военного прошлого, Алексей Семёнович рассказывал курсантам о том, как решалась боевая проблема, какими силами и средствами достигался предельный результат, что делалось для избежания потерь.

...Однажды Суравешкина вызвали на КП полка. Предстояло более точно определить данные разведки, проведённой намедни в районе Карачева. Поскольку аэродромы противника фотографировались с огромный высоты, после этого дешифрирования у командования появилось колебание, не ложные ли они.

На доразведку Суравешкин вылетел в паре с сержантом М. Оздоевым. Кучевая восьмибалльная облачность с высотой нижней кромки до 500 метров благоприятствовала выполнению задания. Маршрут шёл в обход уже известных аэродромов и скопления вражеских войск.

На первостепеннный аэровокзал вышли с северо - запада. Пронеслись над ним на максимальной скорости на высоте 50 - 70 метров. По косвенным признакам ведущий определил, что аэровокзал реальный. Вокруг начали рваться зенитные снаряды, что подтверждало вывод. Комэск тотчас ушёл на юго - запад в тыл врага, взял вектор движения на иной аэровокзал. При подходе к цели увидел самолёты, людей и работавшую технику. Значит, и тот самый аэропорт функционирующий ? Но какое - то внутреннее чутьё заставило его усомниться в этом. Ручка от себя - истребители на малой высоте пронеслись над стоянками. Суравешкин отчётливо различил макеты самолётов. А люди молниеносно попрятались в укрытия. Вслед ударили зенитки.

- "Ноль пятый", смотри ! Всё, как на настоящем аэродроме, более того зенитки ! А прочее - липа, - передал он ведомому по радио.

- Точно, ложный ! - подтвердил Оздоев.

Результаты доразведки лётчики тотчас сообщили командованию. По действующему аэродрому вскоре был нанесён сокрушительный потрясение. А если бы поверили, что и второй аэропорт настоящий ? Половина сил была бы потрачена впустую.

Обучение молодых лётчиков в реальном бою начальник эскадрильи понимал так: некогда всего точно распределить силы, наметить себе что ни на есть ответственный участок. Расставить лётчиков в боевом порядке так, чтобы непрерывно зреть их, наблюдать за ходом боя, своевременно подсказывать и пособлять огнём.

Так, 8 Июля 1943 года шестёрка истребителей, ведомая Старшим лейтенантом А. С. Суравешкиным, сопровождала группу "Илов", шедших на штурмовку вражеских войск в районе Ржанова. Противник начал использовать свежий приём в тактике боя со штурмовиками: забегать в атаку снизу, в особенности при выходе штурмовиков из пикирования ( сектор обзора вниз у которых был ограничен ), когда над полем боя лётчики основное внимательность уделяли цели. Учтя это, Суравешкин одну пару истребителей поставил над штурмовиками, другую направил на истребление зениток, а сам с ведомым прикрывал "Ильюшиных" снизу. Задача усложнялась тем, что "Илы" работали над целью на высотах от 500 до 50 метров и выполняли по 6 - 8 атак.

Решение задачи на прикрытие истребителями штурмовиков оценивалось не столь по количеству сбитых самолётов противника, сколь по результатам штурмовки вражеских войск и защиты своих самолётов - весьма существенно было все их довести до аэродрома. Когда завязался мордобой, начальник все силы направил на то, чтобы пособить штурмовикам реализовать поручение и справился с этим. Его подчинённые, Старшие лейтенанты Давидян и Куринов, помимо того, сшибли 2 истребителя FW-190.

Слушая воспоминания фронтовиков о войне, боях, хочется проронить большое благодарю тем, кто, в совершенстве владея вверенной техникой и оружием, не гнался за личной славой, смело бил врага, на земле и в воздухе обучал товарищей умело сражаться, учил их науке побеждать.

Осенью 1943 года аэропорт Идрица, на котором базировались истребители, располагался в 18 - 20 километрах от линии фронта. Шестёрка истребителей, возглавляемая Суравешкиным, находилась в готовности к вылету. Получена команда с КП на взлёт. Взлетели парами, собрались и взяли вектор движения в район поиска. Ведомым у Алексея Семёновича в этом вылете был лётчик - инстуктор Дубенко, прибывший на стажировку из училища. Нужно было стремительно ввести его в строй, чтобы он мог обучать молодых авиаторов со знанием дела.

По команде авианаводчика шестёрка вышла на предел встречи с истребителями противника. Обнаружив их, ведущий решил штурмовать порами с минимальным временным интервалом. Приказав Дубенко вылезти вперёд, прикрыл его. Атака ! От меткой очереди Дубенко загорелась агрегатина врага. Ещё штурмовая вылазка ! Суравешкин сшиб "Мессер". Вэтого в этом бою шестёрка уничтожила 4 фашистских истребителя, не потеряв ни одного своего. Такая стажировка была хорошей школой. Вскоре Дубенко убыл в училище, хотя и сильно просил покинуть его на фронте.

Таких, как Дубенко, у Алексея Семёновича в годы войны было полно. Он щедро делился с ними богатым боевым опытом, учил их побеждать врага, избегая потерь. И при этом оставался как бы в стороне, справедливо считая, что скромность командира при обучении подчинённых - также немаловажный воспитательный момент.

Таким он оставался и затем войны, заведуя кабинетом тактики училища, в котором всё отвечало духу времени. Мастер на все руки, ветеран многое сделал для оформления учебной аудитории. И если возникала надобность, сотрудники кафедры обращались к нему за советом, зная, что он всю дорогу поможет. Анализируя действия лётного состава на проведённых учениях или в годы войны, Суравешкин сравнивал возможности авиационной техники прошлого и сегодняшнего дня, высказывал свои соображения, как было бы лучше поступить в конкретной ситуации. Несомненно, такие беседы постоянно приносят ощутимую пользу, потому что обогащают тактический и особый кругозор курсантов.

Приведённые примеры и эпизоды ненужный раз подтверждают важность такого алгоритма обучения и воспитания, как расклад, показ и свой образец. В годы Великой Отечественной войны как раз эти методические приёмы были основными. И в текущий момент они лежат в основе методики подготовки смелых, расчётливых, дерзких и грамотных воздушных бойцов.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Тарасов Aleksey Tarasov

Капитан А. К. Тарасов совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных баях сбил 10 вражеских самолётов. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Алексей Туманский Aleksey Tumanskiy

Был лётчиком - испытателем, начальником лётно - испытательной станции авиационного завода. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени (..
читать далее

Алексей Флейшман Aleksey Fleyshman

Старший лейтенант А. Д. Флейшман совершил 306 боевых вылетов, в 57 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 14 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Алексей Хлобыстов Aleksey Hlobustov

Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе, был награждён вторым орденом Красного Знамени.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий