Известные люди

»

Владимир Эрн

Владимир Эрн Vladimir Ern Карьера: Философ
Рождение: Россия, 5.8.1882
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), впоследствии стал доцентом и профессором. В 1906 один из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева.

Родился в Тифлисе 5 августа 1882. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), позднее стал доцентом и профессором. В 1906 единственный из организаторов и участников Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева. Сотрудничал с издательством Путь и в 1912 выпустил работа Г.С.Сковорода. Жизнь и учение. Обе его диссертации: магистерская Розмини и его доктрина знания (1914), докторская (не успел ее защитить) Философия Джоберти (1916), были посвящены творчеству итальянских католических мыслителей. В начале 1917 увидела свет первая доля его последней, так и не завершенной работы Верховное постижение Платона. Умер Эрн в Москве 29 апреля 1917.

Свой отбор в пользу религиозной метафизики Эрн сделал до времени, о чем свидетельствуют его статьи и выступления 19051907. В различие от многих представителей русской религиозно-философской мысли, он не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией, довольно критически относился к самой идее нового религиозного сознания и к любым попыткам модернизации православия. Собственная метафизическая точка зрения Эрна явственно определилась в ходе его полемики с журналом Логос (1910). В цикле статей (вошедших потом в сборник Борьба за Логос (1911) Эрн доказывал оригинальность русской философской традиции, особенно подчеркивая важность творчества таких отечественных мыслителей, как Г.С.Сковорода, Вл.С.Соловьев, П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, Л.М.Лопатин, А.А.Козлов, С.Н.Трубецкой. В историко-философском контексте воззрения Эрна могут быть отнесены к тому опыту возвращения к онтологизму, тот, что в философии 20 в. представлен не одним ярким именем и направлением (фундаментальная онтология Хайдеггера, критическая онтология Н.Гартмана, неотомистская онтология и др.). Как и на Западе, разворот к онтологии в России (точка зрения Эрна единственный из наиболее ярких примеров) начинался с критики гносеологизма предшествующей рационалистической философии. Своеобразие онтологизма Эрна в существенной мере связано с его критикой меонизма рационалистической философии и с учением о Логосе. В Новое время, по Эрну, происходит разрыв с онтологизмом античной и средневековой мысли и начинается пора господства меонической (у Эрна без-бытийной, без-жизненной) философии. Кардинальной, конституирующей чертой этого направления оказывается отрицание природы как Сущего. Однако, полагал Эрн, созданный новоевропейским рационализмом образ реальности, где научно-философскому разуму, как началу познающему и организующему, противостоит овеществленная, лишенная внутреннего смысла существования натура, не больше чем миф. Новое время, вообще говоря, шибко мифологично... В новое время мы видим возникновение целого цикла мифов, целого ряда мифологем, и все различие, колоссальное и существенное, этих мифов и этих мифологем от античных и средневековых содержится только в перемене знака положительного на негативный. Миф античный и средневековый онтологичны, мифы нового времени меоничны. Устремленная к идеалу жестко научного знания новоевропейская философия приходит к парадоксальному результату. Ее основу, по убеждению Эрна, образует миф ни капли не академический и не логичный об отвлеченном, мертвом познании и настолько же безжизненной природе. Подлинную альтернативу меонизму, по Эрну, представляет логизм, философия Логоса. Сущим природу (вселенную, мир, человека) делает ее изначальная и неразрывная связь с Логосом. Понимание этой связи, доказывал в своих сочинениях Эрн, становится источником онтологизма античной философии (в прошлом всего в платонизме) и, религиозно преображенное в христианстве, метафизически оформляется в патристике.

Все пронизано живым Логосом, все наполнено бытием. Но и сама мысля бытийственна, и мужчина никак не может в своем философском опыте быть сторонним наблюдателем. Эта образ для него допустима в опыте научном, когда речь идет о познании истин частичных и в этом смысле относительных. У философии, считал Эрн, своя задача: философия не может не стараться к познанию абсолютному, по иному она легко перестает быть философией.

Излагая свою концепцию логизма, Эрн не провозглашал нового направления в философии. С его точки зрения, в историческом плане логизм уже состоялся. Сама человеческая культура как солидарная преемственность творчества есть плод верности духу логизма ее творцов. Культура и Логос нераздельны, как нераздельны Логос и натура, Логос и бытие. Распад живых связей происходит в цивилизации, питаемой рационализмом. Эрн верил, что обстановка не фатальна и многое зависит от того, произойдет или нет метафизический поворот. Философия, по его убеждению, должна отозваться на вызов рационализма и возвратить человека в мир бытия (по Хайдеггеру, в жилье бытия), где нет искусственных преград, воздвигнутых рационализмом между человеческой мыслью и Сущим, и сама идея осознается в метафизической глубине, в изначальной коренной связи с живым Логосом.

Так же читайте биографии известных людей:
Владимир Жеденов Vladimir Zhedenov

Автор около 100 научных работ, посвящённых сравнительной анатомии животных и человека. Наиболее ценная научная информация содержится в работах по..
читать далее

Владимир Матюхин Vladimir Matiuhin

Владимир Александрович проводит большую педагогическую работу, является профессором кафедры восстановительной медицины ММА имени И.М. Сеченова,..
читать далее

Владимир Скулачев Vladimir Skulachev

Является Лауреатом премии Ленинского комсомола (1967), лауреат премии по биохимии им.А.Н.Баха (1972), лауреат Государственной премии СССР (1975),..
читать далее

Владимир Эфроимсон Vladimir Efroimson

В распределении по фракциям человеческой популяции В.П. Эфроимсон принадлежит к малочисленной фракции героев. Его жизнь, как и жизнь других героев,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий