Известные люди

»

Георгий Кузьмин

Георгий Кузьмин Georgy Kuzmin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 21.4.1913
Капитан Г. П. Кузьмин совершил 270 боевых вылетов. В 90 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 6 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 21 Апреля 1913 года в селе Нагорное, нынче Саянского района, Kраснодарского края, в семье крестьянина. После смерти отца в 1920 году, стал батраком. Окончил 7 классов неполной средней школы в селе Рыбное Рыбинского района Красноярского края. Работал в сельском хозяйстве. С 1930 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил Вольскую военную школу авиационных техников.

Участник боевых действий в районе реки Халкин - Гол летом 1939 года, в качестве воздушного наблюдателя. За боевые заслуги был награждён орденом Красного Знамени. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Участвовал в боях на Западном, Сталинградском и Южном фронтах.

К Февраля 1943 года начальник эскадрильи 239-го истребительного авиационного полка ( 235-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный остов, 8-я Воздушная вооруженные силы, Южный фронт ) Капитан Г. П. Кузьмин совершил 270 боевых вылетов. В 90 воздушных боях сшиб лично 15 и в составе группы 6 самолётов противника. 28 Апреля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого произвёл возле 300 боевых вылетов, 100 с лишним воздушных боях сшиб 22 самолёта лично и 7 в группе с товарищами.

18 Августа 1943 года погиб при выполнении боевого задания в районе города Снежное ( Донецкая область ). Награждён орденами Ленина и Красного Знамени. Бюст Героя установлен в селе Рыбное, его именем названа учебное заведение. На улице его имени в городе Заозёрный Красноярского края установлена мемориальная доска.

* * *

Человек запредельного мужества, воли и силы духа, он был непреклонным и виртуозным воздушным бойцом и настоящим человеком. Его ратные подвиги, как самое малое, трижды были достойны присвоения высшей награды...

Г. П. Кузьмин родился 21 Апреля 1913 года в саянском селе Нагорное, под Красноярском. Окончил 7 классов, а в 1932 году - Вольскую военную школу авиационных техников, куда был направлен по комсомольской путёвке. Летом 1939 года участвовал в боях с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол.

Мечтая сделаться лётчиком, Кузьмин добился зачисления в Kaчинскую военную авиационную школу, которую удачно окончил в 1940 году. После этого, Лейтенант Кузьмин был направлен для прохождения дальнейшей службы в единственный из авиационных полков.

С началом Великой Отечественной войны начальник звена Старший лейтенант Георгий Кузьмин был переведён на Западный фронт, в 161-й истребительный авиаполк 11-й смешанной авиационной дивизии. Лётчики этого соединения, которым командовал дважды Герой Советского Союза Г. П. Кравченко, взаимодействуя с сухопутными войсками сдерживали натиск превосходящих сил противника на весьма важном - западнее Витебска - участке западной границы.

Георгий встретил войну не новичком - с орденом Красного Знамени, полученным за отвагу в небе Монголии. Поэтому свою первую воздушную победу он одержал уже на 5 день войны, 27 Июня 1941 года. Тогда на истребителе И-153, в 7-м боевом вылете, в паре с ведомым, он сшиб бомбардировщик Ju-88 возле Лепеля. Возвращаясь на свой аэровокзал лётчики обнаружили ещё единственный Ju-88. После нескольких безуспешных атак, когда все боеприпасы иссякли, Кузьмин таранным ударом уничтожил вражеский самолёт. Его истребитель был несладко поврежден, но Георгию удалось усадить "Чайку" в поле. Вечером, начальник полка и другие лётчики поздравили Кузьмина. За единственный вылет сшибить 2 "Юнкерса", остаться в живых потом тарана и сберечь машину - такого в те дни ещё не знали не только в их части, но и на всём Западном фронте.

В тех боях на дальних и ближних подступах к Москве 28-летнего Кузьмина в полку величали "дедом" - за молчаливость и сдержанность, за значительный боевой счёт и завидное лётное мастерство. Приписывали особой удаче то, что из сумятицы воздушных схваток он выходил целым и невредимым. А причина была иная - он искусно маневрировал в "мёртвой зоне" вражеских стрелков. Упорно отрабатывал свои излюбленные приёмы: делать молниеносно, нападать с высоты, с задней полусферы, раскрывать пламень только с короткой дистанции, наверное.

Затем 161-й авиаполк перебросили в Брянскую область. 19 Ноября 1941 года лётчики взлетели на перехват девяти Ju-88. Два немецких самолёта были сбиты Кузьминым, некогда чем в его машину попал зенитный снаряд. Истребитель охватило полымя. На миг он потерял разум, но проворно очнулся и сумел усадить самолёт на заснеженное поле. Едва успел отползти подальше к лесу, как самолёт взорвался.

Его постигла участь многих маресьевцев. Всделаться и ступать он не мог, как ни пытался. Тогда, собрав последние силы, он стал волочиться. Полз длительно, увязая в глубоком снегу, до тех пор, в то время как его не подобрали местные обитатели. Они спрятали его в одном из домов деревушки, выходили. Григорий решил продираться к своим. Но обессиленный, был пойман немецкими солдатами и помещён в лагерь для военнопленных.

Но и там Кузьмин не смирился со своим положением. Через некоторое время, убив часового, он бежал. Около месяца партизанил. Когда же попал в одну из наших строевых частей, его безотложно направили в лазарет залечивать гноящиеся на ногах раны. Там он пробыл без малого 3 месяца. Врачи вынуждены были ампутировать ему ступню левой ноги и количество ступни правой и вынесли заключение о невозможности возвращения лётчика в боевой строй. Однако Георгий не согласился с этим заключением. Начались долгие тренировки и битва за право возвратиться в авиацию...

И он добился своего: в конце концов ему разрешили, истина, со всевозможными оговорками, возвратиться в истребительную авиацию. Каких усилий это ему стоило, разрешено только гадать. Помогло то, что и раньше он не был баловнем судьбы. В 7 лет остался сиротой. По части "тягот и лишений" воинской службы также не был обделён. Суровое спартанское воспитание получил в Качинской школе военлётов: между подъёмом и отбоем - до отказа заполненный занятиями и тренировками день. С детства был прокалён сибирскими морозами, а затем - знойными степяпи Монголии. Перед началом войны сообща с сапёрами строил авиабазу, бетонировал взлётно - посадочную полосу, прокладывал дорогу до ближайшего посёлка.

В Марте 1942 года Кузьмин был направлен в 239-й авиаполк ( Калининский Фронт ), командиром эскадрильи. После основательной тренировки во всех элементах полёта на новой машине Ла-5 Георгий начал летать. Уже в Мае водил эскадрилью в махач. Так совместно с полком он дошёл до Сталинграда, где во всём блеске развернулся его гений истребителя. Именно там Капитан Г. П. Кузьмин провёл немного только эффектных и результативных боёв.

Большим успехом стал для Кузьмина мордобой над Волгой 22 Сентября, когда группа Ла-5 под его командованием сшибла 5 пикировщиков Ju-87, из них - два на его личном счету.

11-ю днями через, 2 Октября 1942 года, Г. П. Кузьмин одержал ещё 2 победы, когда его эскадрилья встретила группу из 15 Ju-87 возле Maмаева кургана, 6 из них были сбиты. К несчастью, агрегатина Кузьмина была повреждена огнём стрелков, а сам он ранен в пузо. Однако, ему удалось успешно сделать вынужденную посадку. Он вернулся в полк и немного дней через произошёл мордобой, о котором следом полно ходило рассказов в полку и вдали за его пределами.

...Пара вражеских самолётов как обухом по голове атаковала аэровокзал полка. Взлетев под огнём противника, Кузьмин в напряжённой схватке сшиб одну из вражеских машин. Её пилотом оказался Обер - лейтенант Ганс Шульцер, выпускник школы высшего пилотажа в Берлине, кавалер Железного Креста с Дубовыми листьями, - знака, которым в Германии награждались лётчики сбившие не менее 100 самолётов противника. На шее у него висел амулет с прядью от пеньковой веревки, срезаной с одной из виселец. Этот амулет должен был сберегать немецкого Аса от всяческих бед...

Кузьмина знали в то время уже многие, и велика была его популярность. Причём знали не только рядовые лётчики и командиры подразделений. Знал более того командующий 8-й Воздушной армией Генерал Т. Т. Хрюкин, знал и ценил. Именно вследствие этого, 19 Ноябре 1942 года, по его личному заданию, в условиях ограниченной видимости Кузьмин провёл важную разведку в районе Котельникова, где ему удалось выявить местоположение сосредоточения войск противника...

Очередные 2 победы были одержаны им 22 Января 1943 года, когда при патрулировании в районе Ростова - на - Дону пятёрка истребителей, под его командованием, уничтожила 6 вражеских машин. В сводке Совинформбюро от 29 Января 1943 года сообщалось:

"5 советских лётчиков - истребителей во главе с Капитаном Кузьминым штурмовали 14 немецких самолётов, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. В ожесточённом воздушном бою советские лётчики сшибли 6 вражеских самолётов. Наши истребители вернулись на аэропорт без потерь".

В сводке ничего не упомяналось о том, что Капитан Кузьмин участвовал в сражении "обутым" в специальные ботинки - протезы. Что же, он добился своего, к нему относились без скидок на увечье...

10 Февраля 1943 года начальник 239-го истребительного авиационного полка Майор А. Курочкин, представляя Кузьмина к званию Героя Советского Союза, писал в наградном листе:

"Участвует в Великой Отечественной войне с первого её дня, дерзкий лётчик - истребитель, превосходно обладающий техникой пилотирования. За время боевой работы произвёл 270 боевых вылетов, из них: на штурмовку наземных войск и аэродромов противника - 15, на разведку - 70, на сопровождение нашей авиации - 30. Остальные вылеты произвел на прикрытие своих войск и перехват самолётов противника. Провёл 90 воздушных боёв, в которых лично сшиб 15 самолётов противника 6 - в группе. Штурмовыми действиями лично уничтожил 5 средних танков, 20 автомашин, 2 зенитные точки, до 50 служивый и офицеров противника. Будучи командиром эскадрильи, точно сумел основать боевую работу подразделения. В результате его эскадрилья только на Сталинградском и Южном фронтах сшибла 27 самолётов противника".

28 Апреля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Георгий Кузьмин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза и орденом Ленина.

Это радостное известие застало Кузьмина уже в прославленном 9-м Гвардейском истребительном авиаполку, куда он был направлен в должности заместителя командира полка по воздушно - стрелковой службе. Там, освоив истребитель Як-1, он продолжил список своих побед: 30 Мая 1943 года уничтожил истребитель Ме-109, став одним из самых результативных лётчиков полка. Спустя некоторое время потом присвоения ему звания Героя, Кузьмин стал первым асом в полку, сбившим лично 20 самолётов противника.

Когда же он сшиб 21 самолёт, военная газета поместила на своих страницах его портрет. Фотокорреспондент снял его в кабине самолёта, на котором была нарисована 21 звездочка - по числу уничтоженных им вражеских самолётов. А единственный из однополчан Георгия, блистающий лётчик - истребитель, предстоящий Герой Советского Союза Евгений Дранищев, восторгаясь боевыми делами Кузьмина, сказал: "Жаль, что я не беллетрист, а то бы написал о нём книгу".

18 Августа 1943 года Кузьмин вылетел в составе группы, которую вёл начальник полка А. А. Морозов. Возле города Снежное ( Донецкая область ) лётчики встретили большую группу Ме-109. Морозов с ходу сшиб единственный "Мессер", но тут в самолёт Kузьмина попал зенитный снаряд. Машина загорелась и пилот был вынужден оставить её. К несчастью, его самолёт падая зажёг купол парашюта...

Уже мёртвым подобрали и с почестями захоронили Героя бойцы наших передовых частей. К моменту гибели Георгий Павлович Кузьмин совершил возле 300 боевых вылетов, участвуя больше чем в 100 воздущных боях, сшиб 22 самолёта лично и 7 в группе с товарищами. Его ученик и товарищ Евгений Дранищев пережил своего кумира только на 3 дня.

"Красноярским Маресьевым" называют Георгия Павловича Кузьмина земляки. В память о нём в городе Заозёрном Красноярского края одна из улиц названа его именем. Имя Героя ещё носит Рыбинская средняя учебное заведение. Помнят его и в Донбассе, где красные следопыты школы 1 города Красный Луч создали стенд, посвящённый его жизни и боевым подвигам.

Во многих интернет - сайтах публикуется фотография лётчика на которой, якобы, Герой Советского Союза Георгий Павлович Кузьмин изображён около своей боевой машины.

Не хочу входить в спор с авторами этих сайтов, но... Как известно, звания Героя Советского Союза Капитан Г. П. Кузьмин был удостоен за 15 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника. Вэтого же он уничтожил 22 самолёта лично и 7 в группе. Между тем на фото отчётливо видны 23 большие звезды и 3 маленькие, то есть пилот этого самолёта одержал 23 личные и 3 групповые победы. Таким образом, это либо не Григорий Кузьмин, либо не его самолёт...

Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Лобов Georgy Lobov

К концу войны командир 7-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии Подполковник Г. А. Лобов совершил 346 успешных боевых вылетов, в..
читать далее

Георгий Москаленко Georgy Moskalenko

Гвардии старший лейтенант Г. В. Москаленко совершил 263 боевых вылета, участвовал в 87 воздушных боях, лично сбил 2 самолёта противника, потопил 3..
читать далее

Георгий Мосолов Georgy Mosolov

Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Удостоен 3 медалей де Лаво (ФАИ) (1959, 1961, 1962) и 3-х Всесоюзных золотых медалей.
читать далее

Георгий Петров Georgy Petrov

Капитан Г. Г. Петров совершил 120 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, прикрытие своих войск и сопровождение..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий