Известные люди

»

Валентин Макаров

Валентин Макаров Valentin Makarov Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 30.8.1919
Капитан В. Н. Макаров совершил 462 боевых вылета, в 118 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 7 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 30 Августа 1919 года в Севастополе, в семье рабочего. Окончил 7 классов и Симферопольский аэроклуб. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1939 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Январю 1943 года начальник эскадрильи 512-го истребительного авиационного полка ( 220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, Донской фронт ) Капитан В. Н. Макаров совершил 462 боевых вылета, в 118 воздушных боях сшиб лично 15 и в группе 7 самолётов противника. 28 Января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил 635 успешных боевых вылетов, провёл 150 воздушных боёв, в которых уничтожил 30 вражеских самолётов лично и 9 - в группе с товарищами.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1975 года Генерал - Майор авиации В. Н. Макаров - в запасе. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 20 Мая 1978 года. Похоронен в Минске.

* * *

Начав службу в авиации 18-летним юношей, Валентин Макаров встретил Великую Отечественную войну уже командиром звена истребителей. С первых же дней он зарекомендовал себя умелым воздушным бойцом. За строй побед над противником уже в конце 1941 года был награждён двумя орденами Красного Знамени, а в Августе 1942 года - орденом Ленина.

За время Великой Отечественной войны В. Н. Макаров сражался на Юго - Западном, Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Участник ликвидации Бобруйского "котла", освобождения Бобруйска, Минска, Барановичей, Бреста, боёв в Польше, Германии.

Боевую дело начал в 512-м авиаполку. Навсегда запомнилась Валентину первая воздушная виктория. Однажды два звена советских истребителей перехватили большую группу бомбардировщиков сопровождаемую "Мессерами". Несмотря на многократное численное превосходство врага, врезались в гущу "Юнкерсов", которые плотной сетью пулеметных трасс пытались преградить им тракт. Валентин направил свой "Як" на флагманскую машину. Когда Ju-88 вписался в прицел, Макаров ударил по нему из пушки и пулемётов. "Юнкерс" накренился на крыло и стал разваливаться в воздухе.

Вскоре запылали ещё 5 вражеских машин. Удар наших истребителей был до того стремителен, что "Мессера" не успели закрыть своих подопечных. "Юнкерсы" беспорядочно побросали бомбы и ушли на запад. Потом было ещё как собак нерезаных боёв и побед, но эту схватку он запомнил на всю существование. За доблесть проявленную в воздушных боях Валентин Макаров вскоре был награждён орденом Ленина.

На Сталинградском фронте его знали уже как опытного воздушного бойца. Осенью 1942 года, когда противник обрушил на град мощные бомбовые удары, Валентин со своими однополчанами совершал по 5 - 6 вылетов в день. 16 Октября во главе шестёрки он вступил в поединок с 26 "Мессерами", прикрывающими "Юнкерсы". Наши лётчики скоро штурмовали пикировщиков. Вот загорелся единственный, посредством некоторое время задымил прочий. Строй "Юнкерсов" рассыпался. В этом бою Макаров сшиб 2 самолёта лично и 3 - в составе группы.

В тот день истребители одной только 220-й ИАД сшибли 9 и подбили 4 вражеских самолёта. Победителями этих боёв были Лейтенант В. И. Иванов ( сшиб 2 Ме-109 ), сержант Логачев, батальонный комиссар И. М. Мамыкин, Капитаны И. П. Моторный и З. В. Семенюк, Старшие лейтенанты В. Н. Макаров и П. П. Ратников, Старшие лейтенанты Мартынов и Б. М. Ривкин.

20 Октября сызнова героически сражались истребители 512-го ИАП во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом П. П. Ратниковым. Группа "Яков" завязала в районе Разгуляевки воздушный махач с 12 "Мессерами". В результате наши истребители сшибли 6 самолётов противника, а сами потерь не имели. Победы одержали Капитан З. В. Семенюк, Старшие лейтенанты В. И. Иванов, В. Н. Макаров, Д. Г. Макеев и Г. С. Дыбенко.

Именно под Сталинградом в боевых условиях был опробован облегчённый вариант истребителя Як-1, с помощью которых пытались нейтрализовать новые немецкие истребители Ме-109G, представлявших самую большую угрозу для нашей авиации в небе Сталинграда. В единственный из дней, перегоняя облегчённые "Яки" с саратовского завода, лётчики 512-го авиаполка В. Н. Макаров и И. П. Моторный по пути сшибли пару Ме-109G-2, подтвердив прекрасные лётные данные своих новых машин.

К началу 1943 года начальник эскадрильи 512-го истребительного авиационного полка Капитан В. Н. Макаров совершил 462 боевых вылета на И-16, Як-7 и Як-1, в 118 воздушных боях сшиб лично 15 и в группе 7 самолётов противника. 28 Января 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Храбростью и смекалкой отличались лётчики эскадрильи, которой командовал Макаров. В небе Сталинграда они уничтожили 48 самолётов врага, возле 15 из них - сам комэск. "Эскадрилья бесстрашных" - так называли их однополчане. Авиаторы приподнято ценили отвагу и мастерство своего командира, учились у него науке побеждать, сражаться не числом, а умением.

К Марту 1943 года на личном счету Валентина Макарова числилось уже 18 побед. Это был подлинный Ас, но "...держался он нетрудно, и во всём его облике было что - то располагающее. Он был подтянут, быстр, с зоркими ясными глазами". Таким запомнил его Иван Кожедуб, невзначай встретившимся с Валентином Макаровым в Борисоглебске, ранней весной 1943 года.

Не менее радикально и находчиво сражался отважный лётчик и над Курской дугой. О его беспримерной храбрости и тактическом мастерстве красноречиво свидетельствует этакий момент. 9 Июля 1943 года группа истребителей 1-й Гвардейской ИАД в составе 15 Як-1 под командованием Героя Советского Союза Гвардии капитана В. Н. Макарова получила задачу закрыть наземные войска от ударов с воздуха. Вскоре советские лётчики увидели возле 40 вражеских самолётов. Ведомые бесстрашным командиром, они совершили умелый маневр и внезапно врезались в строй противника. Атака была до того дерзкой, что неприятель стал в панике бесприцельно сбрасывать свой смертоносный груз. В это время радиостанция наведения сообщила о подходе ещё нескольких групп в количестве 50 машин.

Макаров без промедления скомандовал подготавливаться к бою и направил истребитель навстречу врагу. Завязался неравная схватка. Пользуясь численным преимуществом, неприятель попытался прорваться к цели, но дерзновенные и грамотные действия наших лётчиков помешали ему осуществить свой проект. Бомбардировщикам не помогли и прикрывающие их истребители. Потеряв 7 "Юнкерсов" и единственный FW-190, враг убрался восвояси, более того не сбросив бомб.

За Курской дугой было огненное небосвод Белоруссии, Польши и в конце концов Германии. В этих воздушных боях во всей полноте раскрылись высокие бойцовские качества Валентина Макарова. Его истребитель с надписью "Севастополец" был грозой для противника.

С 1944 года Майор В. Н. Макаров командовал 176-м истребительным авиационным полком, вооружённым самолётами Як-1 и Як-3, и особенно отличившимся при ликвидации так называемого "Бобруйского котла". Принимал участие в освобождении Белоруссии и Польши.

В течение 1 - 3 Февраля 1945 года советские войск, встретив возросшее сопротивление противника, вели напряжённые бои за расширение плацдармов на Одере, а частью сил уничтожали окруженные войска в Познани и Шнайдемюле. К исходу 3 Февраля они всецело очистили от противника восточный берег Одера.

Вэтого за трое суток Февраля лётчиками 16-й Воздушной армии было произведено 380 самолёто - вылетов, из них 127 - на разведку и 165 - на транспортировку грузов. В 12 воздушных боях недруг потерял 8 самолётов. При этом отличились Подполковник Н. Д. Скляренко, Герой Советского Союза Гвардии майор В. Н. Макаров и Старший лейтенант Кравцов ( 283-я ИАД ), Капитан А. А. Железников ( 274-й ИАП ), Старший лейтенант Е. Ф. Тужилин ( 15-й ИАП ) и другие.

Во время Берлинской операции лётчики 176-м истребительного авиаполка, под руководством Подполковника В. А. Макарова, уничтожили в воздушных боях больше 100 самолётов противника. Полк был удостоин почётного наименования "Берлинский".

17 Апреля 1945 года наши истребители в течение дня провели 35 воздушных боёв с авиацией противника и уничтожили 46 вражеских самолётов. По 11 побед одержали в воздухе летчики 6-го и 13-го ИАК. Одну из побед записал на свой боевой счёт и Валентин Макаров.

Столь же удачно сражались наши лётчики и в последующие дни. Так 18 Апреля в 40 воздушных боях они уничтожили 25 вражеских самолётов. Очередную победу в воздухе одержал начальник 176-го ИАП Герой Советского Союза Подполковник В. Н. Макаров. Возглавляемая им шестёрка Як-3 в районе Зеелова на высоте 3000 метров встретила восьмёрку "Фокке - Вульфов" и завязала с ними мордобой, в котором Макаров и Майор Ефимов сшибли по одному вражескому истребителю.

1 Мая 1945 года Валентин Макаров подвёл окончательный результат своих ратных дел. В тот самый день истребители 16-й Воздушной армии продолжали прикрывать свои войска и снабжать действия штурмовиков. Они провели 11 воздушных боёв и уничтожили 7 самолётов FW-190. Валентин Макаров вписал в свой боевой счет очередной сбитый самолёт противника, а на борту его истребителя появилась последняя, 30-я, звёздочка, обозначавшая окончательную цифру поверженных им врагов. Число групповых побед Валентина Макарова к концу войны достигло 9. Он совершил 635 боевых вылетов и провёл 150 воздушных боёв.

После войны Валентин Макаров служил на Дальнем Востоке, в Заполярье и Белоруссии. Освоил большинство типов отечественных истребителей. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Но на этом боевые действия для Валентина Макарова не закончились.

В 1950 году на вооружение Китайских ВВС стали поступать советские истребители Ла-11. Переучиванием китайцев занимались лётчики - ночники из 351-го истребительного авиаполка. Обстановка около КНР в те годы была неспокойной, американцы непрерывно проверяли ПВО Красного Китая - переодически вспыхивали воздушные бои. Причем в этих схватках принимали участие и советские лётчики из авиаполков, переброшенных на территорию КНР, тот же 351-й полк.

На вооружении ночников находились 45 Ла-11, командовал полком Герой Советского Союза Валентин Макаров. В отдном из таких боёв, 2 Апреля 1951 года, пилоты 351-го ИАП сшибли два "Мустанга" ( Р-51 ). Последней войной для 351-го авиаполка стала Северная Корея. Поскольку Ла-11 уже не могли на равных сражаться с новыми реактивными истребителями F-84 и F-86, их задачей стала битва с бомбардировщиками. Однако это уже предмет для отдельного разговора...

В 1954 году Макарову было присвоено звание Генерал - Майора авиации. В 1956 году он окончил Военную академию Генерального штаба. В 1975 году Валентин Николаевич демобилизовался - раны давали о себе быть в курсе. Последние годы жил в Минске.

Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Фигичев Valentin Figichev

Всего выполнил 612 успешных боевых вылетов, лично сбил в воздушных боях 21 самолёт противника.После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году..
читать далее

Валентин Хомяков Valentin Homyakov

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал в составе 401-го истребительного авиаполка особого назначения, командовал 1-й..
читать далее

Валентин Шапиро Valentin Shapiro

Гвардии старший лейтенант В. Е. Шапиро к Маю 1945 года совершил 590 боевых вылетов, в том числе 455 на разведку войск противника, в 48 воздушных..
читать далее

Валентин Эмиров Valentin Emirov

Капитан В. А. Эмиров совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника.Именем В. А. Эмирова названы одна из улиц..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий