Известные люди

»

Василий Серогодский

Василий Серогодский Vasily Serogodskiy Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 21.1.1919
Лейенант В. А. Серогодский совершил 139 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе 4 самолёта противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалями.

Родился 21 Января 1919 года в деревне Германов Починок, в настоящее время Солигаличского района Костромской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов, школу ФЗУ, аэроклуб. Работал на заводе в Ленинграде. С 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К концу Сентября 1941 года начальник звена 69-го истребительного авиационного полка ( Отдельная Приморская вс ) Лейтенант В. А. Серогодский совершил 139 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника. В воздушных боях лично сшиб 2 и в группе 4 самолёта противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), медалями.

24 Декабря 1942 года погиб при исполнении служебных обязанностей. В городе Палласовка Волгоградской области ему установлен монумент, улочка названа именем Героя.

* * *

9 Июля 1941 года в "Правде" появился начальный в Отечественную войну Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза. В нём были имена трёх лётчиков - младших лейтенантов С. И. Здоровцева, М. П. Жукова и П. Т. Харитонова.

Поэт Н. Асеев посвятил им стихотворение, которое было напечатано в том же номере "Правды":

"Это - только первых трое !

Юность - в быль переросла,

А за ними - ввысь, герои,

В мордобой, герои, без числа !"

Действительно, вдогон за первыми тремя посреди лётчиков, отбивавших яростные атаки численно превосходящей немецкой авиации, появилось вскоре море других героев - пилотов. Среди них был и Лейтенант Василий Александрович Серогодский.

Родился он в деревне Германов Починок Солигаличского района. Мальчик до времени лишился родителей и воспитывался у сестры Аполлинарии Александровны. Свои юношеские годы он провёл в деревне Харитонов Починок.

Окончив 5 классов, Василий уехал в Ленинград, к прочий сестре - Галине. Здесь он поступил в школу фабзавуча, получил профессия токаря и стал вкалывать на одном из ленинградских заводов - Балтийском. Одновременно стал посещать аэроклуб, где увлёкся планеризмом, парашютным спортом, мечтал об авиации. Добровольцем Василий уходит в Красную Армию и вскоре становится курсантом Запорожской, а после этого и Борисоглебской военно - авиационной школы пилотов.

Незадолго до войны Младший лейтенант Серогодский прибыл в 69-й истребительный полк, дислоцировавшийся в Одессе. Здесь он и начал свой боевой стезя.

Полк, в руководство которым вскоре вступил отличный лётчик, герой боёв в Испании Майор Л. Л. Шестаков, начал к освоению новой техники. Пилоты по сигналу боевой тревоги обрабатывали взаимодействие с наземными частями, зенитчиками, кораблями Черноморского флота, учились слаженно летать парами, звеньями, совершенствовали технику боя, метко стреляли.

- Учитесь в текущее время, пацаны, не жалейте себя, - давал напутствия молодым лётчикам Шестаков. - Мы должны быть в любую минуту готовыми подняться в воздух. Во время боя у лётчика не остается времени на философию. Там нужно уничтожать врага. А уничтожать его ты сумеешь только тогда, когда будешь опытнее, хитрее, осмотрительнее, когда научишься делать без малого автоматически. Храбрость - это выучка, высокое умение новости мордобой. Так что будем достигать высшего класса.

И лётчики изо дня в день совершенствовали своё мастерство. В канун войны полк представлял из себя превосходно подготовленную боевую единицу, оснащённую истребителями И-16.

И тем не менее первая саммит с врагом оказалась для полка курьёзной. Уже шли бои на всём протяжении советско - германского фронта, соседние авиаполки сражались где - то вовсе рядом у Днестра, в Молдавии, а 69-й только нёс патрульную службу над Одессой, ждал подхода неприятеля с запада.

Немецкие "Хейнкели" появились над аэродромом вдруг посреди белого дня. И пришли они со стороны моря, с юго - востока, откель их никто не ждал. Шли немцы гладко, как на параде, крыло в крыло. И никто их не встретил, как положено. Служба наблюдения приняла самолёты за своих: идут - то с востока ! Шестёрка "Ишачков" Лейтенанта Мистюка, бывшая в небе, ожидала немцев с запада.

Только когда началась бомбёжка аэродрома, лётчики бросились к своим машинам. В небосвод взвилась красная ракета. Дежурное звено Лейтенанта Василия Серогодского в один момент пошло на взлёт. Однако нагнать противника им не удалось: "Хейнкели" на снижении скрылись в западном направлении. Проморгала их и группа Мистюка.

Обида, досада, разочарование наполняли сердца лётчиков. Первый налёт - и так проморгать ! Слышалось недовольное ворчание:

- Преподнёс фриц нам пилюлю. Эдак нас в единственный хороший миг смешают с землёй... Разве так мы должны встречать врага ? С растопыренными пальцами и обширно открытыми ртами ?

Хотя результаты бомбёжки были малоэффективны, техника не пострадала, но наука истребителям и службе ВНОС был преподнесён предметный - врага надобно дожидаться отовсюду и в любое время, боеготовность должна быть повышена.

Фронт приближался. Налёты вражеской авиации на Одессу участились. Поэтому лётчикам 69-го полка всё время приходилось быть в воздухе. Возвращалась с задания одна группа - взмывала вверх другая. Первый сбитый Капитаном Капустиным "Хейнкель-111" был настоящим праздником для всего полка. Счёт был открыт ! И он скоро стал вырастать по мере приобретения молодыми пилотами боевого опыта.

Восьмёрка Майора Л. Шестакова, патрулируя над городом, встретила группу вражеских бомбардировщиков, идущих к порту под охраной 9 истребителей. Несмотря на численный перевес врага, Майор принял вывод штурмовать немцев. Нельзя предположить, чтобы те сбросили бомбы на порт, на корабли, стоящие под погрузкой. Завязав воздушный махач с "Мессерами", Шестаков частью группы смело атаковал "Хейнкели". Задымил единственный бомбовоз, загорелся прочий, бомбардировщики изменили вектор движения. Бой был выигран.

После каждого боя Шестаков проводил детальные разборы действий истребителей, вскрывал недостатки, ругал за допущенные промахи. И ещё, и ещё напоминал о первой обязанности лётчиков - ограждать товарища в бою, прибывать дружбан другу на выручку.

В воздушном сражении за Одессу советские лётчики выдержали строгий экзамен на боевую зрелость. Все 69 дней героической обороны Одессы ( с 10 Августа по 16 Октября 1941 года ) в крайне сложной обстановке они бомбили окружившие град вражеские войска, вели воздушные бои с противником, сбрасывали парашютные десанты, защищали от вражеских налётов корабли, поддерживающие наземные войска и вывозящие оборудование и гражданское народонаселение. Постепенно рос и счёт сбитых самолётов противника. По немного побед одержали Алексей Маланов, Агей Елохин, Юрий Рыкачев, Семён Куница. После одного из боёв появилась красная звёздочка и на фюзеляже самолёта Василия Серогодского.

Командир звена В. А. Серогодский смело водил своих лётчиков на штурмовку позиций германских и румынских войск. Звено наносило удары по активный силе противника, огневым точкам, коннице, вражеским тылам. При превосходстве вражеской авиации в воздухе зачастую одному советскому истребителю приходилось новости мордобой супротив 3 - 4, а то и 5 "Мессеров".

Однажды вечером разведка доложила о прибытии под Одессу в район села Зельцы новой немецкой авиационной части.

- Расположились, будто на бивуаке, стервецы ! - доложил командиру Алексей Малахов. - Уверены, что в России им не с кем сражаться. Францию разгромили за считанные дни...

- А в этом месте, под Одессой, топчутся уже полтора месяца. Проучить надобно врагов.

Шестаков принял решение:

- Техникам ночью готовить самолёты. Вылет в 3:00 двумя эскадрильями. Удар должен быть массированным и точным.

Чуть свет раздалась команда:

- По самолётам !

И вот уже 20 "ястребков" взмыли в небосклон. Одну группу ведёт начальник, другую - комиссар полка Верховец.

План Шестакова ладно рассчитан. Первый потрясение по палаткам с безмятежно спящим лётным и техническим составом, после этого по зениткам, складам, цистернам с горючим и боевым машинам.

Василий пикирует без малого следом за командиром:

- Получай, фриц !

Самолёт взмывает вверх и вновь заходит на бомбовой потрясение. Внизу пылают бензобаки, горят вражеские самолёты, в ужасе бегут и падают сражённые свинцом немецкие вояки. Вражеского авиаполка больше не существует - от него осталось одно прошлое. На земле сгорело 22 новеньких "Мессершмитта".

В тот же день взбешённые враги нанесли ответный "визит": дважды их бомбардировщики пытались бомбить аэровокзал 69-го авиаполка, но безуспешно. Фугасками было только попорчено взлётное поле.

И всё же полк решил перебазироваться: в настоящий момент немцы не оставят аэровокзал в покое. Эскадрильи перелетели в град на приготовленные горожанами небольшие взлётные площадки.

Летавший вкупе с Серогодским младой лётчик, а в дальнейшем Генерал - Майор авиации, дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв вспоминает:

"Летали мы последние дни с городского ипподрома, где с помощью рабочих Одессы и нашего личного состава сделали взлётно - посадочную полосу. Садились и взлетали под артогнём, но не унывали. Иногда по 6 - 7 боевых вылетов в день делали. Сразу же затем взлёта штурмовали войска противника, а далее входили в воздушные бои".

Летать становилось с каждым днём всё труднее. Длина полосы маловата, грунт мягонький. Чтобы взвиться или сделать посадку, да ещё ночью, необходимо быть поистине виртуозом. Справа и слева теснятся домики, высятся телеграфные столбы, опутанные проводами. Самолёт при взлёте и посадке идёт, едва не касаясь крыш близлежащих домов. Тут гляди в оба !

Несмотря на это, истребители полка Шестакова летали и благополучно били немцев. Сегодня их вызывала на поддержка морская пехота, завтра - 25-я Чапаевская стрелковая дивизия, послезавтра просила закрыть от налётов вражеских пикировщиков черноморская эскадра, высаживающая десант в районе Григорьевки. Вспоминает П. Я. Головачёв:

"Очень благополучно действовала шестёрка самолётов под руководством В. А. Серогодского. 19 Августа 1941 года они в первом же вылете образовали настоящую свалку на путях подхода румынской конницы. Прилетев на аэропорт, Серогодский доложил обстановку и проворно подготовил самолёты к вылету. Пошла новая группа, которая и завершила разгром вражеской конницы... В боях за Одессу мы сшибли 94 самолёта противника, потеряли 30".

Редели ряды воздушных бойцов. Вслед за комэском Капитаном М. Асташкиным, комиссаром эскадрильи С. Куницей не вернулись с задания молодые лётчики Михаил Шилов, Алексей Маланов, столкнулись в облаках при разгроме вражеского авиадесанта пилоты Стребков и Щепоткин.

Оставшиеся в живых дрались за двоих, за троих. Командир звена В. Серогодский зачастую ходил на штурмовку вражеских войск, вылетал на разведку, сопровождал бомбардировщиков. Имея 139 боевых вылетов, он участвовал в 21 воздушном бое, при этом лично сшиб 2 самолёта противника и 4 в группе с товарищами. За проявленную храбрость и героизм, за отличное выполнение боевых заданий Василий был награждён орденом Красного Знамени. А вскоре следом перелёта из оставленной по приказу командования Одессы в Крым, когда Серогодский в числе немногих "перескочил" на видавшем виды "Ишачке" посредством море и успешно сел на крымской земле, Лейтенант узнал, что за бои в городе - герое он представлен к званию Героя Советского Союза.

11 Февраля 1942 года в "Правде" появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза 14 новым героям - лётчикам. В Указе и в авангардный статье "Гордость советского народа" называлось и имя Василия Александровича Серогодского. Тут же была помещена корреспонденция "Герои Советского Союза", в которой вслед за тем рассказа о мастерах штурмовок лётчиках полка А. А. Елохине и И. Г. Королёве, военкоме авиачасти С. А. Кунице сообщалось: "Семья Героев Советского Союза пополнилась группой лётчиков - истребителей. Каждый из них имеет на своём счету по нескольку сбитых вражеских самолётов. Старшие лейтенанты А. А. Маланов и П. В. Полоз, Капитан Ю. Б. Рыкачев, Лейтенант B. А. Серогодский славятся как отважные и искусные воздушные бойцы".

Кровопролитные бои разгорелись на подступах к Волге, у Сталинграда. Немецкие войска стремились во что бы то ни стало вылезти к реке. Их поддерживал 4-й Воздушный флот - гордыня фашистской авиации.

Прибыли в тот самый район и наиболее стойкие советские авиачасти, в том числе полк Шестакова, получивший новую материальную количество - истребители Як-1.

Ветераны полка - асы одесской обороны на новых быстроходных машинах с первых же встреч в волжском небе стали грозой для противника. В первую же неделю боёв они уничтожили 30 вражеских самолётов. "Под Сталинград, - вспоминает бывший офицер штаба истребительного авиационного соединения Гвардии Полковник запаса С. А. Подружко, - была брошена количество "бриллиантовой молодёжи", обслуживавшей ПВО Берлина. Но наши соколы не пасовали, самоотверженно громили врага".

Старший лейтенант В. Серогодский командовал тут уже эскадрильей. Он участвовал во многих жарких схватках в небе, учил молодых пилотов ударять врага наверное. Вспоминает ветеран полка П. Я. Головачёв:

"Когда он вёл группу на поручение, то весьма умело строил боевой строй, что обеспечивало счастливый момент в бою. Он ни при каких обстоятельствах не чувствовал усталости, более того после этого выполненных им 6 - 7 боевых вылетов, завсегда был весел и задавал тон всему составу эскадрильи. В самые тяжёлые дни боёв под Сталинградом он находил время строчить письма своей сестре. Часто ей отправлял переводы и немало о ней говорил. Этот образец говорит о человечности и любви к людям.

Не помню случая, чтобы он был чем - то угнетён или подавлен. При неудачах в бою он скрупулезно анализировал тот самый махач, разбирал его до мелочей, делал нужные выводы: "Завтра во что бы то ни стало собьём больше немецких стервятников, отомстим за наших друзей".

В полку добро помнили происшествие, когда Василий Серогодский задался целью "поймать" германский двухфюзеляжный самолёт - разведчик FW-189 - "Раму" и усадить его на нашей территории. Свой проект комэск блестяще осуществил. Умелыми маневрами он прижал врага к земле, заставил его пустить в расход весь боекомплект, а после этого, пойдя на мнимый таран, принудил немецкого разведчика присесть за Волгой.

Когда немецкого Гауптмана доставили в штаб, он попросил явить ему того, кто вынудил его сдаться в плен.

- Такой младой ? - удивился он, увидя Серогодского. - Не верю.

- Можете не доверять. Но не я, а вы сегодня в плену.

- Если это сделали вы, то заслуживаете этого, - обескураженный германец показал на свой Железный крест.

- Мои заслуги уже отмечены моей страной, - ответил Серогодский и, распахнув тужурку, показал ордена и Золотую Звезду Героя.

Вражеская авиация всё чаще теряла своё превосходство и, в конце концов, к концу битвы на Волге совсем потеряла его. В Ноябре 1942 года вс Фельдмаршала Паулюса оказалась в окружении. Начались бои по уничтожению окружённой группировки. Жаркие схватки разгорелись и в воздухе.

24 Декабря 1942 года В. А. Серогодский, имевший на счету уже 10 сбитых самолётов противника, погиб при исполнении служебных обязанностей. Во что пишет дважды Герой Советского Союза В. Д. Лавриненков в своей книге "Возвращение в небо":

"Вскоре нас с командиром эскадрильи Героем Советского Союза Василием Серогодским послали на По-2 в Казахстан, чтобы перегнать оттуда отремонтированный "Як".

Нас встретили там как желанных гостей. Перегонять машину предстояло Серогодскому, и он пожелал тотчас облетать её. Тогда - то и произошло непоправимое...

Трудно бывает временами втолковать причину несчастья. Мы совместно осмотрели самолёт, на земле опробовали движок. Василий сел в кабину. У него было хорошее расположение. Как случилось, что лётчик - фронтовик, минувший ад обороны Одессы и Сталинграда, пилотируя над тихим селом, потерял ощущение расстояния и следом выполнения сложной фигуры врезался в землю, я не берусь пояснить...

Похоронив своего однополчанина, я возвратился в полк на По-2. Посылать кого - то за "Яком" уже не было смысла...

Просматривая уже следом войны "Формуляр 9-го Гвардейского авиаполка", в частности тот раздел, где зарегистрированы "небоевые" потери, я встретил имя Василия Александровича Серогодского. С болью вспомнил тот трагический день, когда он погиб, и мне показалось, что это произошло вчера..."

Командир части прислал сестре Василия, Галине Александровне Поповой, послание и Гвардейский значок славного комэска. В письме говорилось:

"...На примере Василия Серогодского будут воспитываться тысячи молодых бойцов. Пусть Гвардейский значок Василия напоминает Вам, Галина Александровна, о том, что ваш брат сражался по - Гвардейски, по - Геройски. А герои не умирают".

В Палласовском парке культуры и отдыха Волгоградской области высится гранитный обелиск в честь славного защитника сталинградского неба, лётчика - героя. Не забыто имя Василия Серогодского и в городе - герое Одессе. В самом центре города, рядом с оперным театром, установлена величественная мемориальная стена. На ней посреди других дорогих для одесситов имён золотыми буквами начертано имя славного сына русского народа Василия Александровича Серогодского. Именем Героя на его родине в городе Солигаличе названа улочка и учебное заведение, в которой он учился. Память о Герое не сотрётся ни в жизнь.

Так же читайте биографии известных людей:
Василий Сидоренков Vasily Sidoronkov

Всего произвел 330 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 23 вражеских самолета лично 2 в группе с товарищами.После войны продолжал служить..
читать далее

Василий Сидякин Vasily Sidyakin

Гвардии лейтенант В. П. Сидякин совершил 169 боевых вылетов на штурмовку войск противника. В воздушных боях лично сбил 2 и в группе с товарищами 8..
читать далее

Василий Сизов Vasily Sizov

Старший лейтенант В. Ф. Сизов совершил 374 боевых вылета, в 63 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 12 самолётов противника.Награжден орденами..
читать далее

Василий Синчук Vasily Sinchuk

Капитан В. П. Синчук совершил 305 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 15 самолётов противника, штурмовыми ударами уничтожил до 150 солдат и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий