Известные люди

»

Валентин Родионов

Валентин Родионов Valentin Rodionov Карьера: Граждане
Рождение: Россия
Имя директора Третьяковки Валентина Родионова со страшной силой замелькало в газетных заголовках прошлой осенью. Тогда из Москвы в Париж отправилась выставка Соц-арт.

Политическое искусство из России, организованная Третьяковской галереей. Все бы ничего, но министр культуры Александр Соколов восстал, что в Париж на выставку вывозят неприличные картины, в частности, с милиционерами, целующимися в березовой рощице. Это позор для России, за тот, что ответствовать нам придется уже по полной! А дальше разошедшийся министр произнес роковую фразу: Если ты прописался в каталоге Третьяковской галереи - ты стоишь существенно дороже. Здесь есть вторжение частных интересов в государственную политику. Потому что то, что показывает Третьяковская галерея, - это наша государственная политика. И вот когда в это проникают такого рода инициативы, то это не что иное, как коррупция.

Из-за слова коррупция Родионов немедля подал в суд на Соколова. Уникальный происшествие - босс главной национальной галереи судится с министром культуры! Скандал не угас и по этот день.

От этой истории хочется проснуться

- Как развивается судебный ход?

- Очень вяло. По просьбе министра занятие передали из Таганского суда в Хамовнический, и ныне там изучают материалы. Я готов отступиться от своих требований, если уважаемый Александр Сергеевич найдет в себе силы и мужество публично объясниться. И проронить наконец: то ли он оговорился, то ли ляпнул сгоряча про коррупцию, то ли неудачно пошутил Мне вся эта история кажется кошмарным сном, от которого хочется пробудиться.

Разворачивалось все так. Когда картины уже были готовы к отправке в Париж, я их в крайний раз осмотрел и сам лично распорядился снять семнадцать работ, твердо неприемлемых для Третьяковской галереи. Они никуда не поехали!

И дальше министр на ровном месте затеял дебош! Картины, которые и так не попали во Францию, он нежданно начал являть журналистам и толковать, что, если вся экспозиция доберется до Парижа, случится позор для России. Зачем начал оскорблять галерею? Он не объясняет!

Целующиеся милиционеры, о которых все писали, - достаточно безобидная служба и, уместно сказать, единственная, которая принадлежит Третьяковской галерее. А вот прочие шестнадцать работ были предоставлены частными коллекционерами и художниками. И я более того авторов вам не буду звать - не хочу рекламировать. Это порнография в буквальном смысле слова. Неприличные позы. Секс. Свастика. Короче, как я уже говорил, я их снял.

- Вы не боитесь, что ссора с министром культуры будет стоить вам поста директора галереи?

- Может быть, но я к этому готов. Ну а что же действовать? И раньше были какие-то нападки, но я сжимал зубы. А вот обвинение галереи в коррупции я не могу, да и права не имею сносить. За 150 лет ее истории таких оскорблений никто себе не позволял!

Как Репина полюбили в Нидерландах

- Сейчас в Лондоне выстраиваются километровые очереди на выставку Из России с картинами из четырех русских музеев. Она едва-едва не сорвалась из-за того, что наши музеи боялись: наследники Щукина и Морозова - меценатов и коллекционеров, скупавших в начале XX века полотна Матисса, Гогена и Ван Гога, предъявят на коллекцию свои права

- Потомки Щукина и Морозова предъявляют претензии к картинам из коллекций Эрмитажа и ГМИИ имени Пушкина, а не из Третьяковки. У нас-то с наследниками проблем нет. Но вообще не могу не заметить: то, что Агентство по культуре и кинематографии своевременно сподвигло британцев в два счета принять закон, гарантирующий секьюрити картин, делает ему честь. Тут, конечно, не только наши постарались, а ещё и руководство Королевской академии искусств, где работает сильно предприимчивый и настойчивый население.

У Третьяковской галереи в Королевской академии были три выставки. Все прошло без сучка без задоринки. Могу вспомянуть только единственный потрясающий случай: огромная картина Марка Шагала - та, где влюбленные летят над городом, - не проходила в ворота музея. Сначала решили: раз не проходит, что же совершать - надобно везти картину вспять. Но опосля нам позвонили с предложением: А давайте мы крышу зала разберем и посредством нее затащим Шагала? Я согласился при условии, что картине это не повредит. Вот она и пролетела в буквальном смысле над Лондоном и попала в экспозицию. Потом крышу сызнова разобрали, и она вылетела вспять.

- Многие ли русские художники, помимо авангардистов начала XX века, недурственно известны за рубежом?

- Ну, конечно, русских за рубежом знают меньше, чем Матисса или Ван Гога. Но вот в Нидерландах выставку Репина недавно посетили 300 000 дядя. Это огромная цифра! По-моему, искусство русских художников заслуживает огромного внимания, но раньше заинтересованность к ним был несправедливо занижен. А сегодня два крупнейших аукционных дома - Sotheby's и Christie's - всю дорогу проводят русские торги, и полотна уходят за бешеные капиталы. Интерес растет на глазах.

Мы сами ощущаем это на посетителях. В советское время иностранные путешественники в основном посещали Эрмитаж и Музей имени Пушкина, а русское искусство они за железным занавесом как-то не различали. Сейчас они идут в Третьяковку, причем с достаточно скептическим видом, а выходят - и в глазах читается потрясение!

Елизавету II интересовали только иконы

- Во многих музеях есть свои главные хиты, подле которых толпятся путешественники. В Лувре это Джоконда, в Уффици - Весна и Венера Боттичелли. Что, с точки зрения иноземца, является хитом в Третьяковке?

- Иконы. Это интересует практически всех. Однажды у нас была королева Елизавета II. Когда детали визита обговаривались, я был в командировке. Возвращаюсь, а мне говорят: Она посетит только первостепеннный этаж и посмотрит иконы. Я удивился: Как иконы? А второй этаж, где собраны картины, купленные Третьяковым? Звоню послу Великобритании, говорю: Послушайте, я настаиваю: она должна забежать на второй этаж! Протокол уже был утвержден, и все-таки удалось достичь, чтобы королева поднялась ввысь. Но для этого пришлось временно вынести туда три самые знаменитые наши иконы: Владимирскую, Донскую и Троицу!

- В зале древнерусского искусства крайне страсть сколько верующих; они крестятся на иконы Рублева, читают молитвы. Может, логично было бы вынести ту же Троицу в собор при Третьяковке, куда перенесена иконка Владимирской Богоматери?

- А там и так кроме Владимирской находится возле 150 икон из коллекции Третьяковки. Троицу мы туда не перенесли - не хотели перегружать собор. Но во время праздника Троицы она туда переходит. Точно так же любой год 1 сентября, в торжество иконы Донской Богоматери ее везут в Донской монастырь, где и проходит богослужение.

В 90-е годы некоторые требовали вынести Владимирскую и другие иконы в соборы. Но, по-моему, мы нашли идеальное вывод проблемы, и в текущее время у нас прекрасные отношения с церковью и святейшим Патриархом.

- В Третьяковке на денежки Виктора Вексельберга не так давнехонько был реконструирован шикарный зал Врубеля, не подобный ни на единственный иной зал музея. Планируете реконструкцию залов с полотнами других художников?

- Для Врубеля сделали особенный зал, в силу того что что он особенный художник. До сих пор идут споры: обычный он был или душевнобольной, выдающийся или напротив. Мне звонил единственный художник, академик, и спрашивал: Когда вы снимете с экспозиции Принцессу Грезу? Это не шедевр! Я ответил: Пока я управляющий - ни при каких обстоятельствах! Потому что, по-моему, Врубель - гений, и Принцесса - блестящая служба, несмотря на то, что написал он ее воистину достаточно быстро

У нас были все предпосылки упаковать картины, майолику и графику Врубеля в особым образом оформленном и освещенном зале, чтобы они заиграли по-новому. Такого эффекта тяжело достигнуть в зале с классическими пейзажами, где разрешается неужели что стены перекрасить. Впрочем, мы будем действовать в этом направлении - сегодня, в частности, есть мысль совершить отдельный зал Кипренского.

Иностранцы должны вносить плату за вход больше, чем русские

- Недавно вышел двухтомный каталог поддельных картин, тот, что стал сенсацией в мире антикваров. Причем выяснилось, что некоторые экспертизы на фальшивки выполняли сотрудники Третьяковки и признали картины подлинниками. Что случилось с этими экспертами?

- Каждый может промахнуться. В 1917 году ошибся Ленин, о чем после этого жалел Эксперты - также люди, а не безупречно работающие механизмы. И бывают подделки, которые тяжко отличить от подлинников! Абсолютно уверен, что они не подписывали заключения из злого умысла.

- У вас в Третьяковке были истории, когда на стене висела картина знаменитого художника, а в конце концов выяснялось, что это подделка?

- За те 14 лет, что я управляющий, такого не случалось. И обратных случаев, чтобы в пейзаже неизвестного художника кто-то признал Левитана, также не припомню. Была история с портретом Рокотова Неизвестный в треуголке. Это мужеский портрет, но, когда его просветили рентгеновскими лучами, выяснилось, что изначально он был женским! Наши исследователи выяснили, что за всем этим скрывалась без малого детективная история: заказчик портрета овдовел и женился во второй раз. А портрет первой жены болезненно воспринимала его новая супруга. И он попросил Рокотова переписать дамский образ в мужчкой. При этом у Неизвестного в треуголке остались жемчужные серьги!

- Для гостей нашей страны квиток в Третьяковку стоит в немного раз дороже, чем для россиян. Вам не кажется, что это странная практика? Ни в одной стране мира такого нет.

- Мне также в какой-то миг казалось, что это несправедливо. Но после этого ко мне пришел единственный весьма состоятельный гость нашей страны и сказал: Уравняйте цены на билеты для русского и зарубежного зрителя, а я вам дам пять миллионов долларов! Я спросил: А в какую сторону уравнивать? Делать для россиян дороже? Он почесал в затылке и сказал: Не знаю. Я ответил: А я знаю. Менять мы ничего не будем. Доход российского зрителя значительно меньше, чем заработки иностранного туриста. Сравните зарплаты и поймете, зачем существует эта отличалка! Так что цены для российских граждан у нас льготные.

- Доход Третьяковки разрешено сопоставить с доходами европейских музеев, не Лувра, ясно, но хотя бы Tate Britain?

- Не знаю, сколь получает Tate, но не думаю, что такое сопоставление быть может. У нас барыш крайне мелкий. Каждый год уменьшается бюджетное финансирование, хоть все должно было быть напротив. Хорошо, что в какой-то степени это компенсируют наши благотворители. Деньги - до сих пор главная наша задача.

- Мадридский Прадо и музеи Ватикана недавно ввели такую практику: разрешено уплатить 3500 евро и в день, когда галерея закрыта для прочих посетителей, постепенно, в одиночестве прогуливаться по залу. Индивидуальный VIP-тур, в общем.

- Если нам что-то подобное предложат, не исключаю, что мы согласимся. С заявками разрешено обращаться лично ко мне.

Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Войно-Ясенецкий Valentin Voyno-Yasenetskiy

Войно-Ясенецкий Валентин Федорович (архиеп. Лука) (27.04.187711.06.1961), мыслитель, священник, врач; доктор медицинских наук, профессор.
читать далее

Валентин Зорин Valentin Zorin

Более четверти века имя В.Зорина связано с большой политикой. Все эти годы он неизменный и активный ее участник, будучи эксклюзивным собеседником..
читать далее

Валентин Павлов Valentin Pavlov

Реальный рынок стал в повестку дня как реальная угроза всевластью республиканской и союзной бюрократии, государственных и партийных чиновников всех..
читать далее

Валентин Ковалев Valentin Kovalev

3 февраля 1999 был арестован по обвинению в растрате государственных средств. Арест был связан с деятельностью "Фонда общественной защиты..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий