Известные люди

»

Владимир Меньшов

Владимир Меньшов Vladimir Menshov Карьера: Режиссёр
Рождение: Азербайджан» Баку, 17.9.1939
Владимир Меньшов - известный советский и российский актёр, режиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный деятель искусств России. Народный артист России. Родился 17 сентября 1939 года.В качестве режиссера Владимир Меньшов известен по таким картинам как: "Розыгрыш" 1976 год, "Москва слезам не верит" 1979 год, "Любовь и голуби" 1984 год, "Ширли-мырли" 1995 год, "Зависть богов" 2000 год и др.

Родился 17 сентября 1939 года в городе Баку. Отец Меньшов Валентин Михайлович (19121974). Мать Меньшова Антонина Александровна (19051964). Супруга Алентова Вера Валентиновна (1942 г. рожд.) народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Дочь Меньшова Юлия (1969 г. рожд.), окончила Школу-студию МХАТ, четыре сезона работала во МХАТе имени А.П. Чехова под руководством О.Н. Ефремова, сыграла на его сцене и в кино немного главных ролей, на телевидении вела программу Я сама, неоднократно признавалась самой популярной телеведущей и в 1999 году получила высшую телевизионную награду страны ТЭФИ. Внук Андрей (1997 г. рожд.).

Родители Владимира Меньшова родом из Астрахани. Отец его, Валентин Михайлович, до срока остался сиротой, помимо младшего брата, погибшего позднее на фронте, никакой родни у него не было. Он на всю бытие остался благодарен стране за то, что она не позволила пропасть, вырастила, выучила, дала вероятность довести до конца мореходное училище, сделала из беспризорника профессионального моряка.

Мать Меньшова, Антонина Александровна Дубовская росла в многодетной, достаточно обеспеченной кулацкой семье в селе Чаган под Астраханью, образование ее не пошло дальше церковно-приходского. После революции крепкое хозяйство стало стремительно разваливаться, над детьми нависла опасность всю оставшуюся существование сочинять в анкетах из раскулаченных. Побросав все собственность, они разлетелись по стране. Позже Антонина Александровна стала горничной на судне, совершавшем пассажирские рейсы из Баку в Иран, где она и познакомилась с первым помощником капитана Валентином Михайловичем Меньшовым.

В 1938 году они зарегистрировали брак, и в 1939 году у них родился первенец Владимир, в 1941-м у него появилась сестра Ирина, и Антонина Александровна до конца жизни была домохозяйкой. Валентин Михайлович также кратковременно оставался моряком: в начале 1939 года ему предложили работу в НКВД. Это предложение было из тех, от которых отказываться не принято. Так В. М. Меньшов стал чекистом.

В школу Володя пошел в Архангельске, куда отца перевели действовать в 1947 году. После знойного, шумного Баку степенный, незамутненный ничьими нашествиями российский Север произвел на него ошеломляющее ощущение. Тогда ещё весь Архангельск, охватывая мостовые и дороги, был деревянным. А сколь новых впечатлений затем бесснежного Баку подарила архангельская зима: дальние походы на лыжах, хоккейные баталии в каждом дворе, катание на санках с крутых горок!.. Когда в эти дни говорят о русскости фильмов Меньшова, его точной национальной интонации, то он неизменно вспоминает тот самый отрезок времени своей жизни: стук каблуков по деревянным мостовым на сваях, собирание морошки и клюквы на болотах, Северная Двина, живущая в океанском ритме, с ее приливами и отливами, в студеный воде которой мальчишки все одинаково купались целое лето. Но в прошлом всего люди основательные, немногословные, доброжелательные, надежные северяне России.

В 1950 году отца перевели на работу в Астрахань, и отрочество, и молодость Меньшова прошли на берегах Волги.

Родители всю дорогу были заняты, так что воспитанием детей заниматься было некому. Многое давала учебное заведение, но все-таки главную образ в своем личностном становлении Меньшов отводит книгам и кино. В читальном зале он хватал интересные книги, которые на абонементе заполучить было нельзя, глотал их одну за иной, затем чего уходил домой работать уроки. Постепенно формировался привкус, отсеивалась литература развлекательного и приключенческого характера, в списках прочитанного появлялось все больше классики так на ощупь выстраивалась своя организация. Страсть к книге сохранилась у Меньшова на всю существование, он собрал в доме солидную библиотеку, которая все пополняется.

Параллельно Володя становился завзятым киноманом. Телевизор был редкостью, единственным окном в громадный мир являлся кинематограф. Фильмов снималось мало, и любой из них Володя смотрел не по одному разу, и сегодня ещё может поразить киноведов дословной цитатой из какой-нибудь древней картины. Интерес к кино становился все больше осмысленным, целеустремленным: от коллекционирования фотографий из фильмов Меньшов перешел к чтению журналов и книг по киноискусству, к специальной искусствоведческой литературе. Разумеется, киномания проявлялась раньше всего в преклонении перед актерами, благо в то время появилась целая россыпь молодых советских кинозвезд: Юматов, Рыбников, Урбанский, Стриженов, Смоктуновский, Быстрицая, Макагонова, Конюхова, Извицкая, Мордюкова...

Валентин Михайлович полагал, что сынуля выберет военную карьеру, но в Володе исподволь вызревало идеально неосуществимое, по астраханским меркам, охота пробиться в кино, ещё страшнее сделаться киноартистом. Основания для этого были больше чем зыбкие: участие в школьных драмкружках ни в жизнь не перерастало в серьезное увлечение, оно, скорее, было разновидностью общественных поручений, и всю дорогу в школе находились пацаны одаренные, на которых Володя смотрел с искренним восхищением, без тени зависти.

Но потом школы никто из них не решился на больше серьезные шаги в актерской профессии.

А Меньшов, окончив школу с серебряной медалью, единственный отправился в Москву штурмовать Институт кинематографии. Вскоре выяснилось, что Меньшов к специфическим экзаменам на актерские факультеты совсем не подготовлен, но полмесяца, проведенных в Москве посреди абитуриентов и студентов театральных институтов, подействовали на него идеально гипнотически: Меньшов понял, что эта бытие его.

Вернувшись в Астрахань, в сентябре 1957 года он пошел вкалывать на предприятие имени Карла Маркса учеником токаря, чтобы за год основательно подготовиться к экзаменам и набраться жизненного опыта. Набирался он его 4 года на столь лет растянулась эпопея поступления в институт. За это время Меньшов поработал и токарем, и на шахте в Воркуте, и матросом на водолазном катере в родном Баку, и числился в труппе Астраханского театра имени Кирова актером вспомогательного состава.

Только в 1961 году он стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТа. Годы учебы Меньшов считает самыми важными в своей жизни. На провинциального парня обрушилось безотлагательно все: МХАТ, легендарные актеры, вкупе с которыми более того приходилось вылезать на сцену, нехай и в массовках, юный Современник, зарождающаяся Таганка, зарубежные гастролеры, художественные выставки, концерты в консерватории, личные знакомства с людьми, о которых только читал в книгах и журналах, крайне особый быт театрального студенческого общежития, скрытый роман с самой красивой девушкой курса Верой Алентовой, закончившийся поразившим всех браком и студенческой свадьбой.

Студия МХАТа в те времена была выдающимся учебным заведением. Педагоги были блестящие, репетиции шли с утра до вечера. Но чудесный мир осуществившейся мечты совместно с тем оказался и миром жестоких разочарований. В итоге затем окончания студии в 1965 году ни единственный столичный театр не заинтересовался молодым актером Владимиром Меньшовым, и он уехал вкалывать в Ставрополь. Около года, до июня 1966 года, он проработал там актером драмтеатра. Но актерская карьера уже немного занимала Меньшова, к тому времени он обнаружил в себе нарастающий заинтересованность к режиссуре, влюбленность к кино зажглась с новой силой.

Меньшов встретился с самым большим авторитетом в тогдашнем кинематографе режиссером Михаилом Ильичом Роммом, показал ему свои литературные опыты, и Ромм взял молодого актера сию минуту на 2-й вектор движения режиссерского факультета ВГИКа, нарочно изобретя для Меньшова аспирантуру по режиссуре художественного фильма, куда тот и был зачислен. Он был, видимо, единственным в мире аспирантом, тот, что на протяжении всех трех лет обучения (19671970) боролся за то, чтобы перейти в студенты, оттого что аспирантура не давала диплома и не позволяла снимать учебные работы, но схватка эта оказалась безуспешной, Меньшов так и остался только со справкой об окончании аспирантуры ВГИКа.

С 1970 по 1976 год Меньшов работал по договорам на киностудиях Мосфильм, Ленфильм и на Одесской киностудии. Он снял короткометражную учебную работу К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы, полнометражный документальный кино к 50-летию ВГИКа (тот, что руководству института показался до такой степени крамольным, что был смыт), написал сценарий Требуется доказать (по мотивам книги В.И. Ленина Детская хворь левизны в коммунизме) этим сценарием крайне заинтересовались театральные режиссеры Ю. Любимов, Р. Стуруа, 3. Корогодский, но цензура наложила жесткий запрет. Меньшов сделал сильно вольную инсценировку романа М. Шагинян Месс-Менд, и она была поставлена в Ленинградском ТЮЗе, по заказу Ленфильма он написал сценарий Я служу на границе.

В довершение всего как снег на голову началась и актерская карьера в кино: однокурсник Меньшова Александр Павловский снимал на Одесской киностудии свою дипломную работу по сценарию, тот, что он написали вкупе, и предложил своему соавтору сыграть в этом фильме главную образ. Эта картина получила первейший приз на киевском кинофестивале Молодость-71, и уже на следующий год Меньшов получил приглашение от режиссера Алексея Сахарова на главную образ в фильме Человек на своем месте. После того как на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате Меньшов завоевал приз за лучшее воплощение в жизнь мужеский роли, он внезапно оказался активно востребован кинематографом. Одна за иной последовали картины Соленый пес, Последняя встреча, Собственное мнение. Список Меньшова насчитывает рядом 40 ролей в фильмах Перехват, Курьер, Город Зеро, Русский рэгтайм, Чтобы выжить, Где находится нофелет?, Отдушина, Ночной дозор, Остановка по требованию 2, Пятый угол, Ледниковый период, Участок, Время жестоких, Брежнев, Время составлять камни, Дневной дозор и др. Многие из них обласканы критикой и любимы зрителями, но все одинаково Меньшов относится к своим актерским работам как к хобби, главное занятие его жизни кинорежиссура.

Дебют в большом кино состоялся в 1976 году. Это был мелодический кино Розыгрыш о старшеклассниках по сценарию Семена Лунгина. Успех картины, в особенности у молодежи, превзошел все ожидания. Школьники, снявшиеся в фильме, Дима Харатьян, Наташа Вавилова, Дуся Германова вмиг обрели статус кинозвезд, песни из фильма звучали на пластинках и по радио, по результатам проката 1977 года картину посмотрело рекордное численность зрителей, к концу этого года создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР.

В 1978 году начались съемки фильма Москва слезам не верит. Сценарий, тот, что написал Валентин Черных, предлагался многим известным режиссерам, но история фабричной девчонки, превращающейся в конце концов в директора этой самой фабрики, никого не заинтересовала. Меньшов же в немалой степени переделал сценарий, переписал уже имевшиеся сцены, ввел новые эпизоды, персонажи, которых не было у Черных, сценарий стал двухсерийным, но ничто не могло смыть с него клейма немодности, наложенного передовым общественным мнением. Не помог и фантастический зрительский счастливый момент, выпавший на долю фильма: только за основополагающий год проката его посмотрело без малого 90 миллионов зрителей, создатели картины получали мешки писем от потрясенных людей, а сми в это же самое время писала о потакании дурным вкусам мещан, о мелкотравчатой драматургии и слабой режиссуре. Меньшов на собственном примере познакомился с диктатом общественного мнения, которое следит за состоянием умов и не позволяет никому высказывать суждения, отличные от воззрений тех, кто провозгласили себя солью земли.

А кино жил своей жизнью, не сходил с экранов кинотеатров, его купили больше ста стран, он завоевал призы на множестве международных кинофестивалей, создатели фильма получили Государственную премию СССР. В довершение всего Американская академия киноискусства в 1981 году назвала кино Москва слезам не верит лучшим иностранным фильмом года и присудила ему самую авторитетную в мире кино награду Оскар. И в текущее время зрители называют его лучшим фильмом за сто лет существования российского кино.

В 1984 году Меньшов снял картину Любовь и голуби по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Эта бесхитростная история любви, измены, раскаяния и прощения подкупила Меньшова в прошлом всего сочно выписанными характерами и незлобливым юмором, до того присущим русскому менталитету. Прокатная фатум этого фильма была подпорчена тем, что он попал под каток начавшейся тогда кампании борьбы с алкоголизмом, а ибо единственный из героев картины вечно находился в состоянии подпития, то Меньшова, не соглашавшегося ни с какими поправками по фильму, в первую голову отстранили от картины, вслед за тем вырезали из нее все подозрительные сцены, опосля положили на полку, и только посредством полгода, когда истерия борьбы немного поутихла, воссоздали кино в первоначальном виде и выпустили на экраны. Любовь и голуби одна из любимейших зрителями картин. На фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила узловой приз Золотую ладью.

Следующий кино Меньшова появился на экранах посредством 11 лет. Такая перерыв была вызвана переменами, произошедшими в российской реальности. Политические страсти захватили в стране всех, не избежал этого искуса и Меньшов. Несколько раз он без малого начинал снимать новую картину, глобальную, подводящую итоги, но, видно, по счастью, так ее и не сделал. Все очевиднее становилось с течением времени, что самый-самый верный жанр для отражения нынешней реальности это фарс. Тогда родилась история о трех братьях-близнецах, выросшая в картину Ширли-мырли, вышедшую на экраны в 1995 году. Комедийные коллизии фильма постоянная путаница между близнецами, их напряженные выяснения отношений, в которые оказываются втянутыми президенты России и США, блистательная развлекуха актеров рождают громовой смех в любом кинотеатре. Но критика на кино, изумительно профессиональный во всех компонентах, оказалась чертовски резкой, в лучшем случае его нетрудно не замечали на кинематографическом небосклоне.

Последняя служба Владимира Меньшова лирическая драма (так он сам определяет жанр этой картины) Зависть богов закончена в 2000 году. Это история любви, нечаянно настигнувшей двух не сильно уже молодых людей, история, когда неожиданно человеку открывается, что вся предыдущая бытие была только подготовкой к этой встрече. Трагичность этой любви в том, что героями ее являются француз и русская дама (бенефисная образ Веры Алентовой), а действо фильма происходит в 1983 году, в то время такие истории удачно не заканчивались. Зрители на фильме плачут и смеются, а критика и кинематографическая общественность, по уже сложившейся традиции, приняли его в штыки, но для картин Меньшова такая реакция самая хорошая примета: значит, и этому его фильму суждена долгая и счастливая бытие.

Владимир Меньшов является режиссером-постановщиком на киностудии Мосфильм.

Владимир Меньшов имеет звание народного артиста России (1991), избран академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России, является членом Союза кинематографистов России. В 1999 году он был награжден орденом За заслуги перед Отечеством IV степени.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Мотыль Vladimir Motyl

Только в 1992 году создатель шедевра "Белое солнце пустыни", признанный мастер был удостоен официального государственного статуса. Ему присвоено..
читать далее

Владимир Хотиненко Vladimir Hotinenko

Идет Великий пост, в который верующий человек должен перечитать все четыре Евангелия. Хотя эту книгу надо еще научиться читать. Я уже несколько лет..
читать далее

Владимир Карташов Vladimir Kartashov

Художник, художник-постановщик кино. Брат-близнец Александра Карташова.
читать далее

Владимир Светозаров Vladimir Svetozarov

Съемки десятисерийного телефильма Мастер и Маргарита, начавшиеся в июне, должны завершиться уже в марте. Понятно, что публику больше всего..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий