Известные люди

»

Василий Мыхлик

Василий Мыхлик Vasily Miuhlik Карьера: Герой
Рождение: Украина
За образцовое выполнение боевых заданий командования, за мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года В. И. Мыхлику присвоено звание Героя Советского Союза. 29 июня 1945 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Василий Ильич Мыхлик родился в 1922 году в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1944 года. В Советской Армии с 1940 года, начал службу курсантом 1-го Вольского авиатехнического училища имени Ленинского комсомола, которое окончил в 1941 году.

В годы Великой Отечественной войны освоил боевой самолет- и стал летчиком-штурмовиком. Был командиром звена, эскадрильи. Произвел 188 боевых вылетов.

После Великой Отечественной войны В. И. Мыхлик окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, до 1966 года служил в Советской Армии. Ныне полковник В. И. Мыхлик находится в запасе, живет и работает в Москве.

Еще в школе комсомолец Василий Мыхлик решил сделаться летчиком. Окончив среднюю школу, он первоначально поступил в 1-е Вольское авиатехническое училище имени Ленинского комсомола. Здесь и застала его Великая Отечественная битва.

В сентябре 1941 года он окончил училище, получил звание сержанта и был направлен авиамехаником в единственный из запасных истребительных авиационных полков, где проходили подготовку молодые летчики. Василий с любовью относился к своему делу, но давнишняя греза не покидала юношу. Ему самому хотелось взвиться в небосклон и с воздуха ударять гитлеровцев, осквернивших родную землю, родное Криворожье, где провел он свои школьные годы, где остались мама и сестры. С нескрываемой завистью провожал он на фронт летчиков, окончивших вектор движения обучения.

Упорство и настойчивость сделали заветную мечту явью. Командование послало В. Мыхлика обучаться. За короткое время он стал летчиком-штурмовиком.

Василий Мыхлик настойчиво изучал навык бывалых воинов, со всей страстью молодости готовился к боям. Наконец наступил долгожданный день: Мыхлик в первый раз в составе эскадрильи вылетел на боевое поручение на штурмовку войск противника в районе Козельска.

Внимательно готовился Василий к полету. Он изучил путь, линию фронта, расположение огневых средств противника. На полетной карте сделал необходимые пометки, помогающие ориентироваться в сложной обстановке боя, ещё раз проверил подготовленность самолета.

После коротких, но четких указаний командира летчики одним духом разошлись по своим самолетам. Мыхлик сел в кабину и по сигналу привычным движением запустил движок. Один за другим самолеты поднялись в воздух. Заняв свои места в общем боевом порядке, летчики взяли вектор движения на мишень.

Василий старался как позволительно точнее снести близкое местоположение в группе: по этому будут судить о нем как о летчике. А ибо нужно было и на местность глянуть, и мишень найти. Даже тогда, когда группа вышла на заданную мишень и ведущий подал команду сбрасывать бомбы, Мыхлик не мог себе вразумительно представить, что делалось в тот самый миг на земле и куда полетели его бомбы.

Ничего, ещё вылет-другой и научишься отыскивать любую мишень и распознавать противника, где бы он ни был, сказал огорченному новичку ведущий группы, когда летчики собрались затем посадки. А в группе держишься недурственно, молодчина!

От полета к полету Мыхлик все лучше разбирался в обстановке. Он научился читать поле боя, лицезреть то, что в первых полетах не замечал. Летчик не только перенимал навык старших, но и сам искал новые тактические приемы ведения боя. Скупые на похвалы старшие товарищи хвалили его.

Василий будет хорошим летчиком, говорили они между собой. И не ошиблись.

В составе шестерки ИЛ-2 Мыхлик вылетел на очередную штурмовку большущий автоколонны немцев, растянувшейся по дороге Брянск Карачев. Подходя к цели, Василий заметил, что колонну прикрывают с воздуха вражеские истребители. Кроме того, советских штурмовиков встретил мощный заградительный артиллерийский жар. Умело маневрируя, летчики и воздушные стрелки отбили атаки истребителей, прорвались к цели и обрушили свой смертоносный груз на врага. Однако сильное противодействие истребителей противника, находившихся в воздухе, не дало штурмовикам возможности совершить больше одного захода для атаки колонны. Но и при одном заходе группа сумела истребить и вывести из строя до 30 автомашин врага. За отличное выполнение задания начальник дивизии объявил Мыхлику признательность.

На фронте шли ожесточенные бои. Наземным войскам помогали летчики. Только одно явление над полем боя наших штурмовиков воодушевляло бойцов, придавало им силы.

Большую и напряженную боевую работу вели наши летчики и по срыву железнодорожных перевозок противника к линии фронта: разрушали мосты, громили воинские эшелоны на железнодорожных станциях и в пути. Так, один раз на участке железной дороги Брянск Карачев воздушной разведкой был обнаружен вражеский эшелон с военной техникой. Поступило приказание ликвидировать его. Вместе с другими на поручение вылетел и Мыхлик. Обнаружив эшелон, летчики с ходу штурмовали его. Меткий бомбовый потрясение группы штурмовиков вызвал крушение поезда.

За время боев на Брянском и Западном фронтах младой пилот совершил навалом успешных боевых вылетов, стал зрелым воздушным бойцом, заслужил почтение и признание товарищей. В боях под Орлом в штурмовых ударах по врагу он показал высокое боевое мастерство, мужество и героизм и был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Из рядового летчика он вырос в умелого командира, опытного ведущего группы, зарекомендовал себя мастером штурмовых ударов, стал гордостью полка.

В январе 1944 года, уже имея здоровущий боевой навык, Мыхлик совместно со своей частью прибыл на Ленинградский фронт. В то время советские войска прорывали колечко блокады Ленинграда. На долю наших штурмовиков выпала трудная задача: ударять по вражеским укреплениям, железнодорожным эшелонам, активный силе и технике врага. Летать приходилось немало, изредка по нескольку раз в недлинный зимний день, в самых различных условиях погоды.

Важнейшей задачей летчиков-штурмовиков в тот самый отрезок времени было истребление артиллерии противника, мешавшей наступлению наших войск. С этой целью авиационные и артиллерийские командиры нередко договаривались о совместных действиях, составляли плановую таблицу боя, в которой определялись зоны действий артиллерии и штурмовиков.

Артиллеристы, как правило, действовали по загодя засеченным артиллерийским точкам противника на досягаемую для них глубину, а штурмовики по артиллерии, находившейся в глубине.

В единственный из зимних дней 1944 года артиллерийский начальник сообщил авиационному командиру, что на восточной окраине очень укрепленного пункта две артиллерийские батареи противника ведут пламень по боевым порядкам наших войск, а на западной окраине этого пункта расположена зенитная батарея. Было решено совместными действиями ликвидировать батареи.

От штурмовиков исполнить эту задачу было поручено группе, возглавляемой Василием Мыхликом. Командир группы собрал летный состав и изучил с ним поставленную задачу. Каждая пара знала, когда и что она делает, когда и какой маневр выполняет.

Согласно договоренности наша артиллерия первой открыла жар по батареям противника. Через пять минут группа штурмовиков под командованием Мыхлика подошла к району расположения батарей противника и парами с разной высоты нанесла по ним бомбовый потрясение. Затем самолеты встали в боевой строй круг и произвели по целям четыре атаки реактивными снарядами и из пушек. В результате совместных действий штурмовиков и артиллеристов батареи врага были подавлены, а наши наземные войска использовали тот самый миг для продвижения вперед.

В этом боевом вылете в особенности отличился начальник группы. Он при первом же заходе подавил жар зенитной батареи врага, тем самым обеспечил группе лучшие условия выполнения последующей задачи.

Один из эпизодов тех дней запомнился Василию Мыхлику на всю существование. На тот самый раз он повел четверку ИЛ-2 без прикрытия истребителей на штурмовку вражеской автоколонны, которая двигалась по дороге к железнодорожной станции Мшинская. Уже на подходе к цели он услышал взволнованный звук воздушного стрелка Ивана Фаюстова:

Товарищ начальник, с правой стороны выше четыре истребителя противника!

Внимание! Приготовиться к отражению истребителей, сократить дистанцию! передал по радио Мыхлик ведомым.

Летчики приняли литой боевой строй. Чтобы затруднить атаки истребителей, ведущий начал маневрировать по направлению и высоте. Истребители приближались к группе, пытаясь штурмовать штурмовиков с различных направлений. Одна за прочий появлялись в воздухе огненные трассы. Но они проходили вдали от самолетов: неприятель боялся пулеметов воздушных стрелков и вел жар с большущий дистанции.

Штурмовики были уже над целью, когда по ним открыла жар зенитная артиллерия врага. Истребители противника, чтобы не угодить под жар своих зениток, отошли в сторону и готовились напасть на самолеты потом выхода их из атаки.

Во время атаки цели зенитным огнем был поврежден авиалайнер Мыхлика. Загорелась правая плоскость. Но увлеченный боем пилот продолжал штурмовку.

Когда штурмовики возвращались на свою территорию, два немецких истребителя зашли в хвостище самолета Мыхлика. Пулеметная очередность повредила управление элероном и рулем поворота. Но в эти секунды воздушный стрелок поймал единственный из самолетов врага в прицел и сшиб его.

На горящем и скверно управляемом самолете Мыхлик не мог продолжать полет. Высота проворно уменьшалась. Пришлось усаживаться на чаща.

Когда треск сучьев стих, наступила спокойствие. Кажется, жив, подумал Мыхлик. А что со стрелком? Летчик выскочил из кабины и поспешил на содействие товарищу.

Вблизи были слышны выстрелы, доносилась немецкая речь. ИЛ-2 оказался приблизительно в 200 метрах от зенитной батареи противника, стрелявшей по штурмовикам. Немецкие зенитчики в грохоте боя не слышали посадки самолета. Но медлить было не разрешено.

Мыхлик и Фаюстов поспешили схорониться в лесу. Трое суток шли они к своим. На четвертый день удалось перейти незамеченными линию фронта. Советские бойцы оказали им необходимую содействие. И вновь пилот и стрелок в родном полку, посреди боевых друзей, которые беспокоились об их судьбе.

Много раз Мыхлик водил группы ИЛ-2 на штурмовку и завсегда умело использовал грозное оружие своего самолета. Он летал на разведку войск противника и доставлял командованию ценные сведения, от которых зачастую зависел фарт боя наших наземных войск.

От летчика-штурмовика в годы войны требовалось, чтобы он мог не только превосходно пилотировать авиалайнер и действенно применять его вооружение, но и славно ориентироваться в полете, видать, что делается в воздухе и на земле. Особенно это последнее свойство необходимо летчику, выполняющему полет на разведку наземных войск: необходимо скрытно вылезти в район разведки, избежать встречи с истребителями противника и умело объехать наземные средства ПВО.

Василий Мыхлик обладал всеми этими качествами. Опыт, накопленный в боевых полетах на различных участках фронта, помогал ему добро смекать в наземной обстановке, опознавать врага на местности и благополучно исполнять задания командования.

Однажды начальник полка получил задачу разведать очень укрепленный участок обороны противника. Нужно было выявить расположение огневых средств, складов боеприпасов, сосредоточение танков и прочий боевой техники врага. Командир доверил это поручение Мыхлику.

Чтобы снабдить скрытность полета от противника, Мыхлик повел авиалайнер на малой высоте. Линию фронта он прошел над болотистой малонаселенной местностью. Выйдя в тыл вражеских войск, пилот развернул машину, вышел с набором высоты на заблаговременно намеченный ориентир и включил фотоаппарат.

Зенитный жар не смог воспрепятствовать Мыхлику реализовать поручение. Командование своевременно получило достоверные сведения об укреплениях врага на данном участке.

Во время боев за отбояривание балтийских прибрежных островов звену Мыхлика доверили закрыть высадку десанта наших войск на острове Даго. Это было в начале октября. Стояла плохая погода, шел дождик, невысоко нависали облака. Подлетев к острову, Мыхлик заметил высаживавшихся десантников. Их передовая группа уже вела мордобой за мелкий населенный пункт близко от берега. Радиостанции наведения не было, и летчикам пришлось самим отыскивать цели. А для этого надобно было практически утюжить землю, чтобы при таковый погоде рассмотреть засевших посреди камней гитлеровцев.

Расстояние между немцами и нашими подразделениями было всего возле 100 метров. При таком положении не возбраняется сразить и свои войска, но Мыхлик повел звено в атаку. Он был уверен в своих подчиненных, знал их твердую выдержку, умение и настойчивость. Звено под сильным огнем противника сделало 16 заходов на вражеские позиции и ушло от цели только тогда, когда израсходовало все боеприпасы, а наши десантники поднялись в решительную атаку.

Доложив командиру обстановку на острове, Мыхлик попросил разрешения воспроизвести полет, чтобы пособить нашим пехотинцам. Просьба летчика была удовлетворена. На тот самый раз он полетел в паре со своим лучшим ведомым Александром Артемьевым. На месте прежнего боя уже хозяйничали наши пехотинцы. Пришлось сызнова щупать землю и разыскивать цели. И на тот самый раз пара сделала 16 заходов. Меткий жар Мыхлика и его товарищей помог десантникам с небольшими потерями занять значительную доля острова.

Это была последняя штурмовка Василия на Ленинградском фронте. Осенью 1944 года количество, в которой он служил, вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Здесь Мыхлик, как единственный из талантливых и опытных офицеров, назначается командиром авиаэскадрильи и получает звание капитана. Эскадрилья участвует в прорыве здорово укрепленной обороны немцев на подступах к Восточной Пруссии и уничтожении вражеской окруженной группировки.

Командир гвардейского корпуса, с которым взаимодействовала авиация, так рассказывал об одном ударе группы штурмовиков во главе с Мыхликом: Ровно в 13.30 две пятерки ИЛ-2 появились над целью в районе Кнаутен Шеферай бумажная фабрика. После разворота штурмовики сильно удачно штурмовали цели из всех видов оружия. Противник был в большей своей части уничтожен, а оставшаяся парализованная количество не смогла оказать серьезного сопротивления. Во время атаки штурмовики сожгли три танка, два самоходных орудия и уничтожили до роты боец и офицеров противника. Атака штурмовиков была произведена в аккурат в срок и точь-в-точь по целям. Этим воспользовались наступающая пехота и артиллерия, в результате чего боевая проблема была выполнена полностью.

А вот вылет группы илов под командованием капитана Мыхлика на боевое поручение по уничтожению окруженных войск противника юго-западнее Кенигсберга. В 15 20 километрах от линии фронта Мыхлик связался со станциями наведения. При подходе к полю боя подал команду:

Принять боевой строй!

Экипаж самолета-наводчика, ожидавший прихода группы, указал мишень Батарея южнее пункта Н.. Быстро определив ее на карте и маневрируя в разрывах вражеских зенитных снарядов, Мыхлик повел группу своих штурмовиков в атаку. Взрыв, иной, третий... Снижаясь с высоты 300 400 метров до бреющего полета, он видел результаты своей работы перевернутые и исковерканные орудия и трупы фашистов.

Он сделал уже восемь заходов на мишень, когда ему с земли сообщили, что в текущее время наша артиллерия начинает обстрел противника. Василий Мыхлик ушел на свою территорию, построил группу ИЛ-2 в круг и стал присматривать за стрельбой артиллерии. Но что это? Снаряды рвались вдали от цели. Он сразу же связался с наводчиком. Артиллеристы уточнили прицеливание и перенесли жар по цели. Когда артиллерия умолкла, Мыхлик сызнова повел свою группу в атаку.

Идите домой, работали отменно! услышал он по радио.

Еще до возвращения группы на аэропорт в полк пришла телеграмма: Лично наблюдал и восхищен работой группы. Со мной наблюдали работу наземные командиры, которые ещё восхищены. Ведущему и группе объявляю признательность. Зам. начальника штаба воздушной армии полковник Жильцов.

В тот самый вылет Мыхлик не только умело возглавлял группой, но и сам поджег танк, сокрушил четыре автомашины с солдатами и грузом, подавил жар артиллерийской батареи. Смелые и точные действия летчиков, хорошая слетанность группы, инициатива и решительность Мыхлика помогли наземным войскам без малого без потерь овладеть укрепленным пунктом.

На 3-м Белорусском фронте эскадрилья, руководимая Василием Мыхликом, совершила 309 успешных боевых вылетов, причем потеряла только единственный авиалайнер. За время боев на этом фронте полк, в котором служил Мыхлик, стал краснознаменным, а дивизия была награждена орденом Кутузова. В этом заслуга и Мыхлика, тот, что своими боевыми делами повседневно приумножал славу дивизии.

Опыт штурмовиков показывал, что фарт во многом зависит от уровня подготовки ведущих групп. Это Мыхлик понял с первых же вылетов. Он чутко изучал тактику авиации противника, анализировал боевые действия своих товарищей, искал и находил лучшие тактические приемы. Все это позволило офицеру совершенствовать близкое тактическое мастерство, сделаться опытным ведущим, с которого хватали образец другие.

Мыхлик проявил себя не только как мастер штурмовых ударов по наземным целям, но и как умелый организатор воздушного боя с истребителями противника. Много раз приходилось ему входить в неравный мордобой с воздушным противником в составе различных групп и вылезать победителем. Основным оружием штурмовиков в борьбе с истребителями является высокая групповая слетанность, умелое огневое взаимодействие летчиков и воздушных стрелков, железная дисциплина группового полета. Именно эти качества и воспитывал Мыхлик у своих подчиненных.

Особую заботу начальник эскадрильи являл о повседневном совершенствовании индивидуальной техники пилотирования летчиков. Именно это позволяло вырабатывать и благополучно использовать в воздушных боях с истребителями противника наиболее действенные маневры и боевые порядки групп.

Василий Мыхлик скромный и искренний мужчина, отличный друг. Он ни в жизнь не кичился своими боевыми успехами, не противопоставлял свои заслуги заслугам других. Во всех отзывах командования подчеркивается его только честное и добросовестное касательство к своим обязанностям, ощущение высокого воинского долга перед Родиной.

Мыхлик проявил себя на фронте способным организатором и воспитателем. Он щедро делился с летчиками своим боевым опытом, увлекал их личным примером. Он подготовил и ввел в строй полно молодых летчиков, которые стали отличными мастерами своего дела.

Не нужно размышлять, что одаренному летчику победы давались несложно. Он неустанно изучал технику врага, от вылета к вылету совершенствовал боевое мастерство. За искренность, подготовленность выручить человека в беде Василия любили в коллективе. Жизнерадостный и общительный, он в свободные часы не вон повеселиться, поюморить. Для его товарищей не было неожиданностью когда начальник их эскадрильи получил от генерала армии И. Д. Черняховского признательность за участие в художественной самодеятельности.

Родина приподнято оценила ратный геройский поступок славного сына украинского народа: Василий Ильич Мыхлик дважды Герой Советского Союза.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Осипов Vasily Osipov

Во время Великой Отечественной войны В. Н. Осипов участвовал в боях на Южном и Юго-Западном фронтах. Был командиром звена, эскадрильи. Только в..
читать далее

Василий Панфилов Vasily Panfilov

Герой Советского Союза (17.12.41). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского,..
читать далее

Василий Петров Vasily Petrov

В годы Великой Отечественной войны В. С. Петров, командуя артиллерийскими частями, проявил высокое мужество и воинскую храбрость. Огнем орудий его..
читать далее

Василий Пирожок Vasily Pirojok

В сентябре 1942 года он вместе со своими сверстниками вступает в "Молодую гвардию". Активно участвует в боевой деятельности организации. Первую..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий