Известные люди

»

Евгений Кунгурцев

Евгений Кунгурцев Eugene Kungurcev Карьера: Герой
Рождение: Россия» Удмуртия» Ижевск, 3.10.1921
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года Евгению Максимовичу Кунгурцеву присвоено звание Героя Советского Союза. 19 апреля 1945 года за новые боевые подвиги он удостоен второй медали Золотая Звезда.Награжден также многими орденами и медалями.

Евгений Максимович Кунгурцев родился в семье рабочего. По национальности российский. Член КПСС с 1943 года.

Учился в Боткинском машиностроительном техникуме. В Советской Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов.

С февраля 1943 года но октябрь 1944 года сражался на Ленинградском, а позднее на 3-м Белорусском фронте. Был командиром звена, эскадрильи. Вэтого за годы войны совершил 210 успешных боевых вылетов.

После войны Е. М. Кунгурцев поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию, которую окончил с отличием. В 1957 году окончил Академию Генерального штаба, а следом на протяжении нескольких лет находился на ответственной работе в рядах Советской Армии. За успешное освоение новой боевой техники был награжден орденом Красного Знамени. С 1968 года генерал-майор авиации Е. М. Кунгурцев в запасе.

Как вешний лесок потом порыва ветра, притих многолюдный школьный зал. Десятки пытливых зрачок устремлены на гостя, и в каждом взгляде взволнованное ожидание: о чем расскажет он, тот самый мужчина с двумя золотыми звездами на груди?

Не меньше волнуется и гость дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации запаса Евгений Максимович: Кунгурцев. Смотрит на ребят-старшеклассников, и память уносит его в те далекие годы, когда сам был таким. Его так же волновали в те годы удаль и отвага бойцов Чапаева и Котовского, подвиги героев Хасана и Халхин-Гола. И конечно, героическая бытие летчиков. Сколько раз, читая о них, юноша внутренне переносил себя в кабину самолета. То направлял его в бездонную высь, то вел через туман угрюмой Арктики, то из-за облаков мчался навстречу врагам и неизменно одерживал над ними победу.

Крылья мечты. Как нужны они вступающему в существование юноше! Смело, настойчиво шел навстречу своей мечте студент Боткинского машиностроительного техникума Женя Кунгурцев. Аэроклуб. Военное авиационное училище. А затем... Потом битва...

Вам словечко, Евгений Максимович, прервал шеф его воспоминания.

О чем же поведать вам, пацаны? обращается Кунгурцев к школьникам.

Про войну, слышится звук из середины зала.

Как стали героем, добавляет прочий... Как становятся героями? Часто задавали Евгению Максимовичу тот самый вопросительный мотив и завсегда тяжко было на него откликаться. Ведь некоторые сидящие в зале юноши и девушки, пожалуй, и на самом деле считают, что есть таковый рецепт, как совет для утренней физзарядки или консультация перед экзаменами.

Я не родился героем, пацаны, начал Евгений Максимович. Я стал им в годы войны, когда воинский задолженность требовал от нас не сочувствовать ни сил, ни жизни во имя Отечества и победы над его врагами. Подвиги совершали миллионы. Их не забыла Родина. Высоко оценила она и то, что сделал я. Героями признавали тех, кто, не страшась трудностей, в всякий опасности выполнял свой задолженность до конца...

То смирно, то мало волнуясь ведет Евгений Максимович свой расклад. О боевых товарищах летчиках-штурмовиках, о себе. А с разных сторон новые и новые вопросы: бывало ли жутко в бою, какой боевой вылет был самым опасным, сбивали ли фашисты его авиалайнер...

Боевые вылеты. Их было 210. И любой над территорией, занятой врагом, на объекты, которые направляли на наши самолеты жар зенитных пушек и пулеметов, прикрывались истребителями. Всякий боевой вылет таил свои опасности, преподносил суровые и жестокие уроки.

...Начало 1943 года. Сержант Кунгурцев прибыл из училища в штурмовой авиационный полк, базирующийся недалече от Ленинграда. И ликующе и несладко на душе у молодого летчика. Радостно потому, что попал в конце концов на фронт. Ведь об этом мечтал с самого начала войны. Тяжело сознавать другое: рядом Ленинград колыбель революции. Осажденный врагом и отрезанный от страны град. День и темное время суток ведут кровопролитные бои его защитники. Непрерывные налеты гитлеровской авиации стойко и мужественно отражают воины противовоздушной обороны. Но фашистским самолетам временами удается прорываться посредством нее, сбрасывать бомбы на жилые дома, предприятия, памятники старины. Ведет пламень и дальнобойная артиллерия. Последний поезд ушел отседова в сентябре 1941 года. Население голодает, замерзает в нетопленных квартирах. Какое мужество, какие силы нужны этому городу, его жителям и защитникам, чтобы держаться в железной блокаде! Не месяц, не два, а полтора года.

Сержант Кунгурцев навалом раз спрашивал командира эскадрильи: когда же в мордобой? Ответ получал краткий: ещё немного учебных полетов, фотобомбометание... И еще раз приходилось с завистью проводить товарищей на очередное боевое поручение, а самому скрепя сердце кружить над заснеженным полигоном, пикировать на привезенные сюда немецкие танки и пушки, совместно с командиром терпеливо заниматься изучением только что проявленную пленку.

И вот долгожданная весть: завтра боевой вылет. В ту темное время суток длительно не спалось. Сержант старался представить, как поведет свой авиалайнер в одном строю с опытными летчиками, обрушит на головы фашистов смертоносный груз.

Хмурое ленинградское небосклон. Группа штурмовиков резво приближается к линии фронта. Еще минута, другая, и она пройдена. Ведущий группы передал команду: приготовиться к атаке! И без малого в то же миг Кунгурцев увидел, как с правой стороны, слева, спереди мелькнули вспышки разрывов зенитных снарядов. Надо одолеть тот самый огневой заслон, прорваться к цели.

Следуя примеру командира группы, сержант изменил высоту и ориентация полета. Теперь ручку от себя и в пикирование. В прицеле уже появились огневые позиции батареи дальнобойной артиллерии, что ещё недавно, поди, вела жар по Ленинграду. Видно, как от орудий растекаются черные точки. Это фашисты спешат оставить от надвигающегося возмездия. Но нет, не уйдут! Сержант нажимает кнопку бомбосбрасывателя, выводит машину из пикирования. В какое-то миг острый зрачок замечает, как там, на земле, у самых вражеских орудий рвутся бомбы. Разворот и Кунгурцев обрушивает на головы фашистов жар пушек и пулеметов.

Задание выполнено. Группа разворачивается. Сержант пристраивается на близкое местоположение. Теперь скорее на близкий аэропорт, в то время как в воздухе не появились вражеские истребители. Но все безмятежно. Настроение такое, что хочется распевать от радости. Пусть знают: Кунгурцев, если надобно, через жар пройдет, но инструкция выполнит...

При разборе боевого вылета начальник при всех похвалил молодого летчика за смелость и решительность. Но напомнил и о другом: сильного, опытного врага одной смелостью не возьмешь. Нужны расчеты, маневр, осмотрительность. То, что нынче не сшибли добро. А сшибить могли запросто. Как шел на мишень? По прямой. Зенитчикам только это и нужно. Нельзя одаривать им этого козыря. Сбивай врага с толку маневром по высоте, по направлению, по углу атаки...

Напряженные, горячие фронтовые дни. Евгений Кунгурцев водил свой ИЛ-2 на выполнение новых и новых боевых заданий. В составе группы, эскадрильи, полка. Юношеская горячность потихоньку сменилась серьезной деловитостью, произвольный боевой вылет обогащал опытом. Повзрослел, возмужал Евгений на войне. По-мужски затвердели черты лица, строже, проницательнее стали голубые глаза. Командиры называли его в числе тех, кто прочно занял местоположение в боевом строю, на кого позволительно положиться в любом трудном деле.

Как-то четверка илов, в которую входил Евгений Кунгурцев, получила задачу причинить потрясение по позициям гитлеровцев в районе станции Мга. На малой высоте штурмовики подошли к цели. Их налет причинил большой ущерб врагу. Пора бы ворочаться на свой аэропорт, но на железнодорожных путях отметили эшелон, видимо, подготовленный к отправке. Разве позволительно выпустить такую мишень! Но приблизиться к ней не нетрудно. Станция прикрывается плотным кольцом зенитных батарей и пулеметов. Единственный выход прорваться к эшелону на бреющем. Это не менее угрожающе, но разрешается ошеломить врага дерзостью, победить те считанные минуты, которые необходимы для внезапного удара.

Так и сделали. Поливая пулеметным огнем растерявшихся вражеских зенитчиков, четыре наших штурмовика вихрем налетели на эшелон. Бомбы легли в мишень. Разметая вагоны, загрохотали взрывы, вспыхнули пожары. Преследуемые вражеским огнем, советские летчики ушли за линию фронта. Вскоре стало известно, что налет на станцию на немного дней закупорил движение на важной железнодорожной магистрали.

С каждым днем в летной книжке Евгения Кунгурцева прибавлялись новые записи о боевых вылетах, множилось число уничтоженной активный силы и техники врага. На груди летчика появились первые награды первоначально орден Красной Звезды, а после этого орден Красного Знамени. Все чаще уходил он на выполнение боевых заданий во главе группы. И как бы тяжко ни складывалась ситуация, на свой аэровокзал группа постоянно возвращалась с победой.

В начале 1944 года наши войска перешли в решительное штурмование под Ленинградом. Опираясь на сильную оборону, созданную за многие месяцы осады города, гитлеровцы оказывали ожесточенное сопротивление. Огромных усилий требовала баталия за произвольный опорный пункт. Напряженная пора была и у летчиков штурмовой авиации. Своими точными ударами они помогали наземным войскам взламывать вражескую оборону, уничтожать артиллерийские группы, склады боеприпасов, горючего и другие объекты. Дополнительные трудности создавала погода. Низкие облака прижимали самолеты к земле, зачастую мокрый снег залеплял стекла кабин. Но и в этих условиях штурмовики отыскивали цели, обрушивали на них свой смертоносный груз.

В начале марта Кунгурцев повел группу илов на штурмовку важного опорного пункта. Вначале фашисты не подавали признаков жизни. Но когда наши самолеты подошли к самой цели, неожиданно и дружно ударили зенитные пушки и пулеметы.

Приготовиться к атаке! передал Кунгурцев товарищам по радио. Следить за мной.

Быстро совершив маневр высотой и скоростью, Евгений первым спикировал на мишень и сбросил бомбы. Его примеру последовали другие летчики. Первый заход оказался удачным. За ним второй, третий, пятый. Освободившись от бомбового груза, штурмовики проутюжили вражескую пехоту. Итог боевого вылета целиком удовлетворительный: уничтожен склад с боеприпасами, подавлен жар минометных батарей, основательно потрепаны подразделения пехоты гитлеровцев.

На следующее начало дня четверка штурмовиков во главе с Кунгурцевым сызнова отправилась к этому опорному пункту. К цели подходили на малой высоте, пробиваясь через густые низкие облака. Начавшийся снегопад окутал все около абсолютный белесой мглой. Только смелость и мастерство ведущего позволили своевременно и верно пробиться к объектам штурмовки и причинить по ним потрясение. Вскоре наши наземные войска овладели опорным пунктом.

В единственный из апрельских дней группа Кунгурцева, выполнив боевое поручение, возвращалась на свой аэровокзал. Шли без прикрытия истребителей. Уже поблизости была черта фронта, когда в наушниках раздался встревоженный звук стрелка:

Командир, позади фоккеры!

На момент Евгений обернулся. Шесть немецких истребителей фокке-вульф-190 скоро приближались к четверке наших илов. И тотчас перед командиром проблема, которую необходимо принять решение в считанные секунды: принимать мордобой или отправляться? То и другое смертельно угрожающе. Угулять могут всех перебить. Принять махач? Но штурмовик не истребитель. У него меньше прыть, хуже маневр. При встрече с истребителями ему полагается обороняться и отправляться на бреющем полете. А тут у врага ещё и численное превосходство: шесть супротив четырех...

Приготовиться к бою! передал Кунгурцев ведомым.

Рассчитывая на скорую и легкую победу, фашистские летчики смело заходят позади. Но их встречает дружный пламень стрелков. Сорвалось! В лоб забегать не решаются знают, что у илов сильное лобовое вооружение. Снизу у него броня, да и высота не для скоростного истребителя.

Фоккеры отходят в сторону, перестраиваются и сызнова устремляются в атаку. Один выпустил длинную очередность по Кунгурцеву. Ее дорога прошла прямо над фонарем. Но маневр скоростью подвел фашиста. Он проскакивает над машиной командира и попадает в прицел. Кунгурцев нажимает на гашетки. Несколько секунд и фокке-вульф, свалившись на крыло, задымил, пошел к земле.

Но в воздухе осталось ещё пять. Озлобленные гибелью сам лета из их группы, они продолжают наседать на краснозвездные штурмовики. Только меняют тактику: одни заходят на илы позади, другие сбоку. Выбрав подходящий миг, летчики группы сшибли ещё одного, устремившегося в атаку фоккера.

Такой исход короткой встречи с советскими штурмовиками охладил пыл остальных фашистских летчиков. У самой линии фронта они развернулись и ушли. Группа Кунгурцева без потерь возвратилась на свой аэровокзал. Боевые друзья, командиры горячо поздравили его с блестящей победой, восхищались его мастерством.

Вскоре звену, которым командовал Евгений Кунгурцев, опять пришлось принять мордобой с вражескими истребителями. Было это так. Группа наших штурмовиков получила поручение причинить потрясение по аэродрому противника в Иммалан-Ярви. Объект значимый, прикрывается несколькими батареями зенитной артиллерии, истребительной авиацией. И все же необходимо пробиться. Через жар, посредством все опасности. Может быть, посредством кончина. Таков директива...

Рано утром группа взяла вектор движения на запад. Скрываясь в облаках, наши летчики сумели объехать поясок противовоздушной обороны, что прикрывала подступы к аэродрому. Но над самой целью по штурмовикам нежданно ударили новые батареи. По небу плотно рассыпались темно-багровые клубки взрывов зенитных снарядов.

Илы маневрируют высоки, скоростью. Затем стремительная штурмовая вылазка. Видно, как горят самолеты, не успевшие оставить стоянки, рушатся охваченные огнем аэродромные постройки, склады. Взрывные волны не раз подбрасывали авиалайнер командира звена, но он вновь и вновь заходил на мишень.

Итог боевого вылета крайне внушительный: уничтожено на земле 10 и повреждено 5 вражеских самолетов, взорвано 3 склада боеприпасов и горючего, подавлено 3 зенитных батареи. В воздушном бою, завязавшемся над целью, группа сшибла единственный фокке-вульф-190. Все наши самолеты вернулись на аэровокзал, истина многие илы изрешечены пулями и осколками..

Летчики-фронтовики добро знают, как сложны полеты на разведку и фотографирование позиций и оборонительных сооружений противника. Они требуют исключительной смелости, выдержки, находчивости, поистине виртуозного летного мастерства. Часто разведчик идет на поручение единственный, без прикрытия истребителей. Идет туда, где супостат всеми силами старается утаить от воздушного наблюдения самое главное, а когда назревает угроза разоблачения, делает все, чтобы разведчик не ушел и не доставил своим ни фотоснимков, ни того, что успел подсмотреть наметанным взглядом. И потому что яростно бьют по разведчику зенитные пушки и пулеметы, как за дорогой добычей, охотятся за ним истребители.

А разведчику нужно во что бы то ни стало миновать над целью. Пройти с постоянной скоростью, не нарушая прямолинейности полета. Пройти более того тогда, когда машину встряхивают рядом рвущиеся зенитные снаряды, нещадно секут осколки. Иначе на пленке не будет того, что так необходимо командованию, а значит, бесцельным окажется нелегкий и рискованный полет.

Воздушная разведка стала, по существу, второй профессией Евгения Кунгурцева. Командование видело в нем летчика, которому по плечу задания каждый сложности. Каждый его разведывательный полет позволял нарыть самые свежие и самые нужные данные о противнике. Для Кунгурцева как бы перестало наличествовать понятие нелетная погода. Наоборот, ненастье часто более того помогало ему осуществлять ответственные боевые задания. Низкие тучи, густая облачность самая подходящая маскировка для воздушного разведчика, позволяющая вдруг вынырнуть над линией вражеской обороны, над аэродромом или переправой. Именно в такую нелетную погоду он фотографировал укрепления противника на Карельском перешейке, на ряде других направлений наступления наших войск.

В конце августа 1944 года Кунгурцеву и его группе было приказано разведать и сфотографировать систему главных оборонительных сооружений гитлеровцев на Нарвско-Таллинском направлении. Этот район прикрывался сильным огнем зенитной артиллерии и истребителями. Пробив облачность, группа илов вышла к цели, но была встречена ураганным огнем. И все же Кунгурцев сумел сфотографировать нужные объекты общим планом. Но этого было мало. Командир звена приказал ведомым обрушить бомбы и реактивные снаряды на зенитные батареи, а сам, снизившись до 60 метров, прошел над самыми оборонительными сооружениями. Снимки, сделанные Кунгурцевым, оказали шибко большую содействие нашим наступавшим наземным войскам.

Не все такие полеты кончались удачно. В начале 1945 года, во время боев за отбояривание Эстонии, Кунгурцев попал под таковый шквал зенитного огня, что авиалайнер был солидно поврежден. С трудом довел подбитую машину до своего аэродрома. Прямо из кабины штурмовика летчика увезли в лазарет. Подлечившись, опять вернулся в родную количество, принял руководство эскадрильей, в которой начинал боевой тракт. К этому времени не был уже Героем Советского Союза.

И сызнова произвольный день боевые вылеты. На штурмовку скоплений вражеских войск и техники, на разведку и фотографирование. Но в единственный из мартовских дней 1945 года, когда ожесточенные бои шли в Восточной Пруссии, Евгений Кунгурцев не вернулся с задания. Товарищи, сообща с которыми он бомбил и обстреливал скопление вражеских танков и мотопехоты, доложили командиру полка кратко:

Погиб над целью...

Да, они видели, как потерявший управление авиалайнер командира эскадрильи устремился к земле и упал в расположении вражеских войск. Если бы Кунгурцев был жив, он наверное нашел бы выход из положения, как находил навалом раз в подобных случаях. На тот самый раз финал. По традиции летчики полка почтили память боевого друга, поклялись отомстить за него. Они не знали тогда, что Евгений остался жив, что на его долю выпали суровые и страшные испытания.

...Взрыв снаряда перед самой кабиной, и острая боль чисто ножом полоснула по всему телу. На какое-то время Кунгурцев потерял разум, а когда очнулся, заметил, как авиалайнер быстро приближается к земле. Еще немного секунд и ил врежется в нее. Хватит ли сил, чтобы в эти оставшиеся мгновения снести поединок с без малого неминуемой смертью? Хватит ли их патом, чтобы оставить и не угодить в руки врагам?..

Перед самой землей Кунгурцев с огромным трудом выровнял машину. Почувствовал, как она глухо, тяжко ударилась о землю. Потом все кругом заволокла тьма. Сколько это продолжалось, он не знал. С трудом открыл залитые кровью глаза, когда услышал особенный стук. На плоскости у самой кабины германец с автоматом. Он стучит по фонарю, что-то кричит другим, оставшимся внизу.

Полуживого Кунгурцева грубо вытащили из кабины, отвезли в лагерь. Силы возвращались к нему неспешно. Как только поднялся на ноги, немедленно повели на допрос. Кунгурцев не отвечал на вопросы. Его избивали, бросали в сарайчик, где находились военнопленные, и еще раз тащили на допрос. Но ни побои, ни издевательства не сломили волю советского летчика.

Через две недели группу военнопленных, посреди которых был и Кунгурцев, направили в лагерь, находившийся южнее Кенигсберга. У Евгения созрел проект побега. Несколько десятков наших воинов во главе с ним осуществили тот самый дерзкий проект. Пробираться из вражеского тыла было весьма тяжело. Ведь дорога пролегал по земле Восточной Пруссии. Скрываясь в лесах, смельчаки 22 дня шли на восток. Голодные, измученные неволей, многие раненые, они все же добрались до своих.

И вот Евгений заново в родном полку. Боевые друзья встретили его как воскресшего из мертвых. Подлечившись, летчик-герой вновь повел штурмовик на позиции гитлеровских войск. В апреле 1945 года начальник эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка Евгений Максимович Кунгурцев был награжден второй медалью Золотая Звезда. К тому времени на его счету было уже больше 200 успешных боевых вылетов...

В послевоенные годы Евгений Максимович продолжал службу. Осваивал новые типы самолетов, учил летному мастерству молодых авиаторов. Командовал полком, соединением. Недавно уволился в припас. И хотя числится в списках тех героев-фронтовиков, которые уже отлетались, его сердце навечно осталось с авиацией.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Мошков Eugene Moshkov

Становится связным между партийным и комсомольским подпольем. Одновременно он возглавляет одну из групп молодогвардейцев, действовавших в районе..
читать далее

Евгений Николаенко Eugene Nikolaenko

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й..
читать далее

Евгений Преображенский Eugene Preobrazhenskij

Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды и..
читать далее

Евгений Птухин Eugene Ptuhin

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью ХХ лет РККА.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий