Известные люди

»

Альфред Тирпиц

Альфред Тирпиц Карьера: Адмирал
Рождение: Германия
Германский гросс-адмирал (1911). В 1897-1916 морской статс-секретарь (министр) Германии, выступал за создание сильного ВМФ как орудия в борьбе за передел мира, сторонник неограниченной подводной войны против Великобритании в 1-ю мировую войну.

Тирпиц Альфред Фон Тирпица считают создателем большого флота, с которым Германия вступила в Первую народную войну. Однако гросс-адмиралу так и не дали возможности править тем флотом, в организацию которого он вложил столь сил. Альфред Тирпиц родился 19 марта 1849 в Кюстрине. Он происходил из семьи небогатого бюргера. В реальном училище у Альфреда были посредственные успехи. По совету школьного товарища Мальцана он весной 1864 года сдал вступительные экзамены в берлинское военно-морское училище. Флот того времени не пользовался в Германии популярностью. В 1866 году юноша был артиллеристом на парусном корвете Ниобея, тот, что в Ла-Манше ожидал столкновения с австрийским паровым корветом Эрцгерцог Карл. В 1870 году он служил младшим лейтенантом на сильнейшем корабле первой броненосной эскадры Кениг Вильгельм. Эскадра выходила в море, но не вступала в сражение с превосходящей по мощи французской. Моряки несли постоянную дозорную службу, высматривая сорванные с якорей мины. В 1871 году Тирпиц был старшим офицером канонерки Блиц - стационера на Эльбе, которую с 1872 года послали для охраны ловли сельди германскими промышленниками. В 1873 году, когда Тирпиц состоял вахтенным офицером на Фридрихе Карле, судно направили для защиты интересов немецких граждан в Испании, где шла гражданская война; судно участвовал совместно с англичанами в захвате судов инсургентов, обстреливавших приморские города. В 70-х годах юный артиллерийский офицер Тирпиц рекомендовал механизацию артиллерийского дела и стремился к повышению боевой подготовки, добиваясь конечной цели. Когда в 1877 году стало ясно роль минного оружия, Тирпица послали в Фиуме для приема мин Уайтхэда. Он стоял во главе торпедного дела с мая 1878 года, в 1879 и 1880 годах продемонстрировал успешную стрельбу торпедами кронпринцу и кайзеру. Моряк рекомендовал торпедное оружие, как и другие нововведения, только по мере того как они становились реальной силой, чтобы, как он писал, сформировать в кратчайший срок и с ограниченными средствами первоклассный флот, а не музей опытных образцов. На ранней стадии Тирпиц занимался решением вопросов технических, при всем при том вдогон за тем на поверхность всплыли проблемы использования торпед как нового вида оружия. В зимние месяцы морячок организовал курсы торпедного дела для офицеров и унтер-офицеров. Разработанная методика была применена на кораблях подготовленными им офицерами. Тирпиц приучал моряков к самостоятельности, помогал преодолевать существовавший тогда трепет перед столкновениями. Начав с одиночного маневрирования, он переходил к действиям отрядами, добиваясь уровня боевой подготовки больше высокого, чем на других кораблях. Моряк внушал офицерам, что маневры позволяют определить недостатки в тактике, но не гарантируют, что успешные действия на учениях могут служить рецептом в случае войны. Он проповедовал принципы для миноносцев в бою: топать на сближение и палить в середину, делать сообразно обстоятельствам. Благодаря усилиям Тирпица формирование не пошло по пути создания прибрежного флота. Он настоял на сооружении миноносцев, пригодных для действия в Северном море. Однако Тирпиц считал, что минное оружие ни в жизнь не заменит линейных кораблей в качестве главный силы флота. В 1886 году Тирпица поставили во главе созданной им минной инспекции, которая объединила руководство военной подготовкой, верфями и мастерскими. В 1887 году Тирпиц командовал флотилией миноносцев, сопровождавших будущего кайзера Вильгельма, и познакомился с принцем, интересовавшимся военно-морской техникой. Однако последующие морские министры слабо представляли образ минного оружия. Тирпицу пришлось приложить усилия, чтобы сберечь торпедное занятие. В 1889-1890 годах он командовал в Средиземном море кораблями Прейссен и Вюртенберг. Затем его хотели обусловить инспектором верфей, и все-таки по предложению канцлера фон Каприви кайзер назначил его начальником штаба Балтийского флота. Когда во время дискуссии на обеде для моряков в Киле весной 1891 года Вильгельм II оказался недоволен тем, что выступающие не предлагают путей улучшения дел, Тирпиц высказал

свои соображения. Видимо, по этой причине в январе 1892 года кайзер назначил Тирпица начальником штаба верховного командования. Ему, как человеку, имевшему обширные познания в истории и тактико-стратегическую подготовку, предложили разработать тактику Флота открытого моря. Тот пригласил в штаб специалистов, работавших с ним в минной инспекции. В первую же очередность он обратил чуткость на повышение боевой подготовки и воспротивился сухопутному подходу к мобилизации, при которой корабли мирного времени должны были половину экипажа передать на мобилизуемые суда и лишиться боеспособности. Тирпиц просил вручить ему свободу действий в области интеллектуальной подготовки флота, поручив все остальные вопросы статс-секретарю по морским делам. Тирпиц не согласился с практикой, при которой устав содержал комплект эволюций. На осенних учениях 1892 года между морским ведомством и верховным командованием возникли разногласия, и был составлен устав, план которого готовил Тирпиц. Следующим шагом явилось улучшение боевой подготовки на кораблях. Осенью корабли объединили под непосредственным руководством высшего командования. Из кораблей создавали значительные соединения, и все-таки численность флота была так мала, что только применяя бутафорские корабли, удалось представить на учениях сражение двух флотов. На основе маневров 1892-1894 годов были разработаны линейная тактика и принцип эскадренной организации, по которой в тактическую единицу - эскадру входило не больше 8 кораблей; при большей численности эскадры соединяли в корпоративный строй. Наличие младших флагманов во главе эскадр позволяло в дыму сражения делать независимо, более того если сигналы главнокомандующего не были видны. Тирпиц воссоздал термин линейный корабль. Он утверждал, что в тот самый отрезок времени его крупнейшим достижением стало формирование воинского духа на флоте. Морское ведомство тогда в основу деятельности ставило крейсерскую войну. В докладе о флоте, тот, что кайзер лично хотел прочитать для депутатов зимой 1894-1895 годов, он кроме того исходил из этого тезиса. Однако Тирпицу удалось до доклада изложить Вильгельму II толк одной из своих докладных записок, в которой он утверждал, что целью тактического организационного развития должен сделаться мордобой. На следующий день докладчик говорил не только о крейсерской войне, но и о линейном флоте, что привело в отсутствие понимания депутатов, не знавших, каким путем намерено шагать морское ведомство. Получив в декабре 1895 года поручение кайзера вручить заключение на записку верховного командования о строительстве флота, Тирпиц изложил свой подход. Он считал, что наметилась не только тактическая надобность в линейном флоте, но и политическая, потому как сумасшедший экономический и демографический взлет Германии требовал участия страны в переделе мира, а это неминуемо вело к столкновению с владычицей морей - Англией. Уже не возбраняется было произносить о том, не опоздала ли Германия к разделу колоний. Кроме того, расстановка сил в Европе делала союз с Германией ценным не столь из-за армии, сколь из-за флота. Весной 1896 года Тирпица назначили командующим Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой. Он получил задачу изыскать на побережье Китая пункт для сооружения военно-морской базы, потому что защищавшая интересы германской торговли эскадра зависела от английских доков в Гонконге. Тирпиц считал единственно пригодным и с военной, и с экономической точки зрения Циндао. Благодаря его настойчивости вслед за тем долгих колебаний Берлин согласился с мнением адмирала. Весной 1897 года Тирпиц получил инструкция ретироваться и сквозь США прибыл в Берлин. Его собирались определить морским статс-секретарем. Сразу же адмирал выложил замечания по проекту закона о флоте, тот, что ставил во главу угла здоровенный заграничный флот. Он сказал кайзеру, что потому как решительная крейсерская и океанская битва супротив Англии невозможна без баз и из-за особенностей географического положения Германии, для защиты интересов страны требуется здоровенный флот между Гельголандом и Темзой. Он считал, что необходимо сотворить флот, союз с которым был бы выгоден; до решения этой задачи следовало чураться международных конфликтов. Адмирал просил к

онсультироваться с ним по политическим вопросам, связанным с использованием кораблей заграницей. Тирпиц получил согласие, но в дальнейшем кайзер и верховное руководство не раз нарушали обещание. Предоставив текущие дела заместителю, Тирпиц занялся подготовкой кораблестроительной программы. Он настаивал на том, чтобы программу приняли в качестве закона. Это требовалось для дисциплинирования морского ведомства, рейхстага и самого кайзера с его богатой фантазией. Германия не могла себе дозволить созидать музей из разнотипных кораблей. Флот следовало развивать с уверенностью, что в рамках закона средства будут предоставлены. Благодаря поддержке влиятельных лиц, к которым обращался Тирпиц, и развернутой в печати кампании поддержки идеи развития флота закон о кораблестроительной программе был принят. Однако адмирал понимал, что следом окончания 6-летней программы-минимума 1897 года необходимо осуществить и следующие. Уже в начале 1900 года последовала новелла (дополнение) к закону, связанная с ростом цен; ввиду оскорбительных действий англичан и американцев супротив германских судов, новеллу приняли резво. Вторая судостроительная программа была разработана уже с учетом соперничества Германии и Англии на море; ничем иным не разрешено было пояснить удвоение численности судов. Тирпиц хотел избежать угроз в адрес Англии, и все-таки ввиду антианглийской кампании в прессе был вынужден проговорить в декабре 1899 года в рейхстаге, что программа предусмотрена на происшествие столкновения с самым сильным флотом в Северном море. Он стремился сотворить соотношение сил, при котором схватка с германским флотом стала бы рискованной для англичан. Программу приняли в 1900 году. Исключив крейсера для заграничной службы, рейхстаг поддержал создание линейного флота. Сам Тирпиц обещал кайзеру, что тот к концу выполнения программы получит 38 броненосцев с кораблями сопровождения, и флот тот самый, уступающий только английскому, станет залогом безопасности страны. В том же году морячок получил дворянство. Благодаря принятым мерам при скромных расходах удалось сотворить флот, численно уступающий английскому, но превосходящий его по живучести, броневой защите и другим качествам. Параллельно пришлось находить решение проблемы расширения шлюзов и каналов, чтобы разрешается было выводить в море корабли больших размеров. Тирпиц осмотрительно использовал новинки. В частности, подводные лодки он предложил запустить в серию, когда появились и прошли проверку мореходные образцы. Лодки адмирал предлагал создавать в количестве, необходимом для борьбы с неприятельской торговлей. Сомневаясь в эффективности дирижаблей, он поддержал формирование морской авиации. По мере развития флота Тирпиц добился, чтобы помимо крейсирующих эскадр, соединяющих Германию с ее гражданами за рубежом, и новые корабли ходили в дальние плавания с целью обрести практику и продемонстрировать свой флаг. Тирпиц выступал в роли политического деятеля, которому приходилось лавировать между требованиями кайзера и руководителей кабинета. Чаще всего адмирала не ставили в известность о внешнеполитических действиях, которые могли быть восприняты как вызов Великобритании или другим странам. Нередко внешнюю политику вели люди, которые нарушали принципы адмирала: всячески сберегать мир и чураться инцидентов, оскорбляющих англичан. Сам кайзер допускал публичные высказывания, которые разрешается было воспринять как угрозы морским противникам. Тирпиц считал необходимым помогать добрые отношения с Россией; при всем при том постройка железной дороги Берлин - Багдад и отказ от договора с Россией в 1890 году вызвали русско-французский союз и взлет антинемецких настроений. Он полагал, что внешняя политика Германии перед важный войной привела к ослаблению ее престижа в мире и ухудшению отношений со многими странами, охватывая США и Японию. С 1906 года Тирпиц добивался постройки ежегодно в среднем 3 больших кораблей и сокращения срока их службы, чтобы быстрее обновлять корабельный состав. Это вызвало волнение в Англии. Тирпиц, чтобы уменьшить это волнение, был согласен закрепить превосходство британского флота над германским в соотношении 16:10, которое предложил Черчилль.

Однако морское соглашение так и не было достигнуто, оттого что в основе лежали экономические противоречия между двумя странами, борющимися за господство в мире. В 1908-1918 годах Тирпиц состоял членом прусской палаты господ. После Агадирского кризиса 1912 года он предложил удерживать в первой линии не 2, а 3 эскадры, чтобы разрешается было повысить боевую подготовку моряков, служащих весь срок на одном корабле. На переговорах с английским послом Холденом он согласился на минимальные уступки, и все-таки по упорству англичанина понял, что Великобританию устроил бы только отказ Германии от развития флота. В 1911 году Тирпиц получил ранг гросс-адмирала. Но в 1911-1912 годах он не раз подавал в отставку, борясь за создание морской силы в соответствии с Законом о флоте 1900 года. В 1912-1914 годах благодаря уменьшению числа кораблей, строящихся в год, с трех до двух, англо-германские отношения броско улучшились. В 1913 году было достигнуто более того соглашение на основе соотношения 16:10. Однако не стоило переоценивать это улучшение. В 1914 году запрошенные Тирпицем увеличения расходов на службу флота в иностранных водах наряду с неосторожными действиями дипломатии привели к протесту Англии. Но отношения двух стран выглядели так недурственно, что впервой за многие годы английская эскадра прибыла в Германию на празднование Кильской недели. Она ушла следом убийства в Сараево. Тирпица в начале переговоров, приведших к войне, не было в Берлине. Он вернулся только 27 июля, когда по приказу кайзера флот пришел к портам. Он не знал об опасности вступления в войну Англии. Однако, когда Германия объявила войну России и готовилась огласить войну Франции, Тирпиц отметил, что доступ германских войск посредством Бельгию приведет к вступлению в войну Англии. Так и получилось. 27 и 28 августа гросс-адмирал настаивал на том, что острие политики следует обратить супротив Англии, но оказался на практике в одиночестве. Правительство, вопреки предложениям морского статс-секретаря, делало все для примирения с Англией на море, что приводило к обратным результатам, а Тирпиц выглядел сторонником войны. Не было согласовано сотрудничество флота с армией, которая считала действия на море второстепенными. Гросс-адмирал видел основные пути давления на англичан в захвате побережья у Кале и Фландрии и морское сражение. Однако большинство предполагало не играть на нервах Англию, используя только сам факт существования флота. Тирпиц ещё считал, что флот сделал много, обеспечив судоходство на Балтике и фланги армии, защитив нейтралитет Голландии и Дании и охраняя от тесной блокады берега Германии, создав союзникам угрозу на Средиземном море и побудив вступить в войну Турцию. Он оттянул огромные ресурсы и полтора-два миллиона англичан на поддержание их собственного гигантского флота, чем облегчил действия армии. Успехом были и крейсерские операции, которые стоили втрое дешевле, чем нанесенный ими ущерб. Однако итог был бы лучше, если бы власти принимали верные решения и существовало единое руководство морским ведомством. Планы Тирпица 1890-х годов были рассчитаны на нейтралитет Англии. Однако когда в середине 90-х годов изменились обстоятельства, морской статс-секретарь уже не участвовал в разработке планов, а в последние предвоенные годы от него тот самый проект скрывали. Тирпиц был удивлен тем, что по плану флоту в Северном море следовало новости малую войну для ослабления противника и только при удобных обстоятельствах разрешалось делать активно. Генеральный морской штаб (Генмор) ожидал нападения англичан и сражения при Гельголанде. Тирпиц же считал, что необходимо явить инициативу, пользуясь порывом моряков и тем, что англичане не знают технического превосходства германских кораблей. При нападении англичан на Гельголанд супротив них были высланы только крейсера; главные силы оставались на базе, хотя и было подходяще причинить потрясение и истребить доля неприятельского флота у своих берегов. Однако утрата 3 крейсеров вместо переоценки планов привела к тому, что оборонительная тенденция усилилась. Кайзер требовал сторониться потерь и все крупные выходы кораблей согласовывать с ним. Попытка Тирпица разъяснить мона

рху гибельность эдакий стратегии привела к отчуждению между ними. Тирпиц считал основными причинами ухудшения настроений на судах флота его бездействие и агитацию социалистов. Бездействие же вытекало из позиции Генмора и командования флотом. Попытки Тирпица достичь активных действий флота вели к его изоляции. На предложение определить его во главе объединенного командования флота с Генмором кайзер не согласился. Он понял, что рекомендациям его не следуют. Тирпиц полагал, что существовавшие правила морского права не соответствуют изменившимся обстоятельствам. В реакция на нарушения морского права англичанами гросс-адмирал считал необходимой подводную блокаду. Когда тот самый вопросительный мотив обсуждал Генмор осенью 1914 года, Тирпиц предложил не объявлять блокаду берегов Англии раньше, чем появится необходимое численность подводных лодок, и приступить с малого, с блокады устья Темзы. Однако в феврале было решено огласить опасной зоной для судоходства прибрежные воды Англии и Ла-Манша, что вызвало недовольство многих стран. Протесты США после этого потопления Лузитании привели к ограничению подводной войны, сделавшему ее неэффективной; предложение Тирпица обвинить Америку в нарушении нейтралитета в связи с поставками ею оружия воюющим странам не использовали. Только в 1916 году руководство армии согласилось с Тирпицем, что единственная вероятность переломить ситуацию в войне - применить неограниченную подводную войну. Так как кайзер отклонил предложение о подводной войне и более того не привлек Тирпица к совещанию по этому вопросу, 12 марта адмирал обратился с очередным прошением об отставке и получил ее 17 марта 1916 года. Он ещё в апреле пытался повлиять на заключение отказать в требовании США прервать германскую подводную войну, но безуспешно. Весной 1917 года потери Англии в тоннаже в результате неограниченной подводной войны оказались настолько велики, что поставили страну на граница катастрофы. Тирпиц считал, что надводный флот осенью 1914-го и подводный - весной 1916 года могли привести к победе. В сентябре 1917 года сообща с В.Каппом Тирпиц создал Немецкую отечественную партию с целью побудить в германском народе национальное движение, противостоявшее социалистам - сторонникам мира всякий ценой, и тем самым выказать загранице, что в Германии не иссякли силы сопротивления. Но германское руководство не воспользовалось возникшим движением для того, чтобы достичь лучших условий завершения войны, и обвинило партию в аннексионизме. В результате непонимания правительства партия не могла достичь успеха. Вольфганг Капп 13 марта 1920 года совместно с группой офицеров рейхсвера (Людендорф и др.) поднял мятеж, но 17 марта его подавили берлинские рабочие. В 1919 году Тирпиц издал Воспоминания (российский перевод 1957 года), в которых объяснил разгромление Германии тем, что по вине политического руководства немецкий флот не получил надлежащего применения. В 1924-1928 годах он - член рейхстага от немецкой национально-народной партии. Скончался Тирпиц 6 марта 1930 в Эбенхаузене, примерно Мюнхена. Его именем назвали единственный из крупнейших линейных кораблей гитлеровского флота.

Так же читайте биографии известных людей:
Альфред Брендел Alfred Brendel

Альфред Брендель гениальнейший человек. Он добился колоссальнейшего успеха и признания практически у всех любителей классической музыки. Гениальный..
читать далее

Альфред Тальковский Alfred Mihajlovich Talkovskij

Родился 28 декабря 1935 г. в Ленинграде. Мама преподавала музыку и пение в школе. С 6-го класса перешел учиться в школу рабочей молодежи и поступил..
читать далее

Альфред Молина Alfred Molina

Родился в Лондоне, Англия, Великобритания. Окончил Школу музыки и драмы "Гилдхолл" в Лондоне. В кино артист дебютировал в 1981 году (кино..
читать далее

Альфредо Стресснер Alfredo Stressner

Родился в состоятельной семье немецких колонистов. Профессиональный военный. С 1948 бригадный генерал, с 1952 главнокомандующий вооруженными силами..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий