Известные люди

»

Виктор Иванов

Виктор Иванов Viktor Ivanov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 29.12.1919
Гвардии Капитан В. П. Иванов совершил 556 боевых вылетов, провёл 33 воздушных боя, в которых сбил лично 14 самолётов противника и 4 в составе группы. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 29 Декабря 1919 года в деревне Анашкино, сейчас Новоржевского района Псковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и курсы счетоводов, работал в колхозе. С 1937 года жил в Ленинграде, где работал механиком на дрожжевом заводе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и год через окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Служил на Севере в составе 147-го истребительного авиаполка, в звании Младший лейтенант, защищая порты Архангельска и Мурманска. Затем был переведен в 768-й авиаполк.

К Июлю 1944 года начальник эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 148-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны ) Гвардии Капитан В. П. Иванов совершил 556 боевых вылетов, провёл 33 воздушных боя, в которых сшиб лично 14 самолётов противника и 4 в составе группы. 22 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Командовал авиационным полком. Ушёл в отставку в 1959 году в звании Полковник и жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.

* * *

Его фронтовая фатум была не только долгой - он прошёл войну с первого до последнего дня, - но богатой такими событиями, многие из которых могли бы собрать сюжет для приключенческого романа. Как это нередко бывает, прямота и честность, присущие В. П. Иванову, добавили ему жизненных забот, лишили многих чинов и наград. Его ратный стезя был только ярким, а два из семи с половиной сотен боевых вылетов стали воистину звёздными.

Виктор Иванов родился в деревне Анашкино Псковской губернии 29 Декабря 1919 года. 18-летним юношей приехал в Ленинград, где работал механиком на заводе. В 1940 году окончил Чугуевское военное училище лётчиков.

Войну начал в Заполярье, где в составе 147-го истребительного авиаполка ( позже ставший 20-м ГвИАП ), а после этого 768-го авиаполка, произвёл примерно 200 боевых вылетов. В Августе 1941 года он одержал на своей "Чайке" одну из первых побед над Ме-109...

В составе 768-го ИАП, входившего в систему ПВО города Мурманска, он выполнил 170 боевых вылетов на "Харрикейнах" и "Киттихауках" с доморощенным вооружением - 2 пушки ШВАК и 2 крупнокалиберных пулемета БС плюс 6 направляющих под РС.

Иванов вспоминал, что в первых боях над морем, когда немцы шли на караваны союзников плотным боевым порядком, они несли колоссальные потери потом залпа реактивных снарядов, ему доводилось зреть до 10 горящих и падающих самолетов. К сожалению, понятливые немцы проворно отказались от плотных построений. Большинство боевых лётчиков того времени трезво смотрели на вещи и, свято веря в победу, не рассчитывали дожить до неё. Это наряду с воспитанным в них коллективизмом делало их равнодушными к самому понятию личного счета, пускай более того счета побед над врагом...

В Августе 1942 года Старший лейтенант В. П. Иванов был отозван с фронта и как единственный из сильнейших лётчиков направлен во ещё формируемый в Химках 910-й ИАП ( позднее ставший 148-м ГвИАП ) предполагалось, что это будет полк особого назначения. В составе этого полка он воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, сражался в Германии.

...3 Января 1943 года, возвращаясь с Лейтенантом Ю. Жилиным с задания, западнее Сталинграда Капитан В. Иванов увидел в разрывах облаков крадущийся "Кондор" - четырёхмоторный транспортный самолёт FW-200. Спикировав, он в упор, чуть-чуть не столкнувшись с громадиной, из всех стволов ударил по пилотской кабине, и посредством немного секунд самолёт, шедший на малой высоте, упал на землю. Можно представить себе изумление советских воинов, осматривавших сбитую машину, когда они обнаружили посреди обломков десятки знамён немецких частей. На самолёте, сбитом лётчиком, вывозился знамённый фонд окруженной армии Паулюса !

До последних сражений 1945 года это был один происшествие, когда трофеем немедленно становилось такое число воинских святынь. Недоброжелательность тогдашнего командира полка не позволила Виктору Иванову сделать запись на свой счёт эту великолепную победу, а к официальному незачету сбитых он неизменно относился довольно безразлично. Как бы то ни было, но захваченные в упавшем "Кондоре" знамена, в любом случае, служат весомым подтверждением этой необычной воздушной победы...

Летом 1943 года Виктор Иванов одержал ещё немного побед. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 228 есть следующее сообщение:

"16 Июля 1943 года лётчики 9-го Воронежского ИАК ПВО Капитан В. П. Иванов и Лейтенант Ю. В. Жилин перехватили в районе Задонска самолёт противника Ju-88 и подбили его".

9 Октября 1943 года 910-й авиаполк был переименован в 148-й Гвардейский. В течение весны 1944 года Капитан В. П. Иванов стал командиром эскадрильи. В это время полк действовал в составе 2-го Белорусского фронта.

В конце Марта 1944 года разгорелись тяжелейшие воздушные схватки в районе города Сарны. В те дни истребителям сильно зачастую приходилось известия бои с превосходящими силами противника. Особенно упорной была схватка восьмёрки наших "Яков" с огромный группой "Юнкерсов", которые в сопровождении "Мессеров" шли бомбить ж-д узел Сарны. Потеряв 9 самолётов, недруг повернул назад. Немецкая авиация предприняла ещё немного попыток пробиться к цели. Но все они окончились неудачно.

Советское информбюро в сводке от 28 Марта сообщило об этих боях следующее: "На днях две группы немецких самолётов пытались сделать налёт на военные и промышленные объекты города Сарны. В налётах участвовало до 60 бомбардировщиков противника. Встреченные нашей авиацией, немецкие самолёты к городу не были допущены. В воздушных боях советские лётчики сшибли 24 немецких самолёта. Все наши самолёты, участвующие в этих боях, вернулись на свой аэропорт."

В тот день начальник 2-й эскадрильи 148-го ГвИАП В. П. Иванов повёл своих ребят на перехват большущий группы Ju-88, шедшей к городу Сарны. В бою над Припятью все три девятки "Юнкерсов" были рассеяны, больше 10 самолётов сбиты. Перед самым заходом на посадку ему было приказано воспрепятствовать бомбометанию очередной армады неприятельских бомбардировщиков.

"Противнику не было известно, что снарядные ящики у нас пусты, а моторы добирают последние капли горючего, - вспоминал позднее Виктор Иванов. - Плотнее строй... на групповой таран ! - передал я в эфир. - Ребята подошли товарищ к другу, и, завидев литой строй идущих на них истребителей, немцы дрогнули, смешали свои ряды, и бомбежка была сорвана". Этот мордобой проходил на глазах тысяч воинов, его видел и Командующий 6-й воздушной армией Ф. Полынин.

К вышесказанному хочется прибавить только то, что в тот знаменательный день в особенности отличились лётчики Виктор Иванов и Николай Часнык, сбившие в паре 6 вражеских самолётов ! Вечером того же дня на аэропорт Сарны прибыл командующий 2-м Белорусским фронтом Генерал - Полковник П. А. Курочкин, чтобы лично поздравить и вручить им ордена. Вскоре после этого этого боя, по личному ходатайству Генерала Полынина, Виктор Иванов был представлен к званию Героя Советского Союза. Так его документы "перешагнули" посредством штаб дивизии.

Свою последнюю победу отважный лётчик одержал в Апреле 1945 года, сбив на новеньком Як-3 над Кюстриным неприятельский FW-190.

К концу войны начальник эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Майор В. П. Иванов совершил рядом 750 боевых вылетов, участвуя в 50 воздушных боях, сшиб 20 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами ( официально ). Ещё, как самое малое, одна виктория не была ему засчитана. Подавляющее большинство боевых вылетов в 1943 - 1945 годах он выполнил на Як-7Б. В совершенстве освоив эту машину и облетав многие истребители того времени, В. П. Иванов насовсем остался высокого мнения о её лётных возможностях.

После окончания войны Виктор Павлович окончил Липецкие офицерские курсы. Летал на МиГ-9, Як-15, Як-17, Як-17БФ, МиГ-15, МиГ-17. Командовал авиационным полком. В 1959 году демобилизовался в звании Полковника. Работал в Гражданском Воздушном Флоте. Последние годы жил в Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Виктор Кирилюк Viktor Kirilyk

Лейтенант В. В. Кирилюк совершил 448 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 22 и в составе группы 9 самолётов противника. 23 Февраля 1945..
читать далее

Виктор Колядин Viktor Kolyadin

Гвардии старший лейтенант В. И. Колядин совершил 185 боевых вылетов, принял участие в 30 воздушных боях, в которых лично сбил 15 самолётов..
читать далее

Виктор Кондаков Viktor Kondakov

Звание Героя Советского Союза Виктору Александровичу Кондакову присвоено 26 октября 1944 года за 160 успешных бомбардировочно-штурмовых ударов по..
читать далее

Виктор Лихачев Viktor Lihachov

Виктор Лихачев - герой Советского Союза. Родился 26 сентября 1921 года. Командир звена 106-го гвардейского Висленского истребительного авиационного..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий