Известные люди

»

Владимир Снесарев

Владимир Снесарев Vladimir Snesarev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 15.7.1914
0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды.

Родился 7 Августа 1923 года в посёлке Алексеевка, сегодня городок Белгородской области, в семье рабочего. Окончил 9 классов. В 1940 году переехал в городок Долгопрудный Московской области. Работал на заводе, окончил аэроклуб. С Ноября 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил военную авиационную школу пилотов.

С Июля 1942 года в действующей армии. Командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы ) Лейтенант В. В. Собин совершил 379 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях, в которых лично сшиб 9 и в группе 6 самолётов противника. 7 Февраля 1944 года в районе города Керчь, будучи ведущим 4 самолётов, смело вступил в мордобой с вражескими истребителями, сбив единственный из них. В этом бою получил 9 ранений, но продолжал править группой, в то время как недруг не был обращён в бегство. Смог сделать посадку на своём аэродроме. 8 Февраля 1944 года умер от ран. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды.

Похоронен в городе Алексеевка на площади им. III Интернационала. Навечно зачислен в списки воинской части. В городе Алексеевка установлен бюст Героя, его имя носит улочка.

* * *

17-летним пареньком в 1940 году переехал Василий Собин в подмосковный град Долгопрудный, работал слесарем на машиностроительном заводе, учился в аэроклубе имени А. В. Ляпидевского. В 1941-м призвали в Красную Армию, окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов и в звании сержанта в Июле 1942-го был направлен на фронт в составе группы выпускников этой авиашколы на пополнение 88-го истребительного авиаполка, сражавшегося на Южном фронте. Но вылететь на боевое поручение Василию довелось нескоро.

Передав свои истребители И-16 соседнему полку, Собин и его однополчане отправились в тыл на освоение нового самолёта ЛаГГ-3. Переучивание продолжалось до Мая 1943 года.

Освоив новые машины, полк перебазировался на Кубань, где с ходу включился в жаркое воздушное сражение. Здесь начальник звена Собин проявил недюжинные способности командира - воспитателя. В ходе 3-го воздушного сражения в кубанском небе, продолжавшегося с 26 Мая по 7 Июня, лётчики полка сшибли больше 40 самолётов противника, из которых 4 - пришлось на долю Собина.

Осенью 1943 года полк участвовал в боях за отбояривание Новороссийска и Таманского полуострова - к этому времени Лейтенант В. В. Собин стал заместителем командира, а после этого и командиром 3-й эскадрильи.

4 Декабря 1943 года во главе четвёрки ЛаГГ-3 Василий Собин провёл мордобой с численно превосходящим противником. Схватка закончилась победой наших лётчиков. Но на смену первой группе фашистских истребителей подошла вторая, и схватка разгорелась ещё.

Немцы нападали с разных сторон, но Собин непреклонно держал свою группу, сцементировав её волей и упорством. Каждый лётчик, атакуя врага, оберегал и товарища, отсекал от него фашистов. Вот ведущий заметил, что единственный самолёт его группы подбит и что пара Мо-109 ещё навалилась на него. Ни секунды не медля, Василий пошёл на выручку, внезапным ударом разогнал "Мессеров". Товарища спас, помог ему вылезти из боя, но сам попал под пламень четырёх Ме-109.

Мотор работал с перебоями. Появившееся полымя всё больше разрасталось, лизало ноги, руки, лик человеческий. Угроза взрыва бензобаков настоятельно требовала немедленного приземления. Но Василий, сконцентрировав силу и мужество, настойчиво шёл на свою территорию. Наполовину ослепший от дыма, он посадил самолёт на воду.

Стояла зимушка. Холодный ветер гнал большую волну, хотя прибрежные отмели Таманского полуострова и были затянуты льдом. После посадки агрегатина безотложно же стала тонуть. Собин осмотрелся - никого. С одной стороны виднелся большой Крымский берег, с прочий - пологий Таманский. Летчик поплыл к Таманскому. Солёные брызги разъедали глаза, болели обожжённые руки, но он плыл. Сначала освободился от намокшего парашюта, вслед за тем от реглана, с огромным трудом - от сапог.

Лейтенант плыл уже больше часа, когда показалась лодчонка. Надежда на избавление превратилась в уверенность. Но внезапно налетели "Мессеры", открыли пламень, и повреждённая лодчонка повернула к берегу.

Собин ещё единый час боролся со смертью. Вода леденила не только усталое стан - всё созданье. Но лётчик не падал духом. На исходе 2-го часа потом посадки его подобрала спасательная лодчонка.

Прошло какое - то время, и Собин возвратился в родную боевую семью истребителей, еще раз начал летать, сражаться с врагом...

В Январе 1944 года, в отрезок времени боёв за Керчь, авиаторы 4-й Воздушной армии оказывали сильно эффективную поддержку своим наземным войскам. Сохраняя господство в воздухе, они громили врага днём и ночью, в простых и сложных погодных условиях, обнаруживали волю и настойчивость при выполнении поставленных задач.

23 Января в 13:41 станция наведения обнаружила вражеские самолёты в 40 км севернее Феодосии. Несколько минут через на подходе к Керчи эта группа численностью до 20 Ju-87 была атакована истребителями 159-го Гвардейского авиаполка во главе с Лейтенантом В. В. Собиным. В результате 2 "Юнкерса" тотчас же загорелись. Основная масса бомбардировщиков сбросила груз неприцельно. Отдельные машины пытались прорвать заслон истребителей и причинить потрясение, но их попытка оказалась безуспешной. Потеряв ещё единственный самолёт, немцы повернули на запад.

7 Февраля 1944 года начальник эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка Лейтенант В. В. Собин вступил в свой концевой воздушный махач.

В тот день он, будучи ведущим, вылетел четвёркой на прикрытие наземных войск в районе города Керчи. Через немного минут после этого выхода в назначенный район вступили в мордобой с немалый группой самолётов противника. Молниеносной атакой Собин сшиб Ju-87, нарушив строй бомбардировщиков. Каждая наша пара сражалась с 4 - 6 "Мессерами". Позже узнали, что Василий Собин продолжал сражаться, истекая кровью: осколком разорвавшегося в кабине снаряда его несладко ранило в голову, ногу и левую руку...

Вскоре на выручку подоспели истребители с других участков, и только тогда Собин решился вылезти из боя. Два других самолёта с двух сторон вроде поддерживали плоскостями своих истребителей израненный "ЛаГГ" Собина.

Прикрываемый ведомыми, Собин пошёл на аэровокзал. При заходе на посадку он попытался выпустить шасси, но повреждённая левая стойка не вышла. Не помог и аварийный технология выпуска. Несмотря на 9 ранений в бедро, руку, ногу и голову, несмотря на тяжёлое состояние, лётчик решил спасти самолёт. Он зашёл на посадку, намереваясь приземлиться на одно колесо. Но ограниченные размеры площадки и попутный ветер не позволили усесться с прямой. Лётчик прошёл над аэродромом, развернулся на 130 градусов, спланировал и мягко приземлил самолёт на правое колесо.

Истекая кровью, он удержал самолёт и на пробеге не дал ему развернуться, а когда прыть погасла, левой рукой, раздробленной осколками снаряда, дотянулся до зажигания и выключил двигатель. Затем потерял рассудок. Придя в себя только на минуту и спросив, цел ли его самолёт, он опять впал в забытье.

Не единичны случаи, когда лётчики, израненные в боях, умирали после этого посадки. Стремление спасти машину, своё оружие становилось единственной целью, и это тяготение концентрировало их волю, нервы, мысли, придавало им силы на шибко недлинный, но только мощный добросердечный порыв.

Когда хоронили Василия Собина, единственный из его друзей говорил эдак такие, идущие из самого сердца слова: "Он умер в воздухе... Задолго до того, как приземлился. Он шибко любил свой полк и нас, товарищей, и это дало ему силы прийти домой..." Это верные слова.

8 Февраля 1944 года Василий Собин скончался от 9 ран, полученных в последнем воздушном бою. Вэтого же он к этому времени совершил 379 боевых вылетов, участвовал в 122 воздушных боях, в которых лично сшиб 9 и в группе 6 самолётов противника. За это он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронили Героя в станице Фонталовской Темрюкского района Краснодарского края. В 1946 году его прах перевезён на родину и перезахоронен в центре города Алексеевки Белгородской области на площади имени III Интернационала.

В городе Алексеевке установлен бюст Героя, его имя носят улочка и учебное заведение. В городе Долгопрудном Московской области именем Василия Собина названы площадь и учебное заведение, у проходной завода, в котором начиналась его трудовая занятие, установлена мемориальная доска.

27 Июня 1965 года приказом Министра обороны СССР Василий Васильевич Собин навечно зачислен в состав 159-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Сухачев Vladimir Suhachev

Старший лейтенант В. П. Сухачёв совершил 110 боевых вылетов, нанеся врагу большой урон в живой силе и технике. Всего совершил 138 успешных боевых..
читать далее

Владимир Титович Vladimir Titovich

Лейтенант В. В. Титович совершил 135 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Владимир Шишов Vladimir Shishov

Капитан В. А. Шишов совершил 215 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 13 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Владимир Шмагайло Vladimir Shmagaylo

С Января 1943 года Младший лейтенант В. Г. Шмагайло на фронтах Великой Отечественной войны. По Февраль 1945 года служил в составе 875-го ИАП ( 66-го..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий