Известные люди

»

Генрих Боровик

Генрих Боровик Genrih Borovik Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 16.11.1929
Лауреат Государственных премий СССР, писатель, публицист, драматург, общественный деятель, председатель Благотворительного фонда имени Артема Боровика, член правления Внешнеполитической ассоциации России.

Родился в 1929 году. Отец - Боровик Авиэзер Абрамович (1902-1980), дирижер симфонического оркестра, работал в музыкальном театре. Мать - Боровик-Матвеева Мария Васильевна (1905-1970), актриса. Супруга - Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932 г. рожд.), педагог-историк, была преподавателем истории в школе, следом работала на телевидении редактором отдела культуры. Дочь - Якушкина (Боровик) Марина Генриховна (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук. Сын Боровик Артем Генрихович (1960-2000), именитый газетчик, литератор, основатель и основополагающий начальник холдинга "Совершенно секретно", трагически погиб в авиакатастрофе. Внуки: Якушкин Иван Дмитриевич (1976 г.рожд.), Боровик Максимилиан Артемович (1995 г.рожд.), Боровик Кристиан Артемович (1997 г.рожд.).

Родители Генриха Боровика всю бытие были связаны с театром. В 1939 году они были посреди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии. В городе Пятигорске прошли школьные годы их сына Генриха.

Своих учителей он вспоминает с огромной благодарностью. Они учили не только "предмету", но и жизни. Неслучайно Генрих Авиэзерович до сих пор поддерживает теплые дружеские отношения со многими одноклассниками.

В 1944-1945 годах, будучи ещё школьником, Генрих работал в Пятигорском театре помощником электромонтера и статистом. Там он сдружился с ещё только начинавшими свой прекрасный тракт в искусстве Махмудом Эсамбаевым и Михаилом Водяным. В 1947 году, окончив школу с золотой медалью, Боровик отправился в Москву поступать в Институт международных отношений. Запасным вариантом был ГИТИС. Любовь к театру, к музыке насовсем остались с ним.

После успешного окончания МГИМО Генриха Боровика приняли на работу в международный отдел редакции журнала "Огонек", на место... технического секретаря. Казалось, обладатель диплома с отличием мог планировать на большее, но он был рад и этому: на дворе стояло холодное лето 1952 года. В редакции же младой мужчина ощутил необыкновенную теплоту. Там работали прекрасные люди, без малого все - фронтовые журналисты: стихотворец Алексей Сурков (первейший редактор), Мартын Мержанов, Виктор Викторов, Андрей Турков, Леонид Леров. Всеми делами журнала заправлял отличный дядя, заместитель главного редактора Борис Сергеевич Бурков, всю войну проработавший главным редактором "Комсомолки". В редакцию запросто заходили и абсолютно легендарные люди - Константин Симонов, Борис Полевой, Сергей Михалков, Ираклий Андроников... Генрих Боровик был в журнале самым молодым сотрудником, и старшее поколение относилось к нему, как самое малое, с интересом - "а получится ли из этого паренька газетчик?", но чаще - с трогательной заботой.

В 1953 году, когда наступила "оттепель", Боровик стал литературным сотрудником, а позже и спецкором международного отдела. Уже в середине 1950-х годов к нему пришла известность. Его очерки из "горячих точек" - Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, - печатавшиеся в журнале "Огонек", грубо отличались от общего уровня принятой тогда международной журналистики. Эти материалы были лишены пропагандистских штампов, в них действовали не ходульные герои, а нормальные люди со своими сомнениями и надеждами, описывались не шаблонные политические схемы, а обыкновенные жизненные ситуации. А что касается выводов, то их предоставлялось работать самим читателям.

В 1955 году в библиотеке "Огонек" вышла первая книга очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый счастливый момент выпал на долю начинающего писателя и журналиста позже публикации им в 1960 году в "Огоньке" очерков о революционной Кубе и потом созданной на их основе книги "Повесть о зеленой ящерице", заселенной живыми, а не плакатными людьми с неординарными характерами. Его очерк о встрече на Кубе с Эрнестом Хемингуэем и о рыбалке с ним на пару на его легендарной шхуне "Пилар" cтал настоящей сенсацией.

Спустя год вкупе с выдающимся кинорежиссером Романом Карменом Генрих Боровик создал документальный кино "Пылающий остров", обошедший экраны многих стран мира. Теме борьбы супротив колониализма была посвящена и его первая пьеса - "Мятеж неизвестных", блестяще поставленная Андреем Гончаровым в Театре на Малой Бронной и обошедшая многие театры страны.

В 1962 году на съезде молодых литераторов Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР.

Вэтого им написано больше 20 книг. Среди них: "Повесть о зеленой ящерице", "Ваш особый корреспондент встретился...", "Один год неспокойного Солнца", "Пролог", "Май в Лиссабоне", "Репортаж с фашистских границ", "Ким Филби" и др.

Г.А. Боровик - автор больше 40 сценариев к документальным фильмам, в том числе к документальным сериалам "Вэтого дороже", "За девять лет до конца войны", "Война в России - кровь на снегу" и др.

Его пьесы "Человек перед выстрелом" (1963), "Три минуты Мартина Гроу" (1970), "Интервью в Буэнос-Айресе" (1976), "Агент 00" (1985), были поставлены в крупнейших театрах СССР, шли во многих странах за рубежом.

Многочисленные выступления Г.А. Боровика в печати и на телевидении, телепрограммы, которые он вел ("Международная панорама" - в 1970-е годы, "Камера смотрит в мир" - в начале 1980-х, "Позиция" - в годы перестройки, авторская программа "Завещание XX века" - 1997-2001 годы, - все это дает представление о творческой биографии писателя, публициста, драматурга, журналиста, телеведущего Генриха Боровика.

Встрой ли кто-то возьмется оспаривать, что посреди работ международников старшего поколения произведения Генриха Боровика - на газетной ли полосе, в журналах, в книге, на экране документального кино или телевидения, на сцене, в конце концов, - всю дорогу занимали одно из первых мест (если не несомненно первое место} по популярности посреди читателей и зрителей.

Например, в 1986 году вышел роман-хроника Г.А. Боровика "Пролог", безотложно замеченный читателем и разошедшийся большим тиражом. В следующем году редакция "Роман-газеты" разослала двум миллионам своих подписчиков анкету, в которой перечислила 100 произведений прозы, получивших социальный резонанс в последнее время, и обратилась к читателям с просьбой наречь 12 произведений для публикации в ежемесячной "Роман-газете" в 1988 году. Среди сотни произведений была упомянута и последняя книжка Генриха Боровика. В ней не было ни детективной фабулы, ни любовной интриги, ни прочих заведомо привлекательных для читателя элементов. Но в читательских откликах документальная публицистическая книжка "Пролог" заняла третье местоположение по числу голосов, поданных за нее, а совместный тираж этой книги только в СССР перевалил за 5 миллионов экземпляров!

Объяснение этому "простое". Несмотря на "нероманное" построение, книжка по-настоящему художественна. Автор знакомит читателя с целой галереей характеров и ситуаций. Знакомит с американским народом и с Америкой как страной. Они и являются главными героями книги.

И ещё одно действующее физиономия этого романа встает перед глазами читателя, независимо от воли автора. Он сам. Его взгляды, надежды и разочарования, нравственные ценности, нрав. И это оказывается увлекательно читателю.

Из драматургических произведений Генриха Боровика особенный счастливый момент выпал на его пьесу "Интервью в Буэнос-Айресе", написанную в 1976 году по обжигающим следам чилийских событий, которым автор был очевидец. Она прошла не только без малого в сотне театров нашей страны, но и в полутора десятках театров крупнейших городов мира, охватывая Нью-Йорк, Мадрид, Стокгольм, Прагу, Варшаву, Токио, Дамаск, Париж, Каракас...

Сам автор, говоря об успехе пьесы, склонен относить его в прошлом всего на счет той атмосферы солидарности с народом Чили, с которым был воспринят многими в мире пиночетовский переворот в сентябре 1973 года. Однако о тех событиях были написаны десятки, сотни произведений (в том числе и драматургических), но пьеса Г.Боровика была в те годы самой популярной.

Главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров, также поставивший эту пьесу в своем театре и блестяще сыгравший в ней главную образ журналиста Карлоса Бланке, рассказывал, как в 1977 году театр возил спектакль в Париж на сценический фестиваль наций. Спектакль был принят крайне славно, а прославленный французский сценический критик сказал тогда: "Секрет успеха этого спектакля состоит в том, что в нем рассказывается не только о Чили. В нем речь идет о нас, о Франции, о людях всякий страны! В каждой сцене, в каждом диалоге я вижу и слышу то, что относится лично ко мне, французскому журналисту..."

Эти слова применимы ко всему творчеству Генриха Боровика. В каком бы жанре он ни выступал, о какой бы стране ни рассказывал, дядя читающий, слушающий или смотрящий его произведения, находит в них то главное, что он может соотнести с собой лично, с обществом, в котором живет.

Личность Г. Боровика многогранна, она вдалеке выходит за рамки творческой биографии. В его жизни несть числа поступков, не обозначить которые некорректно, хотя бы телеграфным стилем.

Весной 1980 года Г.А. Боровик провел немного месяцев в Афганистане. Объездил всю страну, побывал в самых опасных местах и ситуациях, но без малого ничего не написал оттуда ни в газеты, ни в журналы. Писать неправду не мог, а правду - никто бы не напечатал. Вернувшись в Москву, он отказался от выгодного предложения студии "Мосфильм" намарать сценарий для художественного фильма об этой войне. Договор был заключен намедни поездки в Афганистан. Сценаристу были обещаны госзаказ и без малого верная Государственная премия. Быстро нашли известного режиссера для фильма. Но, вернувшись домой, Генрих Авиэзерович отказался от договора и вернул аванс. Вместоположение того чтобы чиркать сценарий, он отправился в ЦК КПСС и рассказал там о том, что увидел. Сказал, что эта махаловка бессмысленна, что советские войска взвалили войну на свои плечи, но оказались к ней не готовы, что истинные размеры наших потерь военное руководство скрывает и т.д., и т.п.

Результатом этого похода в ЦК стал гнев начальника ГлавПУра Советской Армии. Генерал армии А.А. Епишев собирался сетовать на "безответственного журналиста" самому Л.И. Брежневу. Спасла "безответственного" только поддержка друзей в ЦК Евгения Самотейкина и Николая Шишлина, а ещё то, что как раз в это время Боровик на полтора года ушел из журналистики - трудиться над серией документальных фильмов и строчить новую пьесу.

В 1982-1985 годах Г.А. Боровик становится главным редактором журнала "Театр". Тираж издания при нем вырос вдвое.

В 1985-1987 годах Г.А. Боровика избирают рабочим секретарем Союза писателей СССР по международным делам. Именно в эти годы приезжают к нам в страну по приглашению Союза писателей давние друзья Генриха Авиэзеровича - выдающиеся писатели и деятели культуры Грэм Грин, Габриэль Гарсиа Маркес, Питер Устинов и другие. Встрой ли стоит особенно подчеркивать, что это способствовало росту популярности нашей страны за рубежом.

Генрих Боровик обратился в ЦК с предложением перестать изоляцию советских писателей от крупнейших международных писательских организаций, в частности от Пен-клуба. Его аргументы были убедительны, и Секретариат ЦК принял вывод, положившее финал "берлинской стене" между советскими писателями и писателями мира.

В 1987 году Г.А. Боровика избирают председателем Советского комитета защиты мира и вице-президентом Всемирного совета мира. Эта общественная служба отнимала у него огромное время. Старый комитет, созданный в конце 1940-х годов для пропаганды, раньше всего, советской внешней политики и являвшийся инструментом международного отдела ЦК КПСС, нуждался в глубоких переменах. Вместе с единомышленниками, посреди которых Боровик базировался в первую очередность на выдающихся деятелей культуры, эти преобразования в значительной степени удалось произвести. Советский комитет защиты мира стал тогда заметной общественной организацией, крепко стоявшей на позициях демократических преобразований в стране. Это было доказано многими реальными делами обновленной организации, которая несть числа сделала и для ликвидации "образа врага", и для окончания "холодной войны".

В те же годы Боровик работает политическим обозревателем Гостелерадио СССР. Он автор и ведущий популярных программ "Камера смотрит в мир", "Позиция". Впервые с экрана телевизора он рассказал об истоках конфликта кругом Нагорного Карабаха, поднял вопросительный мотив о деятельности шовинистических организаций в СССР.

В годы перестройки М.С.Горбачев приглашает Генриха Боровика с собой без малого на все встречи с главами зарубежных стран в качестве эксперта или члена группы сопровождения.

В 1989 году Г.А. Боровик избирается народным депутатом СССР, членом постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

Он направил записку в ЦК КПСС, в которой утверждал, что обстановка, когда все каналы Всесоюзного телевидения и радио подчиняются одной организации и одному человеку - председателю Гостелерадио, обедняет тв и противоречит демократическим принципам. Он предложил покинуть в подчинении Гостелерадио только единственный канал, а остальные вернуть в ведение творческих союзов. Тот же принцип предложил и в отношении радиовещания. В то время это предложение было больше чем радикальным.

В критические дни августовского путча 1991 года советских времен Комитет защиты мира уже 19 августа принял официальное заявление с резким осуждением антиконституционных действий ГКЧП. Заявление было передано по радио вечером 19 августа и опубликовано в газетах утром следующего дня, а сам Генрих Боровик 19, 20 и 21 августа выступал из Москвы по телеканалу CNN, рассказывая всему миру о том, как руководители КПСС предали своего Генерального секретаря, предали перестройку, нарушили Конституцию страны (по советскому телевидению произвести это было, без сомнения, невозможно}. Сын Генриха Боровика - Артем, уже сильно именитый к тому времени газетчик, все эти три дня и три ночи находился в "белом доме" на Краснопресненской набережной.

В июне 1990 года Г. Боровик вышел из КПСС. В годы реформ он занимал активную позицию помощи делу демократизации страны. В 1994 году на телеканале "Останкино" он создал (как автор проекта, автор сценария и ведущий) телесериал "За девять лет до конца войны". В нем впервой в истории отечественного телевидения была рассказана истина о том, как в 1979 году принималось безрадостно знаменитое вывод о вводе советских войск в Афганистан и как оно осуществлялось.

В следующем году Генрих Боровик начинает работу (как автор проекта и единственный из авторов сценария) над 10-серийным документальным фильмом "Россия в войне - кровь на снегу". В нем была показана та настоящая истина о Великой Отечественной войне, которую, по понятным причинам, не мог явить Роман Кармен в своей знаменитой 20-серийной киноэпопее "Великая Отечественная". Новый сериал стал для его создателей как бы продолжением работы над фильмом Кармена.

Г.А. Боровик вписал основательный творческий вклад в становление телевизионного канала "Культура". Его авторская просветительная программа "Завещание XX века", в которой беллетрист и публицист рассказывает о своих встречах с выдающимися людьми XX века, такими, как А.Ф. Керенский, Эрнест Хемингуэй, Ким Филби, Константин Симонов, Грэм Грин, Уолтер Кронкайт, мамаша Тереза и др., вечно имеет рослый рейтинг.

Писатель, драматург, публицист, тележурналист, заметный социальный участник, политолог, в конце концов, гражданин, Генрих Авиэзерович Боровик - одна из самых ярких фигур литературной и общественной жизни современной России. Имя его известно во многих странах. И уж конечно - во всех странах СНГ.

Г.А. Боровик - лауреат двух Государственных премий СССР (за пьесу "Интервью в Буэнос-Айресе" и за книгу "Пролог"), лауреат премий Союза писателей СССР имени А. Толстого и имени Мих. Кольцова, лауреат премии Союза журналистов имени Воровского, ряда престижных международных журналистских премий, в том числе премии "Золотое перо".

Его работа отмечен государственными наградами СССР и России: орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени, медалями.

В 2000 году семью Боровика постигло страшное горе: 9 марта сынуля Артем погиб в авиакатастрофе, произошедшей при взлете самолета в аэропорту Шереметьево. Артем был талантливым журналистом и писателем. Он прославился своими очерками из Афганистана в середине 1980-х годов, в которых первым в стране рассказал правду об афганской войне. Он завоевал влюбленность и доверие читателей и телезрителей тем, что газеты, журналы и телевизионные программы созданного им холдинга "Совершенно секретно" смело вели журналистские расследования преступлений, совершаемых некоторыми олигархами и коррумпированной властью.

Несмотря на огромное давление, которому подвергался Артем и его холдинг, несмотря на откровенные угрозы, он оставался независимым, честным, неподкупным журналистом. В последнем телевизионном беседа кто-то из зрителей задал ему вопрос: "Если вы этакий честный, то отчего вы до сих пор живы?.." Ответ пришел сквозь двое суток - на аэродроме в Шереметьво разбился при взлете авиалайнер, в котором летел Артем. До сих пор причины этой авиакатастрофы доподлинно неизвестны.

Сегодня Генрих Боровик возглавляет Благотворительный фонд имени Артема Боровика, тот, что учредили родные и близкие Артема. Цель фонда - содействовать развитию независимой журналистики в России, то есть продолжать главное занятие Артема, отстаивать его идеалы гражданина и патриота.

Семья Генриха Бровика находит хоть какое-то утешение в этой работе и в том, что Артем оставил двух маленьких замечательных сыновей -Максимилиана и Кристиана.

Генрих Боровик живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Генрих Вёльфлин Genrih Voeflin

Я среди историков искусства - формалист". Это название я принимаю как почетный титул, поскольку речь идет о том, что я всегда видел первую задачу..
читать далее

Генрих фон Клейст Heinrich von Kleist

Полное имя Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist). Родился 18 октября 1777 во Франкфурте-на-Одере.
читать далее

Генрих Семирадский Genrih Semiradskiy

Генрих Семирадский - известный польский художник, представитель академизма. Родился 24 октября 1843 года.Известен по таким произведениям как:..
читать далее

Генрих Крейцер Genrih Kreicer

Сын ирландца-журналиста и австриячки - сексота НКВД, еврей по паспорту, Генрих Крейцер, нашел своих заграничных родственников только перед выходом..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий