Известные люди

»

Валентин Лебедев

Валентин Лебедев Valentin Lebedev Карьера: Космонавт
Рождение: Россия» Москва, 14.4.1942
Будучи уже космонавтом, в течение нескольких лет с 1975 года, во время своего отпуска работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали в качестве командира студенческого отряда МАИ, за что был награжден медалью "За строительство БАМа". Эти качества привлекают к нему людей. У него много хороших друзей по всей стране.

Родился 14 апреля 1942 года в Москве. Супруга - Лебедева Людмила Витальевна (1943г.рожд.), инженер, в настоящее время домохозяйка. Сын - Лебедев Виталий Валентинович (1972г.рожд.), юрист.

В 1959 году после этого окончания средней школы поступил в Оренбургское авиационное училище. В 1960 году произошло сокращение Вооруженных Сил и училище расформировали. Лебедев стал студентом факультета летательных аппаратов Московского авиационного института имени С.Орджоникидзе. Параллельно с учебой осваивал профессию летчика: начал с планеров, затем освоил поршневые самолеты, перешел на реактивные, научился летать на вертолетах.

После института Лебедев добился направления на работу в знаменитое Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, возглавляемое С.П.Королевым (с 1979 года - Головное конструкторское бюро НПО "Энергия"), где работал инженером, старшим инженером.

В 1967 году в качестве технического представителя головного предприятия ракетно-космической отрасли участвовал в экспедиции на кораблях 8-й поисковой эскадры в акваторию Индийского океана для поиска и технического обслуживания космических аппаратов "Зонд" по лунной программе "Л-1". В 1968 году был руководителем группы специалистов в Бомбее, обеспечивая техническое обслуживание космической станции "Зонд-5", впервой отснявшей обратную сторону Луны и доставившей материалы съемки на Землю.

Работая в испытательном комплексе. занимался отработкой средств спасения спускаемых аппаратов кораблей "Союз" и экипажей затем посадки на сушу и на воду, непочатый край времени проработал в Байконуре руководителем оперативно-технической группы управления по летно-конструкторским испытаниям кораблей "Союз", "Союз-Т" и орбитальных станций "Салют 4, 5, 6".

В 1972 году был зачислен в отряд космонавтов, а в 1973 году, будучи дублерами, сообща с Петром Климуком по результатам подготовки стали основным экипажем, удачно выполнив полет на первой орбитальной астрофизической обсерватории - космическом корабле "Союз-13" с системой телескопов "Орион-2". Эта служба положила начало астрофизическим наблюдениям в ультрафиолетовой области спектра. Во время подготовки к полету экипаж сумел осилить сложившийся подход к праву на полет не по загодя определенной руководством очередности, а по знаниям и слаженности в работе экипажа и с персоналом центра управления.

После завершения космического полета продолжал трудиться в НПО "Энергия" на должностях старшего научного сотрудника, инструктора космонавта-испытателя 3 класса. В 1974 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в которой обосновал надобность создания единого комплекса технических средств в виде стенда-полигона с использованием унифицированных имитаторов внешней обстановки (звездное небосклон, трассы полета, сближение и стыковка и т.д.) для приобретения экипажами навыков управления и отработки компоновки станции в условиях максимально приближенных к реальным и предложил научно-технические решения, которые нашли практическое воплощение.

В 1982 году на космическом комплексе "Союз-Т5" - "Салют-7" - "Союз-Т7" совершил рекордный в то время по длительности 211-суточный космический полет с А. Березовым. За время полета выполнил обширную программу научно-исследовательских и прикладных опытов.

В 1985 году, продолжая действовать в НПО "Энергия", подготовил и защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук и прошел совершенный вектор движения подготовки по программе "Буран". С 1989 по 1991 год работал в должности заместителя директора по научной работе Института географии Академии наук СССР. В 1991 году по его инициативе был создан Научный геоинформационный центра в системе Академии наук СССР и решением Президиума АН СССР В.В.Лебедев был назначен директором-организатором. В 1994 году его избрали директором.

В.В.Лебедев - немалый спец в области космонавтики и геоинформатики. Участие в космических исследованиях и полученные результаты определили круг научных интересов В.В.Лебедева, включающий навигацию, астрофизику, физику земной атмосферы, космическое землеведение, геологию. В каждую из этих отраслей знаний В.В.Лебедев вписал творческий вклад.

Во время двух космических полетов В.В.Лебедевым выполнено больше 300 научных опытов и исследований в разных областях науки, количество которых является уникальными. Определены характеристики состава атмосферы около станции, измерено поле виброускорений внутри орбитального комплекса, отработаны методы получения сверхчистых биологических материалов, в первый раз флора "Арабидопсис" в условиях космоса прошло совершенный цикл развития и т.д.

По разработанной им методике автономного управления ориентацией станции и навигации была достигнута вероятность расчета географических координат объектов, наблюдаемых за пределами плоскости орбиты, что позволило со станции "Салют-7" выявить новые кольцевые структуры, разломы и причинить их на космогеологическую карту страны. В результате удалось более точно определить местонахождение нефти и газа в районе Тенгиза и ускорить обнаружение некоторых полиметаллических месторождений на Алтае.

Разработанные им совместно со специалистами космической отрасли методы формирования бортового исследовательского комплекса станции, автономных средств управления ориентацией, навигации создали вероятность выполнения широкого круга астрофизических и природоресурсных наблюдений. В.В. Лебедевым предложено принципиально новое заключение по размещению комплекса средств наблюдения на автономной платформе с внешней стороны станции, что позволило новости непрерывную оперативную съемку Земли с минимальными затратами топлива и освобождением экипажа от выполнения множества рутинных операций и т.д.

Дальнейшим развитием этого направления работ стало расширение информационных возможностей космических систем с помощью наземных средств автономного приема, предварительной обработки, хранения и распределения информации. Это определило свежеиспеченный подход к требованиям по созданию космических систем изучения Земли - выравниванию приоритетов от совершенствования техники к повышению качества ее информационного продукта, когда эффективность системы оценивается не только надежностью, но и окупаемостью. Его разбор деятельности человека-исследователя в условиях длительного полета на орбитальной станции характеризует остроактуальный системный подход на практике не встречающийся в других работах.

Совместно с ведущими организациями космической отрасли НИИ КП и НПО "Молния" им разработана концепция создания геоинформационной сети страны и принципы построения региональных геоинформационных комплексов, создана доктрина, математический аппарат и основные программные модули комплексной обработки наземной и аэрокосмической информации на принципиально новых методах обработки с использованием геоинформационных технологий. Это дорога, ориентирующий отрасль на обслуживание своих заказчиков, которые станут опорой космической отрасли, а отечественная экономика сформирует внутренний рынок информационных услуг.

Развитием концепции стала разработка совместно с ГКНТЦ имени Хруничева, НПАО "Элас", инженерных предложений по созданию космического комплекса с использованием малоразмерных космических платформ с системами наблюдения и конверсируемого задела ракет-носителей легкого класса "Рокот" для получения дистанционной информации по Земле с возможностью ее приема заинтересованными пользователями.

Под научным руководством В.В. Лебедева была создана унифицированная методика комплексной обработки наземной и аэрокосмической информации, предназначенная для исследований состояний и динамики сложных природо-технических комплексов. Она позволяет творить многослойные синтезированные карты, пересекающихся в пространстве и времени ареалов распространения различных компонентов природной среды и их свойств, с анализом причинно-следственных связей между ними.

Впервые на базе отечественной разработки была создана экологическая геоинформационная организация крупнейшей магистрали Москвы (ГИС ЭкоМКАД) для мониторинга состояния земель, поверхностных и подземных вод, растительности в зоне влияния объектов Московской кольцевой автодороги. Эта разработка экспонировалась на экспозиции Президиума РАН и на международной экспозиции "Человек, городок и окружающая среда", посвященной Всемирному дню охраны окружающей среды, где получила высокую оценку специалистов и правительства Москвы.

Совместно с Гидрометцентром России и ИВП РАН в рамках федеральной программы "Возрождение Волги" была создана новая методика прогноза объемов паводкового стока на основе многопараметрического анализа стокоформирующих факторов о запасах воды в снежном покрове, глубине промерзания и увлажнения почв, современном состоянии ландшафта.

Одной из последних научных разработок В.В.Лебедева и руководимого им коллектива, выполненной по программе "Наука - Москве", стал комплекс работ по дистанционному мониторингу транспортных потоков Москвы. Созданные центром оригинальные методы и программные средства цифровой обработки материалов аэрофотосъемки высокого разрешения позволили в первый раз обрести достоверные данные об объемах движения и загрузки улично-дорожной сети города, скоростных и экологических параметрах транспортных потоков. Эти материалы явились исходными для совершенствования дорожного движения и создания автоматизированной системы управления транспортом. Выполненные разработки являются базовыми по формированию единой упорядоченной информационной среды крупнейшего мегаполиса.

Результаты научных исследований В.В. Лебедева нашли отображение в 108 научных работах, в том числе 5 монографиях, защищены 26 авторскими свидетельствами, внедренных в космических системах "Союз", "Салют" и территориальных геоинформационных системах.

В монографиях "Техническая эффективность пилотируемых космических аппаратов", "Обсерватория в космосе "Союз-13" - "Орион-2", "Космонавты исследуют Землю" и ряде научных статей ставится и решается весь строй важных научных проблем, имеющих приоритетное роль в развитии отечественной геоинформационной технологии и создании региональных геоинформационных комплексов для решения задач управления сложными природно-техногенными системами.

В.В.Лебедев имеет десятки публикаций в отечественных журналах "Наука и жизнь", "Исследование Земли из космоса", "Инженерная геология", "Промышленность России", в зарубежных журналах США, Англии, Японии и в центральных газетах России, в которых автор анализирует достижения космонавтики и раскрывает горизонты ее развития.

Написанная в условиях космического полета книжка "Мое измерение" является событием важный космонавтики, так как представляет навык человека, совершившего рекордный по деятельности, 211-суточный, полет, где бытие и работу нереально поделить. Эта служба имеет как историческую, так и научную ценность, неспроста она получила широкое признание как в России, так и за рубежом, дважды издана в США, напечатана в Японии. Отрывки из книги публиковались в авторитетных научных журналах ФРГ, Китая, Польши, Бразилии и в других странах.

Свои знания и навык В.В.Лебедев передает аспирантам, стажерам, выступая с лекциями, докладами на научных семинарах и конференциях. Результаты его научной работы внедрены в учебный ход Московского авиационного института. Учебное пособие "Комплексный разбор безопасности полетов" применяется при курсовом и дипломном проектировании на многих факультетах МАИ. В студенческом конструкторском бюро при непосредственном участии В.В.Лебедева были в первый раз в мире спроектированы и изготовлены малоразмерные спутники "Искра-1" и "Искра-3". Им лично они были экспериментально отработаны в условиях космоса и выведены на орбиту.

Летчик-космонавт СССР В.В.Лебедев дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден орденами и медалями СССР и других стран. В 1984 году за здоровущий вклад в отечественную и вмемирную науку в области космических исследований В.В.Лебедев отмечен золотой медалью имени К.Э.Циолковского Академией наук СССР. За работу по советско-французской космической программе награжден орденом Почетного легиона (Франция). Заслуженный участник науки Российской Федерации (1999). В 2000 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук. Он - один космонавт, тот, что стал членом национальной академии наук. Является почетным гражданином многих городов СССР, а ещё города Форт-Уэрт (США). По предложению НАСА избран почетным гражданином штата Техас (США). Занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Главная, по мнению многих, черта в характере В.В.Лебедева - страстность, неравнодушное касательство ко всему, за что берется, доводя занятие до положительного результата. Максималист по отношению к себе и окружающим. Он считает, что ограничиваться в представлениях о профессии космонавта только умением реализовывать комплект нехай более того большого количества сложных операций по обслуживанию, ремонту техники и проведению опытов воспрещено. Здесь образ человека должна быть немаловажно шире предъявляемых ему требований. Главное в профессии космонавта - реализация творческих способностей человека проникать в мир окружающей среды посредством восприятие, осмысление в сопоставлении с известным, приходя к выводам, выискивать новое в знаниях. И, конечно, раскрытие его человеческой индивидуальности сквозь преодоление трудностей, переживания, сомнения, одиночество, ощущений радости, мук поиска решений в трудных ситуациях для общего успеха и взаимопонимания в составе экипажа и с Землей. Именно эта личностная способность к космоплаванию и должна предуготовлять сущность профессии космонавта.

У него есть места, чтобы в школах страны, в конце концов, был введен наука космической географии, ибо мы располагаем огромным материалом космической съемки по Земле, а географию дети продолжают штудировать по контурным картам, что не дает возможности заполучить целостное представление о ней как о активный планете. У людей нет "Образа Земли", не воспитывается географическая культура, так как исторически приучены подвергать рассмотрению проблемы своего обитания на Земле раздельно, как существование того или иного народа, страны, нации... Отсюда местническое восприятие мира и его проблем. Без современной географической культуры, то есть без знаний о месте обитания всех нас, науки о своем большом доме ныне воспрещено формировать мировоззрение людей, чтобы оптимистично глядеть в предстоящее развития экономики, политики, межнациональных и межгосударственных отношений, если мы личный жилище не видим в целом, а только представляем его, изучая частями.

Будучи уже космонавтом, в течение нескольких лет с 1975 года, во время своего отпуска работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали в качестве командира студенческого отряда МАИ, за что был награжден медалью "За возведение БАМа". Эти качества привлекают к нему людей. У него хоть отбавляй хороших друзей по всей стране.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Филатьев Valentin Filatiev

Проходил подготовку к полетам на кораблях типа Восток.
читать далее

Валентин Васин Valentin Vasin

Второе "пришествие" Васина в космические дела состоялось во второй половине семидесятых, когда развертывалась программа воздушно-космического..
читать далее

Валентин Веденеев Valentin Vedeneev

Старший лейтенант В. И. Веденеев совершил 182 боевых вылета, в 52 воздушных боях сбил 24 самолёта противника лично и 1 - в группе с товарищами. 23..
читать далее

Валентин Елькин Valentin Elkin

Звание Героя Советского Союза Валентину Ивановичу Елькину присвоено посмертно указом президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий