Известные люди

»

Алексей Хлобыстов

Алексей Хлобыстов Aleksey Hlobustov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 23.2.1918
Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе, был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Алексей Хлобыстов родился 23 Февраля 1918 года в селе Захарово сейчас Захаровского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Первоначально работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, далее в НИИ металлургического машиностроения в Москве. Летать учился в Устомском аэроклубе в 1938 году. В Красной Армии с 1939 года. Закончив Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году, попал служить в 20-й ИАП.

В Июне 1941 года Лейтенант А. С. Хлобыстов был отправлен в 153-й авиаполк ( Ленинградский Фронт ), где на 6-й день войны одержал первую победу на самолёте И-153, сбив бомбардировщик Ju-87. Он был тогда ещё окончательно неопытным пилотом, не имевшим той уверенности и твёрдости, которая присуща старым, испытанным бойцам. Радость и беспокойство до такой степени захватили его, что полковой доктор, осмотрев его потом вылета, нашёл у лётчика повышенную температуру и отправил его в санчасть. Конечно, юность взяла своё, и он так же стремительно успокоился, как и разволновался. Уже сквозь час оказалось, что температура у него нормальная и вообще он может спокойненько двигать в очередной полёт.

Вскоре, 1 Июля 1941 года, ему удалось серьёзно повредить ещё единственный "Лапотник", тот, что был вынужден сделать вынужденную посадку рядом с аэровокзал. За эти победы он был награждён орденом Красного Знамени. Позже полк был переброшен на Волховский фронт и перевооружён на МиГ-3.

В Январе 1942 года Алексей прибыл в 147-й истребительный авиаполк ( Kарельский Фронт ), рядом Mурманска, летающий на американских истребителях Curtiss P-40 "Томагаук".

8 Апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП были подняты на перехват группы из 15 пикировщиков Ju-87 и 5 многоцелевых самолётов Ме-110. Один "Стодесятый" был сбит, но вскоре появилась новая группа вражеских самолётов из 8 Ме-109. Хлобыстов атаковал Ме-110 и зажав его поливал огнём. Однако "Мессер" продолжал лететь, огрызаясь огнём стрелка. И тогда, Алексей ударил его крылом своей машины, позже чего, Ме-110 повалился вниз и взорвался на земле. Самолёт Алексея Хлобыстова получил только незначительное повреждение крыла и вскоре Алексей присоединился к группе Kапитана A. П. Позднякова ( фото слева ) и Ивана Фатеева, чтобы штурмовать Ju-87.

Один "Юнкерс" взорвался потом атаки Позднякова, а другие стали скоро разворачиваться и отправляться на свою территорию. Но тут в мордобой вступили истребители противника. Поздняков атаковал в лоб командира группы Ме-109 и таранил его. Оба самолёта при столкновении взорвались... ( за тот самый геройский поступок Алексею Позднякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза ).

Хлобыстов был ранен в бою с двумя другими Ме-109 и, выбрав миг, уже повреждённым крылом своего Р-40 срезал хвостище вражеской машины. Продолжая полёт он наблюдал, как его терпила упала на землю и взорвалась, не давая пилоту шансов на избавление. Алексей Хлобыстов не только выполнил два тарана в одном бою, но и вернулся на аэровокзал с шибко повреждённым крылом своего "Томагавка" ! В этом бою лётчики 147-го авиаполка сшибли 5 вражеских самолётов.

9 Мая 1942 года Хлобыстов в составе группы сшиб вражеский бомбардировщик.

14 Мая 1942 года он одержал ещё одну победу, сбив истребитель Ме-109. Уже в самом начале боя его самолёт был повреждён пулемётной очередью. Алексей был ранен в ногу и руку. Задымил и тут же зажегся движок. Машина стала неспешно лишаться высоту и тут он увидел прямо перед собой, чуток ниже, вражеский истребитель. И Алексей не раздумывая кинул свой "Тамагаук" на самолёт противника. Это был его третий воздушный таран !

После этой победы он долгое время провёл в госпитале, там же узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К тому времени Алексей совершил 266 боевых вылетов. Проведя 16 воздушных боев, сшиб 4 самолёта лично и 6 в группе. После госпиталя его направили в Подмосковье - подлечиться и перевести дух в санатории ВВС. После вручения в Кремле Золотой Звезды и ордена Ленина, Хлобыстову дали маленький отпуск для поездки домой.

В газетах тогда нередко появлялись заметки, в которых говорилось о победах, одержанных Хлобыстовым и его товарищами по эскадрилье. В номере за 25 Июня 1942 года в статье "Такая уж привычка" сообщается, что, вылетев на разведку, Хлобыстов в паре с лётчиком Крымским обнаружил и уничтожил "Мессершмитт". Ещё посредством 2 дня неразлучная пара Хлобыстов - Крымский еще раз уничтожила истребитель противника. День через очередной жертвой славного Гвардейца стали немедленно 2 вражеских самолёта - "Мессер" и "Юнкерс", сбитые им совместно с лётчиками Пшенёвым и Жариковым.

В штабе части и в штабе соединения вели точный учёт сбитых нашими лётчиками самолётов. Всё заносилось в карточки, записывалось в сводки. Сам Хлобыстов в таковой записи не нуждался. Потому что он помнил произвольный сбитый им самолёт, произвольный оставлял мету в его душе, а случалось, что и на теле.

Осенью он сшиб свой очередной самолёт. Этот ему в особенности запомнился. Наверное, вследствие того что, что при этом он и сам потерял и свою машину. Его истребитель, получив сильные повреждения, упал на землю. С помятой грудной клеткой очутился Хлобыстов в госпитале. Было оскорбительно и больно. Больно не только потому, что помята грудь. До боли в сердце жалел он свой истребитель, с которым успел сродниться и тот, что, когда он летал, был как бы продолжением его самого, его рук и ног. Он лежал весь забинтованный: и лик человеческий и грудь. И когда друзья пришли его навестить, они не сию минуту узнали его. Кто - то пошутил по этому поводу:

- А враги уже узнают почерк Алексея Хлобыстова.

Алексей сделал наружность, что не расслышал этих слов. Он интересовался жизнью полка, спрашивал, получили ли новые самолёты, которые тогда ждали. Он снова мечтал о полётах, о боях и о новых победах.

Вскоре он вернулся на фронт. И заново фронтовые изнурительные будни, вылеты, воздушные бои, отрада побед и горечь утрат, когда не возвращались с задания товарищи.

Когда лётчики поднимались по тревоге в воздух, их провожали те, кто оставался на земле. Провожали и надеялись, что все успешно вернутся на свой аэровокзал. Хлобыстов, обыкновенно, шутил:

- Я вечно прилечу. Хоть на костылях, хоть на одном крыле, а доберусь до своих.

Но вот как-то раз боевые товарищи не дождались его. 13 Декабря 1943 года, начальник эскадрильи 20-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан А. С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полёт над территорией занятой противником.

Наземные войска наблюдали в районе падения его самолёта сильный взрыв и мощный пожар. Не исключено, что свой завершающий полёт лётчик завершил четвёртым тараном - огненным.

К тому времени Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 7 самолётов лично и 24 в группе, был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Подвиги Героя не забыты. В Москве и Мурманске есть улицы, носящие его имя. В Килп - Ярве, под Мурманском, есть учебное заведение которая носит имя Хлобыстова. Там, в музее боевой славы, собрано несть числа материалов об отважном лётчике.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Чернышов Aleksey Chernyshov

Haгpаждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Его имя носила..
читать далее

Алексей Чурилин Aleksey Churilin

Всего произвёл более 300 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 30 неприятельских машин. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Алексей Ширинкин Aleksey Shirinkin

Алексей Ширинкин был не только выдающимся лётчиком - истребителем, в совершенстве владеющим техникой пилотирования и мастерством воздушного боя, но..
читать далее

Алексей Шиуков Aleksey Shiukov

Алексею Владимировичу Шиукову довелось командовать авиацией Восточного и Туркестанского фронтов, Московского и других военных округов, участвовать в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий