Известные люди

»

Виталий Поляков

Виталий Поляков Vitaly Polyakov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 11.4.1923
Всего за годы войны выполнил 176 успешных боевых вылетов. В 28 воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов. Войну закончил в Берлине. Участник Парада Победы 0 года.После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, работал в ней преподавателем ( позднее стал начальником кафедры тактики истребительной авиации. ). Кандидат военных наук, доцент. До 1991 года работал старшим научным сотрудником в военном институте. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени, медалями.

Родился 11 Апреля 1923 года в деревне Аборино Большосельского района Ярославской области в семье крестьянина. Окончил 9 классов. До Великой Отечественной войны жил в Москве. С 1940 года в Красной Армии. В Марте 1941 года окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков.

С Августа 1942 года в действующей армии. К Июлю 1943 года старшой лётчик 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, Центральный фронт ) Гвардии меньший лейтенант В. К. Поляков совершил 75 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сшиб 4 самолёта противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Вэтого за годы войны выполнил 176 успешных боевых вылетов. В 28 воздушных боях сшиб 6 вражеских самолётов. Войну закончил в Берлине. Участник Парада Победы 24 Июня 1945 года.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, работал в ней преподавателем ( позднее стал начальником кафедры тактики истребительной авиации. ). Кандидат военных наук, доцент. С 1983 года Генерал - Майор авиации В. К. Поляков - в запасе. Жил в Москве. До 1991 года работал старшим научным сотрудником в военном институте. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени, медалями.

* * *

Деревня Аборино находилась в Большесельском районе Ярославской области. Здесь 11 Апреля 1923 года и родился Виталий Поляков.

В 1930 году случилось горе - дюжий пожар истребил без малого всю деревню. Мать с сыном уехали в Москву, где работал папа. Там Виталий в 1939 году закончил 9 классов средней школы, страстно увлёкся авиацией. Дорога в небеса для будущего героя началась в Пролетарском аэроклубе столицы.

После окончания аэроклуба Виталия направили в 1-ю Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. За 3 месяца до войны лётчик - истребитель В. Поляков влился в 237-й авиаполк.

Шла вторая неделька Курской битвы, и "Комсомольская правда" посвятила передовую статью одному из её героев - авиаторов. Статья так и называлась: "Славный геройский поступок лётчика Виталия Полякова". Вот немного строк из этой передовой:

"О советских лётчиках, героях Великой Отечественной войны с немецко - фашистскими оккупантами, полно написано и рассказано. Почётный список их с каждым днём увеличивается. И ныне наряду с другими в него внесена фамилия Полякова. Молодые лётчики, будьте бесстрашными и мужественными, как Виталий Поляков. Подвиг Полякова - это стойкость, храбрость и отвага. Подвиг Полякова - это влечение не только яростно, до самозабвения сражаться с врагом, но выискивать врага и уничтожать его. Виталий Поляков показал образец того, как надобно показывать инициативу в бою, военную хитрость и умение".

20-летний Младший лейтенант удостоился права быть внесённым в почётный список отважных, а через полтора месяца - и звания Героя Советского Союза за то, что в воздушном бою на горящем, погибающем "Яке" пошёл на таран и сшиб ведущего группы вражеских бомбардировщиков. Вот как всё это было.

Поляков служил в 54-м Гвардейском полку 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, действовавшей в полосе обороны войск Центрального фронта. Летал на "Яке". Самый памятный для Виталия Константиновича мордобой произошёл 5 Июля 1943 года. В то начало дня немецкие войска перешли в атакование на Курской дуге, стремясь схватить реванш за сталинградский разгром. С 4-х часов утра начались ожесточённые воздушные схватки. Волна за волной летели на восток группы вражеских самолётов. Однополчане Полякова, совершив по 5 - 6 вылетов, устали безмерно. Не все вернулись на свой аэровокзал. Но, неся жертвы, теряя боевые машины, 1-я Гвардейская истребительная геройски выполняла свой долг: за день было сбито свыше 100 самолётов противника. Один из них, протараненный, был на личном счету Виталия Полякова.

В тот день звено истребителей в составе Лейтенантов Калмыкова и Шерстнева, Младших лейтенантов Маркевича и Полякова вылетело на прикрытие наших войск в район Малоархангельск, к селу Смородное. Боевой инструкция был краток: не предположить немецкие бомбардировщики к позициям советских войск.

В первой паре шли Калмыков с Поляковым, во второй - Шерстнев и Маркевич. Несколько спокойных минут, и вот уже заставившая немедленно мобилизоваться саммит с 6 бомбардировщиками Не-111 и сопровождавшими их 4 истребителями FW-190. У противника был перевес в силах, и важный. Притом из - за неисправности самолёта ( нужно же такому сотвориться в что ни на есть неподходящий миг ! ) Калмыков вынужден был схватить вектор движения на свой аэровокзал.

10 супротив 3... Первыми открыли пламень стрелки "Хейнкелей", стремились стиснуть наших в кольце "Фоккеров". Решение советские лётчики приняли чуть-чуть ли не единственно верное: Шерстнев и Маркевич свяжут боем вражеских истребителей, а Поляков попытается шлепнуть бомбардировщики. Виталий Поляков великолепно понимал, что запрещено предположить их удара, что для этого нужно штурмовать, непременно штурмовать и огорошить в первую очередность ведущего, чтобы весь строй рассыпался. Надо в прошлом откопать его. Но вон же он, на виду, настигнуть бы его как не возбраняется скорее.

Поляков заставил себя метнуться напрямик, метнуться навстречу огню, тот, что в текущий момент наверно откроют вражеские воздушные стрелки. Открыли, а он молниеносно приближался к цели. Виталий и сам начал палить. Но и супротивник не дремал: одна из очередей попала в самолёт. Повреждённый двигатель задымил и зажегся. Пламя лизало уже руки и лик человеческий раненого лётчика, но Виталий настойчиво шёл на немца - он решил ходить на таран. До врага уже 100 метров, после этого 50, 30, 10 метров... Винтом "ястребка" и правым крылом он отрубил хвостище флагманскому "Хейнкелю". Бомбардировщик тотчас вошёл в пикирование и врезался в землю. Потеряв лидера, лихорадочно сбрасывая бомбы, неприятель сломал строй и повернул вспять.

"Як" Полякова, охваченный огнём, падал. Не было уже, кажется, никаких сил. И всё же Виталий успел выйти из кабины, раскрыл купол парашюта.

С земли за этим жестоким поединком с тревогой наблюдали наши пехотинцы. И облегчённо вздохнули, когда стало ясно, что для советского лётчика всё кончится удачно. Самые быстрые помчались туда, куда его сносило. Подхватили Полякова, помогли отбояриться от парашюта. Он ослабел жутко - весь в ожогах, в крови. Сказывалось, конечно, и натуга этих молниеносно пронесшихся тяжких минут. Хотел заявить благодарю подбежавшим к нему бойцам, заявить, как счастлив он, что опустился на нашей территории, но не смог - так ослабел. Лишь улыбнулся, растроганный, признательный за братскую поддержка.

Маршал авиации С. И. Руденко в сборнике "Курская битва" пишет:

"Я страсть сколько наблюдал воздушных боёв, но такого упорства, эдакий стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось лицезреть раньше. Даже наши враги вынуждены признать высокие морально - боевые качества советских лётчиков. Фашистский генерал Меллентин ( участник боёв на Курской дуге ) в своих мемуарах писал: "В ходе этого сражения русские лётчики, несмотря на превосходство в воздухе немецкой авиации, выражали исключительную смелость".

Лечился, приходил в себя в считанные дни - и сызнова в полёты. Спустя немного месяцев, за проявленные в боях мужество и отвагу, Младшему лейтенанту Виталию Константиновичу Полякову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

В круговерти фронтовых будней Поляков и не вспомнил об одном примечательном для него факте: гладко 3 года обратно он стал курсантом школы военных пилотов Московского военного округа, которая находилась в Серпухове.

Путь из Москвы в Серпухов недлинный, но этакий для Виталия значимый, вследствие того что что означал он отбор профессии на всю бытие. Был тот самый дорога и целиком закономерным. Не бессмысленно же он, учащийся 554-й столичной школы, столь месяцев занимался в аэроклубе Пролетарского района. Настойчивым, упорным, целеустремлённым пареньком был Виталий: полюбил авиацию, и все препятствия готов был осилить, только бы сродниться с нею. Откуда эта влюбленность ? Односложно не ответишь. Книги, кинофильмы, встречи с лётчиками - всё это убеждало, что небеса зовёт сильных. А в 16 - 17 лет так хотелось быть сильным !

Комсомолец В. К. Поляков прибыл на фронт в тяжёлые дни боёв под Сталинградом. Попал в 237-й истребительный авиаполк, летающий на Як-1. С первых дней показал себя отважным бойцом. Первый его мордобой еле-еле не стал и последним: было не погиб тогда. Он сшиб вражеский бомбардировщик, при всем при том подвергся атаке безотлагательно 8 истребителей и был подбит. На повреждённой машине с трудом дотянул до аэродрома. Подбита агрегатина, сам он ранен... Как сумел сориентироваться, усадить свой "Як" - и затем отказывался разобраться. На врачевание ушло тогда 2 месяца...

Об этом случае писал Герой Советского Союза Гвардии Майор И. Моторный в корреспонденции, которая летом 1943 года была помещена в одной из газет:

"Я знаю Полякова по Сталинграду. Там один раз с целью прикрытия наземных войск он вылетел на своём истребителе. В трудном бою с 8 "Мессерами" действовал только храбро и искусно".

Лечился он в Саратове. Молодость взяла своё - выздоровел, окреп и был счастлив, что попал опять в свой полк. Именно счастлив. Потому что это была Гвардейская количество, нисколько не ненароком брошенная в недавние дни Курской битвы на ориентация главного удара противника. Потому что это была доля, в которой чуть ли не каждого лётчика по заслугам называли асом. Мастерство было и приятельство - настоящая, фронтовая, когда сам рискуешь жизнью, но товарища, попавшего в беду, спасаешь, по-другому воспрещено.

Поляков гордился своими однополчанами - и ровесниками, и теми, кто был постарше, опытнее. С большим уважением произносил имя командира подразделения Панова. Это его Гвардейцы только за единственный день боёв сшибли 25 самолётов противника. А сам Панов - 2, причём единственный из них - практически раскрошил плоскостью своей машины. Но и "Як" не железный - израненный, он больше не мог оставаться в воздухе. Панов находился над вражеской территорией, но, как ни тяжко это было, дотянул до своей, сел в каких - нибудь 400 метрах от линии фронта.

Такие вот орлы ! А Латышев ? А Валентин Макаров ? Асы из асов...

После Курской дуги фатум была милостивее к Полякову. Как начальник звена, следом заместитель командира эскадрильи 54-го Гвардейского Керченского истребительного авиаполка он воевал на Белорусском, позднее на 1-м Белорусском, фронте. Освобождал Польшу, забирал Берлин. Всякое было, потому что любой, более того самый-самый удачный боевой вылет - это опробование, цепочка опасностей, непреходящая напряженность. Всё было, но обошлось без серьёзных ранений. Выжил, встретил победу в кругу однополчан.

176 боевых вылетов совершил отважный ярославский лётчик, сшиб в воздушных схватках 6 фашистских самолётов.

В 1949 году бывшие однополчане, с которыми Виталий Поляков прошёл без малого посредством всю войну, проводили его на учёбу в Военно - Воздушную академию. В служебной характеристике начальник части, в которой служил Герой, написал так: "Личная техника пилотирования - отличная, летает полно и с большим желанием. В полёте вынослив".

Окончив академию, Гвардии полковник В. К. Поляков работал в ней же преподавателем, после этого возглавлял кафедру. С 1966 года он - кандидат военных наук, с 1968 года - доцент. Был он и заместителем начальника факультета заочного обучения Краснознамённой Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина.

...Шли годы. Генерал - Майор авиации Виталий Константинович Поляков уже не садился за штурвал - что поделаешь, время неумолимо берёт своё. И, тем не менее, авиация была для него не легко памятью. Он ей служил, он в ней жил. Он учил авиационному мастерству сыновей и внуков тех, кто воевал и одолел врага.

Так же читайте биографии известных людей:
Виталий Попков Vitaly Popkov

Гвардии Капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, лично сбив 41 самолёт противника. За мужество и героизм,..
читать далее

Виталий Топольский Vitaly Topolskiy

Лейтенант В. Т. Топольский совершил 123 боевых вылета на штурмовку скоплений войск противника, в 14 воздушных боях лично сбил 4 и в составе группы 4..
читать далее

Виталий Безголосов Vitaly Bezgolosov

30 Апреля совершил свой последний подвиг прославленный снайпер 227-го стрелкового полка 183-й стрелковой дивизии старшина В. М. Безголосов,..
читать далее

Виталий Белюженко Vitaly Beluyzhenko

Белюженко Виталий Степанович полковник. Родился 3 октября 1940 года в селе Новогригоровка Межевского района Днепропетровской области (Украина). По..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий