Известные люди

»

Евгений Дога

Евгений Дога Eugene Doga Карьера: Музыкант
Рождение: Молдова, 1.3.1937
Евгений Дога - советский и солдавский композитор. Родился 1 марта 1937 года.Евгений Дога - действительный член Академии наук Молдовы (1991), член Союзов композиторов Молдовы (1961) и СССР (1974), член Союза кинематографистов СССР (1975). В 1967-1972 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдовы. С 1987 по 1991 год - член комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдовы, два - в Верховном Совете СССР. Будучи заместителем председателя Комиссии по культуре, участвовал в разработке Закона Об интеллектуальной собственности, который перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.

Родился 1 марта 1937 года (в начале всенародного обрядового праздника Мэрцишор) в селе Мокра Рыбницкого района, что на левом берегу Днестра, в живописной северо-восточной части Молдавии. Отец Дога Дмитрий Федорович (1906 г. рожд.). Мать Дога Елизавета Никифоровна (1915 г. рожд.). Супруга Дога Наталья Павловна (1939 г. рожд.), инженер. Дочь Дога Виорика Евгеньевна (1966 г. рожд.).

Родное село расположено в низине, среди которой протекает маленькая безымянная речушка, а за холмом знаменитые кодры, деревья с огромными ветвистыми дубами, кленами, ясенем и иной растительностью, которая осталась активный и восхитительной памятью, потому как это одно из самых первых открытий мира юной хрупкой души. И кто знает, где начало творческого переосмысления этого первого соприкосновения с активный природой, которая способна все время возрождаться, удивлять и приобщать к себе все живое и разумное. А собственно, что такое мозг!? Не есть ли это сама натура неразгаданная и манительная.

Слово doga по-латыни означает разновидность дуба или украшение на одежде знати. Маленький Женя любил бродить со сверстниками и составлять весной щавель для кухни, так как в послевоенные годы, голодные и холодные, это был первостепенный продукт питания наряду с самыми разнообразными ягодами. Изредка попадались и шампиньоны, которые мамаша жарила в круглом чугунке на подсолнечном масле.

Запомнился и приехавший откуда-то оркестр народной музыки тараф, а кроме того симфонический оркестр из Кишинева. С ним был казус. Сстоимость в старом сельском клубе была маленькой, да и сам клуб также носил только одно наименование. Этот здоровущий симфонический оркестр частично расположился на сцене. Но большая его доля, в том числе огромные скрипки, на улице. Потом Женя узнал, что это были отнюдь не скрипки, а контрабасы. Они что-то длительно играли, и кто-то спереди им все время угрожал палочкой. Было крайне увлекательно, как не возбраняется было так долговременно игрывать, и чтобы никто не танцевал. Любопытные дети, крадучись, подходили и трогали руками эти скрипки, которые казались чем-то из другого мира. Этот другой мир пришлось посредством некоторое время раскрыть для себя заново и только что окончившему сельскую семилетку Жене.

Учился на первых порах в музыкальном училище в Кишиневе на виолончели (19511955), вслед за тем в консерватории (19551960, 19601965).

Тайком что-то придумывал и записывал в нотную тетрадка. А как-то раз на репетиции оркестра Молдавского радио, где также с учебой работал Евгений (19571962), пришла его однокурсница Мария и предложила народную песню для завтрашнего концерта. Дирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище П.И. Бачинин (в прошлом Pablo Baccini итальянец, ставший позже Павлом Ивановичем Бачининым), предложил юный певице спеть ещё вторую песню. Когда та заявила, что у нее больше ничего нет, виолончелист Евгений как снег на голову сказал, что у него есть песня. Дирижер более того не удивился и крайне тактично согласился принять завтра ее в программу. Это был первостепеннный выход из подполья и первое выступление знаменитой вскоре певицы Марии Биешу. А дальше уже тяжко было обусловить, чему больше уделяет участливость новоиспеченный композитор: виолончели или композиции. Партитуры в особенности занимали его. Он оркестровывал А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, молдавских маститых композиторов и полупрофессионалов молодому автору выпала огромная количество оркестровочной и обработочной работы. Это была прекрасная учебное заведение оркестрового письма в сочетании с изучением теоретических трудов в новой для него сфере музыкального творчества.

Карьере музыканта помешала скорбь паралич левой руки, и уж тогда Евгений Дога совсем решил профессионально заняться композицией. И вот опять 1-й вектор движения консерватории. Проходит ещё 5 лет консерваторского обучения у профессора С. Лобеля. Кроме собственно сочинения и изучения теории музыки он прошел совершенный вектор движения симфонического дирижирования. А вот с вокалом все было сильно лаконично: сорок минут занятий и вердикт природное безголосие.

В 1963 году он пишет свой начальный струнный квартет, затем с интервалом в десять лет второй, третий, четвертый, пятый. Композитор собирался нацарапать десять квартетов и позвать всех на премьеру десятого. Однако затем окончания обучения дипломированный композитор решил музыку больше не писать: сочинять так, как учили, не захотелось, а как хотелось, не мог, и два года понадобилось для того, чтобы, поискав себя в себе, разрешено было еще раз сочинять музыку, но уже нимало другую, ту, которую знают и почитают поныне. В отрезок времени молчания появилось новое увлечение теорией музыки, следствием чего явился учебник для студентов, которым Е.Д. Дога преподавал, выдержавший уже два издания.

Вернули его к композиции и определили во многом тракт композитора встречи с Эмилем Лотяну, Георге Водэ, Ионом Унгуряну. Он заново, уже в новом качестве, обратился к истокам народного мелоса, к основополагающей музыки мелодии. До этого пришлось испробовать и додекафонию, и другие современные конструктивистские направления, которые прямо не пришлись ему по душе. Его привлекала музыка, способная справить немало слушателей, и которая была бы, в также время, серьезной и разной по жанру. Евгений говорил, что это утопическая мысль, но отходить не стал. Самые большие концертные залы: Дворец съездов, ГЦКЗ Россия, Колонный зал Дома союзов в Москве, зал Октябрьский в Санкт-Петербурге, дворец Украина в Киеве, дворец National в Кишиневе, Дворец имени Ленина в Ташкенте, залы в Минске, Новосибирске, Саратове, многие другие престижные концертные эстрады с большим количеством прекрасных певцов и музыкантов постоянно были переполнены во время его концертов. А вовсе недавно во время авторского концерта в Киноцентре на Красной Пресне в Москве при переполненном зале более того директора пришлось попросить избавить местоположение. А десятка три дядя, не сумевших обзавестись билеты, согласились все два отделения внимать, стоя вдоль стен.

Песня Мой белый город, написанная в конце 1971 года на вирши В. Лазарева, на многие годы стала визитной карточкой молодого композитора наряду с уже известным оркестровым циклом Ритмы города. Прочный счастливый момент пришел с экрана, в особенности следом фильмов Эмиля Лотяну Лаутары, Табор уходит в небо, Мой нежный и нежный зверь, Анна Павлова. Вальс из фильма Мой нежный и нежный зверь вот уже больше двадцати лет исполняется куда ни кинь, где только разрешено, более того в переходах метро или во дворцах бракосочетания.

Е. Дога полно лет сотрудничает с режиссерами: С. Самсоновым, Г. Натансоном, А. Панкратовым, А. Муратовым, А. Суриным, А. Прошкиным, В. Туровым, В. Дербеневым, В. Криштофовичем, В. Мустафаевым и др. Евгений Дога сочинил музыку к больше чем 200 фильмам, в том числе Джамиля (1954), Нужен привратник (1969), Лаутары (1973), Дом для Серафима (1973), Табор уходит в небо (1976), Стажер (1977), Мой нежный и нежный зверь (1978), Я хочу петь (1980), Весенняя Олимпиада (1980), Мария, Мирабелла (1982), Портрет жены художника (1982), Восьмое диковинка света (1982), Анна Павлова (1983), Одиноким предоставляется общежитие (1984), Танцплощадка (1985), Казино (1992), Господа артисты (1992), На муромской дорожке (1993), Черный лист (1993), Бульварный роман (1995), Грешные апостолы любви (1995), Черная вуаль (1995), Искушение (1996). Классикой стала музыка к фильму Иона Понеску-Гопо Мария, Мирабелла.

Наряду с музыкой к кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, телеспектаклям, для радио и детской аудитории. 10 лет длилось сотрудничество с детской редакцией Центрального телевидения над сериалом Этот фантастический мир по страницам произведений писателей-фантастов Р. Брэдбери, А. Толстого, Н. Хикмета и др. Значительным событием в жизни Е. Доги стало написание музыки к открытию и закрытию Олимпиады-80 в Москве, а кроме того своего первого балета Luciafarul в 1982 году, за тот, что ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1991 году на Международном фестивале музыкальных фильмов в Брно композитор был удостоен Гран-при за внушительный вклад в киномузыку.

Первая симфония композитора не нашла своего продолжения, потому что известный песенник и кинокомпозитор не вписывался в когорту серьезных мэтров, хотя написанные им симфония (1969), балеты Luciafarul и Venanciа (1963, 1973), пять струнных квартетов (1983, 1993, 2004), кантаты Белая радуга (на вирши Э. Лотяну), Весна человечества (на вирши А. Стрымбяну), Человеческий голос (на вирши Р. Рождественского), Сердце века (на вирши И. Подоляну), два реквиема (1969 без слов, 1994 на вирши А. Пушкина), две симфонические увертюры, девять хоров а capella на вирши Е. Букова, два хора а capella и восемь романсов на вирши М. Еминеску, три тетради Песни и романсы на вирши поэтов серебряного века, немного пьес для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано составляют изрядный баланс несерьезным жанрам.

Он написал немного сотен песен на вирши современных и классических авторов, посреди которых: Мне приснился гул дождя на вирши В. Лазарева, Мария, Мирабелла на вирши Г. Виеру, Пришла любовь на вирши В. Лазарева, Все начинается с любви на вирши А. Дементьева. Часть из них издана в 9 сборниках. Из нескольких десятков песен для детей на вирши Г. Виеру, Н. Стожковой, А. Толстого изданы единицы, остальные звучат только в кинофильмах, таких как Мария, Мирабелла, с концертной эстрады или в детских коллективах. Для детского исполнителя композитор написал море инструментальных пьес, посреди которых Скрипунэлла, Джой, Вдвоем, Сонет и др.

В 19621963 годах Е. Дога преподавал в одной из кишиневских музыкальных школ, а в 19631967 годах теорию музыки в кишиневском музыкальном училище. Вот уже немного лет у себя дома в Крылатском, где находится его московская квартирка, он собирает детишек 67 лет в ансамбль Крылатские козявки. Они выступали в детских передачах по телевидению, в Колонном зале, Доме журналистов, Доме композиторов...

С 1971 года и по этот день Е. Дога в свободном полете... Он старается и в текущий момент сберечь для своего творчества хоть количество того огромного, когда-то духовного пространства, сотрудничая со многими художниками разных стран.

Е.Д. Дога обладатель многих отечественных и зарубежных титулов и наград: всенародный артист СССР (1987), всенародный артист Молдовы (1984), заслуженный участник искусств Молдовы (1974), лауреат Государственной премии СССР за музыку балета Лучафэрул и музыку кино (1984), премии Овация (2001), обладатель Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов Брно-91 за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер Ордена Республики Молдовы (1997), высшей награды Румынии ордена Звезда Румынии в степени командора (2004), ордена Меценат столетия (2003), золотой медали Человек-2000 (США), медали М. Еминеску (Румыния, 2000), медали В. Розова (Россия, 2004).

Действительный член Академии наук Молдовы (1991), член Союзов композиторов Молдовы (1961) и СССР (1974), член Союза кинематографистов СССР (1975). В 19671972 годах являлся членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдовы. С 1987 по 1991 год член комиссии по Ленинским и Государственным премиям СССР. Два созыва состоял в Верховном Совете Молдовы, два в Верховном Совете СССР. Будучи заместителем председателя Комиссии по культуре, участвовал в разработке Закона Об интеллектуальной собственности, тот, что перевесом всего в 6 голосов был заблокирован.

В свободное время Евгений Дмитриевич любит мастерить от детекторных радиоприемников до конструирования жилого дома. Может на самодельной мандолине из решетки сыграть на свадьбе.

Живет и работает в Москве и Кишиневе.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Звиденный Eugene Zvidenniuj

Евгений Звиденный родился 11 декабря 1968 года во Владивостоке.
читать далее

Евгений Кемеровский Eugene Kemerovskiy

Клипы Евгения Кемеровского художественны, очень событийны и эмоциональны. Каждый из них является как бы отдельным маленьким кино. Причем, часть..
читать далее

Евгений Кисин Eugene Kisin

Поводом для этого, второго по счету, моего интервью с выдающимся пианистом Евгением Кисиным, послужил, казалось бы, мелкий бытовой факт: в ответ на..
читать далее

Евгений Клячкин Eugene Klyachin

Песни начал писать в октябре 1961 г. сначала на стихи других поэтов (И. Бродского, К. Кузьминского, А. Вознесенского, Г. Горбовского и др.), затем..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий