Известные люди

»

Василий Лобозов

Василий Лобозов Vasily Lobozov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 30.11.1944
В 1936 - 1937 годах сражался в Испании, в составе интернациональной бригады. Совершил 153 боевых вылета. В 1938 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 40-м бомбардировочном авиационном полку ВВС Черноморского флота.

Родился в 1913 году в деревне Василёво, в настоящий момент Темкинского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в Вязьме. С 1932 года жил в Москве, работал слесарем на заводе. В 1935 году по комсомольскому набору был направлен в Воронежскую школу младших авиационных специалистов. Случил стрелком - радистом. В 1936 - 1937 годах сражался в Испании, в составе интернациональной бригады. Совершил 153 боевых вылета. В 1938 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 40-м бомбардировочном авиационном полку ВВС Черноморского флота.

С Июня 1941 года в действующей армии, сражался на многих фронтах. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя, наносил удары по нефтеперегонных заводам города Констанца, базам, аэродромам, мостам и другим военным объектам Румынии.

К Марту 1944 года помошник по лётной подготовке командира 30-го разведывательного авиационного полка ( ВВС Черноморского флота ) Майор В. А. Лобозов совершил 185 боевых вылетов. 16 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В Июле 1944 года окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. 30 Ноября 1944 года погиб при выполнении боевого задания. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями.

* * *

Василий Лобозов родился в невеликий деревеньке Василёво, что на Смоленщине. В семье крестьянина было 4 детей, и посреди них только единственный наследник. Именно вследствие этого с самого момента появления его на свет в Василии видели продолжателя и будущую опору рода. Несмотря на разруху потом гражданской войны, житейские трудности, его всё же решили вернуть обучаться, совершить из него хорошего мастерового.

Окончив начальную школу, после этого семилетку, Василий поступил в ФЗУ. Учился на слесаря. Получив рабочую профессию, в 1932 году оформился на столичный предприятие "Спецстрой". Через 3 года из столицы ушёл в армию. Затем ещё раз учёба, на тот самый раз на стрелка - радиста в авиационной школе. После её окончания - Испания. Друзья, знакомые да и родственники были уверены, что Василия перевели служить в другое местоположение и что как только устроится, он во что бы то ни стало напишет. Но Василию было не до писем, хотя зачастую вспоминал свою Родину в Испании, где бушевал пламень гражданской войны.

Различными путями проникали в Испанию добровольцы. Особая нужда у республиканцев была в артиллеристах, танкистах, лётчиках. Господство в воздухе захватили фашистские профессионалы на "Хейнкелях" и "Фиатах", вооружённых более того крупнокалиберными пулемётами. Республиканская же авиация располагала безнадёжно устаревшими самолётами различных типов. Те немногие самолёты, которыми располагали республиканцы, единый день находились в воздухе и вводили в заблуждение противника: он никак не мог себе представить, что это были одни и те же машины, что одни и те же лётчики совершали чудеса, удачно прикрывая и защищая небосклон Мадрида.

Вслед за добровольцами из Советского Союза стали поступать и современные для того времени самолёты. Ласковым русским именем "Катюша" называли испанцы совдеповский самолёт СБ, ставший их основным бомбардировщиком.

О действиях советских добровольцев лучше всего могут поведать сами участники воздушных боёв.

"Вспоминая о воздушных стрелках, - писал уже следом войны Герой Советского Союза Генерал - Майор авиации Г. М. Прокофьев, - я должен подметить их героизм и самоотверженность. Летая зачастую с разными лётчиками, я без малого постоянно хватал с собой своего постоянного стрелка - "Отца". Я был спокоен: он не прозевает воздушного врага, своевременно предупредит, своевременно и расчётливо откроет жар. Пулемёт его не знал отказов. Ведь никто столь не видит в воздухе, сколь воздушный стрелок. Лётчик и штурман, занятые своими делами, нередко не видят ни истребителей, ни разрывы снарядов зенитных орудий. А у стрелка всё это на глазах. Это требует большого напряжения всех моральных сил. Такими стрелками были у нас Кондрашев, Лобозов..."

Немалая образ отводилась стрелку - радисту и в разведке. Он не только следил за небом, охраняя тыл экипажа, но и вёл наземное слежение, считал вражескую технику. Из тех многочисленных полётов, совершённых в небе Испании, нашим лётчикам в особенности запомнился вылет в Марте 1937 года на разведку морских портов Малага, Алхесирас, Сеута и обороны прибрежной зоны.

"В начале полёта, - вспоминал Прокофьев, - погода в районе Картахены стояла чудесная. Видимость была отличная. Но сквозь 10 - 15 минут вслед за тем вылета на горизонте показалась тёмная полоска. По мере приближения она стала зловеще чёрной. Начался дюжий дождик, усилился ветер. Решили объехать облачность, но безуспешно. Не увенчались успехом и попытки пробиться к Сеуте. После этого были вынуждены забрать вектор движения на аэропорт Мелилья. Подойдя к цели на высоте 600 метров, решили скинуть бомбы на лётное поле, так как единственный из моторов нашего самолёта очень перегрелся и работал на малых оборотах. Затем взяли вектор движения на Альмерию. В связи с тем, что погода всё ухудшалась, летели на высоте 300 метров. Самолёт здорово бросало. Пришлось перейти на бреющий полёт над бушующим морем. Только таким образом и спаслись".

В этом полёте участвовал и Василий Лобозов. Вэтого же за год боев в Испании он совершил 153 боевых вылета. За мужество и отвагу, проявленные в тех боях, Лейтенант Лобозов был награждён двумя орденами Красного Знамени.

Вернувшись из Испании, Василий решил освоить профессию пилота, потому как ясно понимал, что исход боя в воздухе во многом зависит от лётчика. И свою мечту он осуществил. В Ноябре 1939 года Старший лейтенант Лобозов получил диплом пилота и был направлен на Черноморский флот, в район Крымского полуострова.

Великую Отечественную войну он встретил в кабине бомбардировщика. Вскоре поступил приказ: разбомбить железнодорожную станцию, забитую вражеской техникой и войсками. Несмотря на литой жар зенитной артиллерии, Лобозов в аккурат вывел своё звено на стоящие под парами эшелоны фашистов. Сделав по нескольку заходов на мишень и сбросив бомбы, самолёты пошли на свой аэропорт. В тот самый миг на них сверху, из облаков, набросились немецкие истребители. Шесть "Мессеров" взяли в колечко самолёт ведущего. Из этой смертельной карусели экипаж Лобозова всё же вышел достойно, сшиб единственный вражеский истребитель. А следом, на предельной скорости, бомбардировщик ринулся в сторону своего аэродрома. Казалось, всё кончилось ладно. Но, посадив самолёт, Василий долговременно не мог его оставить. Наконец понял, что ранен. Открыв фонарик пилотской кабины, он с трудом вывалился на руки подоспевших техников.

Оправившись от ранения, Лобозов ещё поднялся в воздух. "Отвага и самообладание" - так характеризовала действия его экипажа военная газета. В одном из боёв был тяжко ранен стрелок - радист Лавров, и самолёт оказался неприкрытым с тыла. Вышел из строя левый движок, агрегатина загорелась, но Лобозов ветром сшиб полымя. Через некоторое время заглох второй движок. Аэродром без малого рядом, но отказало шасси. Едва удерживая машину в планировании, лётчик посадил её на фюзеляж и безотложно же бросился к раненому товарищу.

Не раз экипаж из - под Одессы вылетал на бомбардировку военно - морских баз противника. К цели в этих полётах Лобозов старался вылезти как снег на голову для фашистских зенитчиков, чаще всего со стороны солнца. Отбомбившись, снижался до бреющего полёта и, ведя интенсивный пламень, на предельной скорости уходил из опасной зоны. А чего стоили повторные заходы на предмет ! Казалось безумием вновь залезать в пламенеющий шквал, часто на уже повреждённой машине. Лобозов не раз штурмовал кроме того вражеские автоколонны, морские суда и другие наземные объекты.

Учитывая его высокое мастерство, боевой навык и бесстрашие, Лобозову достаточно зачастую давали в особенности трудные и ответственные задания. Вот только единственный образец. Необходимо было развалить ж-д мост посредством Дунай, по которому беспрерывным потоком шли воинские эшелоны противника. Посовещавшись с экипажем, Лобозов заверил командование:

- Если промажу, пойду в пике до конца - жизни не пожалею, а поручение выполню. Без победы не вернусь.

Сложность подобной задачи что надо охарактеризовал морской лётчик дважды Герой Советского Союза В. Раков:

- Уничтожить мост - это только проговорить несложно. Для авиации мост - малоразмерная мишень. Ну что такое пролёт в каких - нибудь 50 метров длиной и меньше 10 шириной ? Представьте себе, что вы видите из окна 2-го этажа на тротуаре карандаш ! Попробуйте угодить в него камнем ! К тому же тот самый "карандаш" ажурный и не лежит на асфальте, а висит над рекой на порядочной высоте. Бомба может взорваться рядом, а ему ничего ! Здесь требуется только прямое попадание. Да и то не всякое. Бомба может одолеть путь сквозь пролёт, не повредив его. Если воронка взрыва окажется вблизи опоры моста, он будет повреждён, но подобное повреждение краткосрочно и устранить...

Старший лейтенант Лобозов в тот день сдержал словечко. Ни ураганный жар зениток, ни истребители противника не помешали точному бомбометанию. Взлетели глыбы бетона, земли, камни, и как будто нехотя рухнула огромная ферма моста... Третий орден Красного Знамени засиял на груди отважного пилота.

29 боевых вылетов совершил под Одессой Василий Андреевич со своим экипажем, громя вражеские железнодорожные эшелоны и морские конвои, уничтожая танки и живую силу, срывая военные поставки фашистов на Кубань и Таманский полуостров. Он был готов в каждый миг бомбить, расстреливать врагов. И когда один раз поступил команда не загружать самолёт бомбами, воспринял его с нескрываемой досадой. Необходимо было лететь на разведку, и облегчённый самолёт мог немаловажно увеличить прыть в случае нападения истребителей противника. Вскоре Лобозов уразумел, что разведка не менее важное занятие, чем бомбардировка. Полёты в тыл врага, на неплохо охраняемый предмет, без прикрытия, в одиночку требовали мужества, хладнокровия и высокого лётного мастерства.

В одном из разведывательных полётов на подходе к линии фронта Лобозов попал под литой пламень зенитной артиллерии. Снаряды рвались слева и с правой стороны от фюзеляжа, метко дождём осыпая самолёт осколками. Белые шапки разрывов вставали то тут, то там. Лобозов непрерывно маневрировал, менял вектор движения, высоту, прыть. А со стороны могло показаться, что только диковина спасает самолёт от огня зениток. Но как снег на голову раздался дюжий треск, самолёт тряхнуло, и пилот с удивлением заметил большую дыру в капоте. Из неё брызгами вылетал зеленоватый антифриз, смешанный с коричневой масляной пеной. Давление масла в одном из моторов упало до нуля. Самолёт стало кренить - заклинило двигатель. Лётчик с трудом выровнял машину. Однако спасти её не удалось...

После непродолжительного лечения Лобозов защищал Севастополь. Бомбовыми ударами по аэродромам противника в Крыму его звено уничтожило 8 самолётов. Отбомбившись, Василий снижал машину до бреющего полёта и расстреливал вражеские колонны, которые двигались к городу.

Как одного из опытных лётчиков, Лобозова назначили командиром разведывательной эскадрильи. За 8 месяцев боевых действий лётчики его подразделения совершили 650 дальних разведывательных полётов в основательный тыл противника, доставили нашему командованию несть числа ценных сведений. А добывать данные о противнике было достаточно нелегко. Приходилось летать и в плохую погоду, зачастую на обледенелом самолёте. Затрудняли съемку не только зенитчики фашистов, но и облака и туманы, хотя бывало, что они не раз и спасали лётчиков от преследования вражеских истребителей. Иногда предмет разведки менялся во время полёта, и необходимо было перестраиваться на лету, зачастую под огнём зениток противника.

Часто Лобозов сам присутствовал при дешифровке разведфильмов. Да и кто мог точнее растолковать, что сфотографировано с высоты 7000 метров, безошибочно установить вражеские зенитные батареи, численность вагонов, автомашин, самолётов, танков, их типы и многое другое. Порой бывало, что разведчик, пролетая над объектом, не мог выявить противовоздушную оборону врага, хотя интуитивно не сомневался в её наличии. При повторном заходе приходилось сбрасывать припасённые на происшествие фугаски, и, как правило, у врагов сдавали нервы: они открывали преждевременный жар. За относительно короткое время Лобозов произвёл свыше 50 ответственных и опасных вылетов, за что был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В Апреле 1943 года Василия Андреевича направили на Высшие офицерские курсы ВВС Военно - Морского Флота. После их окончания его назначили заместителем по лётной подготовке командира 30-го разведывательного авиационного полка. К началу 1944 года он лично совершил уже 185 боевых вылетов. Указом Президиума Верховного Совета СССР в середине Мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном листе руководство подчеркивало: "Бесстрашен в боях, своим мужеством и героизмом учит своих подчинённых".

Однажды в конце Ноября 1944 года, когда пасмурное, серое небеса сливалось с бушующим морем, заместитель командира полка по лётной части Майор Лобозов вылетел на выполнение очередного особенно важного задания. И случилось так, что тот самый вылет оказался последним для отважного сокола...

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Максименко Vasily Maksimenko

В 1955 году окончил Военно - Морскую академию ( ныне имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного..
читать далее

Василий Марков Vasily Markov

Старший лейтенант В. В. Марков совершил 225 боевых вылетов, в 67 воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника. Однажды ему довелось одному..
читать далее

Василий Матаков Vasily Matakov

Младший лейтенант В. Н. Матаков совершил 163 боевых вылета, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Василий Мациевич Vasily Macievich

Капитан В. А. Мациевич совершил 196 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 6 самолётов противника. 14 Февраля 1943..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий