Известные люди

»

Готфрид Лейбниц

Готфрид Лейбниц Gotfrid Leybnits Карьера: Физик
Рождение: Германия, 1.6.1646 - 14.11
Готфрид Лейбниц - выдающийся немецкий ученый, физик, математик, логик, философ, изобретатель, историк и дипломат. Родился 1 июня 1646 года.Готфрид Лейбниц, независимо от Ньютона , создал математический анализ - дифференциальное и интегральное исчисление, основанные на бесконечно малых. Помимо этого, Готфрид Лейбниц создал комбинаторику как науку; только он во всей истории математики одинаково свободно работал как с непрерывным, так и с дискретным, заложил основы математической логики, описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1, на которой основана современная компьютерная техника, первым ввёл понятие живой силы (кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии, а также выдвинул в психологии понятие бессознательно малых перцепций и развил учение о бессознательной психической жизни.

В 1663-1666 годах изучал юриспруденцию в Йене и опубликовал работу по вопросам юридического образования. Благодаря последней был замечен бароном Бойнебургом и курфюрстом архиепископом Майнцским, тот, что принял его на службу. Архиепископа очень занимало сохранение мира в границах Священной Римской империи, а кроме того между Германией и ее соседями. Лейбниц всецело погрузился в планы архиепископа. Он кроме того искал рациональное основание христианской религии, одинаково приемлемое для протестантов и католиков.

Самой серьезной опасностью для мира в Европе того времени был Людовик XIV. Лейбниц представил королю проект завоевания Египта, указав, что такое завоевание больше приличествует величию христианского монарха, чем махаловка с мелкими и незначительными европейскими странами. План был до такой степени добро продуман, что Наполеон, как полагают, ознакомился с ним в архивах перед тем, как направить экспедицию в Египет. В 1672 году Лейбница вызвали в Париж для объяснения плана, и он провел там четыре года. Ему не удалось углядеть Людовика, и все-таки он познакомился с такими философами и учеными, как Н. Мальбранш, А. Арно, Х. Гюйгенс. Лейбниц кроме того изобрел счетную машину, которая превзошла машину Паскаля, оттого что могла извлекать корни, возводить в уровень, умножать и разделять. В 1673 году он отправился в Лондон, встретился с Р. Бойлем и Г. Ольденбургом, продемонстрировал действо своей машины Королевскому обществу, которое вслед за тем этого избрало его своим членом.

В 1673 году архиепископ Майнцский умер. В 1676 году, за неимением места, больше соответствующего его вкусу и способностям, Лейбниц поступил на службу библиотекарем к герцогу Брауншвейгскому. По дороге в Ганновер Лейбниц остановился на месяц в Амстердаме, прочитав все написанное Б. Спинозой - все, что того убедили вернуть в печать. В конце концов ему удалось повстречаться со Спинозой и обсудить с ним его идеи. Это был завершающий непосредственный контакт Лейбница со своими собратьями по философскому цеху. С этого времени и до самой смерти он находился в Ганновере, выезжая за предел только в связи со своими исследованиями по истории династии Брауншвейгов. Он убедил короля Пруссии создать научную академию в Берлине и стал ее первым президентом; в 1700 году ему были пожалованы пост императорского советника и титул барона.

В больше запоздалый отрезок времени Лейбниц участвовал в грустно известном диспуте с друзьями Ньютона о первенстве в изобретении исчисления бесконечно малых. Нет сомнения, что Лейбниц и Ньютон работали над этим исчислением также и что в Лондоне Лейбниц встречал математиков, знакомых с работой и Ньютона, и И. Барроу. Чем обязан Лейбниц Ньютону и чем они оба обязаны Барроу - разрешено только смекать. Достоверно известно, что Ньютон дал формулировку исчисления, способа "флюксий", не позднее 1665 года, хотя опубликовал свои результаты полно лет через. Лейбниц, по-видимому, был прав, когда утверждал, что он и Барроу открыли исчисление вместе с тем. Тогда все математики работали над этим комплексом проблем и знали о результатах, полученных в сложении бесконечно малых. Нет ничего невероятного в одновременном и независимом открытии исчисления, и Лейбницу само собой следует воротить должное как первому, кто применил бесконечно малые в качестве разностей и разработал символику, оказавшуюся до того удобной, что ее используют и нынче.

Не повезло Лейбницу и в том, что касается признания его оригинальных логических идей, больше всего ценимых ныне. Только в 20 веке об этих идеях стало вообще известно; результаты Лейбница пришлось переоткрывать заново, а его личный работа был похоронен в грудах рукописей королевской библиотеки в Ганновере. Под финал жизни Лейбница о нем забыли. Курфюрстина София и ее дочка королева Пруссии София-Шарлотта, которые весьма ценили Лейбница и благодаря которым он написал многие сочинения, умерли сообразно в 1705 и 1714 годах. К тому же в 1714 году Георг Людовик, герцог Ганноверский, был призван на британский трон. По-видимому, он недолюбливал Лейбница и не позволил ему сопровождать его совместно с двором в Лондон, приказав продолжить работу в качестве библиотекаря.

Ложное истолкование сочинений Лейбница принесло ему репутацию "Lovenix", человека, верующего в ничто, и его имя не пользовалось популярностью. Здоровье философа стало ухудшаться, хотя он продолжал работать; к этому периоду относится блестящая переписка с С. Кларком. Лейбниц умер в Ганновере 14 ноября 1716 года. Никто из свиты ганноверского герцога не проводил его в концевой дорога. Берлинская академия наук, основателем и первым президентом которой он был, не обратила внимания на его кончина, и все-таки год через Б. Фонтенель произнес известную речь в его память перед членами Парижской академии. Позднейшие поколения английских философов и математиков воздали должное достижениям Лейбница, компенсировав сознательное пренебрежение его кончиной Королевским обществом.

Среди наиболее важных работ Лейбница - "Рассуждение о метафизике" (1686, опубликовано в 1846 году); "Новая организация природы и общения между субстанциями, а кроме того о связи, существующей между душою и телом" (1695); "Новые опыты о человеческом разуме" (1704, опубликовано в 1765 году); "Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла" (1710); "Монадология" (1714).

Лейбниц выдвинул настолько полную и рационально построенную метафизическую систему, что, по оценкам современных философов, ее позволительно представить в виде системы логических принципов. Сегодня никто не может устроиться в анализе индивидуальности без знаменитого лейбницевского принципа тождества неразличимых; сейчас ему придают статус логического принципа, при всем при том сам Лейбниц считал его истиной о мире. Подобно этому, реляционная трактовка пространства и времени и разбор элементов субстанции как носителей энергии являются фундаментом для разработки понятий механики.

Лейбниц ввел в механику понятие кинетической энергии; он кроме того полагал, что понятие пассивной материи, существующей в абсолютном пространстве и состоящей из неделимых атомов, неудовлетворительно как с научной, так и с метафизической точки зрения. Инерция сама есть сила: наделение движением пассивной материи следовало бы отнести к разряду чудес. Более того, само представление об атомах вещества абсурдно: если они протяженны, то делимы, если не протяженны, то не могут быть атомами вещества. Единственной субстанцией должна быть активная единица, простая, нематериальная, не имеющаяся ни в пространстве, ни во времени. Лейбниц называл эти простые субстанции монадами. Поскольку они не имеют частей, то могут принять наличие только с помощью творения и разрушаться только посредством аннигиляцию. Монады не способны воздействовать дружбан на друга. Поскольку единственной существенной чертой монады является ее активность, все монады однотипны и отличаются только степенью активности. Существует безграничный строй монад, на его низших ступенях - монады, имеющие видимость вещества, хотя ни одна монада не может быть на сто процентов инертной. На вершине лестницы находится Бог - наиболее активная из монад.

Внутренне присущей монадам деятельностью является перцепция, или "зеркальное отражение", и любая монада есть отображение состояния всякой иной монады. Эти перцепции достоверны, так как монады так созданы, что их состояния находятся в гармонии товарищ с другом. Эта "предустановленная гармония" (harmonia praestabilita) доказывается невозможностью взаимодействия между монадами и вместе с тем актуальным характером перцепции. Отношение между душой и совокупностью монад, образующих туловище, - несложно единственный из случаев всеобщего отражения. История каждой из монад есть развертывание ее состояний соответственно ее собственному внутреннему принципу. Пространство есть "проявление порядка возможных сосуществований", а время - "порядка неустойчивых возможностей". Пространство и время, как их понимают математики, сущность абстракции; их непрерывность есть проявление истинной непрерывности, принадлежащей ряду реальных существ и их развертывающихся состояний; их бесконечная делимость есть актуальная бесконечность числа реальных существ. Каждая монада уникальна тем, что ее "место" в мире является местом в бесконечном ряду монад, а ее свойства сущность функции этого места. Монада отражает мир аккурат с данного места, так что нельзя, чтобы существовали два "неразличимых" существа, которые бы не совпадали. Отсюда - тождество неразличимых.

В поддержку этих заключений, основанных на метафизических и научных соображениях, Лейбниц приводил аргументы, которые содержали апелляцию к природе суждений, их истинности и ложности. Подобно тому как не существует взаимодействия между монадами, не существует и относительных суждений; все суждения имеют субъектно-предикатную форму, и как каждая монада содержит все свои состояния, так всякое истинное суждение уже содержит предикат в субъекте. Логическое исчисление Лейбница предполагает, что в своей наиболее удовлетворительной формулировке всякое истинное суждение будет обладать сложное имя в качестве субъекта и единственный или больше элементов этого сложного имени в качестве предиката, к примеру "ABC есть A", или "ABC есть AB", и т.д. Любое ложное суждение будет представлять собой несомненный абсурд: "ABC не есть A" или "ABC не есть AB" и.т.д. Этот воззрение узко связан с делом всей жизни Лейбница - поиском языка, characteristica universalis, в котором не возбраняется было бы высказать все истины и в котором имена показывали бы "состав" обозначаемых ими объектов. Эти истины после этого нашли бы родное местоположение в энциклопедии всего знания, и все дискуссии стали бы ненужными - рассуждения уступили бы местоположение вычислениям c помощью "универсального исчисления".

Арно, возражая Лейбницу, утверждал, что если понятие всякого индивида содержит все, что когда-либо обретет существование, то человеческая воля превращается в миф, а Бог теряет всемогущество. Лейбниц отвечал, что Бог сделал вольный отбор, когда создавал Аледи и тем самым все последующее, воплотив в этом фактическом состоянии все свободные и спонтанные человеческие действия и приспособив к этим действиям все другие условия существования во Вселенной. Таким образом, надобность событий в мире имеет не полный, а условный нрав. Кроме того, так как монады без сомнения выбирают лучшее в соответствии с тем, сколь отчетливыми являются их перцепции, тот самый мир является наилучшим из всех возможных миров. В нем воплощено наибольшее численность разнообразия, совместимое с порядком, что является метафизическим совершенством, и ибо он создан всеблагим, всемогущим и наимудрейшим существом, метафизическому совершенству соответствует и этическое совершенство мира.

В системе Лейбница имеется фундаментальное возражение, которое проявляется на всех ее уровнях. Лейбниц утверждал, что существует два рода истин: необходимые истины разума, ревизовать которые разрешается с помощью принципа противоречия; и случайные истины факта, ревизия которых должна базироваться на принцип достаточного основания. В то же время он считал, что каждая правда о мире является аналитической и из любого состояния каждый монады, если мы способны в достаточной степени в него пробраться, разрешается вывести состояние целой Вселенной. Верно, что только Бог обладает способностью такого постижения, и не возникало бы никакой проблемы, если бы Лейбниц хотел проронить, что случайность связана с неполным знанием. Однако он настаивал на фундаментальном различии случайных истин о действительном мире и необходимых истин, которые истинны во всех возможных мирах. Последние зависят от интеллекта Бога, но не от его воли; первые истинны, вследствие того что что такова была свобода Божия. Истинные утверждения об этом мире образуют систему, так что ни одно из этих утверждений не может быть ложным, если остальные истинны; и все-таки ненароком истинно то, что это - организация истинных утверждений о действительном мире. Существует только одно необходимо истинное утверждение существования - Бог, необходимое тварь божья, существует. Предполагать обратное - значит подумывать заведомый абсурд - что созданье, обладающее всеми совершенствами в наивысшей степени, лишено одного из совершенств, а аккурат существования. Лейбниц признает, что наличие не является предикатом конечных существ, что ничто не прибавляется к понятию "Адам", когда мы говорим, что это понятие о реальном существе. То, что Бог существует, принадлежит только к понятию о Нем.

Это априорное свидетельство подкрепляется аргументом, что ум Бога является "местом", в котором пребывают необходимые истины. Этот мир "делает истинными" случайные истины, которым объективно противостоит знание Богом вечных истин. Кроме того, хотя Вселенная сама по себе является завершенной и все должно быть таким, каким оно есть в реальности, уже вследствие того что, что одна из частей Вселенной такова, какова она есть, ни одна из ее частей не содержит основания для своего существования. Вселенная предполагает присутствие творящей и поддерживающей причины, т.е. необходимого существа, которое содержит в себе основание собственного существования. Именно в этом моменте современные мыслители расходятся с Лейбницем. Ч. Моррис в работе "Научный эмпиризм так подытоживал их отношение": "Рационалистическая метафизика Лейбница, порожденная простым превращением формальной логики в метафизику без учета критерия эмпирической значимости, на нынешний воззрение не является необходимым космологическим следствием его логического учения". Иначе говоря, лейбницевская организация понятий, сколь бы интересной она ни была, остается всего только системой понятий, и никакой разбор этих понятий не может вручить нам знание о действительном мире.

Так же читайте биографии известных людей:
Готхольд Лессинг Gothold Ephraim Lessing

Критик и драматург; в Германии 18 в. вместе с И.В.Гёте и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце..
читать далее

Гоша Куценко Yuriy Kutsenko

Для зрителей появление актера Гоши Куценко стало неожиданным. Он вроде бы как явился ниоткуда уже не так уж молодой, но очень интересный, заметный..
читать далее

Гоша Колесников Yuriy Kolesnikov

Советский разведчик, писатель, полковник государственной безопасности России, Герой Российской Федерации. В годы Великой Отечественной войны..
читать далее

Гоша Шапорин Yuriy Shaporin

Наибольшей известностью из созданного Шапориным пользовались выразительные, в классическом стиле романсы на стихи Пушкина (в особенности Заклинание,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий